Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования.




Скачать 259.07 Kb.
НазваниеСтатья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования.
Дата28.09.2012
Размер259.07 Kb.
ТипСтатья
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО ИНСТИТУТА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Осокин С.А.

Доцент кафедры организации безопасности движения Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного института

(Государственный Технический Университет)

Аннотация

Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т.ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. Предложен комплекса педагогических условий, способствующих повышению эффективности функционирования модели системы формирования готовности студентов факультета управления автомобильно-дорожного института к использованию информационных технологий в профессио­нальной деятельности.


Изучение научной литературы и опыта работы вузов России показало что, несмотря на многочисленные исследования проблемы информатизации образования, действующая система профессионального образования не обеспечивает сегодня формирования у будущих специалистов необходимого уровня знаний и умений, позволяющих использовать информационные технологии в будущей профессиональной деятельности. В связи с чем возникает необходимость поиска оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т.ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования.

В ходе теоретического осмысления исследуемой нами проблемы было выдвинуто предположение о том, что формирование готовности студентов автодорожного института к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности в рамках учебно-воспитательной работы вуза будет протекать более эффективно, если будет:

  • разработка и внедрение в педагогический процесс вуза модели системы формирования у будущих специалистов по организации безопасности дорожного движения готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

  • создание в вузе интеллектуально-информационной среды;

  • создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих инженеров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

  • подготовка преподавателей к применению современных информационных технологий при организации процесса обучения.

Рассмотрим вышеперечисленные педагогические условия более подробно.

1. Разработка и внедрение в педагогический процесс вуза модели системы формирования у будущих специалистов по организации безопасности дорожного движения готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Изучение опыта работы специалистов автодорожной сферы Чувашской Республики позволило нам сделать вывод о том, что очень часто знания и умения в области информационных технологий и технологии их использования, полученные в период обучения в вузе, не применяются ими совсем либо не в полном объеме при решении профессиональных задач.

Анализируя причины этого явления, мы пришли к выводу, что знания и умения использования информационных технологий довольно часто остаются невостребованными, т.к. у большинства выпускников автодорожного института не сформирована потребность в постоянном изучении информационных технологий и их творческом применении в профессиональной Деятельности. Вместе с тем исследования ученых показали, что потребность в использовании информационных технологий в профессиональной деятельности может быть развита в процессе преодоления противоречия между желанием применить уже усвоенные методы и приемы деятельности и необходимостью постоянно находить новые способы, методы и приемы решения профессиональных задач с использованием информационных технологий.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы вузов позволил разработать модель системы формирования у будущих специалистов по организации безопасности дорожного движения готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, которая включает в себя цель, задачи, основные направления работы, организационные формы, методы, средства обучения, результат.

2. Создание в вузе интеллектуально-информационной среды.

В современной дидактике принято считать, что процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения. Но данное определение не учитывает многие ситуации, возникающие в процессе обучения. В связи с этим некоторые исследователи вновь вводят в педагогику понятие среды.

В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации употребляется термин «информационная среда». При этом авторы дают следующее определение: «под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».

Информационная среда изучалась во многих аспектах. Из них стоит выделить следующие три.

Во-первых, как одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривается как участник коммуникационного процесса, т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т.е. в форме информации. А, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание.

Во-вторых, как система исторически сложившихся форм коммуникации.

В-третьих, как созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществлять коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.

Результаты исследования показывают, что создание в автомобильно-дорожном институте интеллектуально-информационной среды является базовым условием, обеспечивающим эффективность информационной деятельности педагогов и студентов и позволяющим перейти к образовательной информационной технологии, осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Интеллектуально-информационная среда автомобильно-дорожного института представлена специализированным системно-объединяющим пространством с размещением в нем компьютерной техники и локальными вычислительными сетями, подключенными к высокоскоростному каналу Интернет, а также европейским каналам образовательного телевидения, реализующими инновационные возможности высоких педагогических технологий и формирующими в вузе современные дидактические среды, которые предназначены, в частности, для организации самообучения студентов и научно-методической деятельности педагогов.

3. Cоздание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих инженеров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Весьма важным, основополагающим принципом учебной работы является индивидуальное оперативное общение преподавателя и учащегося с использованием современных информационных и телекоммуникационных средств, например, с помощью электронной почты. Нередко администрация учебных заведений считает своей главной задачей создание материальной технической базы. Однако, ключом к формированию готовности студентов к использованию информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся.

Практика распространения учебных пособий в электронном виде становится обычной для многих учебных заведений. Это повышает оперативность, доступность и нередко экономическую выгоду. Диапазон электронных форм таких пособий разнообразен - от линейных текстовых файлов в формате MS DOS до структурированных гипертекстов в формате HTML [3, 191] . Хотя последняя форма представления учебного пособия существенно облегчает навигацию по учебному материалу, учащиеся, как показывает опыт, предпочитают распечатывать пособия и изучать их в традиционной бумажной форме.

Иное дело, если гипертекстовое учебное пособие снабжено мультимедийными иллюстрациями: графикой, анимацией, видео- и аудио-фрагментами.

Обучение с помощью компьютеров дает наибольший эффект, когда учащиеся вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения задач. Компьютерные обучающие программы такого типа предъявляют учащемуся задания тренирующих упражнений, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснения типовых ошибок, предъявления соответствующего теоретического материала.

Применение дополнительных устройств, объединение в сети и под­ключение ЭВМ к средствам телекоммуникации играют немаловажную роль для расширения возможностей компьютера в проведении автодорожных экспертиз.

Информатизация судебно-экспертной деятельности имеет в современ­ных условиях огромное значение. Разнообразная по формам и содержанию судебно-экспертная деятельность невозможна без привлечения информа­ционных технологий. Информационное обеспечение судебной экспертизы должно представлять собой информационный процесс, определяемый за­конодателем как процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (Ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информатизации и защите информации»), необходи­мой в данном случае для решения судебно-экспертных задач (Ст. 39 ФЗ ГСЭД).

По мнению Е.С. Россинской, сущность и содержание информацион­ного обеспечения деятельности государственных судебно-экспертных уч­реждений тесно связано с формами судебно-экспертной деятельности, сре­ди которых она выделяет:

  1. аналитическую, связанную с проведением экспертных исследований и являющуюся основой для судебно-экспертных учреждений;

  2. научную, направленную на интеграцию в судебно-экспертную деятельность достижений науки и техники, совершенствование обще­
    теоретических основ экспертной деятельности, разработку эксперт­ных методов и методик;

  3. дидактическую, связанную с процессом подготовки экспертных кадров и повышением их квалификации;

  1. управленческую, направленную на организацию функционирования
    как системы государственных судебно-экспертных учреждений в це­лом, так и отдельных учреждений;

  2. профилактическую, связанную с использованием результатов прове­денных экспертиз в профилактике преступлений, административных
    и государственных правонарушений [10, 307].

Говоря об информационном обеспечении судебно-экспертной дея­тельности необходимо затронуть вопросы использования компьютерных технологий в целях информатизации судебной экспертизы.

По мнению ученого, компьютеризация судебно-экспертной деятельно­сти происходит по целому ряду важных направлений. Одним из них явля­ется использование универсальных аппаратных средств и универсального программного обеспечения. Это, прежде всего, операционная система Windows и стандартное программное обеспечение к этой операционной систе­ме, а именно:

  • использование систем подготовки текстов, предназначенных для набора и редактирования документов;

  • использование универсальных программ управления базами данных, которые перерабатывают большое количество однотипной информации и систематизируют ее по нужным признакам;

  • использование различных версий электронных таблиц Мicrosoft Ехсеl, представляющей собой электронные бланки, в ячейки которых можно заносить не только текстовые символы, но и математи­ческие формулы, а расчеты производятся автоматически, что особенно удобно, если при расследовании необходимо проверить точ­ность заполнения финансовых документов;

  • использование сканеров. Позволяющих переносить текстовую и графическую информацию с бумажных носителей в память ком­пьютеров;

  • - использование цифровой фотографии и программного обеспечения для обработки графической информации, например, в портретной экспертизе;

  • - использование локальной компьютерной сети, например, при осуществлении криминалистической регистрации, так и глобальной сети Интернет;

  • просмотр информации, расположение на различных серверах сети Интернет посредством различных браузеров, из которых наиболее распространенным является Мicrosoft Internet Explorer;

  • использование в деятельности экспертов и адвокатов справочных
    правовых систем «Консультант-плюс», «Гарант», «Законодатель­ство России», позволяющих оперативно отслеживать изменения федерального и регионального законодательства, изучать судеб­ную практику.

Второе направление компьютеризации судебной экспертизы - созда­ние баз данных и автоматизированных информационно-поисковых систем по конкретным объектам экспертизы, применение в экспертной практике баз данных, имеющихся в смежных областях науки и техники, их адапта­ция для решения задач судебной экспертизы.

Современные информационных технологий позволяют заменить натурные коллекции и картотеки на бумажных носителях компьютерными базами данных, автоматизированными информационно-поисковыми систе­мами судебно-экспертного назначения, по конкретным объектам эксперти­зы, которые функционируют в основном на базе персональных компьюте­ров и используют возможности компьютера по накоплению, обработке и выдаче в соответствии с запросами больших массивов информации.

Кроме того, компьютерная техника используется для автоматизации сбора и обработки экспериментальных данных, получаемых в ходе физико-химических, биологических и др. исследований в ходе различных видов анализа.

Третьим направлением внедрения информационных технологий в су­дебно-экспертной деятельности является создание программных комплек­сов либо отдельных программ выполнения вспомогательных расчетов по известным формулам и алгоритмам.

К информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности относятся программные комплексы и отдельные программы выполнения вспомогательных расчетов по известным формулам и алгоритмам.

В дорожно-транспортных экспертизах необходимо проводить большое количество вспомогательных расчетов.

Создание программных комплексов предполагает автоматизацию ре­шения экспертных задач.

Информация судебной экспертизы предполагает создание программ­ных комплексов для решения экспертных задач, включающих подготовку экспертного заключения [10, 314].

Современные информационные технологии служат основой для изме­нения направления развития автоматической экспертизы.

Судебная автотехническая экспертиза как область практической дея­тельности представляет собой сложную систему разнородных элементов, в том числе: нормативное регулирование, статус и функции субъектов дея­тельности, система технических средств, научные основы, методы и мето­дики проведения экспертных исследований. Как и практически все виды экспертиз, автотехника предполагает изучение объектов, следов и др., а также взаимодействия данных факторов во времени [7, 123]. Поэтому та­кая динамически развивающаяся система не может существовать и разви­ваться без использования современных технических средств. Технические средства должны быть адекватны разнообразию задач, которые приходится решать эксперту-автотехнику, и соответствовать формам его деятельности [9, 252-254].

Технические средства, используемые экспертом-автотехником условно можно разделить на три группы:

  • средства, которые применяются в повседневной деятельности чело­
    века (фотоаппарат, линейка, калькулятор и т.д.);

  • средства, которые применяются только в экспертной деятельности
    или на специализированных предприятиях (специальная фототехника для съемки микроследов, специальные осветительные прибо­ры, диагностические приборы и т.д.);

  • средства, которые применяются только для решения конкретных
    задач по одному из видов экспертизы (программные модули).

На современном этапе развития судебной автотехнической экспертизы в ходе ее производства применяются все группы технических средств. Применение тех или иных технических средств обуславливается методи­кой, которую эксперт выбирает для проведения необходимых исследова­ний. Исходя из требований действующего законодательства, выбор приме­няемой экспертом методики не регламентируется и зависит от решения экс­перта.

Следует отметить, что проходящая в последние годы «паспортизация» экспертных методик на межведомственном уровне, служит только принци­пам единого подхода к решению одинаковых экспертных задач различны­ми экспертами. «Паспортизация» экспертных методик не ограничивает эксперта в выборе способов, которыми он достигает результатов, если вы­бранные способы научно обоснованы.

Методики, применяемые в практике судебной автотехнической экс­пертизы, основаны на законах физики, теоретической механики, теории и конструкции автомобилей, теории соударения и т.д.

Таким образом, экспертные методики, применяемые в автотехниче­ской экспертизе, являются прикладным выражением указанных выше зако­нов.

Исходя из того, что законодательство не ограничивает эксперта в вы­боре методики исследования, не может быть ограничений эксперта и в вы­боре применяемых им технических средств.

Особый интерес для нашего исследования представляют применяе­мые экспертами технические средства третьей группы, анализ которых по­казал, что в основном это программное обеспечение, используемое при производстве отдельных подвидов экспертиз.

Внедрение информационных технологий в экспертную практику осу­ществляется через моделирование дорожно-транспортных происшествий, создание программных комплексов, отдельных программ выполнения вспомогательных расчетов по известным формулам и алгоритмам их ис­пользования в автотехнических и других экспертизах [7]. Разработка про­граммных комплексов автоматизированного решения экспертных задач, как уже отмечалось, включает также подготовку экспертного заключения.

Применение программ в экспертизе дорожно-транспортных происше­ствий позволяет значительно повысить эффективность выполняемых работ по решению поставленных задач по двум аспектам:

  • в количественном плане представляется возможным при одинаковых
    временных затратах произвести значительно большой объем требуемых
    расчетов;

  • в качественном плане применение компьютерных программ уменьшает
    вероятность ошибок арифметического характера; не маловажным является и то, что современные программы позволяют визуализировать результаты произведенного исследования, что делает возможным представить их в более доступной форме.

Исследование и моделирование дорожно-транспортных происшествий является одной из основных задач, которые необходимо решать эксперту-автотехнику. Эволюция компьютерных программ этого назначения рас­сматривает четыре поколения:

  • программируемые калькуляторы;

  • программное обеспечение, с помощью которого можно производить
    расчеты и представить их результаты в виде статистических иллюстра­ций (на плоскости);

  • программы с возможностью трехмерного моделирования.

Построение компьютерной модели изучаемого явления представляет собой совокупность численных методов решения основных уравнений, ал­горитмов их реализации и компьютерных программ. Результативность компьютерной модели в значительной степени определяется качеством ис­пользуемого программного обеспечения. Основные требования, предъяв­ляемые к программам - это простота ввода и корректировки исходных дан­ных, а также визуализации результатов счета. Сегодня имеются мощные специализированные системы программирования (MAPLE, SolidWorks, AutoCAD, 3DSMax, Maya и др.) и специальные программы, в которых реа­лизуются удобные графические пользовательские возможности.

Таким образом, использование компьютерных моделей превращает компьютер в универсальную экспериментальную установку, которая может быть эффективно использована в судебно-экспертной деятельности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и прак­тики применения информационных технологий преподавателями автодо­рожного института можно сделать вывод о том, что формирование отноше­ний между компьютером и человеком должно стать предметом глубокого изучения не только специалистов в области информатики, но также педа­гогики и психологии.

И.Г. Захарова отмечает, что для эффективного применения информа­ционных технологий в профессиональной деятельности специалистам в об­ласти организации безопасности дорожного движения в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспече­нии [6, 29].

Под программным обеспечением понимается совокупность программ, обеспечивающих выполнение различных действий на компьютере.

По предназначению принято выделять: служебное программное обес­печение, ориентированное на поддержание работы системы (например, операционная система); программное обеспечение прикладного характера, то есть ориентированное собственно на пользователя (например, текстовый редактор).

В свою очередь прикладное программное обеспечение состоит из про­грамм двух типов: прикладные программы общего назначения; специфиче­ские программы, написанные специально для узконаправленного использо­вания.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наличие большого количества обучающих программ, их относительное разнообра­зие, определяемое целями и содержанием обучения, техническими возмож­ностями, делают актуальной проблему систематизации программного обес­печения для более рационального его использования в процессе подготовки студентов автомобильно-дорожного института к применению информаци­онных технологий в профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные классификации компью­терных программ, используемых в учебном процессе. Как правило, при со­ставлении таких классификаций авторы берут за основу какой-либо один исходный параметр (например, возможность диалога обучающегося с ком­пьютером; способ представления учебного материала и т.д.) [8].

Следует отметить, что до сих пор исследователям, занимающимся во­просами информатизации учебно-воспитательного процесса, не удалось разработать универсальную классификацию, которая охватила бы весь комплекс обучающих программ и четко структурировала бы их на типы.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы знакомили студентов со следующими группами программ:

  • тренировочные программы для индивидуальной работы дома или в компьютерных классах, предполагающие использование текстово­го редактора;

  • текстовые программы для индивидуальной, парной, групповой работы, позволяющие модифицировать текст: расставлять знаки препи­нания, перегруппировать предложения, редактировать текст;

  • игровые программы, построенные на проблемных ситуациях; тестовые программы, позволяющие осуществлять различные виды тестирования;

  • базы данных и программы, разработанные на их основе. Следует отметить целый ряд характеристик, присущих только компь­ютерным учебным материалам:

  • интерактивность (способность вести диалог с пользователем,
    т.е. реагировать на вводимые пользователем запросы и команды);

  • использование комплекса средств для предоставления информации: текста, графики, звука, мультипликации, видео, что позволяет
    решить такие задачи, как ориентирование на различные каналы восприятия, варьирование режимов представления информации, показ явлений
    в динамике, включение в программу заданий и способов деятельности,
    выполнение которых не возможно без использования компьютера;

  • адаптивность;

  • нелинейность представления информации;

  • индивидуальность дизайна [4].

Особого упоминания в связи со своей потенциальной перспективно­стью для использования в обучении заслуживает международная сеть Inter­net. Безусловно, требуется тщательное научное изучение и анализ всех ее достоинств и недостатков.

Поскольку реальная информация осуществляется только тогда, когда каждая учебная дисциплина преподается педагогами-предметниками, вла­деющими прикладными аспектами информационных технологий в соответ­ствующей предметной области, то очень важным представляется привле­чение студентов к разработке компьютерных программ разного назначения [1, 7].

Это дает студентам автомобильно-дорожного института неоценимый опыт рабо­ты с программными средствами. Эффективная интеграция компьютерных программ различных типов и использование Интернет-технологий во мно­гом зависит от того, насколько точно преподаватель способен оценить воз­можности имеющегося программного обеспечения, его соответствие кон­кретным потребностям и сделать работу с компьютерными программами и в сети органичной частью своей профессиональной деятельности.

Материально-технические условия подразумевают также создание электронной библиотеки.

Библиотека, как отмечает А.Я. Айзенберг [2], играет особое значение для повышения самообразования личности, которая располагает основными источниками наиболее доступной широкому кругу людей информации и добивается, чтобы читатели при минимальной затрате сил и времени получали максимальные результаты в усвоении информации. Эффективное самообразование личности обусловлено определенным уровнем подготовленности к восприятию знаний, степенью познавательной активности, способностью к самостоятельной мыслительной деятельности. С ростом интеллекта и культуры человека увеличивается потребность в знаниях, повышается качество их усвоения.

Таким образом, автор рассматривает самообразование преподавателя как метод образования в интеллектуальном плане, для которого эффективным условием повышения педагогического мастерства служит библиотека.

Наряду с этим, учитывая, что общая ситуация состояния городских библиотек оставляет желать лучшего, поскольку библиотечное дело не является сферой больших прибылей и в данное время не привлекает внимания фирм и инвесторов, занимающихся компьютеризацией деятельности предприятий, был сделан вывод о том, что ситуация может измениться в случае создания электронной библиотеки непосредственно в образовательном учреждении.

Необходимо отметить, что библиотека в учебном заведении должна являться местом хранения источников информации и должна обеспечивать возможности для быстрого и полного предоставления информации по интересующим областям знаний всем заинтересованным лицам. В настоящее время большинство библиотек не только учебных заведений, но и государственного подчинения находятся в плачевном состоянии: литературный фонд обновляется в очень малых объемах из-за отсутствия средств на приобретение книг и журналов, материальная база и предлагаемые услуги не совершенствуются. В то же время, библиотеки зарубежных учебных заведений могут являться образцом организации и предоставления библиотечных услуг. Наряду с постоянно обновляемым книжным и журнальным фондом, в библиотеках активно развиваются новые формы хранения информации в электронной форме. Эти формы позволяют открыть доступ к находящимся в любой библиотеке изданиям, в том числе и редким, из любой точки мира через глобальную сеть Интернет. Кроме того, в зарубежных библиотеках уже более десяти лет действуют электронные каталоги, системы поиска, системы учета литературных источников и читателей. В Государственной публичной библиотеке и в Государственной публичной научно-технической библиотеке в определенной мере обеспечивается возможность использовать электронные поисковые системы, Интернет-залы. В библиотеках ведутся работы по переводу библиотечного фонда в электронную форму.

Основными типовыми требованиями, предъявляемыми к электронной библиотеке, являются [5]:

  • обеспечение ведения каталога источников (книг, журналов и т.д.);

  • организация учета читателей;

  • организация учета выдачи, возврата и потерь изданий;

  • организация системы поиска;

  • организация хранения и доступа к электронным изданиям;

  • организация системы электронного архивирования;

  • обеспечение услуг Internet.

Применение вычислительной техники обеспечивается за счет соответствующего программного обеспечения, которое должно быть направлено на автоматизацию всех рутинных операций (поиск, учет, составление отчетов и т.д.) в соответствующих областях деятельности учебного заведения.

4. Подготовка преподавателей к применению современных информационных технологий при организации процесса обучения.

Реализация данного условия предполагает формирование у препода­вателей знаний, умений и навыков использования информационных техно­логий в учебном процессе автомобильно-дорожного института.

Как показывает анализ отечественной литературы, вопрос по проблеме обучения педагогических кадров в области информатики и информационных технологий, начал решаться около двадцати лет назад, одновременно с ведением в учебные планы образовательных учреждений предмета «Основы информатики и вычислительной техники». В это время практически повсеместно на базе университетов, педагогических институтов и институтов повышения квалификации были организованы специализированы кратковременные курсы подготовки учителей, как правило, специалистов в области математики и физики.

Беседы с преподавателями показали, что более у 60 % из них сфор­мированы умения и навыки работы на компьютере на уровне начинающего пользователя. Часть из них освоили работу на компьютере самостоятельно, другие обучались на специальных курсах. Некоторые преподаватели указали, что необходимые знания и умения были сформированы на занятиях по «Информатике» во время обучения в вузе.

Однако полученные на курсах или в ходе самостоятельного изучения знания и умения еще не являются показателем готовности преподавателей к использованию информационных технологий в процессе обучении студен­тов на занятиях по специальным дисциплинам.

Формирование готовности вузовских преподавателей к использова­нию информационных технологий предполагает:

  • активизацию субъективной позиции личности педагога в про­цессе изучения и использования информационных технологий в профес­сиональной деятельности;

  • усвоение педагогами интегрированных теоретических, методи­ческих и практических знаний, владение умениями использования ин­формационных технологий в профессиональной деятельности;

  • усиление роли исследовательского элемента педагогической деятельности.

Учитывая, что необходимость внедрения современных информационных технологий влияет на организацию труда преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов в области организации безопасности дорожного движения, в ходе нашей опытно-экспериментальной работы было принято решение сократить нетворческие, трудоемкие процессы и операции, занимающие значительную часть рабочего времени преподавателя и внедрить информационно-образовательную систему, включающую автоматизированные рабочие места преподавателей. Остановимся более подробно на характеристике автоматизированного рабочего места преподавателя.

Среди специалистов по информационным технологиям и системам автоматизированной обработки информации наиболее устоявшимся является определение автоматизированного рабочего места как некоторой совокупности аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно удовлетворять его информационные и вычислительные потребности, используя программное и информационное обеспечение.

Автоматизированные рабочие места преподавателя целесообразно рассматривать как совокупность функциональных модулей, каждый из которых содержит требуемую информацию, которая требуется преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности.

Государственные образовательные стандарты регламентируют проведение лабораторных практикумов по большинству учебных дисциплин, входящих в состав циклов общих математических и естественнонаучных, а также общих профессиональных и специальных дисциплин. Лабораторные занятия, с использованием автоматизированного рабочего места преподавателя, могут выполняться с любого компьютера. Каждый студент получает индивидуальное задание на проведение лабораторной работы, после проведения экспериментов, преподаватель получает возможность увидеть результаты анализа и обработки. АРМ преподавателя включает:

  • электронную рабочую тетрадь;

  • автоматизированный консультант-справочник;

  • электронный журнал;

  • электронные конспекты преподавателя;

  • банк знаний по предметной области;

  • банк типовых проблемных ситуаций и деловых игр;

  • электронный архив;

  • банк педагогических программных средств.

Содержание и назначение основных выделенных компонентов заключается в следующем.

Автоматизированный консультант-справочник предназначен для того, чтобы обеспечить преподавателя необходимой учебной (относящейся к изучаемому предмету), а также внеучебной (вспомогательной) информацией, и может содержать: банк методических проблем по совершенствованию и информатизации учебного процесса; банк типовых проблем, проблемных ситуаций и деловых дидактических игр; сведения по учебным группам (списки, общие характеристики групп, успеваемость, задолженности и др.); банк учебно-программной документации (учебные планы, учебная и научно-методическая работа; учебная нагрузка).

Электронный конспект преподавателя позволяет: вводить в память компьютера различную информацию, как учебную (содержание курса, индивидуальные задания для обучающихся, задачи, экзаменационные билеты и пр.), так и вспомогательную: график учебной нагрузки, учебные программы, планы и прочее; тиражировать домашние задания, раздаточные материалы, систематизировать их по определенным алгоритмам и правилам; выводить их на экран или на принтер как своего компьютера, так и обучающихся; классифицировать учебную информацию, идентифицировать, в автоматическом режиме разносить ее по разделам, готовить для обучающихся индивидуальные задания.

База знаний по предметной области содержит основную информацию по предмету и включает: набор учебных вопросов и проблем; набор информационных модулей, позволяющих сформировать ответ на поставленные вопросы и проблемы; набор учебных задач, заданий, проблемных ситуаций, деловых дидактических игр, относящихся к изучаемым вопросам, проблемам.

Банк педагогических программных средств включает: автоматизированные учебные курсы, экспертные обучающие программы, обучающие программы различных типов, компьютерные учебные среды, программы-справочники, учебные базы данных и др.

В итоге, внедрение автоматизированных рабочих места в сферу деятельности педагогов приводит к определенному изменению характера их функций и изменению взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, нами были выделены и экспериментально проверены следующие педагогические условия эффективности формирования готовности студентов факультета управления автомобильно-дорожного институ­та к использованию информационных технологий в профессиональной дея­тельности:

  • разработка и внедрение в педагогический процесс вуза модели системы формирования у будущих специалистов по организации безопасности дорожного движения готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

  • создание в вузе интеллектуально-информационной среды;

  • создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих инженеров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

  • подготовка преподавателей к применению современных информационных технологий при организации процесса обучения.

Итоги опытно-экспериментальной работы подтвердили преимущество предложенного комплекса педагогических условий, способствующих по­вышению эффективности функционирования модели системы формирова­ния готовности студентов факультета управления автомобильно-дорожного института к использованию информационных технологий в профессио­нальной деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуразаков М.М. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования / М.М. Абдуразаков, В.Л. Матросов // Наука и современное общество. – 2003. – № 1. – С. 3-7.

  2. Айзенберг А.Я. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих / А.Я. Айзенберг. – М.: Высшая школа, 1973. – 48 с.

  3. Герцог Г.В. Информационная культура современного педагога: Дис. … канд. пед. наук / Г.В. Герцог. – Екатеринбург, 1995. – 138 с.

  4. Данилевский И.Г. Информационная технология в промышленности / И.Г. Данилевский, И.Л. Петухов, В.С. Шабанов. – Л.: Машиностроение, 1988. – 283 с.

  5. Демин В.М. Моделирование и реализация электронной библиотеки / В.М. Демин, А.В. Кузин // Проектирование и технология электронных средств. – 2001. – № 2 – С. 69-70.

  6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

  7. Илларионов Р.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / Р.А. Илларионов. – М.: Транспорт, 1989. – 286 с.

  8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

  9. Поляков А.А. Логико-динамическое моделирование взаимодействующих объектов при анализе ДТП / А.А. Поляков. – М.: МИЭМ, 2002. – С. 252-254.

  10. Россинская Е.С. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе / Е.С. Россинская. – М.: Норма, 2005. – 656 с.



Похожие:

Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconМодернизация программного обеспечения сервера сектора информационных технологий на основе виртуальной машины vmware
Данная статья посвящена вопросу повышения эффективности сервера сектора информационных технологий за счёт виртуализации серверов
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconМатематическая модель условий появления аварий и производственного травматизма
В последние годы сложилась и получила научное развитие теория систем. Анализ изменений в динамических объектах и выработка оптимальных...
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconКомплексная программа
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных...
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconМеждисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык )
Охватывают всей многообразной тематики мдс на базе дисциплины иностранный язык на современном этапе, их необходимо продолжить в полном...
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconПриказ №272 от 24 июня 2011г. Анализ учебно-воспитательной и методической работы за 2010-2011 учебный год муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан составлен с целью оценки результатов деятельности педагогического...
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconДидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза
Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconО концепции индексации информационных ресурсов сети Интернет
Настоящая статья посвящена обсуждению путей повышения эффективности поисковых средств сети Интернет. В ней делается попытка обобщить...
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconСтатья посвящена обсуждению возможностей и перспектив теории ситуационного управления роботами, основанной на разработанной Д. А.
Обращается внимание читателя как на аналогии, так и на отличия, связанные с применением принципов ситуационного управления в робототехнике....
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconАрхитектурные модели крестоцветных (Brassicaceae) флоры Алтая
Алтая нами было проведено исследование путей формирования побеговой системы взрослого растения. Таким образом были выделены четыре...
Статья посвящена поиску оптимальных путей совершенствования работы вуза в этом направлении, в т ч. и разработки модели системы формирования готовности студентов к использованию информационных технологий и определения педагогических условий успешного ее функционирования. iconСекция 1: Стратегия формирования информационно-образовательной среды, интеграция информационных и педагогических технологий

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница