Скачать 10.27 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.Основная образовательная программа начального общего образования для МОУ СОШ №4, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совета образовательного учреждения, рабочей группы по введению ФГОС НОО), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев): а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности). б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой). в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности); предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: - технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), - проблемно-диалогическую технологию, - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успе хов). - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательная программа МОУ СОШ №4 с. Киевка представляет собой открытый для всех участников образовательного процесса документ, который дает представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных целей. - Ориентирована на удовлетворение актуального запроса учащихся и родителей. - Учитывает особенности месторасположения школы и сложившуюся систему среднего образовательного учреждения. - Включает:
При разработке настоящей Образовательной программы были определены следующие направления деятельности МОУ СОШ № 4 с.Киевка Апанасенковского района Ставропольского края на 2010-2013 годы: 1. Повышение качества образования, его соответствие ФГОС нового поколения и социальным запросам родителей и учащихся, выявление проблем, коррекция недостатков в создании системы обучения.
Программа принимается педсоветом школы и является документом, обязательным для исполнения. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; Начальная школа МОУ СОШ №4 с. Киевка реализует образовательную программу «Школа 2100» 2.1 Основные образовательные результаты Требования к результатам начального общего образования: Требования к результатам начального общего образования являются составной частью Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ и конкретизируют Общие требования к результатам образования на начальной ступени обучения. Требования представляют собой описание целевых установок начального общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты начального общего образования. Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этой ступени обучения. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам. Планируемые результаты образования формулируются на основании настоящих Требований и являются обязательной составной частью программы начального образования, примерных учебных программ для начальной школы, программ развития универсальных учебных действий младших школьников, комплексных программ воспитания и социализации личности, образовательных программ общеобразовательных учреждений. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются: – обязательным основанием для организации и осуществления образовательного процесса в начальной школе, в том числе для организации системы текущего и промежуточного оценивания младших школьников, организации системы внутришкольного контроля; – ориентиром для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов для начальной школы, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса в начальной школе; – основой для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса в начальной школе как обеспечивающих достижение планируемых результатов образования; – основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки; – основой для аттестации работников начальной школы; – основой для аттестации учреждений начального общего образования; – критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к личностным результатам образования в начальной школе: 1. Самоопределение – формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, знание и уважение государственной символики и государственных праздников; – осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; – формирование представления о трудовой деятельности как источнике материальной и духовной культуры, уважения к труду и его результатам; – осознание ответственности человека за благосостояние общества и природу; – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; – формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах их выполнения; – формирование реалистической позитивной осознанной самооценки и самопринятия; развитие ориентации на « Я -идеал», как образец для построения деятельности, общения, поведения; формирование у учащегося адекватного представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники); адекватная оценка своих возможностей. 2. Ценностно-нравственная ориентация – формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии; – формирование представлений о семье и семейных ценностях, уважение ценностей семьи; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; – знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности); – выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных и моральных норм; – формирование моральной самооценки; – формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; – формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; – формирование основ экологической культуры – бережного и ответственного отношения к природе. 3. Общение – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – развитие умения слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; – формирование умения планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; – развитие умения разрешать конфликты на основе договоренности; – развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; Развитие мотивации и смыслов учебной деятельности – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; – развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; формирование интересов; – развитие мотивов достижения и социального признания, готовности их реализации и преодолению препятствий; – развитие мотивов, реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности посредством расширения социальной активности учащихся (дежурство в школе, помощь учащимся младших классов и пр.). 2.2. Предметные результаты. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей:
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей: формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Особое место необходимо уделить обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Особое место необходимо уделить формированию младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях. Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. Особенностями учебного предмета «Технология» являются:
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. По итогам изучения учебных курсов начального образования выпускники должны: «Русский язык и литературное чтение» Русский язык Называть: изученные части речи и значимые части слова. Приводить примеры: многозначности слова, однородных членов предложения, простого двусоставного предложения, синонимов и антонимов. Находить: подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены предложения. Различать:
Определять количество слогов в слове; ударные и неударные слоги.. Использовать при письме прописную букву в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятую между однородными членами. Кратко характеризовать:
Применять правила написания удвоенных согласных; безударных гласных, проверяемых ударением (в корне слова). Списывать и писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст в 75–80 слов на ограниченном орфографическом поле с изученными орфограммами и пунктограммами (непроизносимые согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; безударные гласные, непроверяемые ударением; ь после шипящих на конце имен существительных, в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа, не с глаголами, писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;) Применять алфавит в работе со словарями и каталогом. Составлять небольшие тексты описательного и повествовательного характера. Читать по ролям (инсценировать) небольшие литературные произведения. Подбирать рифмованные слова. Находить ошибки в письменной самостоятельной работе (диктантах, изложениях и пр.) и устанавливать их причины. Использовать справочную литературу для самоконтроля. Читать: Осознанно. Правильно. Целыми словами вслух не менее 75–80 слов в минуту и про себя не мене 95 слов в минуту; выразительно стихотворения, небольшие тексты (заранее подготовленные), используя выразительные средства (интонации, темп, паузы). Приводить примеры: произведений фольклора; произведений определенной тематики (о природе, о детях и др.) и их авторов; произведений разных жанров. Делить текст на связные логические части. Различать и сравнивать произведения фольклора (малые формы, сказки); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня). Кратко характеризовать: главную мысль произведения; тему и примерное содержание незнакомой книги по ее элементам (иллюстрации, оглавление). Определять на слух жанр произведения. Устанавливать последовательность событий знакомого произведения по перепутанным иллюстрациям. Пересказывать произведение по плану. Характеризовать: средства художественной выразительности в тексте – эпитеты. Сравнения; в стихах – звукозапись, рифму. Составлять: небольшую аннотацию к прочитанному произведению; рассказ о прочитанном (например «Моя любимая книга»). «Математика» Различать:
Применять результаты табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления при вычислениях. Производить устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100. Складывать и вычитать письменно трех-, четырехзначные числа. Решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия; требующие нахождения числа, которое на несколько единиц (в несколько раз) больше (меньше) данного. Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины. Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры. Сравнивать: элементы пересекающихся на плоскости фигур; результаты своей деятельности с условием задачи (задания); процесс решения задачи с заданным алгоритмом. Умножать (письменно) двух-, трехзначные числа на однозначное и двузначное, делить на однозначное и на двузначное. Применять правила нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); единицы длины (мм, см, дм, м, км). Читать и записывать натуральные числа в пределах миллиона в десятичной системе счисления. Находить значение числового выражения (в том числе выражения со скобками), содержащего два-три арифметических действия. Устанавливать связи и зависимости:
Решать несложные составные (в два-три действия) арифметические задачи, являющиеся комбинацией простых задач. Вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата). Строить геометрические фигуры с помощью инструментов, делить геометрические фигуры на составляющие части. Кратко характеризовать:
Проверять правильность вычислений. Сравнивать результаты своей деятельности с эталоном (образцом, правилом). Находить ошибки в решении задачи (примера), устанавливать и устранять их причину. «Окружающий мир» Называть:
Приводить примеры:
Рассказывать: о значении Солнца для жизни на Земле; о сезонных изменениях в природе; об основных системах органов человека, их значении; о воздействии человека на природу и мерах по ее охране; об основных условиях роста и развития человека; о правилах гигиены и здорового образа жизни. Устанавливать связи и зависимости: между телами и явлениями природы; условиями жизни (средой обитания) и внешним видом растения и животного; между поведением человека в природе и ее состоянием. Составлять и рассказывать план наблюдения за объектом и явлением окружающего мира. Характеризовать объект природы, социальной жизни, отмечая существенные признаки; отдельные наиболее важные события из истории России. Определять стороны горизонта по компасу и солнцу. Ориентироваться по глобусу (показывать материки и океаны, основные формы поверхности суши, водоемы). Читать карту, находить географические объекты (реки, моря, города) и отдельные исторические объекты (памятники культуры, места сражений). «Трудовая подготовка» Выполнять:
Измерять: длины с помощью линейки и рулетки, массы с помощью весов и гирь, записывать результаты измерений с помощью различных единиц (см, м, кг, г). Устанавливать зависимости: между единицами величин при решении простых практических задач. Конструировать:
«Искусство» Различать:
Приводить примеры: произведений архитектуры; произведений выдающихся художников России, известных народных промыслов; выдающихся композиторов и их произведений; выдающихся исполнителей; композиторов, фольклорных коллективов, центров музыкальной культуры родного края. Кратко характеризовать значение искусства в жизни человека:
Сравнивать: знакомые музыкальные сочинения русских и зарубежных композиторов; произведения разных художников одного жанра. Определять:
Владеть:
Создавать:
«Физическая культура» Кратко характеризовать:
Выполнять:
2.3 Метапредметные результаты |