| 1. Индивидуальная работа |
|
| Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей | постоянно |
| Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей | постоянно |
| Рекомендательные беседы при выдаче книг | постоянно |
| Беседы со школьниками о прочитанном | постоянно |
| Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку | по мере поступления |
| Выставка одной книги «Это новинка!» | по мере поступления |
| «Десять любимых книг» – рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) | май |
| Обслуживание на персональном компьютере. | по требованию |
| Постоянно действующие выставки «Новинки периодики», «Новинки библиотеки» | по мере поступления |
| 2. Работа с библиотечным активом |
|
| Создание актива библиотеки. | сентябрь |
| Силами актива проведение ремонта книг, подшивку журналов и газет | в течение года |
| Привлечение актива к работе на абонементе при выдаче и сдачи книг | при выдаче и сдаче книг |
| Проведение рейдов по проверке состояния школьных учебников | раз в год |
| Привлечение актива к проведению массовых мероприятий | в течение года |
| 3. Работа с родительской общественностью |
|
| Отчет перед родительской общественностью о новых поступлениях учебников и художественной литературы | сентябрь |
| Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления | май-июнь, август-сентябрь |
| Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по теме: «Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование» | по плану педсоветов |
| 4. Работа с педагогическим коллективом |
|
| Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах | периодически (на совещаниях) |
| Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году | апрель |
| Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок). | сентябрь |
| 5. Работа с учащимися школы |
|
| Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки | постоянно |
| Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей | один раз в месяц |
| Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики, об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу | постоянно |
| Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я – книга! Я – товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной…!» (С.Михалков) | ноябрь |
| Информирование классных руководителей о чтении и посещении библиотеки учащимися каждого класса | один раз в четверть |
| Подготовка рекомендаций для читателей-школьников в соответствии с возрастными категориями | постоянно |
| «Летнее чтение с увлечением» – подбор списков литературы для дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии | май |
| «Чтобы легче было учиться» – подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году | май |
| Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию | по мере необходимости |
| 6. Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся школы |
|
| 1 класс |
|
| Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)? Библиотечный урок. | сентябрь
|
| Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт). Библиотечный урок – презентация. | ноябрь
|
| 2 класс |
|
| Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Библиотечный урок. | октябрь
|
| Тема № 2. «О том, как создавались книги…». Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация. Библиотечный урок – презентация. | ноябрь
|
| 3 класс |
|
| Тема № 1. «Старая – старая книжка». Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель – формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы). Библиотечный урок.
| октябрь |
| Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. Библиотечный урок.
| ноябрь |
| 4 класс |
|
| Тема № 1. «Приглашаем в путешествие!». «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели. Библиотечный урок.
| ноябрь |
| Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки. Библиотечный урок.
| октябрь |
5. | 1 – 4 классы |
|
| Тема: «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Понятие о газете и журнале. Выставка детских журналов: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Юный эрудит». Библиотечный урок – презентация. | октябрь
|
6. | 5 класс |
|
| Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними. Проведение теста№1: «История возникновения информационных ресурсов общества». Библиотечный урок. | декабрь |
| Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью. Библиотечный урок – презентация. | ноябрь
|
7. | 6 класс |
|
| Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Библиотечный урок. | ноябрь
|
8. | 7 класс |
|
| Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею. Библиотечный урок. | декабрь |
9. | 8 класс |
|
| Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный и систематические каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога. Библиотечный урок. | февраль |
10. | 9 класс |
|
| Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения. Библиотечный урок. | ноябрь |
11. | 10 класс |
|
| Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада. Библиотечный урок. | ноябрь |
| 7. Массовая работа |
|
| Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка» | по предметным неделям |
| К юбилейным датам писателей (книжные выставки, беседы): 175 лет – Марку Твену (6-8 классы) 75 лет – Николаю Рубцову (11 класс) 175 лет – Николаю Добролюбову (9 класс) 175 лет – Николаю Лескову (10 класс) 125 лет – Николаю Гумилеву (11 класс) 200 лет – Виссариону Белинскому (9 класс) 100 лет – Лие Гераскиной (1-4 классы) Вся осень под знаком Серебряного века (книжные выставки, беседы): 115 лет – Сергею Есенину (9-11 классы) 130 лет – Александру Блоку (9-11) 140 лет – Ивану Бунину (9-11) | в течение года
30 ноября 3 января 24 января 4 февраля 15 апреля 30 мая 16 октября
8 октября 28 ноября 22 октября |
| Произведения-юбиляры (книжные выставки, беседы): 175 лет – «Сказке о попе и работнике его Балде» (5 классы); 175 лет – «Капитанской дочке» А.С.Пушкина (7-8 классы); 150 лет – стихотворению «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова (5-7 классы); 125 лет – «Сказкам» М.Е.Салтыкова-Щедрина (9 класс); 75 лет – стихотворению «Дядя Степа» С.В.Михалкова (1-4 классы). Урок – презентация. 50 лет – сборнику «Он живой и светится» – первой книжке В.Ю.Драгунского и повести «Приключения Толи Клюквина» Н.Н.Носова. (3-4 классы). Книги-юбиляры (книжные выставки, беседы): Марк Твен и «Приключения Тома Сойера» Михаил Салтыков-Щедрин и «Сказки» 75 лет – художнику В.Чижикову. (1-4 классы). Библиотечный урок-презентация. | в течение года
26 сентября |
| Конкурсы стихов: |
|
| Стихи о войне, армии и Родине. 5-11 класс | февраль |
| Стихи о мамах и бабушках, прекрасных женщинах. Подготовка к праздничному вечеру, посвященному Женскому дню. 5-11 класс. | март |
| Участие в подготовке к знаменательных и праздничным датам (подбор сценариев, книжные выставки, беседы у выставок): | в течение года |
| «День знаний» | 1 сентября |
| «День учителя» | 5 октября |
| «День согласия и примирения» | 4 ноября |
| «День Матери России (День Матерей)» | 27 ноября |
| «Новый год» | Декабрь |
| «День защитника Отечества» | Февраль |
| «Международный женский день» | 8 марта |
| «День смеха» | 1 апреля |
| «50 лет первому полету человека в космос» | 12 апреля |
| «День Победы» | 9 мая |
| «Последний звонок» | 25 мая |
| Неделя детской книги: чтение сказок Е.Л. Шварца, Л. Кэрролла, К. Коллоди, стихов К.И. Чуковского (1-4-е классы – выборочно); книжная выставка «Мудрые сказки Е.Л. Шварца»; конкурс детских рисунков «С волшебной кисточкой по стихам К.И. Чуковского» (1-4-е классы); праздник детской книги «В гостях у детских писателей-юбиляров» - Е.Л. Шварц, К.И. Чуковский, Л. Кэрролл, К. Коллоди (литературно-музыкальное представление для учащихся начальной школы) | весенние каникулы |
| Месячник военно-патриотического воспитания: громкое чтение книг о войне (1-4-е классы – выборочно); обеспечение возможности просмотра фильмов о Великой Отечественной войне («А зори здесь тихие», «Подвиг разведчика», «Великий перелом», «Два бойца» и др.); книжная выставка произведений о Великой Отечественной войне; подготовка поздравления ветеранам войны (подбор материала). | февраль |
| Празднование Дня Победы конкурс стихов о войне (5-11-е классы); литературно-музыкальная композиция и концерт «Память огненных лет» (4 класс). | май |
| 8. Нравственное воспитание |
|
| Подростку о вреде алкоголя (беседа-презентация), 7 классы | декабрь |
| Употребляешь дурь – вся жизнь сплошная хмурь (выставка-диалог-презентация), 8-9 классы. | декабрь |
| Тематическая книжная полка «Читайте с увлечением все эти приключения», 5-7 классы. | постоянно |
| 9. Экологическое воспитание |
|
| Выставка, беседа «Здоровье планеты – твое здоровье», 2-4 классы | апрель |
| Сойки, дрозды, свиристели – на праздник к нам прилетели. Игровая программа ко Дню птиц, 1-2 классы. | апрель |
| Эта хрупкая планета Земля (урок-презентация), 3 классы | апрель |
| 10. Правовое воспитание |
|
| Закон. Конвенция. Право Книжная выставка, беседа у выставки. Для всех учащийся.. | ноябрь |
| Подбор литературы для классных мероприятий по правовому воспитанию. Для всех учащийся. | ноябрь |
| Азбука прав ребёнка (папка). | в течение года |
| 11. Работа по формированию интереса к истории Отечества Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
1. | Литературно-игровая программа «Литературный ЯМАЛ», (3 классы) | сентябрь |
2. | Викторина «Люби и знай свой край», 4 классы | декабрь |
| 12. Реклама библиотеки |
|
| Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы | октябрь |
| Оформление полочной выставки «История образования нашего поселка» (об учителях МОУ «Пурпейская СОШ № 3») | декабрь |
| Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях) | постоянно |
| Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) | постоянно |
| Организация экскурсии учащихся младших классов и будущих первоклассников в библиотеку | в течение года |
| Сотрудничество с поселковым Домом культуры, поселковой библиотекой, детской школой искусств | постоянно |
| Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий | по мере необходимости |
| Акция «Подари книгу библиотеке» | апрель |
| 12. Профессиональное развитие сотрудников библиотеки |
|
| Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей | по плану |
| Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека»; изучение нормативной и методической документации о библиотечном деле. | по плану |
| Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы | в течение года |
| Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приемов владения библиотечной компьютерной программой «МАРК». Продолжение ведения электронного каталога учебников | в течение года |