Скачать 386.87 Kb.
|
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Механико-математический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ История и философия науки «История науки» (ОД.А.01; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 05.00.00. – Технические науки, отрасль науки, по которой присуждается ученая степень - Физико-математические науки, специальность 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ) Самара 2011 Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки. Составитель рабочей программы: Новиков Сергей Яковлевич, профессор, доктор физико-математических наук Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета факультета механико-математического факультета протокол № 1 от 31.08.2011 г. Декан механико-математического факультета «___»______________2011 г. ____________ С.Я.Новиков (подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов знаний о сущности методов научного исследования, общее представление об их практическом использовании. Кроме этого одной из основных задач курса является изучение современной философии науки как раздела философского знания. Задачи дисциплины:
1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по основным математическим дисциплинам, истории и философии в объеме программы высшего профессионального образования. 1.4.Связь с последующими дисциплинами Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности. 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Форма обучения (вид отчетности) 1-3 годы аспирантуры; вид отчетности – экзамен кандидатского минимума.
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
2.3. Лекционный курс. Тема 1. Теория познания и методология науки Связь теории познания и методологии науки. Зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок и предмета исследования. Эмпирическая и рационалистическая концепции теории познания, их сущность, основные представители и влияние на становление методологических идей. Теория познания И. Канта: понятие «научная революция» и его связь с понятием «стиль научного мышления», сущность научной революции, смысл и направленность научных революций в математике, естествознании и философии; научный опыт, априорное и апостериорное знание, аналитические и синтетические высказывания, роль и место категорий в научном познании; зависимость выбора методологической стратегии при решении вопроса об истинности знания от типа знания. Идеал научности Канта. Достоинства и ограниченность теории познания Канта, негативные методологические следствия из его концепции. Понятия субъекта и объекта познания и их роль в теории познания Тема 2. Методы научного познания Наблюдение и опыт, их роль в развитии и становлении научного знания. Эксперимент. Активная роль экспериментатора при проведении эксперимента. Виды экспериментов, их отличие от опытов и наблюдений. Связь эксперимента с гипотезой. Проблема теоретической интерпретации результатов экспериментов. Практическая осуществимость как граница применимости эксперимента. Роль экспериментов в проверке теорий (опровержении и подтверждении) и в развитии научного знания. Моделирование, его связь с эмпирическим подтверждением и с теоретическим развитием научного знания. Роль моделирования в прикладных и технических исследованиях. Тема 4. История математики как часть истории цивилизации Математика Древнего Востока. Математика Древней Греции. Пифагор и его Школа. Афинская школа. Александрийская математика (математика эпохи эллинизма и Римской империи) Математика исламского Востока после упадка Древней Греции. Математика Европы в средние века и в эпоху Возрождения. Математика 17 века. Логарифмы. Возникновение аналитической геометрии. Зарождение проективной геометрии. Декарт, Ферма, Паскаль, Гюйгенс. Создание математического анализа. Развитие интегральных методов в 17 веке. Ньютон и Лейбниц – творцы математического анализа. Математика в конце 17-начале 18 века. Творчество Бернулли. Эйлер – основатель математики в Петербурге. Математика Франции 18 века: Даламбер, Лагранж, Лаплас. Создание Политехнической школы в Париже. Монж, Пуассон, Фурье. Обоснование математического анализа. Создание неевклидовой геометрии. Развитие математики в первой половине 19 века. Работы Больцано, Абеля, Галуа, Якоби, Гамильтона, Кэли и др. Математика Германии второй половины 19 века. Математика России до 1917 года Математика Западной Европы конца 19-го – начала 20-го века: от Эрмита до Лебега и Вейля. Международные конгрессы математиков. Создание кибернетики и ЭВМ. Винер, Нейман и Тьюринг. Советская математика. Тема 6. Математика как язык естествознания. Математика и физика 20 века. Развитие понятия функции. Фрактальная геометрия. Математические модели. Криптография. Математика и экономика. Прикладной гармонический анализ, цифровая обработка сигналов. 2.4. Практические (семинарские) занятия – не предусмотрены. 3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний 3.1. Контрольные работы – не предусмотрены. 3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено. 3.3. Самостоятельная работа Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Тема 1. Теория познания и методология науки Связь теории познания и методологии науки. Зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок и предмета исследования. Эмпирическая и рационалистическая концепции теории познания, их сущность, основные представители и влияние на становление методологических идей. Теория познания И. Канта: понятие «научная революция» и его связь с понятием «стиль научного мышления», сущность научной революции, смысл и направленность научных революций в математике, естествознании и философии; научный опыт, априорное и апостериорное знание, аналитические и синтетические высказывания, роль и место категорий в научном познании; зависимость выбора методологической стратегии при решении вопроса об истинности знания от типа знания. Идеал научности Канта. Достоинства и ограниченность теории познания Канта, негативные методологические следствия из его концепции. Понятия субъекта и объекта познания и их роль в теории познания Тема 2. Методы научного познания Наблюдение и опыт, их роль в развитии и становлении научного знания. Эксперимент. Активная роль экспериментатора при проведении эксперимента. Виды экспериментов, их отличие от опытов и наблюдений. Связь эксперимента с гипотезой. Проблема теоретической интерпретации результатов экспериментов. Практическая осуществимость как граница применимости эксперимента. Роль экспериментов в проверке теорий (опровержении и подтверждении) и в развитии научного знания. Моделирование, его связь с эмпирическим подтверждением и с теоретическим развитием научного знания. Роль моделирования в прикладных и технических исследованиях. |
![]() | Рабочая программа дисциплины «История и философия науки (История науки)» ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Исторические... | ![]() | Рабочая программа дисциплины история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной... |
![]() | Программа кандидатского экзамена история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» «Теория и история культуры» по историческим наукам, культурологии и искусствоведению, утвержденной приказом Министерства образования... | ![]() | Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук. Программа разработана... |
![]() | Рефератов по дисциплине «История и философия науки» ... | ![]() | Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» Учебный план курса «История и философия науки» |
![]() | Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» «Социальная философия», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №274 от 08. 10. 2007 г и учебным планом Кузгту... | ![]() | Рабочая программа дисциплины «история и методология науки» Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с |
![]() | Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской... | ![]() | Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль... |