Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»




Скачать 386.87 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
страница1/3
Дата28.09.2012
Размер386.87 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Механико-математический факультет






УТВЕРЖДАЮ




Проректор по научной работе




________________ А.Ф. Крутов




«____»_______________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


История и философия науки

«История науки»

(ОД.А.01; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 05.00.00. – Технические науки,

отрасль науки, по которой присуждается ученая степень - Физико-математические науки,

специальность 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ)


Самара 2011

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.


Составитель рабочей программы:

Новиков Сергей Яковлевич, профессор, доктор физико-математических наук


Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета

факультета механико-математического факультета

протокол № 1 от 31.08.2011 г.


Декан механико-математического факультета


«___»______________2011 г. ____________ С.Я.Новиков

(подпись)


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины формирование у аспирантов знаний о сущности методов научного исследования, общее представление об их практическом использовании. Кроме этого одной из основных задач курса является изучение современной философии науки как раздела философского знания.


Задачи дисциплины:

  1. сформировать у аспирантов представление о математической науке и ее месте в современном естествознании;

  2. дать представление о современных тенденциях развития науки в целом и математики, в частности;

  3. показать аспирантам историческое развитие основных математических идей и представлений;

  4. подготовить аспирантов к применению полученных знаний при решении и исследовании конкретной проблемы.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  1. иметь представление: о месте математической науки в современном естествознании; о функциях математического знания на различных этапах мировоззренческой эволюции общества; о проблемах достоверности математического знания; о процессе смены общенаучных парадигм и его влиянии на развитие математических идей;

  2. знать: основные исторические этапы развития математики и тенденции развития современной математики; особенности исторических концепций ведущих научных школ;

  3. уметь: выявлять, анализировать и интерпретировать источники по истории и методологии математики; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной математики; определять степень доказательности и обоснованности тех или иных положений математической науки; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по основным математическим дисциплинам, истории и философии в объеме программы высшего профессионального образования.


1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)

1-3 годы аспирантуры; вид отчетности – экзамен кандидатского минимума.

Вид учебной работы

Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины

36 / 1

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

4

в том числе:




лекции

4

семинары

0

практические занятия

0

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

32

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

10

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

22



2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа



















1

Теория познания и методология науки

1







3

2

Методы научного познания


1







3

3.

Логико-эмпирическая концепция методологии науки










4

4.

История математики как часть истории цивилизации


1







4

5

История математических идей











14

6

Математика как язык естествознания. Математика и физика 20 века.



1







4




Итого:

4

0

0

32



2.3. Лекционный курс.

Тема 1. Теория познания и методология науки

Связь теории познания и методологии науки. Зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок и предмета исследования. Эмпирическая и рационалистическая концепции теории познания, их сущность, основные представители и влияние на становление методологических идей. Теория познания И. Канта: понятие «научная революция» и его связь с понятием «стиль научного мышления», сущность научной революции, смысл и направленность научных революций в математике, естествознании и философии; научный опыт, априорное и апостериорное знание, аналитические и синтетические высказывания, роль и место категорий в научном познании; зависимость выбора методологической стратегии при решении вопроса об истинности знания от типа знания. Идеал научности Канта. Достоинства и ограниченность теории познания Канта, негативные методологические следствия из его концепции. Понятия субъекта и объекта познания и их роль в теории познания


Тема 2. Методы научного познания

Наблюдение и опыт, их роль в развитии и становлении научного знания.

Эксперимент. Активная роль экспериментатора при проведении эксперимента. Виды экспериментов, их отличие от опытов и наблюдений. Связь эксперимента с гипотезой. Проблема теоретической интерпретации результатов экспериментов. Практическая осуществимость как граница применимости эксперимента. Роль экспериментов в проверке теорий (опровержении и подтверждении) и в развитии научного знания.

Моделирование, его связь с эмпирическим подтверждением и с теоретическим развитием научного знания. Роль моделирования в прикладных и технических исследованиях.


Тема 4. История математики как часть истории цивилизации

Математика Древнего Востока. Математика Древней Греции. Пифагор и его

Школа. Афинская школа. Александрийская математика (математика эпохи эллинизма и Римской империи)

Математика исламского Востока после упадка Древней Греции. Математика Европы в средние века и в эпоху Возрождения.

Математика 17 века. Логарифмы. Возникновение аналитической геометрии. Зарождение проективной геометрии. Декарт, Ферма, Паскаль, Гюйгенс.

Создание математического анализа. Развитие интегральных методов в 17 веке.

Ньютон и Лейбниц – творцы математического анализа.

Математика в конце 17-начале 18 века. Творчество Бернулли. Эйлер – основатель математики в Петербурге. Математика Франции 18 века: Даламбер, Лагранж, Лаплас.

Создание Политехнической школы в Париже. Монж, Пуассон, Фурье.

Обоснование математического анализа. Создание неевклидовой геометрии.

Развитие математики в первой половине 19 века. Работы Больцано, Абеля, Галуа,

Якоби, Гамильтона, Кэли и др.

Математика Германии второй половины 19 века. Математика России до 1917 года

Математика Западной Европы конца 19-го – начала 20-го века: от Эрмита до Лебега и Вейля. Международные конгрессы математиков.

Создание кибернетики и ЭВМ. Винер, Нейман и Тьюринг. Советская математика.


Тема 6. Математика как язык естествознания. Математика и физика 20 века.

Развитие понятия функции. Фрактальная геометрия. Математические модели. Криптография. Математика и экономика. Прикладной гармонический анализ, цифровая обработка сигналов.


2.4. Практические (семинарские) занятияне предусмотрены.


3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний


3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.


Тема 1. Теория познания и методология науки

Связь теории познания и методологии науки. Зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок и предмета исследования. Эмпирическая и рационалистическая концепции теории познания, их сущность, основные представители и влияние на становление методологических идей. Теория познания И. Канта: понятие «научная революция» и его связь с понятием «стиль научного мышления», сущность научной революции, смысл и направленность научных революций в математике, естествознании и философии; научный опыт, априорное и апостериорное знание, аналитические и синтетические высказывания, роль и место категорий в научном познании; зависимость выбора методологической стратегии при решении вопроса об истинности знания от типа знания. Идеал научности Канта. Достоинства и ограниченность теории познания Канта, негативные методологические следствия из его концепции. Понятия субъекта и объекта познания и их роль в теории познания


Тема 2. Методы научного познания

Наблюдение и опыт, их роль в развитии и становлении научного знания.

Эксперимент. Активная роль экспериментатора при проведении эксперимента. Виды экспериментов, их отличие от опытов и наблюдений. Связь эксперимента с гипотезой. Проблема теоретической интерпретации результатов экспериментов. Практическая осуществимость как граница применимости эксперимента. Роль экспериментов в проверке теорий (опровержении и подтверждении) и в развитии научного знания.

Моделирование, его связь с эмпирическим подтверждением и с теоретическим развитием научного знания. Роль моделирования в прикладных и технических исследованиях.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки (История науки)»
ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Исторические...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconПрограмма кандидатского экзамена история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины»
«Теория и история культуры» по историческим наукам, культурологии и искусствоведению, утвержденной приказом Министерства образования...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук. Программа разработана...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки»
Учебный план курса «История и философия науки»
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
«Социальная философия», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №274 от 08. 10. 2007 г и учебным планом Кузгту...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconРабочая программа дисциплины «история и методология науки»
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» iconСвязь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
«Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница