Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям




Скачать 281.1 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Дата30.08.2012
Размер281.1 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученных в основной школе, и углубление их с учетом профиля;
· приобретение компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, готовности к освоению на этой основе профильных профессиональных технологий;
· развитие основных навыков работы с информацией на уровне адекватного применения общепользовательских инструментов, умение самостоятельно применять эти навыки сообразно учебным и производственным целям; знакомство с минимальным набором профессиональных инструментов и компьютерных моделей при решении учебных задач в соответствии с профилем, а также практических задач;
· приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий, прежде всего - в соответствии с выбранным профилем;
· ознакомление с информационными методами познания природы и общества: использование информационных и коммуникационных технологий в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе явлений в соответствии с выбранным профилем, представления результатов в виде информационных объектов, при самостоятельном использовании основных общепользовательских инструментов и демонстрации использования минимального набора профессиональных инструментов;
· освоение системы знаний, получение представлений об общих понятиях информатики: информационный объект, информационный процесс, информационная модель, информационная система, управление, алгоритм и др.; о формальных моделях информационных объектов и процессов; ориентации в информационном мире;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности в профильных областях;
· воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями глобального информационного общества, знакомство со специфическими проблемами информационного общества, характерными для профиля.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· Формализация и создание информационных моделей в соответствии с профилем и их использование для решения учебных и практических задач.
· Систематическое применение информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности.
· Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности и получаемых знаний, представлений о механизмах и законах восприятия и обработки информации человеком, технологическими и социальными системами, о современной информационной цивилизации.
· Использование информационных ресурсов общества в познавательной и практической деятельности (через сеть "Интернет", национальные и образовательные сети, электронные библиотеки). Использование средств ИКТ в коммуникации.
· Организация индивидуальной информационной среды, личных баз данных и архивов информации на основе использования информационных ресурсов и технологий.
· Организация личной информационной безопасности, защиты персональной и общественно значимой информации.
· Осуществление информационной деятельности с соблюдением норм информационной этики и права.
информационные системы и информационные модели
Модели в окружающей жизни. Их назначение и области применения. Модель как заменитель объекта в процессе познания, общения, практической деятельности. Информационные модели. Их виды и отличительные особенности. Схемы, таблицы, графики, формулы как информационные модели. Этапы построения информационных моделей. Формализация как важнейший этап построения модели. Блок-схемы, алгоритмы и программы как формы моделирования процесса решения задачи.
Информационные системы. Информационные процессы в системах. Анализ и моделирование информационных процессов в системах. Информационные системы, основанные на технических средствах хранения, передачи, обработки информации.
Системный анализ. Виды системного анализа. Роль системного анализа в познавательной деятельности.
Информационные процессы
Представление о математическом аппарате информатики как о теоретической основе информатики и информационных технологий. Использование математического аппарата информатики для решения задач в соответствии с профилем обучения. Использование языка блок-схем, в том числе для описания задач в соответствии с профилем, анализ и описание алгоритмов в учебной среде. Сложность вычисления (продолжительность работы алгоритма) и сложность описания объекта (длина кратчайшего описания).
Представление об основных видах информационных процессов. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче. Дискретное (цифровое) представление звуковой, изобразительной, видеоинформации. Двоичная форма представления информации. Скорость передачи информации и пропускная способность канала передачи; ограниченность скорости передачи в данной полосе частот. Восприятие, запоминания и обработки информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств.
Средства и формы представления информации. Создание информационных моделей реальных объектов и процессов в соответствии с профилем, адекватность модели объекту и целям моделирования. Язык как способ представления и передачи информации; естественные и формальные языки, математические модели языков. Разбиение задачи на подзадачи, в том числе в коллективной деятельности. Управление и обратная связь в природных, технологических, социальных процессах.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, образовательной. Средства массовой информации, информационная этика и право, информационная безопасность. Личная информация, информационные права личности.
Динамика количественных и качественных изменений средств ИКТ, ее учет при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе в соответствии с профилем.
Информационные технологии
Понятие технологии. Производственные, социальные и информационные технологии. Представление о классификации технологий. Базовые и прикладные информационные технологии. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы. Технологии решения расчетных задач. Базы данных. Технологии хранения и поиска информации в электронных базах данных. Технологии использования информационных ресурсов. Информационно-поисковые системы. Телекоммуникационные технологии. Технологии сети "Интернет". Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств средств ИКТ, не освоенных до этого, прежде всего относящихся к профилю, включение и выключение, использование различных носителей информации, загрузка электронных и бумажных носителей, расходных материалов. Принятие решения о выборе носителей информации, комплектации блоков и устройств в соответствии с выполняемой задачей. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии.
Компьютер
Специфика использования компьютера в соответствии с задачами профильной области. Основные виды данных, организация их хранения. Выбор компьютера в соответствии с задачами использования и финансовыми возможностями.
Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для профильной области: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость продуктов и услуг.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Разработка структуры заголовков разного уровня в соответствии с поставленной задачей, разработка структуры стилей. Примечания, ссылки. Выделение изменений, версии текста, коллективная работа с текстом. Создание большеформатных и книжных текстов. Создание шаблонов. Использование возможностей проверки орфографии и грамматики, тезаурусов, толковых и двуязычных словарей, в том числе профильных. Создание и включение в текст информационных объектов профильной области. Базовые элементы графического дизайна текста. Создание текстов для групповой рассылки по базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, филология, обществознание, профильные предметы.
Динамические (электронные) таблицы, основные примеры используемых в них зависимостей, другие математические инструменты ИКТ. Разработка и создание таблицы для решения вычислительной задачи в соответствии с выбранным профилем. Ввод и математическая обработка данных, табличные и графические представления данных. Математические формулы, графики, инструменты работы с ними.
Образовательные области приоритетного освоения: математика, профильные предметы.
Базы данных. Примеры использование профессиональных баз данных в соответствии с профилем, формирование новых полей, создание новых баз данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание, физическая культура, внеклассная работа.
Работа с рисунками и фотографиями, чертежами, звуками и видеоизображениями в соответствии с профилем обучения. Специфика информационных объектов соответствующих профилей, знакомство с каталогами и коллекциями объектов и профессиональными инструментами.
Образовательные области приоритетного освоения: профильные предметы, технология.
Фиксация информации об объектах и процессах окружающего мира в соответствии со спецификой и требованиями профильных дисциплин.
Образовательные области приоритетного освоения: профильные предметы.
Поиск и использование информации
Поиск информации, необходимой для освоения профильных дисциплин, в базах данных, интернете, некомпьютерных источниках информации. Формулирование запросов. Поисковые машины. Оценивание и организация информации. Правила ссылок и цитирования источников информации.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, профильные предметы.
Организация, представление и передача информации
Совершенствование и развитие основных навыков организации, представления и передачи информации (в соответствии с требованиями профиля обучения):
- создания и обработки комплексных объектов (включая мультимедиа и гипермедиа сочинения);
- представления информации в виде печатной публикации, в Интернете, в выступлении учащегося;
- группового обсуждения, фиксация его хода и результатов в текстовой форме и в сочетании с видеозаписью;
- сохранения для индивидуального использования объектов из интернета и ссылок на них, получение информационных объектов из интернета, подписка на рассылку;
- участия в телеконференции, видеоконференции;
- использование цифровой телекоммуникации в коллективной учебной деятельности.
Система адресации в Интернете, учетные записи, цифровая подпись.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, профильные дисциплины, языки
Моделирование
Использование наглядных сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий), прежде всего в соответствии с профилем, для проведения заданного виртуального эксперимента, постановка виртуального эксперимента и анализ результатов.
Образовательные области приоритетного освоения: профильные дисциплины.
Планирование и организация деятельности
Индивидуальное планирование деятельности, планирование работы коллектива, согласование планов, в том числе с помощью электронных средств планирования; создание и анализ организационных диаграмм.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, профильные дисциплины (в том числе проектная деятельность, индивидуальное учебное планирование).
Управление
Простые учебные управляющие программы по профилю.
Образовательная область приоритетного освоения: технология.
Электронные системы, применяемые в управлении учебным процессом
Знакомство с компьютерными тренажерами и системами тестирования по профилю и иностранному языку.
Образовательные области приоритетного освоения: информационные технологии, иностранный язык.
Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
· устройство средств информационных и коммуникационных технологий, необходимых в данном профиле, и их функциях, в частности периферийных устройств, шин, интерфейсов, носителей информации;
· программный принцип работы компьютера; возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач; назначение и области использования вычислительных комплексов, вычислительных и телекоммуникационных систем;
· особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком;
· информационную деятельность человека, язык как способ представления и передачи информации, математические модели языков;
· источник и приемник информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; принципы организации и функционирования Интернета, систему адресации в Интернете;
· информационные модели реальных объектов в профильных дисциплинах, существование задач, которые невозможно решить на компьютере в принципе;
· алгоритмы, основные алгоритмические конструкции на примере учебных и реальных задач профильной области;
· роль информации и информационных технологий в профильной области;
· средства массовой информации, информационную этику и право, информационную безопасность, особенности информационных потоков в профильной области;
· динамику количественных и качественных изменений средств ИКТ, прежде всего активно используемых в предметах профиля, ее учет при принятии решения о выборе средств ИКТ.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· оперировать с информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе:
- создавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты, создавать и использовать удобные для использования индивидуальные каталоги с учетом профиля;
- пользоваться экранной справочной системой;
- соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий:
- объем памяти, необходимый для хранения информации;
- скорость передачи и обработки информации;
· создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках профиля; преобразовывать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации; создавать видеофильмы (в том числе с использованием систем нелинейного монтажа) и простейшие мультипликации;
· создавать и использовать информационные модели объектов и процессов с использованием простейшего учебного языка программирования (использующего конструкции структурного программирования, имена), в том числе для управления экранными и реальными объектами;
· строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
· проводить виртуальные эксперименты в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах, по профилю, самостоятельно создавать простейшие модели;
· самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по применению электронных систем управления (в том числе управления учебным процессом, в частности, для освоения средств информационных технологий, иностранного языка), участвовать в автоматизированном тестировании;
· решать простейшие задачи, относящиеся к базовым математическим объектам;
· выделять и анализировать информационный аспект в деятельности человека в профильных дисциплинах;
· составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи, на естественном языке и переводить ее на формализованный язык (алгоритмический или язык блок-схем);
· определять необходимые источники информации: публикации СМИ, библиотеки научной и учебной литературы, файлы и базы данных, электронные библиотеки, информационные ресурсы сети "Интернет".
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ, на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его типовым периферийным оборудованием (принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем), использовать специализированное оборудование в соответствии с профилем;
· знать и практически использовать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
· уметь выбрать устройства и носители информации в соответствии с решаемой задачей;
· искать информацию по профилю с применением конструкций и правил поиска: в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов, знать основные образовательные и профильные информационные ресурсы в сети "Интернет", уметь находить, отбирать и использовать эти ресурсы в учебной и повседневной деятельности;
· представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок (например, для размещения в Интернете); готовить и проводить выступления, участвовать в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты;
· модифицировать и наполнять собственные базы данных;
· использовать цифровую телекоммуникацию в коллективной учебной деятельности по профилю: передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, сохранять для индивидуального использования объекты из Интернета и ссылки на них, подписываться на рассылку, участвовать в телеконференции, видеоконференции;
· обладать практическими знаниями, умениями и навыками в области организации личной информационной среды, электронных баз данных, архивов, медиатек на основе использования персонального компьютера и информационно-телекоммуникационных сетей;
· осуществлять информационную деятельность с соблюдением требований обеспечения информационной безопасности, защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа, норм информационной этики и права.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение информатики и информационных технологий на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубления их с учетом профиля;
· развитие компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями;
· совершенствование навыков работы с информацией на уровне адекватного применения основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;
· развитие умения применять навыки работы с информацией: искать, отбирать, критически оценивать, организовывать, представлять и передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы сообразно учебным и производственным целям;
· приобретение опыта разработки программных средств, ориентированных на решение задач профильной области;
· освоение системы знаний об информационных моделях(классификационных, динамических, логико-лингвистических) и системах, формирование умения использовать компьютерные модели при решении учебных задач, в том числе в соответствии с профилем обучения, а также практических задач;
· формирование умения создавать и использования в познавательной и практической деятельности классификационные, динамические, логико-лингвистические, информационные модели;
· формирование умений самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области; программные средства, ориентированные на решение задач в выбранной профильной области;
· приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий, прежде всего в соответствии с профилем обучения, в том числе с использованием профессиональных инструментов и компьютерных моделей; модификации стандартных инструментариев; применения формальных моделей для создания собственных программных средств;
· освоение основных методов познания природы и общества, характерных для информатики: использование информационных и коммуникационных технологий в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе природных и социальных явлений в соответствии с профилем, представлении результатов в виде информационных объектов, при самостоятельном использовании основных общепользовательских и минимального набора профессиональных инструментов;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности, в профильных областях и с применением специализированных профессиональных инструментов;
· освоение правовых норм и воспитание качеств личности, отвечающих требованиям глобального информационного общества, с учетом приоритетов, этики поведения в профессиональном сообществе в профильной области.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· Оперирование информационными объектами в различных их представлениях. Анализ собственной и коллективной информационной деятельности. Анализ процессов и явлений природы и общества с позиций информационного подхода.
· Систематическое применение информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности, в том числе использование профессиональных инструментов в соответствии с профилем.
· Построение математических и информационных моделей реальных объектов и процессов, их использование для решения учебных задач.
· Построение алгоритмов решения вычислительных и аналитических задач и их реализация с использованием персональных компьютеров и типовых пакетов прикладных программ.
· Решение задач построения учебных информационных моделей объектов и процессов реального мира (прежде всего относящихся к профильной области и использующих профессиональные средства), использование этих моделей в учебной деятельности с применением необходимого математического аппарата.
· Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности и получаемых знаний, представлений о направлениях и тенденциях развития применений ИКТ в профильной области. Систематический учет особенностей индивидуальных механизмов восприятия и обработки информации человеком. Приобретение навыков собственной информационной деятельности, организации собственного информационного пространства (работы учащегося, различные их версии, ссылки на соответствующие задания, проекты, работы других учащихся, собранные массивы информации и используемые источники) с планируемой перспективой развития его в индивидуальное информационное пространство, интегрированное с профессиональным.
· Поиск информации по различным критериям в базах данных, электронных библиотеках, сети Интернет, ее отбор и анализ.
· Формирование собственной автоматизированной информационной среды, баз данных, архивов информации, обеспечение ее защиты от разрушения и несанкционированного доступа.
Информационные процессы и системы
Математические основы информатики. Системы счисления. Математические модели реальных объектов и процессов.
Математический аппарат информатики как теоретическая основа информатики и информационных технологий: символы (цифры, буквы алфавитов и др.), конечные последовательности (слова, тексты, программы и др.), неупорядоченные совокупности (возможные для выбора действия, объекты и др.), графы (карты с маршрутами, диаграммы взаимодействия и выполнения работ, деревья классификации и др.), высказывания.
Алгебра логики. Логические схемы и логические машины. Системы счисления.
Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и способы их представления. Реализация алгоритма с помощью ограниченного минимального набора операций. Программирование.
Единство представления информации. Методы формализации изображения, звука, текста.
Основные понятия и задачи теории информации. Методы измерения количества информации: вероятностный, разнообразностный и алгебраический подходы. Информация как мера сложности организованных систем. Основные принципы и системы кодирования информации.
Моделирование как метод научного познания. Виды моделей: материальные, математические, информационные. Свойства моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Основные этапы моделирования, количественная и качественная оценка их результатов.
Основные виды информационных процессов. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче. Дискретное (цифровое) представление звуковой, изобразительной, видео информации; двоичная форма представления информации; скорость передачи информации и пропускная способность канала передачи; ограниченность скорости передачи в данной полосе частот; представление об основных принципах построения сетей передачи данных.
Алгоритмы, виды алгоритмов описания алгоритмов, формальное исполнение алгоритма. Алгоритмические языки, алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл, вспомогательные алгоритмы. Основные алгоритмы обработки информации. Анализ и описание алгоритмов. Структуры данных.
Типизация языков программирования, особенности, области применения. Объектно-ориентированный, событийный подход в программировании.
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств, логарифмические шкалы восприятия. Учет возможностей человека при создании средств информационных технологий и их интерфейсов.
Средства и формы представления информации. Создание информационных моделей реальных объектов и процессов, адекватность модели объекту и целям моделирования. Язык как способ представления и передачи информации; естественные и формальные языки, математические модели языков. Разбиение задачи на подзадачи, в том числе - в коллективной деятельности. Управление, обратная связь в природных, технологических, социальных процессах.
Использование языка блок-схем, алгоритмического языка, в том числе для описания задач в соответствии с профилем; сложность вычисления (продолжительность работы алгоритма) и сложность описания объекта (длина кратчайшего описания).
Операционные системы. Особенности информационных систем, основные технологические механизмы.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, образовательной. Средства массовой информации, информационная этика и право, информационная безопасность. Личная информация, информационные права личности.
Динамика количественных и качественных изменений средств информационных технологий, ее учет при принятии решения о выборе средств в соответствии с решаемой задачей.
Информационные технологии
Понятие технологии. Производственные, социальные и информационные технологии. Классификация технологий. Базовые и прикладные информационные технологии. Технологии решения расчетных задач. Базы данных. Технологии хранения и поиска информации в электронных базах данных. Технологии использования информационных ресурсов. Информационно-поисковые системы. Телекоммуникационные технологии. Технологии сети Интернет. Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.
Практика информационных технологий
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, общеобразовательные и профильные дисциплины, элективные и факультативные курсы
Основные устройства ИКТ
Основные виды технических средств информатизации. Типы ЭВМ, их основные характеристики и области использования. Персональные и профессиональные ЭВМ. Рабочие станции. Встраиваемые микропроцессоры. Супер-ЭВМ и области их использования. Устройства ввода, вывода, хранения и отображения информации. Вычислительные системы и комплексы. Сети ЭВМ. Цифровое телевидение, фото- и кинотехника. Средства телекоммуникации и связи. Компьютерные телекоммуникационные системы. Мобильная телефонная радиосвязь. Средства интернет-телефонии. Соединение блоков и устройств средств ИКТ, прежде всего относящихся к профилю, использование различных носителей информации. Принятие решения о выборе носителя информации, комплектации блоков и устройств в соответствии с выполняемой задачей. Понимание основных управляющих сигналов. Диагностика и принятие решений по простейшим неисправностям. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение; технические условия эксплуатации.
Средства ИКТ
Специфика использования ИКТ в соответствии с задачами профильной области: основные виды данных, организация их хранения, основные инструменты, требуемые ресурсы. Выбор средств ИКТ в соответствии с задачами использования и финансовыми возможностями. Технический уровень информатизации и тенденции развития ИКТ в профильной области. Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для профильной области: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость продуктов и услуг.
Создание и обработка информационных объектов. Фиксация информации об объектах и процессах окружающего мира
Модели. Использование наглядных сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий), прежде всего в соответствии с профилем, для проведения заданного виртуального эксперимента, постановка виртуального эксперимента в профильной области и анализ результатов.
Тексты. Разработка структуры текста в соответствии с поставленной задачей. Версии текста, коллективная работа с текстом. Создание шаблонов, большеформатных и книжных текстов. Пополнение индивидуальных словарей, использование профильных тезаурусов, толковых и двуязычных словарей. Создание и включение в текст информационных объектов, относящихся к профильной области. Базовые элементы графического дизайна текста. Вставка в текст диаграмм, связанных с таблицами данных, и других информационных объектов. Создание текстов для групповой рассылки по базе данных.
Динамические (электронные) таблицы, основные примеры используемых в них зависимостей, другие математические инструменты ИКТ. Разработка и создание таблицы для решения вычислительной задачи в соответствии с профилем. Ввод и математическая обработка данных, табличные и графические представления данных. Математические формулы, графики, инструменты работы с ними. Примеры вычислительных алгоритмов, связанных с профилем.
Базы данных. Использование профессиональных баз данных в соответствии с профилем, в частности в проектной деятельности. Разработка и создание базы данных для хранения информации в рамках задачи в соответствии с профилем; формирование печатного представления информации баз данных.
Мультимедиа объекты с системами ссылок (гипермедиа). Создание и обработка, включая размещение в Интернете.
Рисунки, фотографии, чертежи, звуки и видеоизображения. Специфика информационных объектов, соответствующих профилю. Освоение основных каталогов и коллекций объектов и минимального набора профессиональных инструментов, знакомство с распространенными каталогами объектов и инструментами.
Поиск и использование информации
Информация, в первую очередь - профильная, в базах данных, Интернете, некомпьютерных источниках информации. Формулирование запросов со сложной логической структурой. Каталоги. Поисковые машины. Оценивание и организация информации. Правила ссылок и цитирования источников информации. Создание собственного информационного массива работ и ссылок по профилю.
Представление и передача информации
Представление информации в виде печатной публикации, в Интернете, в выступлении учащегося. Групповое обсуждение, фиксация его хода и результатов в текстовой форме и в сочетании с видеозаписью, обработка и резюмирование результатов. Телефон, факс, электронная почта: правила переписки, приложения к письмам, отправка, получение. Сохранение для индивидуального использования объектов из Интернета и ссылок на них, получение ("скачивание") информационных объектов из Интернета, подписка на рассылку. Телеконференции, видеоконференции. Использование цифровой телекоммуникации в коллективной учебной деятельности. Система адресации в Интернете, учетные записи, цифровая подпись.
Организация информационного пространства
Организация индивидуальной информационной среды, личных баз данных и архивов информации на основе использования информационных ресурсов и технологий; организация личной информационной безопасности, защиты персональной и общественно значимой информации; осуществление информационной деятельности с соблюдением норм информационной этики и права.
Планирование и организация деятельности
Индивидуальное планирование деятельности, планирование работы коллектива, согласование планов, в том числе с помощью электронных средств планирования; создание и анализ организационных диаграмм.
Управление
Использование устройств с наглядным функционированием, управляемых компьютером; датчики и обратная связь. Простейшие управляющие программы.
Электронные системы, применяемые в управлении учебным процессом
Освоение и использование компьютерных тренажеров и систем тестирования по профилю и иностранному языку.

Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· устройство средств информационных и коммуникационных технологий и их функции, в частности: центрального процессора, устройств памяти, периферийных устройств, шин, интерфейсов, программных принципов работы компьютера; носителей информации; микропроцессора вычислительного комплекса; вычислительной системы; телекоммуникационной системы;
· программный принцип работы компьютера; возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач; назначение и области использования вычислительных комплексов, вычислительных и телекоммуникационных систем;
· особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком; логарифмические шкалы восприятия, учет особенностей восприятия при создании интерфейсов;
· информационную деятельность человека, язык как способ представления и передачи информации; естественные и формальные языки; математические модели языков;
· источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче; скорость передачи информации и пропускной способности канала; принципы организации и функционирования Интернета, систему адресации в Интернете, учетных записях, цифровой подписи; представление о распределенных базах данных и вычислениях;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации, скорости обработки информации; стоимостных показателях, связанных с ИКТ, способах оценки выполнимости операций;
· примеры информационных моделей реальных объектов, универсальном дискретном (цифровом) представлении информации о реальных объектах и процессах, компьютерных реализациях дискретных моделей, существовании задач, которые невозможно решить на компьютере в принципе;
· алгоритмы, основные на алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах; данных в алгоритмах обработки информации; сложности вычислений и эффективных алгоритмов;
· роль информации и информационных технологий в современном обществе и обеспечивающие эту роль структуры - экономической, социальной, образовательной;
· средства массовой информации, информационную этику и право, информационную безопасность;
· особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;
· динамику количественных и качественных изменений средств ИКТ прежде всего в профильной области, ее учет при принятии решения о выборе средств ИКТ в соответствии с решаемой задачей.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (интерфейсе), используя имеющиеся знания об устройстве компьютера, в том числе:
- создавать, именовать, сохранять объекты, создавать удобную для использования структуру каталогов, в том числе ориентируясь на предметную область, разархивировать и архивировать информацию;
- использовать возможности компьютерных сетей;
- пользоваться экранной справочной системой;
- соблюдать права собственности на информацию;
- предпринимать меры антивирусной безопасности, в том числе для компьютерных сетей.
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного способа действия, определения состава и параметров необходимых средств информатизации для реализации проектов:
- объем памяти, необходимый для хранения информации;
- скорость передачи информации.
· создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках профиля, в том числе:
- создавать и структурировать тексты (школьные сочинения, рефераты, отчеты по различным предметам и т.д.), используя все необходимые средства текстового редактора для выражения содержания (нумерация страниц, использование списков, ссылок, оглавлений, колонтитулов, указателей, адреса, обращения, подписи и т.п.); проектировать, создавать и использовать стили и шаблоны; использовать возможности проверки орфографии и грамматики, тезаурусов, толковых и двуязычных словарей; использовать в тексте таблицы, изображения; учитывать базовые принципы графического дизайна;
- фиксировать информацию об объектах и процессах окружающего мира (природных, экспериментальных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории и др.) в форме: изображений (в том числе с использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных видов сканеров), видео и аудио записей (в частности с использованием цифровых записывающих устройств), таблиц; на уровне квалифицированного пользователя: грамотно выбирая объект, условия, инструменты записи, отбирая информативную часть записей, создавая их описания, каталоги;
- создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах домашней экономики) переходить от одного представления данных к другому; пользоваться основными операциями работы с динамическими таблицами: создания, выделения, вставки и удаления компонентов, арифметическими и логическими функциями, ссылками между таблиц, выбирать наиболее информативную и наглядную форму графического дополнения текстовой (в том числе табличной) информации в печатном тексте, выступлении с использованием проектора;
- создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического планшета), графические представления реального объекта (концептуальные, организационные и проектно-временные диаграммы, элементы машин, архитектурные объекты, одежда, электрические и электронные схемы, планы местности, географические и исторические карты), в частности в процессе проектирования и дизайна с использованием простейших общих действий графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять конструирование по чертежу; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; использовать в работе с графическими объектами базовые инструменты профильных систем автоматизированного проектирования;
- создавать: видеофильмы (в том числе с использованием систем нелинейного монтажа), простейшие мультипликации, записывать простейшие музыкальные фрагменты; использовать дополнительные возможности и инструменты в соответствии с профилем (специальные виды съемки, игровые фрагменты и др.);
- проектировать и создавать и модифицировать базы данных, используя средства создания баз данных;
- создавать комплексные объекты, включая связанные между собой информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа сочинения), экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в том числе индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы проектов; поддерживать индивидуальный компонент информационного пространства общеобразовательного учреждения, включающий основные информационные результаты образовательного процесса для учащегося;
· представлять информацию в форме текстов, таблиц, схем, графиков, диаграмм, преобразовывать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации;
· создавать и использовать модели объектов и процессов в форме: изображений и чертежей, в том числе анимированных; динамических (электронных) таблиц; баз данных; концептуальных диаграмм; абстрактных математических объектов (цепочек, графов и т. п.); программ языка программирования (использующего конструкции структурного программирования), в том числе для управления экранными и реальными движущимися объектами; создавать и использовать для виртуального эксперимента модели, в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах по профилю, соответствующие задачам учебного процесса; использовать простейшие формы моделирования в профессиональных моделирующих средах по профилю;
· приобретать отдельные знания, умения и навыки через применение электронных систем управления учебным процессом, в частности при освоении средств информационных технологий, иностранного языка, участвовать в автоматизированном тестировании;
· решать простые задачи, относящиеся к базовым математическим объектам информатики в их экранном и внутрикомпьютерном представлении; к этим объектам относятся: символы, конечные последовательности, неупорядоченные совокупности, деревья, графы, формулы, высказывания, описания алгоритмов, игр; к задачам относятся: проверка условия для объекта, построение объекта по условию, выполнение основных операций над объектами, построение алгоритма и доказательство правильности его работы по описанию результата его деятельности;
· выделять и анализировать информационный аспект в деятельности человека: при создании и выполнении инструкции (на формализованном языке, в том числе на языке программирования), разработки структур управления (в том числе с обратной связью), в разбиении задачи на подзадачи (в том числе при коллективной деятельности, при программировании).
· обладать практическими знаниями, умениями и навыками в области организации личной информационной среды, электронных баз данных, архивов, медиатек на основе использования персонального компьютера и информационно-телекоммуникационных сетей; планировать и формировать собственное информационное пространство, разрабатывать, создавать и наполнять собственные базы данных;
· выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях;
· составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи, на естественном языке и переводить ее на формализованный язык (алгоритмический или язык блок-схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе о неполадке); загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги в лоток принтера, иллюстрации - в сканер, загрузке дискеты, компакт-диска, видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и гигиенических упражнений;
· искать информацию с применением конструкций и правил поиска (в том числе построения запросов): в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях, каталогах, библиотеках (периодика, классические труды и др.) при выполнении заданий и проектов по различным дисциплинам, прежде всего - по профилю. Уметь пользоваться основными источниками информации по профилю, прежде всего - телекоммуникационно (реферативные журналы, профессиональные порталы и сайты, каталоги и поисковые системы);
· оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать и сопоставлять различные источники; следить за новой информацией, появляющейся по избранной теме в рамках профиля (публикации в Интернете, конференции, дискуссии и т. п.);
· представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в Интернете); размещать ее в Интернете, готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; использовать в устном выступлении микрофон, проекционный экран; использовать экран в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты;
· передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной почтой (используя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной почты); сохранять для индивидуального использования объекты из Интернета и ссылки на них; получать информационные объекты из Интернета. Участвовать в телеконференции, видеоконференции; использовать цифровую телекоммуникацию в коллективной учебной деятельности по профилю.

Данный стандарт поступил после завершения подготовки настоящего сборника к печати, он не проходил обсуждения и публикуется без редакторской правки - в том виде, в каком его представили авторы.

Похожие:

Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconРабочая программа по информатике составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования (Базовый уровень).
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерная программа по информатике и информационным технологиям создана на основе проекта федерального компонента государственного...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconРабочая учебная программа по Информатике и икт 10 11класс
Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Соответствует федеральному...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10-11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям iconУгринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов
Соответствует утвержденному Министерством образования РФ стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница