Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников




Скачать 458.35 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников
страница1/7
Дата28.09.2012
Размер458.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ


Методические рекомендации для экспертов

территориальных предметных комиссий

по проверке заданий с развернутым ответом


Государственная итоговая аттестация

выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме)


БИОЛОГИЯ


2008 год

Научный руководитель проекта: Г. С. Ковалева

Координатор проекта: О. А. Котова


Автор: В. С. Рохлов


Содержание


1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2008 г. 4

2. Общие подходы к проверке и оценке заданий с развернутым ответом 12

Задание С1 14

Задание С2 16

Задания С3 и С4 18

3. Материалы для практических занятий экспертов по проверке и оценке заданий с развернутым ответом 21

Задание С1 22

Задание С2 25

Задания С3 и С4 27

4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке заданий с развернутым ответом 31

Задание С1 31

Задание С2 32

Задание С3 33

Задание С4 35

Памятка для эксперта 36



Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия.


Повышение объективности результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в новой форме) связывается с качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями заданий с развернутым ответом. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01) содержат положение о том, что «Территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оцениванию экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов.

С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические пособия для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке заданий с развернутым ответом в 2008 г. Пособие по предмету включает в себя описание работы, научно-методические подходы к проверке и оцениванию заданий с развернутым ответом, примеры ответов учащихся и технологии их проверки и оценивания, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.

1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2008 г.



В 2008 году в школах РФ будет продолжен эксперимент по проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме за курс основную школу, которая осуществляется на основе приказа Минобразования РФ от 03.12.1999 №1075 (ред. от 21.01 2003) и письма Рособнадзора от 28.09.2007 № 01-411/08 – 01 «Об участии и апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях построения ОСОКО в 2008 году».

Целью Государственной итоговой аттестации – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

Исходя из целей государственной итоговой аттестации, минимума содержания биологического образования за основную школу, федерального компонента государственного стандарта общего образования, были разработаны задания-измерители базового, повышенного и высокого уровня сложности, из которых составлены тесты, представленные в демонстрационной версии.

В экзаменационную работу включено 35 заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности. Базовый уровень содержит 21 задание с выбором одного ответа из четырех. Повышенный уровень представлен 11 заданиями включающими:

  • выбор одного верного ответа из четырех и нескольких верных ответов из шести;

  • установление соответствия характеристик и типов размножения в природе;

  • установление последовательности действий при вегетативном размножении комнатных растений, на примере комнатного растения;

  • пропущенные слова в тексте, состоящем из 4 – 6 предложений;

  • задание с развернутым ответом на применение биологических знаний на практике.

Высокому уровню сложности соответствуют 3 задания. Из них:

        • одно задание с кратким ответом на нахождение ошибок в тематическом тексте, состоящем из 6 связанных по смыслу предложений образующих короткий текст;

        • два задания на анализ содержания развернутого текста и применение знаний курса биологии в контексте проблематики текста.

Контрольные измерительные материалы (КИМ) проверяют усвоение основных знаний и степень овладения умениями за курс основной школы, включающий следующие разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности живого». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов.

Контрольные измерительные материалы 2008 г содержат задания всего курса биологии за основную школу, из которых по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» составляют 13%, по разделу «Животные» 11%, по разделу «Человек и его здоровье» 42% , по разделу «Общие закономерности живого» 34%. Преобладание в демонстрационной версии заданий по разделу «Человек и его здоровье» объясняется тем, что этот раздел в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на ступени основного общего образования (см. Федеральный стандарт). Так, освоение биологических знаний, подразумевает среди прочего, знание строения организма человека. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности, на которых эти умения должны формироваться, является организм человека. Умение использовать биологическую информацию, проводить наблюдения за собственным организмом. Воспитательной целью биологического образования является формирование позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей. Особое место в стандартах занимает использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, забота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим, оценка последствий своей деятельности по отношению к собственному организму и здоровью других людей.

При разработке КИМ учитывались возрастные особенности учащихся основной школы, достижения биологической науки на современном этапе, тенденции развития биологического образования в РФ за последние 10 лет: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования; Обязательный минимум содержания основного общего образования; авторские программы по биологии (рекомендованные Министерством образования и науки РФ).

Представленная экзаменационная работа предусматривает проверку не только знаний, но и различных умений и видов познавательной деятельности учащихся:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

        • называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;

        • выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

        • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

        • устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;

        • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;

применять биологические знания в практической деятельности;

анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.

Государственная итоговая аттестация по биологии 2008 г. ориентирована на проверку результатов усвоения пяти содержательных блоков, которые соответствуют разделам Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, строении и жизнедеятельности органов и систем органов (опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.; внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни).

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, популяциях, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.

Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основным биологическим понятиям; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.

Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественно-научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.

В контрольные измерительные материалы включены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Задания базового уровня составляют 60% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного уровня – 31%, высокого уровня – 9%.

Содержание всех заданий независимо от их уровня (базового, повышенного или высокого) соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.

На выполнение демонстрационной версии экзаменационной работы включающей задания по всем разделам курса биологии за основную школу отводится 180 минут (3 часа).

Исходя из экспериментальной апробации демонстрационной версии, установлено, что на выполнение 26 заданий с выбором одного верного ответа требуется не более 50 минут. На выполнение 5 заданий с кратким ответом требуется около 40 мин. Наибольшее время требуется на выполнение заданий с развернутым ответом третьей части (около 75 минут). В результате, для самопроверки всего теста остается 15 минут. Такое распределение времени на выполнение экзаменационной работы создает благоприятный психологический климат для успешной сдачи экзамена.

В экзаменационном тесте задания базового уровня составляют больше половины всей экзаменационной работы (А1 – А21). Задания повышенного уровня сложности представлены 11 заданиями, которые содержатся во всех трех частях экзаменационного теста. В части А это задания А22-А26, в части В задания В1-В5 и части С задание С1.

В третью часть (С) экзаменационной работы включены задания высокого уровня сложности (С2-С4). Все они требуют свободного краткого или развернутого ответа. Основное отличие заданий третий части от заданий первой и второй частях работы состоит в том, что их выполнение требует от учащихся более сложных видов мыслительных операций, например, анализа, сопоставления, синтеза, обобщения, абстрагирования и ряда других. Выполняя подобные задания, школьники должны провести анализ вопроса (или текста), установить причинно-следственные связи, обосновать результаты наблюдений и экспериментов, сделать прогноз, обосновать риски, возникающие вследствие изменений, происходящих в окружающей среде. Свои соображения учащиеся излагают в письменной форме на отдельном бланке.

Первое задание со свободным развернутым ответом повышенного уровня сложности (С1) требует от экзаменуемого обоснования необходимости выполнения важнейших гигиенических правил поведение человека в повседневной ситуации. Обязательным условием аргументации своих действий является привлечение знаний по анатомии и физиологии, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Для контроля знаний высокого уровня сложности в тест включено три задания с кратким и развернутым ответами (С2-С4). Так, задание С2 направлено на нахождение и исправление ошибок в тексте, задания С3 и С4 проверяют умения экзаменующегося работать с развернутым текстом. Выполнение задания С3 требуют краткого ответа состоящего из одного – двух предложений. Подобное задание проверяет умение быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из текста, четко формулировать свои мысли на конкретный вопрос.

Задание со свободным развернутым ответом (С4) контролирует умение применять полученные знания в новой ситуации используя при этом содержание экзаменационного текста. Ответ на задание, учащийся излагает в виде подробного аргументированного объяснения.

Разнообразие заданий по уровню сложности позволяет объективно оценить степень овладения учащимися биологическими знаниями и умениями по их использованию и провести уровневую дифференциацию.

Результаты экзамена предъявляются в тестовых баллах и школьных оценках. Максимальный тестовый балл за полное правильное выполнение всех заданий экзаменационной работы – 47 баллов.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме)
Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX
Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации по содержанию и организации деятельности предметной комиссии по предмету «история»
Методические рекомендации предназначены для членов территориальных предметных комиссий по предмету «История» иориентированы на подготовку...
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Испанский язык
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Английский язык
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Немецкий язык (Раздел «Письмо»)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Французский язык (Раздел «Письмо»)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconМетодические рекомендации для предметных комиссий основной школы по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
Каменчук И. Л., методист кафедры философии и методологии науки гаоу дпо «Сарипкипро»
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников iconПрограмма I научно-практической конференции
Научно-методические, организационно-технологические и нормативно-правовые аспекты работы региональных предметных комиссий по проверке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница