1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города




Название1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города
страница1/8
Дата27.09.2012
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Введение

2







1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города ………………………………………………….

5


1.1. . Город как основной объект исследования в стратегии устойчивого развития…………………………………………………………………………

5

1.2. Стратегия устойчивого развития города. Основные понятия и алгоритмы

12

1.3. Опыт стратегического развития городов РФ

28

Выводы

34







2. Анализ стратегического развития города Великий Новгород………………

35

2.1. Особенности исторического развития города Великий Новгород

35

2.2. Характеристика и современное состояние развития города Великий Новгород

40

2.3. Основные проблемы и потенциал развития города Великий Новгород

56

Выводы

55







3. Пути повышения конкурентоспособности города Великий Новгород……………….……………………………………………………………………

63


3.1. Анализ возможностей повышения конкурентоспособности города Великий Новгород

63

3.2. Цели и задачи стратегии устойчивого развития города Великий Новгород

68

3.3. Направления и пути повышения конкурентоспособности города Великий Новгород

72

Выводы

80







Заключение

82

Список использованных источников и литературы

86

Введение

Важнейшим стратегическим ресурсом экономического возрождения России являются ее муниципальные образования - города. Вся экономическая жизнь преимущественно сконцентрирована на территории городов. То есть город — это не только место совместного проживания людей. Он объединяет сообщество в систему, состоящую из различных элементов (экономика, культура, политика, экология), пронизанную социальными отношениями, функционирование которых направлено на достижение глобальной цели - рост качества жизни каждого человека.

Актуальность темы «Стратегии устойчивого развития города» находит свое подтверждение в возникновении проблем современных городов, связанных с внутренним развитием страны, которые усиливаются существенным влиянием глобальной экономической системы, проникновением международной конкуренции на уровень регионов, появлением новых интеграционных решений, таких как кластер, которые видоизменяют организацию городской экономики. Кроме того, многие политические и социальные задачи, связанные, прежде всего с ростом качества жизни населения, требуют экономически обоснованного привлечения новых ресурсов при условии эффективного сбалансированного использования существующих. Решение таких проблем требует новой организации управления городами, позволяющей применять стратегически ориентированные приемы и методы обеспечения устойчивого развития. В этой связи проблемы устойчивого развития города на современном этапе приобретают особую значимость. Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением (развитием). Именно стратегическое управление обеспечивает создание условий достижения целей устойчивого развития города при адаптации к динамично меняющейся внешней среде. Стратегическое управление городом имеет своей целью разработку координирующей политики города по планированию, формированию бюджета, разработке и реализации программ развития.

Цель дипломной работы состоит в исследовании теоретических основ стратегий устойчивого развития города и разработке путей повышения конкурентоспособности города на основе стратегических целей развития Великого Новгорода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:

  • раскрыть сущность и уточнить категориальный аппарат устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, а также обосновать необходимость перехода к устойчивому развитию городов;

  • рассмотреть существующий опыт стратегического развития городов РФ;

  • изучить и проанализировать опыт социально-экономического развития города Великий Новгород;

  • выделить и предложить основные стратегические цели и пути повышения конкурентоспособности в развитии Великого Новгорода.

Объектом исследования является социально-экономическая система муниципального образования и городская среда Великого Новгорода.

Предметом исследования выступают механизмы и процессы стратегического планирования устойчивого развития города.

Теоретико-методологической основой дипломной работы послужили положения, выводы и рекомендации, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области региональной и муниципальной экономики; теории государственного и муниципального управления; стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития административно-территориальных образований.

В дипломе применяются методы регионального системного анализа, структурно-функционального анализа, а также - статистический метод, метод группировок, метод стратегического планирования (swot-анализ) и пр.

Информационную и эмпирическую базу исследования (основные источники и литературу) составили законодательные и нормативные акты, регламентирующие различные аспекты стратегического социально-экономического развития государства и его административно-территориальных образований, прикладные исследования по данной проблеме (программы, концепции, стратегические планы социально-экономического развития городов, публикации в научной и периодической печати, данные сети интернет, материалы статистической отчетности, характеризующие различные аспекты социально-экономического развития городов, а также авторского обобщения практического опыта стратегического развития муниципальных образований).

Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города; 2. Анализ стратегического развития города Великий Новгород; 3. Пути повышения конкурентоспособности города Великий Новгород), заключения и списка использованных источников и литературы.


1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города.

1.1. Город как основной объект исследования в стратегии устойчивого развития.

Экономическая жизнь преимущественно сконцентрирована на территории городов. Само появление цивилизации связано с возникновением городов, которые уже тогда были местом концентрации высших социально-экономических функций: административное и военное управление, религия, культура, материальное производство, инновация, различные виды услуг (в том числе и информационных). Город должен представлять собой некоторую социально-экономическую сущность.

Для того, чтобы формально закрепить понятие города как самостоятельной экономической категории, рассмотрим содержание данного понятия. В настоящее время, в теории экономики города город рассматривается как самостоятельный экономический агент.1

Город — это относительно самостоятельная, юридически оформленная, сложная динамическая территориальная, экономическая и социальная система, в которой воспроизводятся экономические, социальные, политические, идеологические, управленческие, демографические, этнические, экологические, правовые, градостроительные, градообслуживающие и другие отношения жизнеобеспечения; система с особенностями своего формирования, развития и функционирования, многообразными связями с внешней средой. Таким образом, город — это не только место совместного проживания людей. Он объединяет сообщество в систему, состоящую из различных элементов (экономика, культура, политика, экология), пронизанную социальными отношениями, функционирование которых направлено на достижение глобальной цели - рост качества жизни каждого человека. Все элементы представленной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Содержание понятия «город» имеет много трактовок. Общефилософское его толкование связано с представлением о некоторых обобщенных принципах, направляющих познание сложных систем по пути изучения внутренних динамических характеристик и структур. Термин «город» используется также для обозначения одной из основных функций управления, которая реализуется при создании и совершенствовании системы, поддержании порядка в ее функционировании. Наконец, город отождествляется с социальной системой, что подтверждается встречающимися в литературе определениями типа «город — социальная общность, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели жизнеобеспечения населения»2. С этой точки зрения к социальной общности можно отнести политические, производственно-хозяйственные, творческие, учебные организации и др.

Признаки, отражающие сущность понятия «город»:
1) социальная организация — это объединение людей с различными функциями и ролями. 2) социальная организация создается и функционирует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных социальных потребностей, в первую очередь, достижения социальной стабильности, справедливости и защищенности. 3) наличие организационной структуры позволяет осуществлять совместную деятельность для достижения общей цели. Взаимодействие позволяет интегрировать деятельность людей, способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств входящих в него частей. Таким образом, город как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью, функционирующую для реализации социальных интересов, обусловленных общей целью.

Структура экономической системы дает представление о взаимосвязях ее элементов, кругообороте финансов, товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Как экономическая система город также может характеризоваться рядом признаков. 1) он имеет определенные границы, позволяющие существовать автономно от других формирований подобного рода и не рассеиваться в окружающей среде. Границы определяются территорией, названием, организационной структурой и др. 2) город характеризуется совокупностью применяемых ресурсов, их качеством, а также используемым потенциалом и общей целью объединения и функционирования всей совокупности ресурсов. Таким образом, город как экономическая система представляет собой объединение совокупности применяемых ресурсов для достижения единой цели, обусловленной общей глобальной целью развития страны. Социальная и экономическая сущности города неразрывно связаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Невозможно достичь в обществе социальной стабильности, справедливости и защищенности без эффективно функционирующей экономики. И, наоборот, нельзя добиться стабильных экономических успехов без социальной безопасности и стабильности. Современный промышленный город должен формироваться и управляться как единая система.

Социально-экономическая сфера города имеет свою структуру, представляющую собой сложный комплекс различных отраслей, которые надо сгруппировать по признаку содержания (качества) удовлетворяемых личных (индивидуальных) потребностей населения. К первой группе относятся те отрасли, где воспроизводится жизнедеятельность человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Согласно концепции «базовых нужд», или «основных потребностей», которая лежит в основе программ деятельности ряда международных организаций семейства ООН (типа МОТ) по отношению к «третьим странам», такой тип воспроизводства человека сводится к обязательному удовлетворению некоторых минимальных потребностей в пище, одежде, жилище и домашнем оборудовании, а также к улучшению общественных услуг в области обеспечения питьевой водой, санитарного состояния мест проживания, общественного транспорта и образования. Обязательное удовлетворение такого рода потребностей связывается с соблюдением прав человек.
На уровне города речь идет в первую очередь о таких отраслях преимущественно материальной инфраструктуры, как жилой фонд (включая общежития и «коммуналки»), его строительство и обслуживание, производство потребительских товаров и услуг, торговля, транспорт, медицинское обеспечение и санэпиднадзор, дошкольное воспитание, начальное образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка. Сюда же можно отнести ту часть институциональной инфраструктуры, которая включает деятельность учреждений государственного и муниципального аппаратов управления в названных отраслях и тех, что обеспечивают движение населения, связанное с использованием рабочей силы и миграцией (службы занятости, переселенцев, беженцев и др.). Ко второй группе отнесем отрасли социально-экономической сферы города, в которых воспроизводится жизнедеятельность человека с такими его способностями, которые позволяют в данных технологических и экономических условиях безболезненно осуществить переход от формирования способностей к их творческому использованию, развитию и накоплению: учебе или науке, культуре или искусству, управлению или иным формам творческой деятельности. Это тот уровень, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни», воспринимается большинством как состояние комфорта, «блага», способствует созданию предпосылок не только для развития творческой деятельности, но и для политической и социальной стабильности в городе. 
По сути, речь идет в основном о тех же отраслях, которые мы отнесли к первой группе, но с другим качественным содержанием. Например, в области жилищного обслуживания населения это не просто обеспечение людей жильем в соответствии с минимальными нормативами, а обеспечение возможности человеку самому сделать выбор жилища. В торговле, например, это ориентация не на усредненные стоимостные показатели, обеспечивающие сбалансированность спроса и предложения, а доступность качественных продуктов питания, технически сложных товаров народного потребления для всех социальных групп. В первом случае сбалансированность достигается при таком уровне цен, который отсекает значительную часть населения от возможности удовлетворить утилитарные потребности; во втором случае имеется в виду социально сбалансированный рынок, когда все социальные группы населения получают доступ к товарам и услугам, удовлетворяющим эти потребности. Санитария и простейшее медицинское обеспечение как отрасли, призванные создавать условия для физического существования людей на низшем уровне удовлетворения их потребностей, здесь перерастают в отрасль охраны здоровья, предполагающую возможность выбора большинством населения качества и количества лечебных и профилактических услуг в соответствии с величиной получаемых доходов. Аналогичную функцию на этом уровне социальной сферы выполняют и такие отрасли, как физкультура и спорт. Ко второй группе отраслей относится также и культура в той ее части, которая формирует человека еще не как творца, а как потребителя духовных услуг. Она представлена телевидением, сетью театров и киноустановок, выставочных и концертных залов и прочих культурных учреждений. Наконец, третью группу отраслей социально-экономической сферы города представляют те из них, которые связаны с воспроизводством жизнедеятельности человека как творческой личности. Они призваны обеспечивать удовлетворение потребностей высшего порядка и формировать гармонически развитую личность. Прогресс в этой сфере и есть та стратегическая установка, которая сформулирована в качестве высшей цели социально ориентированной рыночной экономики.  В число отраслей данного уровня социальной сферы следует включить науку, культуру, искусство, образование, воспитание, спорт, однако главным субъектом отношений здесь выступает не человек-потребитель, а человек-созидатель. Результат деятельности творческого труда всегда оригинален и качественно отличается от продукта «обычного» труда в материальном производстве. Названные отрасли должны стать основой экономической политики городских властей при подготовке к условиям жизни в постиндустриальном обществе будущего.3

Основой жизнеобеспечения, повышения качества жизни населяющих города людей всегда была их экономическая деятельность. Однако экономическая среда, в которой существуют города, в настоящее время меняется очень быстро. Происходит ее интернационализация: стремительно формируются общемировые рынки, происходят процессы политической и экономической интеграции, стремительно развиваются и распространяются новые технологии, в том числе транспорта и связи. Практически исчезли препятствия для свободного перетока по всему миру инвестиций, составляющих основу экономического развития городов, обеспечивающих их налоговую базу и занятость их жителей. По большому счету, только соображения безопасности и максимальной прибыльности на вложенные средства влияют на решение инвестора. Самодостаточное автакратичное развитие поселений стало невозможным, города и регионы находятся в состоянии растущей конкуренции в сфере привлечения капиталов. Ответом на изменение условий для многих городов во всем мире стал комплексный подход к собственному экономическому развитию, основанный на стратегическом планировании на более или менее длительный срок.

Таким образом, весьма плодотворным является подход к городу как к самостоятельному экономическому агенту, наделенному своим имуществом, осуществляющим определенные социально-экономические функции и обладающим необходимым уровнем автономности в принятии решений. При оценке активов, которыми располагает город важно иметь в виду не только представленные в официальной отчетности активы предприятий, административных учреждений и домашних хозяйств. Реальные экономические перспективы города в существенной степени зависят от того влияния, которое он может оказывать на поведение фирм, расположенных в других городах. Поэтому, необходимо учитывать, так называемые, «нематериальные активы», отражающие особую роль города. К ним можно отнести также туристическую привлекательность города, связанную, как с конкретными музеями и памятниками архитектуры, так и общей эстетической привлекательностью отдельных районов города, его исторической славой и т.п. Таким образом, можно говорить и об определенном «туристическом капитале» города.

При рассмотрении функций города, его производства, потребления, инвестиций, необходимо обратить особое внимание на специфические услуги, предоставляемые городом. Сюда включается как обслуживание технического характера: общественный пассажирский транспорт и дорожная сеть города, система его водо-, электро-, тепло-, газоснабжения, очистные системы, противопожарная служба; так и административные и культурно-бытовые муниципальные услуги: правоохранительных органов, медицинских, образовательных учреждений и т.д. Важно обратить особое внимание на функцию города как центра контактов (деловых и культурных связей) и инновации. Интересы города как экономического целого представлены органами местной власти (исполнительными и законодательными), которые обладают определенными инструментами воздействия на экономическое поведение фирм города и его домашних хозяйств. К этим инструментам можно отнести как юридические рамки такого поведения, так и систему налогов, штрафных санкций и определенных льгот. Сюда включается и совокупность локальных общественных благ, предоставляемых городом. 4

Таким образом, необходимым условием для успешного исследования вопроса «стратегия устойчивого развития города» для нас было предварительное изучение города как объекта исследования.

Рассмотрев данный объект, можно сделать вывод, что в первую очередь город – это социальная общность, в которой функциональное разделение труда направленно на достижение общей цели жизнеобеспечения населения. Во – вторых, город – это самостоятельный экономический агент, наделенный своим имуществом, осуществляющий определенные социально-экономические функции и обладающий необходимым уровнем автономности в принятии решений. Как социальная система, город представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью, функционирующую для реализации социальных интересов, обусловленных общей целью. Как экономическая система, город - это объединение совокупности применяемых ресурсов для достижения единой цели, обусловленной общей глобальной целью развития страны. Причем, социальная и экономическая сущности города неразрывно связаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

1. 2. Стратегия устойчивого развития города. Основные понятия и алгоритмы.

На исходе ХХ века человечество пришло к осознанию необходимости формирования новой модели развития цивилизации, безопасной для окружающей среды. Для обозначения пути развития Международной Комиссией Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию был предложен термин sustainable development – в переводе на русский язык – «устойчивое развитие».

В настоящее время существует более 50 определений устойчивого развития, и их количество продолжает расти. К примеру, для научных кругов идея устойчивого развития означает переход в новое качество общества («коэволюция человека и природы») и биосферы («ноосфера»), для предпринимательских кругов – это возможность работать без политических потрясений и переустройства общества. В строгом смысле устойчивое развитие означает такое развитие, которое не влечет за собой необратимого изменения среды обитания человека.

Однако, устойчивое развитие гораздо масштабнее, чем просто охрана окружающей среды. Оно предполагает сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики.

Следует отметить, что устойчивое развитие означает не одно и то же для разных стран. Для богатых, «благополучных» стран устойчивое развитие связано с такими мерами, как утилизация отходов, эффективное энергопотребление, сбережение ресурсов, восстановление нарушенных природных ландшафтов. Для бедных стран устойчивое развитие означает социальное равноправие, справедливость, законность, более равномерное распределение материальных благ и общий рост благосостояния. Модель устойчивого развития не может быть представлена в виде универсальной схемы, поскольку она отражает объективные условия, исторические тенденции, своеобразие культуры, духовный склад населения той или иной страны или города.

Концепция устойчивого развития уже более двадцати лет рассматривается во всем мире и как объект научных исследований, и как целевой ориентир практических действий на национальном, региональном и местном уровнях. Как уже было отмечено, первым значительным шагом в переводе идеи устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и национальных планов было проведение Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. А особое значение городов, как центров реализации принципов устойчивого развития, было подчеркнуто на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге в 1994 году, где была принята «Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия)». В этом документе отмечается, что «поскольку ни один город не похож на другой, все мы должны найти свои собственные пути к устойчивому развитию. Во всех направлениях местной политики следует основываться на общих принципах устойчивости и, учитывая сильные стороны каждого конкретного города, разрабатывать местные стратегии устойчивого развития» 5.

В России в 1996 г. была утверждена правительственная «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Однако, несмотря на существование отдельных положительных примеров, в стране не наблюдалось широкого движения по реализации принципов устойчивого развития, особенно на местном уровне. Между тем, в мировой теории и практике реализации принципов устойчивого развития было признано, что именно местный уровень, особенно города, являются «центрами реализации принципов устойчивого развития, а стратегическое управление - основной технологией их реализации»6 .

В соответствии с концепцией Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, и подходов современных исследователей проблем городского развития7, можно дать следующее определение: под устойчивым развитием города понимается его сбалансированное развитие в условиях увязки и согласования интересов различных социальных групп, субъектов управления и хозяйствования, функционирующих в городе и обеспечивающих соблюдение баланса триады «население – хозяйство - природа», что подразумевает сочетание принципов социальной справедливости, экономической эффективности и экологической безопасности для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей города. Следует признать, что полностью и надолго обеспечить такой характер развития практически невозможно и можно говорить только о стремлении и приближении к указанной сбалансированности, составляющей сущность устойчивого развития. Это долговременный планомерный процесс, требующий глубокого понимания у всех слоёв населения, решения комплекса политических, экономических, социальных и экологических задач, а также учета институциональных факторов.

Для преодоления существующих проблем в городах и создания условий для их устойчивого социально-экономического развития необходимы как специальные меры поддержки со стороны государства, так и активные действия самих муниципалитетов. Меры со стороны государства должны включать, во-первых, совершенствование законодательного обеспечения деятельности местного самоуправления и, прежде всего, в направлении расширения доходной базы местных бюджетов, позволяющей формировать предпосылки для их перехода к устойчивому развитию, реализации принципов саморазвития.8 Если рассматривать необходимые действия по развитию своих городов со стороны самих органов местного самоуправления, то мировой и лучший отечественный опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются при использовании технологий стратегического планирования и управления. Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем. Стратегических подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением (развитием). Именно стратегическое управление обеспечивает создание условий достижения целей устойчивого развития города при адаптации к динамично меняющейся внешней среде.

Устойчивое развитие города, с точки зрения исследователей Давыдова Н. и Тимофеевой О., предполагает: во-первых, способность к саморазвитию и прогрессу, т. е. обеспечение устойчивого роста производства, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций; во-вторых, рациональное использование природных ресурсов и сохранение экологического равновесия в городе; в-третьих, стабильное повышение качества жизни всех жителей города.9

Под устойчивым развитием муниципального образования следует понимать функционирование самоорганизующейся муниципальной системы, ориентированное на гармонизацию жизнедеятельности местного сообщества и ее экономически сбалансированное развитие с целью повышения качества жизни населения, обеспечиваемого на основе эффективного производства и функционирования различных институтов. Устойчивое развитие муниципального образования - это динамичное наращивание показателей роста, сочетающее инноватику стратегического подхода с адаптивными способностями территории к изменению в результате влияния внешних и внутренних факторов, стимулирование мотивации ключевых экономических акторов на взаимодействие, ориентированное на достижение желательного равновесия между экономическим ростом, справедливым развитием человеческого потенциала и продуктивными экосистемами.

Стратегическое социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения. Стратегические проблемы муниципального образования в зависимости от оценки их значимости для местного сообщества могут быть систематизированы по следующим группам: градостроительные, социальные, производственные, экологические проблемы, проблемы социальной и производственной инфраструктуры, проблемы управления городом, финансовые проблемы, проблемы безопасности.

Главной целью стратегии устойчивого развития должно быть обеспечение эффективного практического решения задач социально-экономического развития, повышение уровня и качества жизни населения, комплексное удовлетворение потребностей населения в социальной сфере, развитие средств информационной доступности и пр.

Актуальность устойчивого развития вызвана тем, что стратегическое планирование позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей. А также является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства.

Работа над стратегическим планом развития города должна производиться с учетом видения долгосрочных перспектив развития города всем городским сообществом, а также с учетом интересов внешних субъектов городского развития, прежде всего органов власти субъекта федерации и федерального центра. Для этого принятию плана городского развития должна предшествовать тщательная работа по выяснению интересов всех «участников» процесса развития.

Таким образом, в процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

• Стратегический план - документ, нацеленный на главное для повышения конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;

• Стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частнообщественного партнерства. Стратегический план - это не директива, это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения;

• в Стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность неотложных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;

• стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации Стратегического плана объединяются в непрерывном цикле с системой мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

По содержанию стратегический план развития должен охватывать все направления развития города: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и прочие. План должен представлять собой прогностический документ с определенным генеральным сценарием развития, однако одновременно он должен быть достаточно подробным, содержать расшифровку и развитие намеченных целей развития.

То есть, стратегический план определяет общую направленность (стратегию) развития города. Он сконцентрирован на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития внешнего мира.

Основное содержание Стратегического плана составляют формулировки:

главной цели развития города на данном этапе;

• основных стратегических направлений достижения главной цели;

целей в рамках стратегических направлений;

• конкретных мер по реализации выбранных стратегий с фиксацией индикаторов выполнения намеченных мер, оценок затрат и эффекта и участников реализации мер.

План развития города должен создаваться на основе тщательного анализа состояния и перспектив развития социально-экономической и политической ситуации в стране, регионе и городе, а также с учетом материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов, которыми располагает, или которые может реально привлечь город на цели своего развития.

Стратегический план включает в себя элементы долгосрочного прогноза, среднесрочного плана и плана первоочередных действий в рамках выбранной стратегии развития. При постановке целей и отборе мер рассматриваются долгосрочные тенденции и последствия с глубиной прогноза 10-15 лет. Срок реализации различных мер Стратегического плана варьируется от 1 года до 10 лет.

По форме стратегический план рассматривается как совокупность целевых программ, развернутых в схемы задач и конкретных мероприятий с примерной оценкой их стоимости, ожидаемого эффекта и определением конкретных разработчиков и исполнителей. Формально не являясь директивным документом, Стратегический план должен иметь статус юридического документа, принятого городским представительным органом.

Текст Стратегического плана разрабатывается в трех версиях:

• базовая официальная версия,

• полная версия, включающая подробные обоснования выбранной стратегии, конкретные проекты и программы, конкретизирующие меры плана. Оформляется в виде комплекта приложений к базовой версии,

• презентационная версия с изложением основных позиций базовой версии.

Важнейшей чертой плана должна быть гибкость. Собственно уже реализация плана подразумевает его периодическую конкретизацию, в частности, в форме более жестких годовых планов. Кроме того, по мере необходимости и сам стратегический план должен меняться и уточняться в соответствие с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов городского сообщества на развитие города. Этот подход подразумевает сочетание двух элементов планирования: (1) стратегического, в ходе которого создается общее перспективное видение города и концепция его развития; (2) оперативного, в ходе которого разработанная концепция насыщается конкретными программами.

Процесс планирования экономического развития города состоит из пяти основных этапов:

Этап 1. Организация работы по планированию

Инициирование работы. Экономическое развитие города может быть более успешным, если оно инициировано городским руководителем, осуществляется при его лидерстве.

Организация работы. Разработка плана требует значительных финансовых, интеллектуальных и организационных ресурсов, а также координации работы многих привлекаемых участников. Чаще всего функции планирования экономического развития возлагаются на существующие в составе городской администрации подразделения - комитеты по экономике, отделы социально-экономического развития и т.п. Однако такой подход не всегда эффективен. Целесообразно привлечь к разработке плана специализированную стороннюю организацию, компетентную в вопросах городского экономического развития.

Этап 2. Изучение условий экономического развития города.

Первой задачей изучения условия экономического развития города является работа по проведению анализа состояния и перспектив развития социально-экономической и политической ситуации в городе, а также по учету материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов, которыми город располагает, или которые может реально привлечь город на цели своего развития. Изучение условий экономического развития города может проводиться в следующих основных направлениях:

Обзор внешней среды. Изучение всех элементов природно-географической и социально-экономической среды. которые оказывают влияние на экономическое развитие города: 1)Географическое положение; 2) Природные условия, экология; 3) Демографические сдвиги; 4) Социальные и политические изменения в структуре общества; 5) Экономические условия: финансовое положение в стране и регионе, занятость, возможности для развития бизнеса: финансирование экономического развития, общественная поддержка, уровень развития маркетинга; 6) Конкурентная среда: как выглядит регион, в котором расположен город, в сравнении с другими, с соседними регионами; как выглядит город в сравнении с другими городами.

Оценка ресурсов города. 1) Природные: Минеральные, энергетические, рекреационные, прочие. 2) Ресурсы территории и недвижимости: Проведено ли зонирование, готовы ли объекты недвижимости к рыночной реализации? 3) Инфраструктурные: Транспортное положение, обеспеченность объектами транспортной структуры, средствами телекоммуникации, водо-, энергоснабжения, канализации и утилизации отходов. 4) Финансовые: все возможные источники средств - бюджет, внебюджетные средства города, коммерческие (банки), средства региональных и федеральных программ. Возможности привлечения заемных средств, прочее. 5) Трудовые: численность, половозрастной состав, численность и структура трудоспособного населения, профессиональный состав, образовательный уровень, стоимость рабочей силы. 6) Организационные: уровень организации городского управления, наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут быть использованы городом (университеты, ассоциации, коммерческие палаты и прочее). Политические силы, которые могут содействовать или препятствовать развитию. 7) Информационные: существует ли в городе собранная маркетинговая информация? Насколько город готов использовать ее для разработки плана развития и предоставления потенциальным инвесторам.

Итогом данного этапа должен стать отчет с анализом состояния и перспектив развития социально-экономических и политических условий экономического развития города, с более подробной характеристикой ресурсов. Кроме того, в отчете должны быть сформулированы предложения по целям развития, которые будут закладываться в будущий план, и обоснование этих целей.

Этап 3. Разработка концепции экономического развития

Рабочая группа изучает подготовленные материалы и рекомендации и на основе этого составляет принципиальную схему целей- задач-программ по следующему алгоритму:

1. Формирование перспективного «видения» города в общих чертах (растущий-нерастущий, промышленный-торговый-туристический центр);

2. Определение в соответствии с «видением» целей экономического развития города. Цели представляют собой основные направления перспективного движения города.

3. Составление целевых программ, где поставленные цели насыщаются более конкретными задачами и, по возможности, инструментами экономического развития.

Составление концепции проводится через (1) ознакомление с материалами предварительного изучения условий и (2) выработка схемы «видение города-цели-задачи» с использованием специальной методики (SWOT-анализ, «мозговой штурм» и т.п.)

Результатом должна стать Концепция развития города, представляющая из себя пакет документов, в который входят материалы по изучению условий экономического развития города и уточненная схема предложений по развитию города. Концепция является, с одной стороны, прогностическим документом, с другой - содержит в себе достаточно четкую схему перспективного развития города (возможно - несколько сценариев) с приблизительной оценкой необходимых ресурсов и сроков выполнения.

Этап 4. Разработка целевых программ, объединение их в план

Переход к этому этапу происходит только после решения руководства города об утверждении Концепции. Разработка целевых программ заключается в конкретной проработке каждого из утвержденных в программе мероприятий, вплоть до подготовки бизнес-планов.

Важным элементом разработки целевых программ является уточнение набора инструментов экономического развития города, то есть тех практических мероприятий, реализация которых обеспечивает выполнение поставленных целей.

В ходе разработки каждой программы производится обязательный просчет необходимых затрат и ожидаемого эффекта от реализации каждого предлагаемого инструмента. В программе должны содержаться данные о примерных сроках реализации каждого мероприятия, а также о его исполнителях.

Первый крупный блок инструментов нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, прежде всего путем улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации расходов на социально-культурные цели.

Второй крупный блок инструментов связан с улучшением «хозяйственной среды» в городе, то есть создание благоприятных условий для сохранения и развития существующего в городе и привлечения нового бизнеса, для расширения налоговой базы и занятости. Данное направление является более масштабным, дорогостоящим, его эффект может проявляться не столь быстро и очевидно.

Прямые управляющие функции города по отношению к бизнесу (финансирование, оперативное управление и прочее) носят ограниченный характер и касаются: 1) совершенствования и диверсификации отраслевой структуры городского хозяйства; 2) патронирования ограниченного числа социально важных для города предприятий (градообразующих и пр.).

Создание «хозяйственной среды» для стимулирования сохранения существующего и развития нового бизнеса, может осуществляться с помощью комплекса инструментов финансового и нефинансового характера.

Финансовые инструменты нацелены на улучшение условий работы бизнеса главным образом в следующих направлениях:

  • Налоговая политика (налоговые льготы, налоговый кредит, льготное кредитование - чаще всего для стимулирования инвестиций, реже для поддержания существующих предприятий).

  • Политика гарантий местной администрации (для привлечения кредитов).

  • Прямое финансирование проектов (обычно для финансирования программ развития социальной инфраструктуры).

Нефинансовые инструменты представляют собой в большей степени организационные мероприятия. Перечень их достаточно велик, к наиболее распространенным относятся:

  • Повышение качества и доступности коммунальных услуг (модернизация объектов, расширение сетей, снижение тарифов);

  • Совершенствование транспортной инфраструктуры (улучшение и расширение сети дорог, развитие аэропортов и т.д.);

  • Совершенствование системы предоставления земли и недвижимости (зонирование, система продажи и регистрации прав владения, наведение порядка в налоговых и арендных платежах, подготовка городских площадок и недвижимости к продаже или сдаче в аренду);

  • Улучшение условий работы малого и среднего бизнеса (создание центра поддержки малого и среднего бизнеса, «бизнес-инкубатора», программы переподготовки рабочей силы);

  • Создание благоприятного имиджа города (улучшение внешнего вида города, активная рекламная кампания).

По завершении разработки целевые программы сводятся в единый комплексный план экономического развития города.

Этап 5. Выполнение программ и плана в целом

Алгоритм выполнения плана предполагает его конкретизацию в ежегодных планах, содержащих информацию о мероприятиях, бюджете, ответственных и сроках.10

То есть, в процессе разработки Стратегического плана выполняются следующие содержательные этапы:

1. Анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ),

2. Целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей),

3. Планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер).

Таким образом, возможную структуру блоков Стратегического плана можно представить следующим образом:

Блок 1. Анализ и прогноз развития
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconТеоретико-методологические основы формирования и анализа риск-системы стратегического управления промышленным предприятием
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconПрограмма стратегического развития гаоу мо спо «Мурманский индустриальный колледж»
Программа реализуется через систему среднесрочного, краткосрочного и оперативного планирования, определяя тактику реализации стратегического...
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconПрограмма стратегического развития гооу нпо «Мурманский индустриальный лицей»
Программа реализуется через систему среднесрочного, краткосрочного и оперативного планирования, определяя тактику реализации стратегического...
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconТеоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона
Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconПрограмма развития ООН страна
Основной Результат Стратегического плана проон в области охраны окружающей среды и устойчивого развития: Усиление национальных возможностей...
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города icon1. Введение в конфликтологию
Рапопорт, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт, Ч. Освуд, Р. Фишер, У. Юри особенности развития конфликтологии в России. Предмет...
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города icon1. Цели и задачи схемы территориального планирования красноармейского муниципального района 9
Взаимосвязь стратегического плана социально-экономического развития со схемой территориального планирования 10
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconРекомендован
Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием
1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования устойчивого развития города iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница