Скачать 342.96 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе _______________ «__»________200_г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Компьютерные технологии в лингвистическом образовании по направлению Филологические науки 10.02.01 – Русский язык (специальности) (шифр и наименование направления, специальности) Всего учебных часов 72 Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 Аттестация (3 семестр) МОСКВА 2011_ Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 10.02.01 – Русский язык и учебного плана МГГУ им. М.А.Шолохова Составители рабочей программы: Проф., д.ф.н. Циммерлинг А.В. Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета филологического факультета (наименование факультета) Председатель ученого совета «_11_»сентября 2011__г. _____________ Котовчихина Н.Д. _____________ (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Начальник Управления аспирантуры и докторантуры ______________ ____________ «___»_________2011_г. (подпись) Ромасевич О.А. (Ф.И.О.) Пояснительная записка Дисциплина «Компьютерные технологии в лингвистическом образовании» является факультативной дисциплиной 2-го года обучения в аспирантуре и входит в образовательную составляющую структуры программы послевузовского профессионального образования (ФД.А.01). Программа дисциплины разработана на основе паспорта научной специальности 10.02.01 – «Русский язык» и программы кандидатского экзамена по специальности «Русский язык». Дисциплина складывается из лекций, посвященных различным аспектам компьютерной лингвистики и корпусной лингвистики и ориентирует аспирантов на решение задач, требующих комплексного применения лингвистических методов и методов компьютерной лингвистики. Курс призван развить у аспирантов интерес к изучению взаимодействия компьютерных наук и лингвистики как смежных гуманитарных дисциплин и научить их правильно применять приложения компьютерной лингвистики к широкому кругу проблем, связанных с синтезом и анализом текста, автоматической обработкой текста и информационно-поисковыми системами. Основные цели и задачи дисциплины Цель данного курса - ознакомление студентов с потенциалом компьютерной лингвистики как дисциплины, возникшей на стыке вычислительной математики, кибернетики и теоретической лингвистики, и выработка у студентов навыков применения компьютерных технологий при решении конкретных задач прикладной линвгистики. Задачи: - знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины; - усвоить основные понятия и термины курса; - предъявить систему понятий, показывающую важнейшие принципы компьютерной лингвистики и возможность ее приложений в информационных системах и практической деятельности прикладного лингвиста, состоящей в моделировании фрагментов естественного языка и создании формально-логических моделей, имеющих лингвистическую интерпретацию; - ознакомить аспирантов с основными понятиями компьютерной лингвистики и принципами аннотирования корпусов текстов. Распределение часов учебных занятий по семестрам
Содержание дисциплины
Математическая лингвистика, компьютерная лингвистика и компьютерные технологии. Основные этапы развития современной математической лингвистики и кибернетики с 1950-х гг. по настоящее время. Приложения компьютерной лингвистики в прикладных исследованиях. Понятия формального языка и формальной грамматики. Распознающие и порождающие грамматики. Классы формальных грамматик и их естественно-языковые соответствия. Неукорачивающие грамматики, грамматики непосредственных составляющих, контекстно-свободные грамматики, контекстно-зависимые грамматики. Категориальные грамматики. Структура подчинения и линеаризация. Синтаксические деревья и поддеревья. Грамматики зависимостей и грамматики составляющих. Древоприсоединяющие грамматики (Tree-adjoining grammars) Джоши и Минималистские грамматики Хомского и Стейблера. Мощность грамматики и проблема распознавания языков. II. Лингвистический процессор и модели парсинга. Уровневая структура естественного языка и лингвистический процессор. Модель «Смысл-Текст» как обоснование лингвистического процессора на основе грамматики зависимостей. Понятие автоматического (машинного) перевода. Системы «Этап», «Этап 2» и «Этап 3» и их применение для формализации русского языка. Понятия парсера и парсинга. Грамматически-ориентированные (grammar-driven) и корпусно-ориентированные (data-driven) модели парсера. Левое и правое ветвление синтаксической структуры. Понятие глубины памяти и гипотеза Ингве. Неоднозначные предложения и снятие омономии. Понятия перемещения поддерева (Move), слияния поддеревьев (Merge), скрэмблингов и Барьеров. III.Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Информационно-поисковые системы. Понятия базы дазы данных и банка данных. Понятие информационно-поискового тезауруса. Структура статьи информационно-поискового тезауруса. Тезаурусы и базы данных в системах извлечения информации. Понятие языковой онтологии. Построение онтологии для фрагментов естественного языка. Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Системы извлечения информации. (проходится на практических занятиях). Компьютерные технологии в распознавании речи. (проходится на практических занятиях, рекомендуется демонстрировать образцы работы компьютерных программ анализа речи). Синтез речи. Понятие речевого клона. (проходится на практических занятиях рекомендуется демонстрировать образцы работы компьютерных программ синтеза речи). Моделирование многофакторных процессов в языковой деятельности. Мультимодальные системы. IV. Корпусная лингвистика. Понятия корпуса текста. Аннотированные корпуса текстов естественных языков и их структура. Национальный корпус Русского языка, его структура и возможности навигации. Корпусная лингвистика и ее перспективы. Лекционный курс
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
Учебно-методические материалы по дисциплине |
![]() | Рабочая программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании Рабочая программа утверждена на заседании кафедры информатики, теории и методики обучения информатике 08. 09. 2010 | ![]() | Программа по специальности 0 80100. 68 Магистр экономики шифр степень (квалификация) Рабочая программа по дисциплине Компьютерные технологии в экономической науке и образовании рассмотрена и утверждена (протокол №1... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине компьютерные технологии в науке и образовании ... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины компьютерные технологии (часть I) Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника ... |
![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) «компьютерные технологии в науке и образовании» Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории... | ![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) «компьютерные технологии в науке и образовании» Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории... |
![]() | Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» «дн (М). Hp-2»; раздел «национально-региональный»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза,... | ![]() | Рабочая программа спец курса «Компьютерные методы в физике» Специальность 010400 Физика Курс «Компьютерные методы в физике» является одним из специальных курсов для студентов-физиков, выбравших специализацию «Информационные... |
![]() | «Компьютерные сети, интернет и мультимедиатехнологии» Рабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерные сети, интернет и мультимедиатехнологии» для ооп «050100 Педагогическое образование... | ![]() | Рабочая программа по дисциплине «Лепка» Рабочая программа по дисциплине «Лепка» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии... |