В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год




Скачать 432.24 Kb.
НазваниеВ управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год
страница1/4
Дата27.09.2012
Размер432.24 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
МОУ «Пятовская средняя общеобразовательная школа»


Проект


«Система мониторинга

в управленческой деятельности школы


как фактор влияния на ее результативность»


Разработчики проекта:

Коваленко А.С. - зам. директора школы по УВР

Бараненкова О.В. – зам. директора школы по ВР


2008 год


I. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА


  1. Актуальность проблемы мониторинга в общеобразовательной школе.

Проблема получения качественной объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает потребность и учитель для оценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель образовательного учреждения для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов.

Эффективное управление любым сложным, динамическим объ­ектом и прогнозирование его изменений возможно только на осно­ве непрерывного потока информации о его состоянии и тех процес­сов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, проис­ходящих в образовании, для действительного управления ими, а не спонтанной борьбы с неожиданными фантомами, необходимо не­прерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

В нашей стране наиболее полное исследование эффективности школы и построение соответствующей модели было проведено профессором С.П.Вершиловским и его сотрудниками. Они исходили из того, что эффективная школа та, которая наиболее последовательно выражает в своей деятельности объективно необходимые общественные тенденции. Авторы пришли к следующим выводам:

1). Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей пред личностью вопросы и требующей от нее самостоятельных ответов.

2). Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализации: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

3). Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп и социокультурной сферы.

В этой связи именно мониторинг становится реально дей­ственным механизмом определения эффективности той или иной управленческой стратегии и, что наиболее важно, выде­ления факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образо­вательного процесса.

В настоящее время ярко выразилась тенденция усиления интереса и потребностей социума к образованию, причем к образованию качественному. Семья прямо связывает социальную, профессиональную и иную успешность своих детей с уровнем образования, которое эти дети получают. Рынок труда, в свою очередь, предъявляет все более высокие требования к квалификационному ресурсу работника. Таким образом, школа несет большую ответственность за обеспечение качества образования выпускников.

Можно выделить три системы (субъекта) внешней ответственности, которые ставят вопрос об эффективности школы:

-государство, формирующее основной пакет образовательных услуг и действующее в социально – политических значениях;

-родитель, как индивидуальный потребитель (заказчик) образовательных услуг, действующий в значениях конкурентных преимуществ, получаемых детьми в системе образования;

-общество в лице общественных институтов, как заинтересованная сторона в значениях преемственности культуры, сохранения интеллектуального развития нации.

Системы внешней ответственности школы прямо и косвенно способствуют радикальному повышению эффективности школ и более полному обеспечению равенства возможностей учащихся.

Непременным следствием наличия этих зон ответственности должна быть независимость оценок эффективности образовательных систем от корпоративных и социальных аллюзий, которые существенно искажают объективные показатели эффективности того или иного образовательного учреждения, создают устойчивые мифы о таких показателях эффективности, как, например, «поступаемость в вузы», соотношение двоечников и отличников, проценты «качества» и успеваемости, «процент воспитанности». Актуальность проблемы создания системы мониторинга в школе подчеркивается еще и тем, что в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Калужской области разработана Концепция региональной системы оценки качества образования.

2. Субъекты и объекты мониторинга.

В том понимании, в котором рассматривается мониторинг в данной работе, субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой

информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности.

В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Таким образом, можно сформулировать основные значения и приоритеты школьного мониторинга как системы оценки эффективности школы для основных «внешних» субъектов образования:

-для родителей: значительно повысить уровень информированности как об образовательных успехах своего ребенка, так и об общем качестве образования в конкретном учебном заведении;

- для государства: адекватно оценивать и сопоставлять результативность действующих образовательных программ;

-для социума: контролировать реализацию конституционных законов обеспечения равенства в доступности образования

Принципиальным подходом при формирования решений становится использование прогностического метода, в противовес рефлексивному. Рефлексивный метод заключается в том, что все необходимые решения и изменения являются следствием возникших трудностей, каких- либо потребностей или создавшегося положения. Например, введение таких предметов, как экономика, право, увеличение объема часов физкультуры, профильность, и т.д. – ответная реакция на возникшие запросы общества.

Учитывая, что результаты деятельности образовательной системы имеют сильно отсроченный характер (11-12 лет - школа + 5-6 лет -вуз = 16-17 лет - появление первых комплексных результатов), необходимо поставить под сомнение саму объективность и целесообразность действия та­кой системы образования, которая на момент достижения некоторой объектив­ной цели может утратить полезность, вследствие изменения характеристик общественного вызова: только научились формировать экономическое «мышле­ние», как общество срочно востребовало «экологическое» мышление и т.д.

Именно накопление в режиме мониторинга комплекса показателей, объ­ективных, понятных и прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволит не только оценивать эффективность, но и принимать верные решение по ее повышению, переходить от рефлексивного управления процессом образования к прогностическому.

Для руководителя образовательного учреждения такая система становится мощным аналитическим инструментом для формирования и принятия решений, связанных со всем спектром как системных, так и част­ных проблем — от изменения ценностного ряда миссии школы до определе­ния уровней профессиональной компетентности отдельных учителей.

Полноценная система мониторинга должна создать целый ряд прямых и косвенных преимуществ.

3.Анализ образовательных возможностей школы.

Педагогический персонал школы обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в совре­менных условиях. Информационные ресурсы школы находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям.

В то же время, возникли проблемы, вызванные изменениями в социальном, политическом и экономическом аспектах современного социума. К их числу можно отнести:

- влияние демографического эха войны и ситуация демографического провала начала 1990-х годов привело к резкому уменьшению количества школьников, особенно старшего возраста;

-рост выпускников школы, поступающих не на бюджетные, а на кон­трактные места в столичных вузах;

  • кризис целостных и привычных воспитательных систем, массовое развитие телекультуры, активное влияние массовых электронных источников информации;

  • заметное отставание информационной культуры педагогов от инфор­мационной культуры молодых семей, отдавших своих детей в школу;

  • снижение общественно значимого статуса учителя, неадекватная оп­лата его труда;

  • недостаточный уровень профессиональной культуры ряда классных руководи­телей, размытость функционала или отсутствие социальных педагогов;

- использование в основном репродуктивных методик и технологий;

- отсутствие системного характера деятельностного подхода в обучении;

  • недостаточное развитие системы информированности детей, родите­лей, педагогов.

Отмечаем, что в целом - школа пользуется доверием у населения, но оно исчерпаемо, и если не будут предприняты эволюционные и ради­кальные шаги на пути к изменениям, этот кредит доверия может быть потерян, а школа утратит свои конкурентные преимущества.


4. Ресурсные возможности школы для реализации проекта


К ресурсам образования мы относим: квалификационный ресурс персонала, систему принятия решений и оптимизацию информационных потоков, систему школьного управления, информационные ресурсы, воз­можности образовательной среды, ма­териально-техническую базу школы и финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - главный фактор развития образовательного про­странства школы и непосредственно влияет на качество об­разования и степень его соответствия социальным запросам и вызовам.

Школа находится на самобалансе , ведет собственный буху­чет, проводит самостоятельную финансово-хозяйственную политику.

Переход к финансово-хозяйственной автономности позволил диффе­ренцировать зарплату персонала, создать стимулирующие возможно­сти, маневрировать ресурсами, использовать принцип концентрации ресурсов.


5. Цель проекта.

Обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обоснование результатов деятельности, корректировка деятельности учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.


6.Объекты мониторинга:

  1. Индивидуальные достижения учащихся.

2. Ресурсы, используемые для достижения эталонных характеристик.


7. Ожидаемый результат:

  1. Формирование информации, для принятия управленческого решения.

  2. Создание системы комплексного мониторинга

  3. Создание качественных средств измерений (индикаторов).

  4. Накопление опыта в области мониторинга в виде тематических материалов.

  5. Выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам.

  6. Использование результатов системного мониторинга для изменений образовательных, финансово-экономических условий развития школы.

  7. Включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.



II. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА


1. ВВЕДЕНИЕ


1. Что такое мониторинг?

Общий смысл: Мониторинг – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.

История возникновения термина «мониторинг».

Во второй половине XX века в почвоведении процесс постоян­ного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал на­зываться специальным термином - мониторинг {англ. «следить», «вести наблюдение»). Термин понравился научному сообществу и стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.


Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения

В традиции советской школы:

на первом плане был контроль (формы и методы весьма детально разработаны)

Тотальный контроль за учебным процессом давал какие-то результаты, но в значительной мере служил средством имитации эффективной деятельности по руководству образовательным учреждением.

Должные результаты школа была обязана обеспечить независимо от того, какие ресурсы ей были предоставлены и с каким составом учащихся она имело дело.

Итог: имитация должных результатов - завышение % успеваемости;

имитация требуемых мероприятий - искусство создания различных документов.

Основные недостатки реализации мониторинга в школах:

- выбор объектов мониторинга произволен;

- используется не вся информация, не отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения;

- не установлены четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер);

- часто не ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации;

- информация собирается, но не анализируется

Показатели нового качества российского образования как основа школьной программы мониторинга:

- развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого ими социального опыта (образовательных результатов);

- обеспечение возможностей достижения желаемых образовательных результатов всеми учащимися (процесс их достижения);

- оптимизация затрат личности и общества на достижение необходимых результатов (цена достижения, затраты сил и времени учащихся и учителей)


2. Мониторинг в образовании

Мониторинг качества образования –

это система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений.

Образовательный мониторинг –

система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.

Мониторинг учебных достижений учащихся.

Можно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает результаты его в виде текущих и итоговых отметок в журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная начинается анализом последней контрольной работы и завершается анализом полученных результатов.

Умение каждого учителя работать с технологиями мониторинга формируется при составлении мониторинговых заданий.


Диагностический инструментарий учителя:


Продукты индивидуальной творческой деятельности


Опросы


Тесты


Контрольные работы

Зачеты

Система

домашних работ

Зачем осложнять жизнь учителю и придумывать «еще какой-то мониторинг»?

Н е д о с т а т к и существующей системы оценивания:

- процедура оценивания носит субъективный характер;

- процедура оценивания носит констатирующий характер;

- результаты оценивания фиксируют эпизодически;

- полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения;

- причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта.
  1   2   3   4

Похожие:

В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconУчебный курс по теме Взаимодействие пед
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconСогласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconТема собрания
...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconОтчет по информатизации
В её состав вошли педагоги, наиболее заинтересованные в решении поставленных задач : заведующий филиала Мардасова Н. Ю., зам директора...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconЗам директора по увр пасечникова Н. В
Гоу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №79
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconГ. Благодарного
Он подготовлен рабочей группой в составе: директора школы Сергеевой Н. Г., заместителями директора по увр – Даутовой Г. И., Юрцевич...
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconУрок литературы 7 класс Е. Носов «Белый гусь»
Контроль осуществляла: директор школы -тишкова Л. В., зам директора по увр –Казанцева Л. В
В управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год iconРабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «English 10-11»
Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо зам. Директора по увр зам. Директора моу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница