Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву




Скачать 103.51 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву
Дата27.09.2012
Размер103.51 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение права на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для формирования у них собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализации ее гражданской позиции, а также выполнения различных социальных ролей в динамично меняющемся обществе;
· освоение знаний о правовых принципах, нормах и институтах, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав, реализации правомерных моделей поведения в обществе и подготовки к продолжению социально-гуманитарного образования в системе профессионального образования;
· приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных нормативно урегулированных ситуациях, а также в ситуациях, не имеющих стандартного решения;
· овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, в том числе в ситуациях, имеющих несколько правильных решений, выбора правомерных моделей поведения, выстраивания конструктивного взаимодействия с людьми, прогнозирования последствий принятых решений;
· развитие личности в период достижения полной правосубъектности, правосознания и основ правовой культуры, способностей к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, личностному самоопределению и самореализации;
· воспитание гражданской ответственности, уважения к праву, приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в рамках общепринятых норм и правил;
· приобретение компетентности в социально-правовой сфере, в том числе:
- информационно-познавательной компетентности (систематизированных знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность общества и государства, взаимоотношения органов государственной власти и граждан; о содержании прав и свобод человека, способах их реализации и защиты; о правовых формах участия граждан в управлении; о системе права, его применении и основных правовых институтах и процедурах, о правовой системе России; а также навыков поиска, анализа, интерпретации и применения полученной правовой информации);
- ценностно-ориентационной компетентности (осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; правопорядка и законности; понимания необходимости правомерного поведения, неприятия асоциального поведения как фактора разрушения общества; формирования с учетом этого собственных установок и ценностных ориентаций);
- регулятивно-поведенческой компетентности (наличие позитивных правовых установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения, принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия, нести ответственность за свои действия; навыков разрешения конфликтов правовыми средствами; обращения за квалифицированной юридической помощью);
- коммуникативной компетентности (приобретение готовности к конструктивному правовому взаимодействию, ведению переговоров, поддержанию диалога; аргументации и презентации собственной точки зрения; достижению договоренностей).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры
Демократическое правовое государство. Взаимная ответственность гражданина и государства. Правомерное поведение. Правовая защищенность личности. Правовая культура.
Знания
Место права в системе социального регулирования общества. Особенности системы российского права. Юридические документы в реализации права. Конституционный статус государственной власти в России. Принятие законов в России. Избирательные системы, их виды. Объединения граждан. Порядок приобретения и утраты гражданства. Воинская обязанность, альтернативная служба. Гарантии прав и свобод граждан. Право на обращение в суд. Защита прав в пределах России и в международных судах.
Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность, ее виды. Основные виды договоров. Защита прав потребителей. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Юридические формы предпринимательства. Государство как субъект экономических отношений. Бюджет. Права и обязанности налогоплательщика. Правовое регулирование денежного обращения. Права вкладчика. Права акционеров.
Занятость и трудоустройство. Виды и содержание трудовых договоров. Порядок оформления приема на работу и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты. Пенсионная система. Виды и правила страхования. Страховой полис.
Споры, порядок их рассмотрения, способы защиты нарушенных гражданских и трудовых прав. Правила поведения в правоохранительных органах.
Основы международного права.
Способы деятельности
Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации. Анализ текстов нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, избирателя, потребителя, работника, налогоплательщика. Формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм. Применение полученных знаний для выбора правосообразного способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Опыт
Приобретение опыта: поиска и получения правовой информации; применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях; формулирования правил и норм в конкретных ситуациях, составления типовых договоров (купли-продажи, мены, дарения); правомерного поведения, в том числе реализации и защиты прав потребителя, учащегося; обсуждения актуальных правовых проблем; оценки собственных действий и действий других с точки зрения соответствия их действующему законодательству.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения права ученик должен
Знать и понимать:
· особенности системы российского права, порядок принятия законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина, порядок действий в случае нарушения прав; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника, потребителя и способы их защиты; правовые формы воздействия государства на экономику, организационно-правовые формы предпринимательства; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать: конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок приобретения и утраты гражданства; порядок деятельности исполнительной и судебной властей, правоприменительных органов; порядок организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, забастовок; правовое регулирование денежного обращения; порядок формирования и принятия бюджета; виды, порядок заключения и расторжения трудовых договоров; порядок получения платных образовательных услуг; порядок назначения и выплаты пенсии; виды и правила страхования; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты; общепризнанные нормы международного права;
· объяснять содержание основных правовых понятий и категорий (правовой статус, компетенция, полномочия, юридические документы, сделка, юридическое лицо, решение суда); принципов судопроизводства; принципа свободы договора; отличия правового статуса индивидуального предпринимателя; приводить примеры реализации и защиты прав вкладчиков, акционеров, действия доверенности, взимания и уплаты налогов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для различения полномочий судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; способов выдвижения кандидатов и обжалования результатов выборов; видов собственности, договоров, ценных бумаг, налогов, страхования, юридических лиц; для определения способов реализации прав потребителя; способов и порядка разрешения гражданских и трудовых споров; защиты нарушенных прав.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение права на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний о праве как науке, о правовых принципах, нормах и институтах, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав, реализации правомерных моделей поведения в обществе и подготовки к продолжению социально-гуманитарного образования в системе профессионального образования;
· приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для полноправного участия в жизни общества и государства;
· овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы деятельности для решения типичных познавательных и практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
· развитие личности в период достижения полной правосубъектности, правосознания и основ правовой культуры, способностей к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, личностному самоопределению и самореализации;
· воспитание гражданской ответственности, уважения к праву, приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в рамках общепринятых норм и правил;
· приобретение компетентности в социально-правовой сфере, в том числе:
- информационно-познавательной компетентности систематизированных знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность общества и государства, о системе права, его применении и основных правовых институтах и процедурах, современных правовых системах; о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также освоение способов познавательной деятельности, необходимых для дальнейшего обучения и профессионального становления);
- ценностно-ориентационной компетентности (осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; правопорядка и законности; особой социальной значимости и ответственности юридической профессии, правовой компетентности, формирование с учетом этого собственных установок и ценностных ориентаций, осуществление профессионального самоопределения);
- регулятивно-поведенческой компетентности (развитие позитивных правовых установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения, принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия; нести ответственность за свои действия, разрешать конфликты правовыми способами);
- коммуникативной компетентности (готовности к: конструктивному правовому взаимодействию; ведению переговоров; поддержанию диалога, дискуссии; формулированию, аргументации и презентации собственной точки зрения; достижению договоренностей).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры
Право. Правовая компетентность. Юридические профессии. Правовая культура.
Знания
Система права. Формы права. Нормы, институты и основные отрасли права. Публичное и частное право. Источники права. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность. Правовые системы современности. Особенности российской системы права. Правотворчество. Система законодательства. Социально-юридические особенности реализации права1. Юридическая деятельность как форма реализации права. Основные юридические профессии. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Право и государство. Основы конституционного права. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации.
Понятие и предмет административного права. Понятие и основания административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие и предмет уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие и признаки преступления.
Понятие гражданского права. Общая характеристика субъектов и объектов гражданско-правовых отношений. Право собственности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Сделки. Основания недействительности сделок. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Понятие и предмет трудового права. Трудоустройство и занятость. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты. Пенсионная система. Виды и правила страхования.
Понятие семейного права. Брак. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Понятие и предмет экологического права. Понятие и система международного права. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международный механизм в области защиты прав человека.
Способы деятельности
Ознакомление со спецификой основных юридических профессий. Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации. Сравнительный анализ правовых понятий и норм. Объяснение смысла конкретных правовых норм, характеристика содержания текстов нормативных актов. Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов. Применение правовых норм для решения учебных и практических задач. Осуществление исследований в учебных целях. Анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и реализации.
Опыт
Приобретение опыта: применения юридического понятийного аппарата; оценки собственных действий с точки зрения их соответствия действующему законодательству; применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях; самостоятельного учебного исследования правовых казусов и принятия соответствующих решений; выполнения ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях; представления результатов самостоятельного учебного исследования и ведения дискуссии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения права ученик должен
Знать и понимать:
· происхождение государства и права, систему и структуру права, понятие и предмет основных отраслей права; отличительные черты системы российского права; содержание юридической деятельности, понятие и принципы правосудия; содержание прав и свобод человека, способы международной защиты прав человека; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать право как элемент культуры общества, источники права; систему законодательства, основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности судебной власти, правоприменительных органов; основные юридическое профессии; механизм реализации и защиты прав; избирательный процесс в России; правовые формы воздействия государства на экономику; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты;
· объяснять: содержание основных правовых понятий и категорий основных отраслей права; взаимосвязь государства и права; способы реализации прав; условия наступления юридической ответственности; понятие и признаки преступления; особенности различных видов судопроизводства; порядок и условия получения платных образовательных услуг; порядок назначения и выплаты пенсии. Приводить примеры: различных правоотношений, правонарушений; видов ответственности, правоприменения; современных правовых систем; юридической деятельности; реализации основных конституционных прав; заключения на различных условиях трудовых договоров; взимания и уплаты налогов; признания сделок недействительными; общепризнанных принципов и норм международного права.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для различения оснований возникновения ответственности; основания и порядка назначения наказания; полномочий судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; способов выдвижения кандидатов и обжалования результатов выборов; выдвижения законодательных инициатив; способов и порядка разрешения споров; способов защиты нарушенных прав; организационно-правовых форм юридических лиц, основных видов договоров и их существенных условий.

Похожие:

Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования I. Общие положения
О) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconГосударственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconОсвоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой)
Нпо и спо, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconТике стандарт среднего (полного) общего образования по математике
Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по искусству
Изучение искусства на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике
Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике
Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconПрограмма составлена на основе Обязательных минимумов содержания среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования»
«Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования» от 30. 06. 99 №56) с учетом Федерального компонента...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconОбобщающих занятий по русскому языку в 12 классе вечерней школы
Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право)
Изучение обществоведения на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница