Скачать 0.6 Mb.
|
«Стряпунинская средняя общеобразовательная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 2011 – 2012 учебный год 1. Общие положения. Предназначение школы и средства его реализации МОУ «Стряпунинская средняя общеобразовательная школа» расположена в Стряпунинском сельском поселении Краснокамского района Пермского края. Школа работает в 1 смену, во вторую смену организованы секции, кружки, элективные курсы. В 2006 году к школе присоединилось структурное подразделение «Детский сад», Школа создаёт условия для реализации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования I-й, II-й и III-й ступени для населения с.Стряпунята и близлежащих деревень (д.Ананичи, д.Брагино, д.Жаково, д.Абакшата, д.Абросы). В школе обучаются все дети, вне зависимости от способностей, уровня развития, физических и психических особенностей. Получить дополнительное образование, занятия по интересам, участвовать в общественной работе могут все учащиеся школы. Поэтому предназначение школы видится в создании благоприятных условий для успешного обучения всего контингента детей, как одарённых, так и обычных, а также нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Школа призвана максимально адаптировать учебный процесс к учащимся с их индивидуальными особенностями, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой деятельности школы является адаптация детей и юношества в меняющейся жизни. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ дошкольного образования и трёх ступеней общего образования: - первая ступень – дошкольное образование (5 лет); - вторая ступень – начальное общее образование (4 года);
Целями образовательной программы дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования являются: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, создание каждому ребёнку условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей, целостного развития, обеспечение их эмоционального благополучия; создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории; создание условий для социального и образовательного самоопределения, для получения качественного современного образования. Задачи дошкольного образования: - создать кадровые, материально-технические, методические условия для осуществления образовательной, коррекционной и оздоровительной работы; - использовать в образовательно-оздоровительном процессе дошкольного учреждения инновационные технологии не противоречащие по своим теоретическим положениям основополагающей базисной программе «Радуга»; - сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни, укрепить физическое и психическое здоровье, повысить уровень физической подготовленности детей; - формировать позитивное отношение к себе, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства; - способствовать освоению норм и правил поведения в социуме; - пробудить творческую активность детей, желание включаться в творческую деятельность; - развивать адаптивные способности ребёнка к изменяющимся условиям; - создать условия для эффективной подготовки воспитанников для дальнейшего освоения программы по новым ФГОС. Начальное общее образование призвано способствовать: - овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру, - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. - воспитанию и развитию обучающихся, овладению ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, самообразования и самооценки, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. -обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Педагогические задачи общего образования: - научить организовывать свою деятельность – определять её цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; - научить объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость; - научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию. - научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли (избирателя, потребителя, жителя определённой местности и т.д.) - сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям; - сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества; - подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определённого профиля. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются: - развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. - в дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Основными средствами реализации предназначения школы является усвоение учащимися обязательного минимума образовательных программ, введение курсов для различных надпредметных умений, предоставление учащимся возможности апробировать себя в разных видах деятельности – интеллектуальной, художественно-эстетической, спортивной, организация обучения в классах смешанного состава. Образовательные программы, реализуемые в школе, направлены на: 1. Формирование у обучающихся современной научной картины мира; 2. Воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе, толерантности, лидерства; 3. Развитие у учащихся национального самосознания; 4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе обучения; 4. Формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества; 5. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; 6. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, уважения к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства; 7. Создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; 8. Формирование у учащихся потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. 2. Описание модели выпускника школы Модель выпускника школы - динамичный образ, который постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняется новым содержанием. Модель выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства способствуют развитию успешной, социально-интегрированной и инициативной личности, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию в условиях информационного общества. Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные и ценностно-ориентационные. Предметно-информационные компетенции предполагают работать с учебной информацией, критическое её восприятие и преобразование. Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способности к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности. К качествам личности, являющимися показателями сформированности выделенных компетенций, можно отнести:
Развитие школы ориентируется на построении открытого образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как успешной, социально-активной, физически здоровой и конкурентоспособной личности. 3. Цели и задачи образовательного процесса школы В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Задачи:
4. Аналитическое обоснование учебного плана на 2010 – 2011 учебный год. 4.1. Начальное общее образование При разработке базисного учебного плана начального общего образования использованы следующие документы: - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказ Минобрнауки Росс от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373». Федеральный базисный учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут в первом полугодии, во втором полугодии и для II - IV классов - 45 минут. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену. Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса, по два часа в неделю во II, III и IV классах. Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III - IV классах (1 час в неделю) в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)". Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения (часть, формируемая участниками образовательного процесса) использованы для углубленного изучения учебных предметов Русский язык (по два часа в неделю в I, II, III и IV классах) и Литературное чтение (два часа в I и во II классах и по часу в III и IV классах) Часы, отведенные в I классе на преподавание учебного предмета "Искусство (ИЗО и Музыка)" (1 час) и 1 час предмета «Технология (Труд)» использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд". 4.2. Основное общее образование Федеральный базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Продолжительность урока - 45 минут. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену. Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право". Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание". Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек". Учебный предмет "Искусство" изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часы в V, VI, VII и IX классах за счёт компонента образовательного учреждения. Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. Часы вариативной части в 5 – 9 классах распределены следующим образом: 1. С целью углубления и расширения знаний по учебному предмету «Русский язык», вводятся по 2 часа в V, VI классах и по одному часу в неделю в VII и IX классах за счёт школьного компонента. 2. С целью углубления и расширения знаний по учебному предмету «Математика», а также подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации по отдельным, наиболее сложным разделам вводится дополнительный час математики в 8 классе за счёт школьного компонента. 3. Для сохранения непрерывности преподавания информатики за счёт школьного компонента введён 1 час предмета «Информатика» в 5, 6 и 7 классах. Это помогает решать задачу осуществления социализации и самовыражения школьника на основе повышения компьютерной грамотности, а также способствует реализации Программы развития школы. 4. Также из школьного компонента с целью дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ, по выбору учащихся, в 9 классе вводится 1 час предмета «Обществознание» |