Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8)




НазваниеУчебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8)
страница1/11
Дата27.09.2012
Размер1.39 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


О.Е. ВЛАСОВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО СОЦИОЛОГИИ


ТОЛЬЯТТИ – 2006 год

УДК 316 (075.8)

ББК 60.5

В58

Власова О.Е Учебно-методическое пособи по социологии. -Тольяттинский государственный университет; 2006 г; - 118 с.


В структуру пособия входят три раздела. Первый раздел посвящен основным историческим этапам формирования мировой и отечественной социологии. В нем рассматриваются взгляды представителей классической западной социологии и взгляды русских социологов. Второй раздел пособия посвящен основным понятиям, изучаемых в курсе "Социология". В третьем разделе рассматриваются основные методы социологии, а также проблемы, связанные с разработкой программы социологического исследования.

Данное пособие может быть использовано для обучения студентов с применением компьютерной техники, особенно это касается контроля знаний студентов, т.к. содержит контрольные тесты к каждому разделу пособия.

Рецензенты:

Л.В.Карцева – д.с.н., профессор, зав. кафедрой социологии ТГУ

И.В.Цветкова – д.с.н., профессор. зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ВуиТ

© Тольяттинский государственный университет

ВВЕДЕНИЕ.

Сложные условия развития современного общества повышает важность и актуальность формирования у людей способности рассматривать, анализировать, принимать решения, ориентироваться в общественной жизни. Инструментом этого процесса является социология, которая, как определил русский социолог, Питирим Сорокин изучает, «жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных и результаты такой совместной деятельности».

В соответствии с государственным стандартам социология должна изучаться студентами обучающимся по самым разным специальностям в этом проявляются реализация общего курса на резкое усиление общегуманитарной и социально-экономической подготовкой специалиста. Как показывает общемировой опыт, усиление такой подготовки не просто расширяет культурный уровень человека, но существенно влияет на качество его формирования как специалиста, помогает ему в последующем успешно примерять свои знания на практике.

Цель изучения настоящего курса связано с формированием у студентов научных знаний о современном и государстве, закономерностях развития общественных систем, их социальных и политических институтов; развитием представлений о роли и месте человека в жизни общества, реализация прав и свобод личности; совершенствованием общегражданской и общеполитической культуры.

Будущим специалистам необходимо не только получить определенный объем знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-политической ситуации, оперативно адаптироваться к ней, развивать самостоятельно личные способности, грамотно и творчески решать поставленные жизненные проблемы; делать осознано политический выбор в соответствии с занимаемой гражданской позиции.

В процессе изучения социологии студенты должны овладеть системой новых понятий, категорий, основами социологического анализа событий и процессов общественной жизни на основе систематического и целенаправленного выполнения во всех формах учебных занятий, а также в процессе самостоятельной работы комплексных, учебных и практических заданий.

Учебное пособие окажет большую помощь студентам очной, а в особенности очно-заочной и заочной форм обучения, в изучении курса "Социология".


РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

1.1. Период институционализации социологии. О.Конт и Г.Спенсер - основоположники социологии как самостоятельной науки

Начиная изучать историю социологии, следует отметить, что у социологов еще не сложилась единая точка зрения на время возникновения этой науки. Одни считают, что социология начала существовать с определения ее предмета как науки, изучающей взаимодействия людей. Другие, что социологические знания развивались и накапливались в составе различных социальных, гуманитарных, экономических наук и что рождение социологии уходит в глубь веков, например, к работам Аристотеля («Политика») и Платона («Государство»). Третьи, считают, что систематическую дисциплину социология стала представлять собой в тот момент, когда была написана работа «Исторический пролегомен» (1377) арабским мыслителем Ион Халду ном. Четвертые, что в Эпоху Просвещения появились блестящие мыслители, работы которых стали как бы идейным основанием социологии. Особо выделяют здесь работу Шарля Монтескье (1689-1755) «Дух законов», в которой автор большое внимание уделил политическим проблемам социальной жизни и, по сути, стал основоположником такого направления как социология политики. Со всеми этими воззрениями можно согласиться, а можно и поспорить.

Мы же в данной работе будем следовать логике исторического развития западной социологии, которая ведет свое начало от Огюста Конта. Именно Огюст Конт дал название новой науке - «социология» - в своем «Курсе позитивной философии», вышедшем в шести томах в 1830-1842 гг. и почти сразу же переведенном в России. Непосредственными предшественниками Конта называют А. Р. Тюрго (1727-1781) французского экономиста, политического деятеля и социального философа; Ж.А. Кондорсе (1743-1794) -историка, философа-просветителя, который ввел в социальную мысль того времени идею прогресса, осуществляемого в форме неравенства в развитии народов. Отметим, что на мировоззрение О. Конта большое влияние оказал Клод Анри де Сен-Симон (1768-1825) с которым он сотрудничал с 1817 по 1824 гг. и был его личным секретарем. Одним из результатов этого сотрудничества явился «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», составленный ими в 1822 году. В этом плане была выдвинута идея создания науки об обществе, которая строилась бы на основе методов естественных наук и называлась «социальная физика» Позже в 1939 году О.Конт ввел термин «социология», заменив им «социальную физику». Это было вызвано работой А. Кетле, бельгийского математика и физика, «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей», в которой «социальная физика» была сведена к статистическому исследованию общественной жизни, с чем Конт не мог согласится, считая «социальную физику теоретической наукой»1

Огюст Конт (1798 – 1851) - Французский философ, социолог, основоположник школы позитивизма. С 1918 по 1924 г. был секретарем и соавтором Сен-Симона.

Необходимо отметить, что именно идеи Конта легли в основу такого направления социологии как позитивизм, на положениях которого она была признана как наука и институционализирована. Это же направление долгое время определяло, можно сказать монопольно, основные теоретико-методологические принципы социологии, методику и технику проведения социологических исследований.

Охарактеризуем кратко основные положения позитивистского подхода О. Конта.

  • Во-первых, социология как научная дисциплина должна строиться по образу и подобию естественных наук.

  • Во-вторых, с точки зрения различных аналитических задач, социальные явления, качественно те же, что и природные.

  • В-третьих, в социологических исследованиях применимы методы анализа, используемые и разрабатываемые в естественных науках. В качестве основных методов социологии Конт называл наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, метод «исторического сравнения различных состояний человечества»1.

  • И, в-четвертых, основная задача социологии состоит в том, чтобы создать необходимые условия для прогнозирования социальных явлений. Для чего выработать систему обобщенных теоретических положений, основанную и обоснованную эмпирическими материалами.

О. Конт считал, что социология это не только позитивная наука, т.е. рассматривающая все явления как подчиненные неизменным естественным законам, но и наука теоретическая, абстрактная, общая. В своих работах он предпринял попытку не только выдвинуть требования, которым должна отвечать новая наука «социология», но и сделал попытку указать ее место среди других наук. Его ряд наук, который был создан по принципу возрастания сложности изучаемых явлений выглядел так: математика, астрономия, физика, биология и социология. Если проанализировать этот ряд, то мы видим, что, по мнению Конта, социология получает свое непосредственное обоснование в биологии. В связи с этим в его исследованиях проводилась аналогия между обществом, с различными его изменениями, и организмом. Отметим, что речь здесь шла лишь о некоторых общих сходствах между обществом и организмом, и при этом вполне отчетливо выделялись различия между ними. Эту аналогию использовали, в первую очередь, при анализе внутреннего устройства общества. Предполагалось, что общество имеет определенную структуру, состоящую из различных индивидов, социальных групп и институтов, которые обладают некоторой автономией и самодостаточностью.

Конт разделил социологию на социальную динамику и социальную статику, заимствовав эти понятия из биологии. Социальная статика и динамика представляется им как бы анатомией и физиологией общественного организма, причем, первая изучает явления общественного строения (порядок), вторая - процессы общественной жизни, ее развития (прогресс).

Конт считал, что общество представляет собой некое естественное явление и признавал его частью органической природы. Это признание приводит его к идеи закономерности общественного развития, которую он пытается реализовать с помощью «закона трех стадий». Считая, что исторические изменения, их движущая сила, находятся в области мысли и духа, в определенных методах и способах, которые люди используют для объяснения, прогнозирования и управления миром, Конт говорит: «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями: теологическая, метафизическая и научная, по крайней мере для тех, которые хорошо поймут их истинный общий смысл. Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение - постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным»1.

На первой стадии, для объяснения различных явлений, происходящих на земле, люди обращаются к сверхъестественным существам и силам, возлагая на них ответственность за происходящее. Вначале это различные духи, находящиеся внутри предметов, растений, животных, затем - многочисленные боги, и наконец, единый всемогущий бог. Основными признаками этого периода являются широкое распространение рабства и доминирование военного образа жизни. Вторая, метафизическая, в ходе которой происходит замена богов на абстрактные причины, фундаментальные принципы реальности, воспринимаемые разумом. В политической жизни преобладают идеи суверенитета, узаконенного права и легитимного правительства. На третьей, позитивной, стадии люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте. Это век науки и промышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие окончательно становится открытым. Резервуар человеческих знаний постоянно пополняется. Но наука, продвигаясь вперед к познанию реальности, никогда не достигнет полной и окончательной истины. Таким образом, эволюция представляет собой изменения методов получения и накопления знаний.

С третьей же стадией тесно связана и теория индустриального (капиталистического) общества О. Конта, в которой он выделил основные особенности этого общества. Перечислим их, но отметим, что наиболее важными из этих особенностей О.Конт считал научную организацию труда, непрерывный рост богатства и концентрацию рабочих на фабриках. Итак:

  1. В отличие от традиционного производства, промышленность опирается на научную организацию труда и ориентируется на максимальную отдачу.

  2. Применение науки в организации труда позволяет человеку и обществу более полно раскрывать и использовать свои ресурсы.

  3. Концентрация рабочих в промышленности приводит к возникновению нового класса - рабочего класса.

  4. Возникновение и увеличение численности нового класса, а также его концентрация приводит к противоречию между рабочим классом и предпринимателями или капиталистами.

  1. Результатом использования науки в организации труда является не только увеличение богатства, но и возникновение различных социально-экономических кризисов, связанных с перепроизводством, вследствие чего можно наблюдать бедность среди изобилия.

  2. Увеличение богатства в экономической системе, которая использует научную организацию труда, приводит к свободному товарообмену, с одной стороны, и к стремлению предпринимателей еще больше увеличить свои доходы (прибыль), с другой.

Необходимо отметить, что Конт все же сумел довольно полно систематизировать основные социально-философские идеи, существовавшие до него, и соотнести их с практическими потребностями своего времени. Его позитивная доктрина, теория индустриального общества и теория эволюции оказала большое влияние на дальнейшее развитие социологии.

Вслед за О. Контом положил в основу социологии идею эволюции английский социолог Герберт Спенсер.

Герберт Спенсер (1820 – 1903) - Английский социолог-позитивист. По мнению некоторых исследователей истории социологии был основателем органистической школы в социологии.

Следует отметить, что в понимании закономерностей общественного развития между французской и английской социологией имелись принципиальные разногласия. В отличие от французской, о которой мы уже говорили выше, в английской социологии, ярким представителем которой был Г.Спенсер, преобладал индивидуалистический подход к обществу и общественному развитию. Для английской социологии –общество представляло, прежде всего, совокупность индивидов, и социальные законы сводились к «законам индивидуальной человеческой природы».

Характеризуя предмет, определяя цели и задачи социологии, Спенсер указывал, что эта наука:

  • «должна показать каким образом личные качества ума и чувства людей, образующих небольшие и несвязанные общественные агрегаты, делают дальнейшую агрегацию невозможной;

  • должна объяснить, каким образом незначительные изменения в личной природе, происходящие при измененных условиях жизни, делают возможными более обширные агрегаты;

  • должна указать те более сильные и продолжительные общественные влияния, которые, дальнейшим образом видоизменяя характер единиц, облегчают дальнейшую агрегацию и дальнейшую соответственную сложность общественного строения;

  • основным предметом своего изучения рассматривает рост, развитие, строение и отправления общественного агрегата, как они порождены взаимными действиями отдельных личностей;

  • должна заниматься толкованием явлений общественного развития, что, конечно, должно быть сделано с должным вниманием к тем условиям, в которых находится каждое общество, - условиям, происходящим от его географического положения и его отношений к соседним обществам»1.

Основными чертами спенсеровской социологии можно назвать:

  1. Историко-сравнительный метод, который он использовал в исследовании и обосновании своих социологических взглядов.

  2. Рассмотрение общества с точки зрения организма. В качестве аргументации данного подхода он в своей работе «Основания социологии» приводит целый ряд аналогий между биологическим и социальным организмами.

3. Теория эволюции, которую он трактовал как основополагающий и единый принцип всей реальности - общества и природы в равной степени.

Именно третья черта, т.е. теория эволюции занимала центральное место во всей мировоззренческой концепции Спенсера. Исследуя эволюционные изменения в социальных структурах и институтах, он выдвинул тезис о том, что при эволюционном росте в структуре и функциях любой единицы происходят изменения и что увеличение в размерах приводит к большей дифференциации. Спенсер характеризовал как органические, так и социальные совокупности с точки зрения изменений в их размерах. Увеличение в размерах неизменно сопровождается возрастанием сложности структуры. В представлениях Спенсера процесс роста это процесс интеграции. В свою очередь, интеграция ведет к дифференциации структур и функций общества, при условии стремления общества быть жизнеспособным. «Где бы он ни происходил, в развитии планеты Земля, в развитии жизни на Земле, в развитии общества, какого-либо правительства, промышленности, коммерции, языка, литературы, науки, искусства - везде путем успешных дифференциаций происходит одна и та же эволюция от простого к сложному»1.

Анализируя эволюцию от простых обществ к более сложным, Спенсер приходит к выводу, что в сложных обществах, где части социального целого становятся несхожими и роли, которые играют индивиды существенно дифференцированы, возникает необходимость создания «регулирующей системы», которая бы выполняла нормативную и контролирующую функции по отношению к другим системам: производительной и распределительной.

Чтобы показать направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел дихотомическую типологию обществ. В ней он выделил противоположные идеальные типы обществ, которые представляют собой начальную и конечную стадии эволюционного процесса. Это воинственный и промышленный типы общества.

Отметим, что большое внимание Спенсер уделял анализу роли государства в развитии обществ того или иного типа. В частности, его интересовали такие проблемы, как природа государства, его устройство, его обязанности, а также проблемы, связанные с определением пределов обязанностей государства. Анализируя проблему определения основных обязанностей государства по отношению к обществу и его членам, он писал:

  • «...Защита общества против внешних врагов не только есть первичная обязанность государства, но есть еще и источник вторичной его обязанности, развившейся из нее путем дифференциации и заключающаяся в защите индивидов друг от друга.

  • Нужно еще упомянуть об обязанности государства заботиться о территории, об ее улучшении, о путях сообщения и т.п.

• В чем состоит общая черта всех обязанностей государства? Очевидно, в поддержании условий, необходимых для полного развития жизни. Основной обязанностью государства является охранение основного условия существования - соответствия между деятельностью и ее результатами для самого деятеля.

• ... Всякая иная деятельность государства приводит или к прямому ограничению чьей-либо свободы в большей мере, чем это требуется справедливостью, или к косвенному ограничению этой свободы, выражающемуся излишними налогами, так как всякий налог есть присвоение государством части индивидуального труда, т.е. ограничение свободы индивида..»1.

Идеи Спенсера оказали большое влияние на развитие социологии, особенно в период ее институционализации. На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы Многие его идеи были заимствованы и другими направлениями, школами социологии и отдельными социологами, в частности, структурно-функциональным анализом Т. Парсонса.

1.2.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconВ природе методическое пособие Арзамас агпи 2005 удк 355. 58 (075. 8)
Учебно-методическое пособие предназначено студентам педагогических институтов для более глубокого изучения темы «Экстремальные ситуации...
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета Казань 2010 ббк т. 3(05(5+6)4я73 удк 94(5+6)(075) Печатается
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconУчебно-методическое пособие г. Ахтубинск 2008 б- удк 621. 396 001. 24 (075) московский авиационный институт (государственный технический университет) Быков А.
Целью работ является освоение методов моделирования, понятие о моделировании динамических звеньев и сигналов
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconВ челюстно- лицевой хирургии учебное пособие Минск 2006 удк 617. 52-089. 5(075. 8)

Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconВ рекламе учебное пособие Иркутск 2006 удк 659. 1(075. 8)
Ю. А. Зуляр; науч ред. М. П. Рачков. — Иркутск : Ир-кут гос ун-т, 2006. — 488 с
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconИтоговая государственная аттестация выпускников учебно-методическое пособие удк 378. 146: 621. 396(075. 8)
Радиофизика и электроника: итоговая государственная аттестация выпускников : учеб метод пособие / сост. Ю. В. Аграфонов [и др.];...
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconУчебно-методическое пособие Минск 2007 удк: 616. 12 -007. 2 053. 1 + 616. 155. 191(075. 9) Ббк 54. 101я73 в 82 Рецензенты: профессор кафедры детской хирургии бгму, д м. н., В. А. Катько рнпц «Кардиология»
Учебное пособие предназначено для детских хирургов, кардиохирургов, кардиологов, педиатров, врачей функциональной диагностики, а...
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconОформление пояснительных записок курсовых и дипломных проектов (работ) учебно-методическое пособие ухта 2008 удк 744: 002: 006. 354
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения университета
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconВ. В. Нюренберг о сновы самоорганизации учебно-методическое пособие
Ф 532 Филиогло Л. Д., Нюренберг В. В. Основы самоорганизации: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: тгу, 2011. – 190 с
Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год удк 316 (075. 8) iconРегионоведение учебное пособие 2006 удк 327(075. В)
Городилов анатолий Алексеевич, профессор Академии геополитических проблем, кандидат юридических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница