Скачать 131.52 Kb.
|
Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимы для работы оборудования. Программные средства общего назначения дают возможность работать со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипер- и мультимедиа- композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете. Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютрных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д. Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями. Производственные и учебные языки программирования позволяют получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении. Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и проч., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде. Тестовые среды позволяют авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем. Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило, ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося. Информационно-управленческие системы обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них всех. Автоматизированное рабочее место психолога дает возможность автоматизировать работу психолога и повысить эффективность его деятельности. Использование методов компьютерной психодиагностики позволяет увеличить количество диагностируемых детей, а использование компьютерных развивающих программ дает возможность скомпенсировать нарушения тех или иных психических процессов. С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств, соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе московских учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно. Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения, обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например СD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией. Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако их традиционная форма использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре. Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне. Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе для подготовки в вузы), однако пока нашли ограниченное применение в учебном процессе как целостные продукты, как правило, удается использовать их отдельные функции. Информационно-управленческие системы являются важнейшим звеном в работе по модернизации школы, позволяющим существенно укрепить связь и взаимодействие между учащимися, учителями, родителями, администрацией, структурами управления, общественностью в образовательном процессе. Особую роль в школьном образовании всего мира играет информационный ресурс «Лого» (в отечественных версиях, разработанных в Москве, – «Логорайтер» для компьютеров предыдущих поколений, «ЛогоМиры» для современных компьютеров, «ПервоЛого» для обучения грамоте на современных компьютерах). «Лого» соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, «Лого» покрывает основные направления применения ИКТ в школе Этим определяется уникальный уровень его распространенности в школе, его адекватность наиболее перспективной образовательной философии. Типы оборудования по ИКТ Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Особую роль в учебном процессе могут играть также: ноутбук – компьютер, легко переносимый в портфеле, который, вместе с легким проектором может обеспечить аудиовизуальную поддержку выступления учителя, использоваться для подготовки учителем занятия в любом помещении школы или дома и т. д. Ноутбуки для учащихся в ряде экспериментов демонстрируют высокую эффективность как индивидуальное учебное средство; различные «усеченные» конфигурация компьютеров, от клавиатуры с простейшим дисплеем и веббраузера без клавиатуры, подсоединяемого к бытовому телевизору для просмотра информации в Интернете, до «сетевого» компьютера, ориентированного на работу в сети, и поэтому не имеющего в своем устройстве дисководов и ряда других устройств. принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Одним из выходов в этой ситуации является использование графопостроителя, доступ к которому желательно обеспечить для образовательных учреждений; копировальный аппарат (ксерокс, ризограф) – позволяет оперативно, с разумными затратами материальных и временных ресурсов, обеспечить доступ к образовательной информации нужному числу людей (размножение заданий учителем к очередному уроку, издание школьного журнала, распространяемого среди родителей, спонсоров и других заинтересованных лиц и т. д.); проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п. – технологический элемент новой грамотности, радикально повышает: • уровень наглядности в работе учителя, • возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, • эффективность организационных и административных выступлений; телекоммуникационный блок – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами; устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса; устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например с ДЦП; устройства создания графической информации (графический планшет, дигитайзер) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат; устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их; устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных; управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики; устройства, обеспечивающие создание внутриклассной и внугришкольной сети – позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети; переносной аудиокомплекс – обеспечивает эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий; стационарный аудиовидеокомплекс (может быть установлен в актовом зале). Приложение Варианты инфраструктуры, поддерживающей информационную среду
|
![]() | Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» Информатика. Технические и программные средства реализации информационных процессов; языки программирования высокого уровня; основы... | ![]() | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных... |
![]() | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» «Изучение опыта применения информационных технологий в ес» Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных... | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине программные и аппаратные средства информационных технологий для специальности (направления) 210105 Электронные приборы и устройства Обеспечение информационной безопасности в автоматизированных информационных системах |
![]() | Вопросы итогового Программные средства реализации информационных процессов. Классификация программных средств | ![]() | Компьютерные учебные программы и инновации №3 2007 г. Прикладные программные средства для создания и преобразования программ Программное и информационное обеспечение для решения Прикладные программные средства для создания и преобразования программ |
![]() | Лекция 4 Система, структура, функционирование, модель цели и ресурсов. Аппаратные и программные средства. Вектора развития, параметрические... | ![]() | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Курс: Программные средства разработки Web-страниц и презентаций» Романова Марина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Магнитогорского государственного... |
![]() | Программные средства информационных систем управления организацией Охватывают столь разнообразные сферы деятельности человека, что невозможно выделить и унифицировать небольшое число атрибутов для... | ![]() | Справка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса. № п/п Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... |