Инновационного педагогического опыта




Скачать 89.43 Kb.
НазваниеИнновационного педагогического опыта
Дата26.09.2012
Размер89.43 Kb.
ТипДокументы
Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: информационные технологии

Информационное представление опыта: профильное образование, метод проектов, объектно-ориентированное программирование, исследование информационных моделей, элективный курс по информатике.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Фомичева Альбина Владимировна

МОУ СОШ № 2 , 606440, Нижегородская область, г. Бор, ул. Октябрьская, д. 82

Учитель информатики и ИКТ

20 лет

I. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Технология организации проектирования, программирования и исследования информационных моделей в старших классах информационно-технологического и физико-математического профиля

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменений - противоречие между возрастающей сложностью и научностью учебных программ и низким уровнем функциональной грамотности учащихся в условиях современного общества. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, сообразуясь с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в разработке системы обучения методом моделирования учащимися исследовательской деятельности специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач с использованием коммуникационно-информационных технологий, технологий объектно-ориентированного программирования. В основе опыта лежит технология метода проектов, которая осуществляется по принципу: от простого к сложному. Маршрут успешности прокладывается от совместной работы над фронтальным проектом до самостоятельной разработки и внедрения в учебный процесс программных продуктов, которые можно использовать как компьютерные модели, средства контроля, тренажеры, справочники при изучении других школьных предметов.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает реализацию в рамках образовательной программы разработки учениками профильных классов программных методических и дидактических средств, информационных моделей по разным школьным предметам с целью повышения мотивации обучения, получения глубоких и самостоятельно осмысленных знаний, осуществления межпредметных связей для наиболее полной информационной картины мира. Проектное обучение ориентировано на творческое начало в учебной деятельности учащихся, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Трудоемкость ИПО связана с постановкой задач индивидуальных исследовательских проектов, с выбором интересных и значимых для учеников индивидуальных тем; с организацией работы на уроке и вне уроков, текущий контроль работы над проектом, с привлечением учителей-предметников к тестированию и внедрению готовых проектов в учебный процесс. Ограничения ИПО определяются наличием в школе профильных классов с углублённым изучением информатики.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Работа по созданию проектов в виде программных продуктов проводится с 1997 года.  Данный опыт реализуется на базе профильного информационно-технологического или физико-математического класса с 2003 года на основе элективного курса Н.Д.Угриновича «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования». Был расширен круг рассматриваемой теории и практических заданий. Разработано тематическое и поурочное планирование для данного курса, система контроля и оценки, подготовлена библиотека готовых проектов, дидактического материала, тестов, компьютерных презентаций.

Автор ИПО имеет высшую квалификационную категорию. В условиях разноуровневого обучения в школе, она использует эффективные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии обучения, индивидуально-групповые формы самостоятельной работы, проектный метод, создает высокую мотивацию изучения предмета при постоянном повышении успешности ученика. Первой в районе начала работать по программе профильного обучения информатики для информационно-технологического и физико-математического класса. Участвовала в эксперименте по организации профильного обучения в районе, способствует внедрению информационных технологий в процесс преподавания других предметов в школе. Участвует в организации проведения конкурсов и районных олимпиад, круглых столов, семинаров, презентаций, проводит открытые уроки. Награждена грамотой Департамента образования и науки Администрации Нижегородской области, грамотами УНО г. Бор, участник очного тура областного конкурса «Учитель года Нижегородской области – 2007».

Результат изменений

Главный результат изменений – развитие деятельностных способностей ученика, заинтересованного в непрерывном самообразовании, высокие результаты обучения школьников информационным технологиям, повышение интереса учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», формируется компетентностный подход при изучении других предметов, реализуются межпредметные связи, открывает большие возможности для выработки стремления и умений учащихся самостоятельно добывать, использовать новые знания, планировать свою работу, способствует приобретению личностного и профессионального опыта в процессе обучения. многие ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня, выбирают при поступлении специальность «Информационные системы», учатся на ВМК ННГУ им Лобачевского, ФИСТ НГТУ, работают в IT-компаниях «Телма», «Мера», «Intel»,

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте




III. Описание инновационного опыта учителя

В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы обязаны как передавать новым поколениям накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда прежде не встречались. Образование для XXI века должно строиться на научно обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способному к теоретическому и критическому мышлению. Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодёжи в области информатики и информационных технологий. Однако, оказывается, что, несмотря на сложность и научность учебных программ, наше подрастающее поколение не умеет понимать смысл читаемого материала, анализировать его и использовать полученную информацию, т.е. является функционально неграмотным в условиях современного общества. Эффективный путь решения этой проблемы — организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, который реализует новый подход к обучению. В его основе – показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, научить ставить задачи, разрабатывать алгоритмы их решения, реализовать свой план, привлекая новые знания, анализировать полученный результат. При изучении информатики проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Основное внимание в данном ИПО уделено рассмотрению вопросов, связанных с профильным образованием. – преподавание и адаптация элективного курса Н.Д. Угриновича «Исследование информационных моделей». Программирование – стержень профильного курса информатики. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование её и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.

Обучение по данной методике реализовано на нескольких уровнях.

Уровень 1. Задачи этого этапа – освоить интегрированную среду языка программирования, изучить синтаксис языка, использование основных алгоритмических конструкций, наиболее важных встроенных функций, познакомиться с приемами использования стандартных объектов, их свойств и методов. На этом этапе выполняются практические задания и учебные мини проекты-задания под руководством учителя.

Уровень 2 – проблемное изложение учителем процесса выполнения проекта, расстановка ориентиров выполнения.

Задачи этого этапа – обобщить, применить, проверить полученные знания при работе над проектом по теме, выбранной учеником

Ученики работают над такими итоговыми проектами в конце 1 и 2 полугодия в 10 классе

Примеры: «Новогодняя ёлка», «Дождь по желанию», «Гол!!!», «Часы», «Плывет кора-лик», «Тестирующая программа

Уровень 3 – Самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта, при контролирующей и корректирующей роли учителя. Задача этого этапа – моделирование исследовательской деятельности специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач. Ученики 11 класса при изучении темы «Моделирование» выполняют сначала учебные проекты: «Исследование физических моделей», «Математические и вероятностные модели», «Биологические информационные модели развития популяций», «Оптимизационное моде-лирование в экономике», «Модель экспертной системы», «Модели логических устройств», «Информационные модели управления объектами», а затем выбирают тему в соответствии со своими интересами. Проекты 3 уровня внедряются в учебный процесс, демонстрируются на конкурсах. Ежегодно ученики представляют свои проекты на выпускных экзаменах. Темы проектов разнообразны: «Модель незамкнутой колебательной системы», «Супертестер», «Тренажер по английскому языку», «Модель работы ПВО», Игра «15», «Исследование математических функций» и др.

На каждом уровне предлагается технология обучения по определенному алгоритму. Например, 3 уровень: 1. Демонстрация готового проекта. 2. Пошаговое выполнение разработки компьютерной модели от постановки задачи, разработки математической модели, алгоритма до требований по оформлению отчёта, предлагается схема – образец. 3. Выбор и обсуждение темы и главной идеи будущего проекта. Он включает постановку задачи, общий план работы над конкретным проектом, разработка сценария и общей схемы проекта 4. Организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время 5. Структурирование проекта с выделением подзадач, определяются планируемые результа-ты и способы их решения и оформления. 6. Собственно работа над проектом, учитель выполняет роль консультанта. Предполагается обмен информацией, мнениями, полученными результатами 7. Тестирование. Подведение итогов Оформление результатов работы 8. Демонстрация, защита и оценка проектов. Для оценки работ школьников применяю четыре показателя интегрального типа: адекватность – соответствие и степень раскрытия темы (0-4 баллов), научность – разработка математической модели, алгоритмизация (1-12 баллов), выразительность – дизайн, цветовое решение (1-4 балла), креативность – неожиданные, оригинальные творческие решения (1-5 баллов). Промежуточный и итоговый контроль показали эффективность данной методики. Последние два года 100% учеников профильного 11 класса сдают аттестационный экзамен по информатике (29 человек), при этом качество знаний учащихся – 96-98%, степень обученности – 83-88%.


IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений




Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес




Похожие:

Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного опыта образовательного учреждения 587 гимназия
Инновационного педагогического опыта iconПедагогического опыта учителя: Использование информационных технологий на уроках французского языка
Представление инновационного педагогического опыта учителя, победителя областного конкурса в рамках пhпо
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
«Технология мультимедийных презентаций как способ формирования навыков говорения»
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
«Формирование гражданско-патриотических ценностей на уроках истории и обществознания, внеклассной работе»
Инновационного педагогического опыта iconИнформационная карта инновационного педагогического опыта
Амурск, пр. Строителей д. 36 кв. 153. Домашний телефон: (42142) 21884; 89141835994
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Моу «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары», ул. Николаева, 28
Инновационного педагогического опыта iconИнформационная карта инновационного опыта информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»
Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ипо)
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №318 с углублённым изучением итальянского языка...
Инновационного педагогического опыта iconКонкурсные материалы в соответствии с содержанием Фестиваля
Цель Фестиваля – обобщение и распространение инновационного педагогического опыта в эколого-биологической деятельности
Инновационного педагогического опыта iconИнформационная карта инновационного педагогического опыта
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница