Скачать 50.97 Kb.
|
Тема: «Движение воды в океане. Волны ». Цели:
Будить воображение. Оборудование: Листы-задания для проверочной работы, физическая карта мира с табличками-указателями, картины «Прилив», «Отлив», книги «Познакомьтесь: океан», «1001 вопрос об океане и 1001 ответ», учебник рисунки 49, 51, 52. Ход урока: 1.Организационный момент. Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников. 2.Проверка знаний. Письменно фронтально. 10 минут. 1 задание: узнать объекты на контурной карте. 2 задание: соединить в пары понятия и их определения. 1.Водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей. 2.Часть океана, вдающаяся в сушу. 3.Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды и обитателями. 4. Часть суши, вдающаяся в океан. А.Полуостров. Б.Архипелаг. В. Залив. Г.Пролив. Д.Море. 3 задание: закончить фразы: 1.Количество минеральных веществ в граммах, растворённое в 1 литре воды, – это… 2.Единицы измерения солёности воды - … 3.Средняя солёность Мирового океана - … 4. Самое солёное море - … 5. Температура замерзания океанической воды - … 3. Изучение нового материала. Мы продолжаем разговор о главной составляющей гидросферы. Кто готов напомнить нам главную составную часть гидросферы? Верно. Это воды Мирового океана. Девизом подводной лодки «Наутилус» в романе Ж. Верна была фраза «Вечно в движении». Почему я сегодня говорю вам об этом? Верно. Мировой океан тоже вечно в движении, поэтому данная фраза может служить точной характеристикой Мирового океана. Тема нашего урока «Движение воды в океане». Сегодня мы будем говорить о волновых движениях воды в океане. Волн в океане много. Они очень разнообразны по своей природе. Например, под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете, как эти волны помогают учёным видеть предметы, находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров. Есть волны Россби, длина которых составляет многие сотни километров. Есть внутренние волны, которые могут принести гибель подводным лодкам. Мы будем говорить о ветровых волнах. Кто готов назвать причину ветровых волн? Верно, ветер. Нам очень хорошо знакомы пушкинские строки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах». Ветровые волны представлены на рисунке учебника на странице 76. Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте устно вопросы к данному рисунку. (Ученики задают вопросы и отвечают на них.) Работая с рисунком, мы познакомились со строением ветровой волны. Подумайте, от чего зависит размер волны? Размер волны зависит от силы ветра, его продолжительности, глубины моря, температуры воды и воздуха, течений. Поэтому ветровые волны не такое уж простое явление. Один из учёных остроумно заметил: «Основная закономерность ветровых волн – это отсутствие всякой закономерности». Обычно высота ветровых волн не превышает четырёх метров, но штормовые волны могут достигать высоты более двенадцати метров и длины до 250 метров. Такие волны часты в районе 40 параллелей, за что их называют « Ревущими сороковыми». Те, кто следит за событиями в мире, знают, что совсем недавно штормовые волны обрушились на берег Балтийского моря и натворили там бед. О ветровых волнах я рассказала вам далеко не всё. Кое о чём вы сами узнаете из учебника дома. Изучая каменную оболочку Земли, мы узнали о движениях земной коры. Такие движения происходят и на дне океана. Кто готов назвать следствие движения земной коры в океане? Верно. Это волны Цунами. Утех, кто видел в зимние каникулы фильм об извержении вулкана Кракатау, достаточно яркое представление об этом явлении природы. Послушайте описание очевидца и представьте то, о чём услышите: « Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором кружились целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена с грохочущей, добела иссечённой пенной короной, могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова…» Рассмотрите рисунок 51 на стр.78. Таковы последствия Цунами на берегу. Как вы думаете, почему эти волны назвали японским словом? Верно, Япония, лежащая в северо-западной части Тихого океана, очень часто страдает от этих волн. В отличие от ветровых, охватывающих поверхностный слой океана, Цунами охватывают всю толщу воды от дна до поверхности, распространяются во все стороны от места возникновения со средней скоростью 700-800 км / час. Их длина в океане до 200 км, а высота 1 м. Но у берега может доходить до 40 м. « Цу»- порт, « нами» - волна. «Портовая волна» в переводе с японского. Как вы думаете, где должен искать спасение от Цунами капитан судна, получивший известие о приближении таких волн? Конечно, в океане, подальше от берега. Ещё один вид движения воды в океане – это приливно-отливные волны. Причину этих волн назвал И. Бунин: В кипящей пене валуны. Волна, блистая, заходила. Её уж тянет, тянет сила Всходящей за морем Луны. Не только Луна, но и Солнце, и другие звёзды силой своего притяжения действуют на океан. Но Луна ближе, её притяжение сильнее. Рассмотрите рисунок 52 на стр.79. На берегах океанов и некоторых морей вода периодически выходит на берег, покрывая часть суши, а затем далеко отступает, обнажая дно прибрежной части океана. На берегу Белого моря высота прилива 12 м. Самые высокие приливы в заливе Фанди у восточных берегов С. Америки. Как вы думаете, для чего вот уже более ста лет составляются таблицы приливов и отливов? В разных частях Мирового океана приливы и отливы происходят в разное время. Они бывают суточными, полусуточными и смешанными. Это важно знать капитанам судов, чтобы избежать неприятностей и даже катастроф. В марте 1967 года английский танкер, загруженный нефтью, наскочил на рифы у берегов Англии, получил 14 пробоин, нефть вытекла в море, а судно спасти не удалось. (По ходу объяснения на доске появляется схема) Причина Следствие I ![]() I ![]() I ![]() 4.Домашнее задание. В тетради запишите вопрос, на который дома вы дадите письменный ответ: Как можно использовать волны на благо человека? В дневнике сделайте запись: § 26, вопрос в тетради. 5.Закрепление изученного материала. На доске представить схему: ![]() ![]() ![]() ветровые волны Цунами приливы и отливы ![]() ![]() ![]() ветер движение земной коры притяжение Луны Подумайте и скажите, для чего люди изучают волны? На многие вопросы вы можете найти ответы в книгах «Познакомьтесь: Океан», « 1001 вопрос об океане и 1001 ответ» |
![]() | Исследование Мирового океана 11 Земле. Науке ещё не известно такое живое существо, которое могло бы обходиться без воды. Мировой океан, как колоссальное скопление... | ![]() | Программа вступительного экзамена Электромагнитное поле; уравнения Максвелла; монохроматические поля; энергия электромагнитного поля; плоские, цилиндрические, сферические... |
![]() | Д. ф м. н. Колоколов И. В Классические волны в сплошных средах. Гамильтоновский формализм. Физические примеры: звук и спиновые волны | ![]() | I — объемная фотоплетизмограмма; II — электрокардиограмма; III — сигнал пульсовой волны (форма пульсовой волны может существенно отличатся для разных людей и разных состояний) О принципах регистрации и использования результатов анализа сигнала пульсовой волны для целей определения адаптационных возможностей... |
![]() | E-mail: Разноуровневые задачи Первый уровень сложности На сколько градусов нагреется за 1 с капля воды массой 0,2 г, если она ежесекундно поглощает 1 ∙1010 фотонов с длиной волны 750 нм?... | ![]() | Программа вступительного испытания по физике Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Скорость. Ускорение. Равномерное движение. Прямолинейное... |
![]() | Евгения Ведерникова Данный тезис был сформулирован западными исследователями в результате большой эмпирической и теоретической работы, направленной на... | ![]() | Синий кит – крупнейшее животное на Земле Окружающий мир Жизнь на планете Земля зародилась в океане более 3,5 млн лет назад. Когда-то почти всё живое жило в океане. Даже сейчас там водится... |
![]() | План-конспект урока механическое движение Необходимое техническое оборудование: компьютерные презентации «Механическое движение», «Равномерное и неравномерное движение» | ![]() | Что происходит с водой при нагревании? Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Какая из цепочек превращений верна?) |