10 класс 1.Назовите героя, название и автора произведения. ( Оценивание: 4 балла.) 1.1 Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. 1.2 Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся, грозит на них палкой да кричит (передразнивая): "Все гореть в огне будете!" 2. Сгруппируйте названия и имена в три раздела, относящиеся к разным произведениям русской литературы. Назовите их авторов. ( Оценивание: три балла.) Янко, Анисья, Кисловодск, Бряхимов, Верхлево, Гороховая улица, Харита Игнатьевна, Гуд-гора, Заболотье. 3. О ком из русских писателей идет речь в отрывках из мемуаров? ( Оценивание: три балла.) 3.1 Однажды я сказал ему: "Ах, (…), сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!" (он, кроме пяти европейских языков, основательно знал персидский и арабский языки). Он улыбнулся, взглянул на меня умными своими глазами из-под очков и отвечал мне: "Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего". 3.2 Кто не слыхал читавшего (…), тот не знает вполне его произведений. Он придавал им особый колорит своим спокойствием, своим произношением, неуловимыми оттенками насмешливости и комизма, дрожавшими в его голосе и быстро пробегавшими по его оригинальному остроносому лицу, в то время как серые маленькие его глаза добродушно улыбались и он встряхивал всегда падавшими ему на лоб волосами. 3.3 Внешность (…)хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались той простотой и отсутствием аффектации, которые свойственны лучшим русским писателям. Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей(…) В особенности была замечательна беседа(…). Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам, хотя был мастер вести философский спор; он пояснял ее какой-нибудь сценой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести.
4. Назовите произведения М.Ю. Лермонтова по рифмам первой строфы. ( Оценивание: три балла.) 4.1 Другой - душой, избранник - странник. 4.2 Дорогу- богу, блестит - говорит. 4.3 Святой - живой, подаянья - страданья.
5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». встречается множество литературных терминов. В приведенных ниже строках пропущены слова, обозначающие литературные направления, жанры, названия размеров… Восстановите их из контекста. Подсказками могут быть рифма и размер пушкинских строк. ( Оценивание: четыре балла.) 5.1 Владимир тут же начертал Ему надгробный 1..
5.2 И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных 2..
5.3 Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес, И, Фебовы презрев угрозы, Унижусь до смиренной 3. …
5.4 Поклонник славы и свободы, В волненье бурных дум своих, Владимир и писал бы 4., Да Ольга не читала их.
5.5 И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж 5. розы; На, вот возьми ее скорей!)
5.6 Так он писал темно и вяло (Что 6. мы зовем, Хоть 6. тут нимало Не вижу я; да что нам в том?).
5.7 Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от 7., Как мы ни бились, отличить.
5.8 С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне - И даль свободного 8. Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. 6. Напишите статью «Псевдоним» для словаря юного литературоведа. Назовите известные вам псевдонимы русских писателей и поэтов ХIХ века (Оценивание: четыре балла.)7. Интерпретация поэтического текста (Оценивание: 30 баллов) А.С. Пушкин СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО Прощай, письмо любви! прощай: она велела... Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... 1825 1.Литературный и биографический контекст (литературное направление) | 42.Жанровое своеобразие. Хронотоп23.Темы, идеи, мотивы, пафос стихотворения2 4.Лирический герой, образная система 35.Композиция (строфика)36.Поэтическая лексика и тропы37.Поэтический синтаксис 48.Ритм (размер, ритмообразующие элементы)39.Звукопись210.Целостность и композиционная стройность интерпретации4ИТОГО:30
10 класс
КЛЮЧИ и комментарии 1.О каких пожилых женщинах так говорят? Назовите произведения. ( Оценивание: три балла.) По 0,5 балла за имя или традиционное наименование героини; 0,5 балла за правильно названное произведение. 1.1Настасья Петровна Коробочка («Мертвые души»).1.2Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. («Гроза»). Допускается ответ: «сумасшедшая барыня».2. Сгруппируйте названия и имена в три раздела, относящиеся к разным произведениям русской литературы. Назовите их авторов. ( Оценивание: три балла.) 0,5 балла за правильную группировку, 0,5 балла за правильно названное произведение и его автора. Гуд-гора, Янко, КисловодскЛермонтов «Герой нашего времени»Гороховая улица, Анисья, ВерхлевоГончаров «Обломов»Бряхимов, Харита Игнатьевна, ЗаболотьеОстровский «Бесприданница»3. О ком из русских писателей идет речь в отрывках из мемуаров? ( Оценивание: три балла.) По одному баллу за фамилию. За фактические ошибки в инициалах баллы снижаются. 3.1 А.С. ГрибоедовП.А. Каратыгин об А.С. Грибоедове «Из моих записок» 3.2 Н.В. ГогольВ. А. Соллогуб<ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ГОГОЛЕМ>3.3И.С.ТургеневПётр Кропоткин. Мое знакомство с Тургеневым... (Фрагмент из "Записок ...)4. Назовите произведения М.Ю. Лермонтова по рифмам первой строфы. По одному баллу за правильно названное произведение( Оценивание: три балла.) 4.1«Нет, я не Байрон, я другой…» допускается«Нет, я не Байрон»Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.4.2.«Выхожу один я на дорогу» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.4.3«НИЩИЙ» У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». встречается множество литературных терминов. В приведенных ниже строках пропущены слова, обозначающие литературные направления, жанры, названия размеров… Восстановите их из контекста. Подсказками могут быть рифма и размер. (Оценивание: четыре балла) 0,5 балла за правильно названный термин 5.11.мадригалВладимир тут же начертал/Ему надгробный 1.мадригал.5.22.эпиграмма И возбуждать улыбку дам/Огнем нежданных 2.эпиграмм.5.3прозаЯ перестану быть поэтом,/В меня вселится новый бес, И, Фебовы презрев угрозы,/Унижусь до смиренной 3.прозы…5.4одаПоклонник славы и свободы,/В волненье бурных дум своих, Владимир и писал бы 4.оды,/Да Ольга не читала их.5.5рифмаИ вот уже трещат морозы/И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж 5.рифмы розы;/На, вот возьми ее скорей!)5.6романтизмТак он писал темно и вяло,/(Что 6.романтизмом мы зовем, Хоть 6.романтизма тут нимало/Не вижу я; да что нам в том?)5.7хорейВысокой страсти не имея/Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от 7.хорея,/Как мы ни бились, отличить5.8романС тех пор, как юная Татьяна/И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне -/И даль свободного 8.романа Я сквозь магический кристалл/Еще не ясно различал.6. Напишите статью «Псевдоним» для словаря юного литературоведа. Назовите известные вам псевдонимы русских писателей и поэтов ХIХ века. ( Оценивание: четыре балла.)2 балла за полное и точное определение. По 0,5 балла за правильные псевдонимы( в сумме не больше 4 баллов). ПСЕВДОНИ́М (от греч. ψευ̃δος — ложь и νομα — имя) — вымышленное имя, к-рое автор произв. (или исполнитель) использует вместо своего настоящего имени. Два осн. мотива — стремление автора сохранить анонимность и желание привлечь внимание публики более пригодным для этого именем. В первом случае автор стремится скрыть свою причастность к произв., во втором, напротив, добиться максимальной огласки. Иногда столь противоположные мотивы сочетаются. Возможность использования П. и сохранения его в тайне после публикации предусмотрена автор. правом. Использование П. может создать и определенные проблемы при необходимости подтвердить (доказать) авторство или атрибутировать произведение. Российский гуманитарный энциклопедический словарь 7. Интерпретация поэтического текста (Оценивание: 30 баллов.) Оценивая качество интерпретации поэтического текста, предлагаем руководствоваться следующими критериями: 1.Литератур-ный и биографический контекст (литературное направление)4Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в период ссылки Пушкина в село Михайловское. Оно навеяно отношениями А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, любовь к которой поэт хранил всю свою жизнь. На многих портретах поэта мы видим на его руке массивный перстень — подарок, полученный от любимой при расставании. Поэта связывало с ней глубокое и трепетное чувство, но вместо задуманного побега из Одессы за границу Пушкин попадает в Михайловское. «Сожженное письмо» — это память о Елизавете Воронцовой, об их взаимном увлечении, о письмах, присланных поэту в Михайловское и сожженных Пушкиным по просьбе Воронцовой. Воспоминания эти трагичны, потому что любовь утрачена, и даже последнее ее свидетельство — письмо — приходится уничтожить. Стихотворение романтическое. 2.Жанровое своеобразие. Хронотоп2Любовная лирика, элегическое настроение.В «Сожженном письме», что характерно для элегии, главная роль отведена описанию переживаний лирического героя. Процесс сожжения показан в настоящем времени, но в стихотворении видно, как дорого поэту прошлое, каким безотрадным кажется будущее. Хронотоп не включает в себя никаких подробностей обстановки, это говорит о том, что лир. герой сосредоточен только на письме.3.Темы, идеи, мотивы, пафос стихотворения2 Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом. Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Боль потери опустошает лирического героя, но чувства его благородны.4.Лирический герой, образная система 3Центральные образы стихотворения — это Он и Она. Она далеко, и письмо — это то, что хранит память о ней, веет её дыханием, говорит её голосом. Присутствует и еще один образ-символ- письмо; последнее персонифицировано многократным обращением (Прощай... гори... листы твои...), которое в части третьей станет обращением к пеплу (Пепел милый... Останься...).5.Композиция (строфика)3В стихотворении нет деления на строфы,(астрофичность) но можно выделить три части: подготовка к сожжению, само горение письма, горечь после сожжения. Первая и третья часть равновелики - они занимают по 4 стиха (по 2 двустишия); вторая, центральная, часть охватывает 3 двустишия, причем процесс горения приходится на центр стихотворения, на строки 7 и 8: в начале и в конце монологи лирического героя, в центре же объективное изображение горения. Открытый финал текста.6.Поэтическая лексика и тропы3Центральная часть стихотворения наполнена глагольной лексикой, обилие которой говорит о динамике текста, смятении чувств и пике страстей. Высший накал чувств — в слове "свершилось!". Глаголы в повелительном наклонении. Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе». Множество слов высокой лексики делает стихотворение торжественным. Метонимия «не хотела/Рука предать огню».Метафоры «перстня верного утратя впечатленье»(имеется в виду оттиск печати на сургуче), здесь же олицетворение.7.Поэтический синтаксис 4Почти в каждой строке используется градация. Обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, стихотворных переносов (анжабеманы или aнжебаманы). Парцелляции повышают смысловую нагрузку на слова, выделенные восклицательными знаками, сближают стих с порывистой разговорной речью. Множество фигур умолчания. Обращения, инверсии, повторы.8.Ритм (размер,ритмообразующие элементы)3«Сожженное письмо» написано шестистопным ямбом; почти в каждом стихе есть цезура, придающая произведению некоторую замедленность звучания.В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы, как бы повисая в воздухе и оставляя впечатление недосказанности; строгое чередование мужских и женских рифм приближает стихотворение к разговорной речи, одновременно придавая ему стройность и упорядоченность;9.Звукопись2В начале второй части аллитерация на "л" показывает медленность, плавность процесса, в средней части произведения потрескивание горящей бумаги передается аллитерацией. повышается частотность звука "р",10.Целостность и композиционная стройность 4 Оценивается целостность речевого высказывания, эмоциональность оригинальность, соразмерность частей композиции. За речевые ошибки баллы снимаются.
| |