Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе




НазваниеРеализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе
страница1/3
Дата26.09.2012
Размер0.74 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


ЯКУШКИНА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА


РЕАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ


Специальность 10.02.04 – германские языки


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Саранск – 2010

Работа выполнена на кафедре английского языка

ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»



Научный руководитель:

доктор филологических наук,

профессор

Анашкина Ирина Александровна


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук,

профессор Вишневская Галина Михайловна


доктор филологических наук,

профессор

Локтионова Валентина Григорьева


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет»










Защита состоится 19 января 2011 г. в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 193.02 в ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г. Пятигорск, проспект Калинина, 9.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»


Автореферат разослан декабря 2010 г.





Ученый секретарь








диссертационного совета

Л.М. Хачересова

Изучение категорий дискурса представляет собой одну из актуальных проблем в сфере современных лингвистических изысканий.

В настоящее время исследования дискурса связаны прежде всего с анализом различных характеристик языковой личности. Изучая языковую личность, лингвисты выявляют систему свойственных этой личности видов дискурса (текста, погруженного в ситуацию) (Карасик, 2009:6). Исследования по дискурсу охватывают большой круг проблем в самых его разных видах. Так, в монографии В.И. Карасика в разделе «Литература» 11% наименований (96 из 862) составляют работы отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены 48 видам дискурса: от самого популярного политического до экзотических: эзотерического, виртуального, песенного, дискурса публичных надписей и других (Карасик, 2009:364-405).

Реферируемая диссертация посвящена исследованию средств и способов реализации категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе. В связи с ориентацией диссертации на грамматику дискурса видо-временные формы глагола как грамматические средства выражения предшествования рассматриваются не только на синтагматическом уровне в составе таксисных конструкций), но и как составной элемент более высокого уровневого объединения – нарративных и диалогических фрагментов дискурса. Дискурсивный уровень анализа в данном случае не есть лишь дань научной моде. Дело в том, что категория предшествования в английском языке не была предметом специального рассмотрения на уровне дискурса. Между тем она относится грамматистами к числу глобальных (Папина, 2008:158).

Предшествование является частью глобальной категории времени в художественном произведении. В связи с этим актуальность заявленной в диссертации проблематики обусловлена необходимостью изучения категории предшествования, одной из важнейших в дискурсе, с точки зрения современных положений лингвистики, а также оценки ее роли в формировании временнуго порядка в дискурсе. Несмотря на значительное число работ, посвященных исследованию дискурса в разных его аспектах (презентационная теория дискурса; соотношение дискурса, языка, текста и речи; критический анализ дискурса; когнитивный, когнитивно-прагматический подходы и другие), категориальный анализ данной макроединицы в части реализации в ней категории предшествования не проводился. В то время как «изучение грамматической структуры», по словам З.Я Тураевой, «не только помогает извлечь максимум информации из текста, но и увидеть языковые средства ее воплощения» (Тураева, 2007:15).

Художественный текст, учитывая его роль в культуре общества, является «культурогенным текстом», поскольку культура реализуется в текстах (Карасик, 2009:348). Он занимает одну из наиболее значимых позиций в культуре социума. В связи с этим теоретическая значимость диссертации определяется тем, что изучение одной из глобальных категорий текста в рамках дискурсивного подхода позволит получить новое знание о типе текста, имеющим «культурогенную значимость» в обществе (ibid.). Теоретическая значимость диссертации обусловлена также и тем фактом, что изучение средств изображения времени в художественном дискурсе и создания «меняющейся временной перспективы», представляет собой одну из интереснейших проблем современной лингвистической и литературоведческой науки (Тураева, 2007:6). З.Я. Тураева связывает категорию времени в различных ее аспектах – историческом, философском, языковом – с художественным творчеством. Серьезный интерес лингвистов и литературоведов к этой категории, по мнению З.Я. Тураевой, приходится на последние десятилетия (ibid.).

Известно, что в первой половине XX в. в течение длительного времени внимание лингвистов было сосредоточено на изучении языковой системы, но начиная с 60-х гг., центр исследовательского интереса переносится на речевую деятельность и ее продукт – дискурс. В настоящее время, как свидетельствуют труды современных лингвистов (см., например, Ажеж, 2008; Белозерова, 2004; Бенвенист, 1974; Борботько, 2009; Демьянков, 2005; Карасик, 2009; Кубрякова, 2009; Рикер П., 1995; Сидоров, 2009; Шорт М., 1987; Buyssens Е., 1970; Dijk, van T.A., 1981; Lakoff, G., 2006; Thelen, E., 1990; Turner, M., 1995), язык изучается как ключ к культуре и внутреннему миру человека (Карасик, 2009: 8). В связи с изменениями в научной парадигме лингвистики и стиле научной рефлексии лингвистов (от структурно-атомистического к антропоцентрическому и междисциплинарному) языковые факты, категории, феномены получают иной, дискурсивный, способ рассмотрения. Выявленные при посредстве данного подхода дискурсивные черты традиционных и достаточно полно изученных языковых явлений позволяют по-новому оценивать язык и, собственно, более глубоко проникнуть в суть homo sapiens. При таком ракурсе рассмотрения язык служит целям познания человека, в чем, по оценке К. Ажежа, и состоит роль и вклад лингвистики в гуманитарные науки (Ажеж (С. Hagиge), 2008). Научная новизна работы заключается в следующем: (1) изучении категории предшествования в широком плане как семантической категории дискурса; (2) определении особой единицы анализа художественного дискурса: двух видов дискурсивных фрагментов – нарративных и диалогических – для изучения средств выражения предшествования; (3) исследовании не только грамматических, но и лексических и дискурсивных средств выражения предшествования; (4) дифференциальный анализ средств выражения предшествования в зависимости от форм повествования в художественном дискурсе; (5) избрание художественного дискурса макроединицей анализа категории предшествования.

Семантика предшествования понимается в данной диссертации не только как структура грамматических форм глагола, то есть в традиционном узкограмматическом смысле, но прежде всего как семантическая категория соотношения действий, поступков, событий в художественном дискурсе. Предшествование анализируется нами в рамках двух видов повествования в художественном дискурсе: нарративном и диалогическом, в пределах которых были выделены два вида объемных текстовых образования: нарративные фрагменты (НФ) и диалогические (ДФ).

Практическая ценность диссертации определяется возможностью внедрения ее результатов в учебный процесс. Они могут быть использованы при составлении курса лекций по дискурсивной лингвистике, при анализе художественного дискурса, при обучении студентов практической грамматике английского языка, в теории и практике преподавания интерпретации текста, стилистики английского языка.

Исходная гипотеза исследования состоит из нескольких пунктов:

  1. Предшествование есть важнейшая часть временного порядка художественного дискурса и по-разному эксплицируется в нем в зависимости от формы повествования.

  2. Структурно художественный дискурс неоднороден, состоит из разных форм повествования, в том числе: нарративных и диалогических фрагментов.

  3. Помимо глагольных и неглагольных средств выражения предшествования, в художественном дискурсе эта категория может быть выражена дискурсивными средствами.

Материал данного исследования представлен художественными текстами английских (британских и американских) авторов XIX - XX вв. В общей сложности было изучено 20 произведений, которые составили широкий корпус языкового материала общим объемом 9456 страницы. (Bronte Ch., Collins W., Cronin A.J., Dreiser T., Galsworthy J., Hardy T., Hemingway E.A., London J., Priestley J.B. и др.). Из общего объема проанализированных произведений были отобраны 600 нарративных и диалогических фрагментов для изучения средств и способов выражения категории предшествования. Эти фрагменты дискурса составили материал узкого корпуса исследования.

Основная цель исследования сводилась к выявлению средств и способов реализации категории предшествования в художественном дискурсе в пределах нарративных и диалогических фрагментов. Достижение указанной цели осуществлялось поэтапно через решение конкретных задач, сгруппированных следующим образом: (1) задачи, относящиеся к теории и истории вопроса; (2) задачи, связанные с практической частью исследования. Первая группа задач включала в себя изучение лингвистической литературы по: 1) дискурсу; 2) категории времени; 3) таксису и временных значениях предшествования в таксисных конструкциях («конструкциях относительного времени») английского языка (Храковский, 2009:5); 4) по категориям темпоральности, временного порядка, предшествования.

Во вторую группу входили следующие задачи: 1) чтение английской (американской и британской) художественной литературы с целью выбора фрагментов текста – нарративных и диалогических – и создание широкого корпуса примеров методом сплошной выборки; 2) контекстуальный анализ нарративных и диалогических фрагментов с целью выявления случаев реализации в них категории предшествования; 3) выявление и описание таксисных конструкций; 4) анализ НФ и ДФ с целью выявления языковых средств выражения предшествования: глагольных форм и лексических средств, указывающих на соотнесенность временных величин в терминах «раньше, чем» (наречиями типа lately, before, long before, lately и т.п.); 5) анализ НФ и ДФ с целью выявления дискурсивных способов выражения предшествования: включение во фрагмент а) реминисцентных отрывков; б) отрывков экспозиционного предшествования; 6) сопоставление средств и способов выражения предшествования в нарративных и диалогических фрагментах.

Исследование средств и способов выражения семантики предшествования было направлено по пути делимитации шкалы прошедшего времени на дистантное предшествование, недистантное предшествование.

Предметом исследования в данной диссертации является категория предшествования и средства и способы ее экспликации в художественном дискурсе, объектом – художественный дискурс.

В ходе решения поставленных задач были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

1. В художественном дискурсе категория предшествования имеет дифференцированный характер выражения в зависимости от повествовательных стратегий автора.

2. Повествовательные стратегии автора в художественном дискурсе представлены нарративом и диалогом, которые образуют нарративные фрагменты и диалогические фрагменты дискурса.

3. Средства и способы выражения предшествования в нарративных и диалогических фрагментах определяются функциональной значимостью фрагмента в структуре дискурса, обусловлены авторской идеи и развитием сюжетной линии.

4.Таксисные конструкции, выражающие предшествование, составляют фразовый уровень реализации данной категории.

5. Предшествование реализуется не только грамматикой видо-временных форм языка, но и лексикой, а также контекстуально и дискурсивно.

В соответствии с целью и изложенными задачами в работе применен комплексный метод исследования, включающий метод научного анализа проблемы; формально-структурный, контекстуальный, функциональный, грамматический и дискурсивный виды анализа; стилистический анализ, сравнительно-сопоставительная методика работы с языковым материалом, метод трансформации художественного диалога в формат взаимосвязанных реплик-стимулов и реплик-реакций, статистический метод обработки языкового материала.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в виде докладов на 4 научных конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (Саранск, 2006-2010) и на 3 научных конференциях «Огаревские чтения» (Саранск, 2006-2010).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении формулируются цель и задачи исследования, излагаются аргументы, свидетельствующие об актуальности и новизне работы, определяются объект и предмет исследования, выявляются основные черты работы, обусловившие ее теоретическую и практическую значимость, характеризуется материал и освещаются методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы рассмотрения категории предшествования и языковых средств ее выражения в художественном дискурсе» представлен аналитический обзор теоретических концепций по вопросам теории дискурса. В ней содержится материал, касающийся основных типов дискурса. Особое внимание уделяется художественному дискурсу. Здесь также подробно анализируется категория предшествования.

Вторая
  1   2   3

Похожие:

Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconЛингвокультурный комментарий прецедентных феноменов в англоязычном художественном тексте

Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconЦитата как вербальный инструмент манипуляции в англоязычном политическом дискурсе США
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский городской педагогический...
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconИ. Г. Черненок Российский государственный университет им. И. Канта, 236000, Калининград, ул. Чернышевского 56а
Символика цвета в художественном дискурсе (на материале короткой прозы вольфганга борхерта)
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе icon’276. 16’42: 004.
РеалИзацИя речевых стратегИй вежливости в Дискурсе немецкоязычных Интернет-форумов
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconРеализация лингвопрагматического потенциала фактора адресата в рекламном дискурсе (на материале английского языка)
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconАргументация в дидактическом дискурсе
Олешков М. Ю. Аргументация в дидактическом дискурсе // Семиозис и культура: философия и феноменология текста. Сб научных статей /...
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconРеализация категории вежливости в речевом жанре англоязычных директивно-инструктивных надписей

Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconЖанровая аттракция в дидактическом дискурсе
Олешков М. Ю. Жанровая аттракция в дидактическом дискурсе // Жанры речи: Сб науч статей. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011....
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconДейксис в институциональном дискурсе
Олешков М. Ю. Дейксис в институциональном дискурсе // Актуальные проблемы общего и регионального языкознания: материалы Всероссийской...
Реализация категории предшествования в англоязычном художественном дискурсе iconМетодист высшей категории
Реализация данных требований возможна в том случае, если образовательный процесс будет строиться на основе личностно ориентированного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница