Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности




Скачать 259.7 Kb.
НазваниеПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
страница1/3
Дата26.09.2012
Размер259.7 Kb.
ТипПрограмма-минимум
  1   2   3
ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания»

(литература)

по педагогическим наукам

Введение

Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.02 –Теория и методика обучения и воспитания (литература) является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей вуза, их научно-исследовательской деятельности в области частной методики.

Цель кандидатского экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения русского языка и к научно-педагогической деятельности в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях.

Программа экзамена предполагает детальное осознание аспирантом (соискателем) теоретико-методологических оснований методики обучения русского языка и формирование на их основе собственного исследовательского подхода.

Раздел 1. Теория обучения

Образование как социокультурный феномен. Образование и личность. Образование и, общество. Образование, наука и культура. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. Обучение как основной путь освоения общечеловеческого опыта. Соотношение, процессов познания «учения, обучения и учения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Закономерности и принципы обучения.

Основные дидактические теории: теория развития личности в различных образовательных системах; теория целеполагания и таксономии целей образования; теория личностно-ориентированного обучения; теория развивающего обучения; теория учебной деятельности и ее субъекта; теория содержательного обобщения; теория поэтапного формирования умственных действий; теория единства слова и наглядности в обучении; теория объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения.

Обучение как дидактическая система и как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Структура, цели и результаты процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Взаимодействие «преподавание-учение» как центральное дидактическое отношение. Единство преподавания и учения. Взаимообусловленность обучения и реальных учебных возможностей учащихся. Психология индивидуального подхода к учащимся. Психология возраста. Психолого-педагогический анализ урока, личности учащегося и классного коллектива. Взаимосвязь образования и самообразования личности. Взаимообучение. Основные проблемы организации психолого-педагогической помощи учащимся.

Учитель как субъект образовательного процесса. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Общение и диалоги в процессе обучения: «учитель-учитель», «учитель-родитель», «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-содержание обучения», «ученик - Я». Сущность профессионально-педагогической деятельности. Компоненты педагогического мастерства. Учитель как руководитель и воспитатель.

Психологические закономерности и механизмы обучения. Обучение как система организованных взаимодействий, направленных на решение образовательных задач. Психологическая сущность и структура учения. Психология процесса усвоения. Активизация и формирование внимания школьников. Мотивация учебной деятельности учащихся. Психология способностей. Соотношение памяти и мышления в процессе учения. Эмоционально-волевая сфера личности обучающегося. Формирование и развитие речи в процессе учения. Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе обучения.

Содержание образования. Научные основы содержания образования. Содержание образования как фундамент культуры личности. Система знаний о природе, обществе, человеке, литературе, технологии и способах деятельности. Система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры. Опыт творческой деятельности. Опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру (труду, природе, науке, другим людям, самому себе). Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей. Национальная и интернациональная культура в содержании образования. Государственный образовательный стандарт. Критерии отбора и построения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Теория и система методов обучения. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Психология школьной отметки и оценки. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Методы устного, письменного и машинного контроля. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся и учителя. Основные проблемы современной психолого-педагогической диагностики.

Образовательные технологии. Методы обучения. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные образовательные технологии: адаптивные; развивающие; личностно-ориентированные; диалоговые, модульные; контекстные; информационные; уровневой дифференциации обучения; группового воздействия; суггестологии; мультимедиатехнологии; игротехники; технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции.

Модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Диалогические,, групповые, массовые (фронтальные) формы организации обучения. Классно-урочная система обучения. Другие организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат); очно-заочная форма обучения и др.

Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения. Педагогические программные средства. Аудиовизуальные средства и компьютеры в обучении. Учебные телекоммуникационные проекты. Автоматизированные рабочие места.

Раздел 2. Cодержание базового предмета «литература».

1. Русская литература до XIX века

Древняя русская литература, ее тематическое и жанровое многообразие. Проблематика и поэтика «Слова о полку Игореве», место этого произведения в истории русской культуры. Основные этапы и итоги изучения «Слова о полку Игореве».

Классицизм и сентиментализм как художественные направления в литературе и других видах искусства России 18 века.

2. Русская литература первой половины XIX века

Творчество А.С. Грибоедова как этап в развитии русской драматургии. Комедия «Горе от ума». Проблемы творческого метода. «Горе от ума» А.С. Грибоедова в критике и литературоведении.

Романтизм в русской литературе, его основные течения. В.А. Жуковский. Поэты-декабристы. Поэты пушкинской поры. Романтическая проза В.Ф. Одоевского, А.А. Бестужева-Марлинского и др.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Эволюция художественного метода в творчестве Пушкина. Тематическое и жанровое богатство лирики А.С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение». Комментарии к роману. Своеобразие пушкинской прозы, ее значение для становления и последующего развития реализма. Отечественное литературоведение о Пушкине.

М.Ю. Лермонтов. Идейно-тематическое и жанровое многообразие лирики поэта, «герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Архитектоника романа. Монографии о творчестве М.Ю. Лермонтова.

Н.В. Гоголь. Циклы повестей. «Петербургские повести». Проблематика и художественные решения. «Мертвые души» в оценке русской критики и исследованиях литературоведов. Своеобразие творческого метода Н.В. Гоголя. Новаторство драматургии писателя. Духовная проза Н.В. Гоголя.

3. Русская литература второй половины XIX века

Русская литературная критика в 50-60 г.г. XIX века. Различные направления и течения в литературно-критической мысли (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, В.П. Боткин, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов и др.).

И.А. Гончаров. Романы Гончарова. Особенности поэтики Гончарова. Гончаров-критик. Творчество Гончарова в отечественном литературоведении.

И.С. Тургенев. Типологические особенности романов. Проблематика и поэтика «Стихотворений в прозе». Значение И.С. Тургенева в русской и мировой литературе.

А.Н. Островский - драматург (на материале работ современных литературоведов и театроведов). Пьесы Островского в современном театре.

Н.А. Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо». Поэтика Некрасова. Н.А. Некрасов в отечественном литературоведении.

Ф.И. Тютчев. Темы, мотивы, жанровое многообразие, философская направленность лирики Тютчева. Особенности поэтики стихотворений Тютчева, творчество Тютчева в литературоведении.

А.А. Фет. Тематика и поэтика лирики Фета. Фет в отечественном литературоведении.

Н.С. Лесков. Особенности проблематики и стилевой манеры писателя. Изучение творчества Н.С. Лескова российскими литературоведами.

Ф.М. Достоевский. Своеобразие Достоевского-романиста. Социально-философские и психологические проблемы романа «Преступление и наказание». Изучение творчества Ф.М. Достоевского в отечественном литературоведении.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Психологизм романа «Война и мир». Принципы и средства раскрытия «диалектики души» в романе, особенности композиции романа-эпопеи. Монографии о творчестве Л.Н. Толстого.

А.П. Чехов. Повести и рассказы. Новаторство Чехова-драматурга. Творчество А.П. Чехова в литературоведении. Пьесы А.П. Чехова на современной сцене.

4.Русская литература XX века

Основные направления, течения в русской литературе начала XX века. Реализм, модернизм. «Серебряный век» русской поэзии. Русский декаданс и его философские основы. Лирика символистов, акмеистов, футуристов. Русская проза начала XX века.

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Темы и мотивы лирики Бунина. Поэтика прозы Бунина. Бунин в критике и литературоведении.

М. Горький. Раннее творчество («На дне»). Эволюция творчества («Жизнь Клима Самгина»). Отечественное литературоведение о творчестве Горького (основные монографии). Современные дискуссии о личности и произведениях писателя.

В.В. Маяковский. Проблемы изучения творчества. Литературоведение о В.В. Маяковском. Современные оценки личности и творчества поэта.

М.А. Шолохов. Место писателя в истории русской литературы. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Трагедия героев романа. Творчество Шолохова в оценках литературоведов.

М.А. Булгаков. Обзор творчества, повести и драматургия Булгакова. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Критика и литературоведение о Булгакове.

Творческое наследие А.П. Платонова и проблемы его изучения.

А.А. Ахматова. Обзор творчества. Проблемы изучения ее поэзии. Работы Ахматовой об А.С. Пушкине.

Литература русского зарубежья. Ее роль в развитии отечественной и мировой культуры.

Творческое наследие Б.Л. Пастернака. Основные исследования.

Творчество и редакторская деятельность А.Т. Твардовского.

В.В. Набоков. Сложность творческого пути. Романы «Машенька», «Защита Лужина». Набоков как исследователь русской литературы. Оценки творчества писателя в русской критике и литературоведении.

Современный литературный процесс (писатели, проблемы, направления, стили).

Основные проблемы творчества А.И. Солженицына.

И.А. Бродский. Особенности поэзии Бродского. Темы и мотивы. Художественный мир поэта. Бродский в критике.

Современные литературно-художественные журналы. Обзор публикаций за последние годы. Развитие современной драматургии. Состояние современной театральной критики.

5. Из зарубежной литературы

Античный эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Античная трагедия. Теория поэтического искусства в античном обществе (Аристотель, Гораций).

Классицизм в зарубежной литературе. Трагедии П. Корнеля, Ж. Расина. Сентиментализм в западноевропейской литературе.

Особенности западноевропейского романтизма. Поэмы Д.Г. Байрона и П.Б. Шелли. Новеллы П. Мериме. Романы В. Гюго, Ж. Санд. Элегии и баллады Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского.

Реализм в западноевропейской литературе. Романы Ч. Диккенса, О. Бальзака, У. Теккерея.

Творчество Г. Мопассана.

Роман-антиутопия (Д. Оруэлл «1984»).

Реализм в зарубежной литературе XX века.

Драматургия Б. Шоу.

Модернизм в зарубежной литературе XX века. Поэзия Г. Аполлинера.

Литературе постмодернизма. Романы У. Эко.

6. Вопросы теории литературы

Понятие о литературном процессе.

Проблемы художественного метода. Основные направления в русской и зарубежной литературе: романтизм, классицизм, реализм, модернизм. Литературные течения. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Литературные жанры. Понятие о художественном образе. Стиль писателя. Художественное произведение. Композиция и ее роль в произведении. Особенности поэтики художественной литературы. Проблемы взаимосвязи русской и национальной литературы в контексте мирового литературного процесса.

Раздел 3. Теория и методика предметного образования

1. Общие вопросы методики преподавания литературы как научной дисциплины

Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, содержание, структура курса методики преподавания литературы. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией.

2. Основные этапы развития методики преподавания литературы

Творческое развитие методических традиций как одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса, литературного развития и воспитания современных школьников. Зарождение словесности как школьного предмета и методики как науки.

Развитие школьного преподавания в XIX веке. Роль литературы и литературной критик в становлении школьного литературного образования. Филологическое чтение Ф.И. Буслаева.

Расцвет методической мысли во второй половине XIX века.

В.Я. Стоюнин как создатель системы изучения литературных произведений в школе.

Образовательно-воспитательное направление методических работ В.И. Водовозова. Эвристическая беседа как средство усвоения нравственного содержания литературного произведения. Теория и практика эстетического воспитания в трудах В.П. Острогорского.

Оригинальность и перспективность для современной методической науки и школьной практики педагогического наследия Л.Н. Толстого.

Основные методические течения конца XIX - начала XX веков.

Влияние культурно-исторической школы, психологической школы, интуитивизма и других течений в литературоведении на формирование методической мысли и школьной практики. Значение трудов А.Д. Алферова, Ц.П. Балталона, В.П. Шереметевского, В.В. Данилова.

Разнообразие методических исканий в 20-е годы. Актуальность теоретического наследия М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова.

Методические искания 50-60 годов. Поворот методики к ученику. Изучение читательского восприятия.

Проблемы соотношений эмоциональных и логических начал в школьном изучении литературных произведений (Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, Н.Д. Молдавская, А.С. Дегожская, Т.В. Чирковская). Интерес к истории методики преподавания литературы (Я. А. Роткович и др.).

Современный этап развития школьного изучения литературы и методической науки. Причины и характер дискуссий о преподавании литературы (проблемы содержания школьных программ по литературе, соотношения конкретного, исторического и общечеловеческого содержания художественных произведений, личностного и научного прочтения литературных текстов). Изучение читателя как проблема методики. Проблема активного воздействия литературы на формирующуюся личность (нравственные идеалы. ценностные ориентации).

Содержание и этапы литературного образования в современной школе.

Основные принципы, лежащие в основе создания системы литературного образования. Дидактические и литературоведческие принципы: научность, историзм, связь обучения и воспитания, коммуникативность, доступность, целостный анализ произведения и др.

Художественное произведение - творчество писателя - литературный процесс - основа литературного образования школьников. Историко-литературные и теоретико-литературные сведения, элементы литературоведения и литературной критики. Роль русского языка в общем литературном развитии учащихся.
  1   2   3

Похожие:

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология положена программа-минимум кандидатского...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconРабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03. 03. 01 Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconРабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03. 03. 01 Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по специальной дисциплине с учетом программы-дополнения к программе-минимум кандидатского...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В программе представлен развернутый перечень вопросов, необходимых для подготовки и сдачи кандидатского экзамена по специальности...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по специальности 25. 00. 28 Океанология Мурманск 2011 предисловие рабочая программа составлена на основе паспорта научной специальности 25. 00. 28 «Океанология»
Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по специальности 25. 00. 28 Океанология
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
При сдаче кандидатского экзамена следует ориентироваться только на те разделы программы, которые соответствуют выбранному в диссертации...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница