Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова




Скачать 344.07 Kb.
НазваниеМоисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова
страница1/2
Дата26.09.2012
Размер344.07 Kb.
ТипАнализ
  1   2
Моисеева Елена Владимировна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 10 с УИОП

города Щелкова

Московской области


Формирование у младших школьников умений невербального общения как условие совершенствования толерантных отношений.

Введение


В России, стране со множеством разных культур, проблема общения стоит достаточно остро. Однако особую остроту эта проблема приобретает в условиях поликультурной начальной школы современного мегаполиса. Именно младшее звено московской школы, как правило, в полной мере отражает проблемы поликультурной среды. Важнейшими из этих проблем являются, во-первых, отсутствие толерантности в общении детей, являющихся представителями разных культур, во-вторых, недостаточное владение этими младшими школьниками русским языком.

По моему мнению, одним из основных условий развития толерантности в общении является специальная работа, направленная, во-первых, на формирование первоначальных представлений о толерантности, во-вторых, на формирование у учащихся умений невербального общения.

В трудах психологов, психолингвистов обосновано социальное значение невербальных средств общения. Отмечается, что применение невербальных средств помогает избежать словесного нагромождения, неоправданного повтора, делает речь эффективной и точной, придает высказываниям эмоциональность и яркость. Из невербальных средств общения особая значимость принадлежит мимике, жестам, интонации, которые способны выступать хранителями «свернутой информации», что может обуславливать экономное использование языковых средств во время общения. Исследователи подчеркивают, что при помощи невербальных средств общения передается до 80% информации.

Анализ научной литературы, изучение состояния практики современной начальной школы позволили выявить противоречие между потребностями общества в воспитании у учащихся толерантности в общении, наличием научных предпосылок для методического решения данного вопроса, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики обучения толерантному невербальному общению.

Научные основы методики обучения младших школьников невербальному общению

Понятие «толерантность» в современной психологии

Анализ понятия «толерантность» целесообразно начать с позиций лексикографического подхода, который предполагает необходимость обращения к толковым словарям русского языка.

Изучение толкования слова «толерантность» в разных словарях показало, что толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью, она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.

В словаре С.И. Ожегова есть три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть - это значит безропотно и стойко переносить что-нибудь, мириться с наличием чего-либо, испытывать что-то неприятное, тяжелое, откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению (Ожегов, 1993).

В словаре иностранных слов слово «толерантность» переводится как терпение к чужим мнениям и верованиям (Словарь иностранных слов, 1982).

Изучение трудов современных психологов (А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, И.Б. Гриншпуна, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шаровой, Г.М.Шеламовой и др.) показало, что наука располагает описанием понятия «толерантность»: названы существенные признаки данного понятия, выделены виды толерантности, определены особенности толерантности в разных этнических культурах, изучены компоненты-показатели толерантной личности.

Прежде всего, анализ показал, что толерантность — понятие многоаспектное и рассматривается в психологии с позиций личности, ее установок, ценностей, особенностей ее воспитания, развития и пр.

Так, согласно И.Б. Гриншпуну, толерантность означает наличие некоего бытийного пространства, в пределах которого человек открыт для взаимодействия с миром (преимущественно с другими людьми) без утраты чувства сохранения своего Я (Эго-идентичности); толерантность как личностное свойство (качество) означает широкий диапазон этого пространства, его устойчивость во времени и позитивную динамичность (Гришпун, 2003).

По мнению Н.А. Асташовой, толерантность есть «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» (Асташова, 2003).

Нам близка позиция А.Г. Асмолова, который указывает: «Толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» (Асмолов, 2000).

Современное демократическое общество характеризуется открытостью границ, активной миграцией широких масс людей. Этот фактор обратил внимание психологов к проблеме особенностей толерантности в разных культурах. По мнению А.П.Садохина, содержание понятия «толерантность» меняется в зависимости от накопленного исторического опыта различных народов, наличия многообразных культур. Так, у англичан, по Оксфордскому словарю, толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать любую личность или вещь. Французы понимают толерантность как уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. Для китайцев быть толерантным, значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность есть прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Персы толерантность воспринимают как терпение, выносливость, готовность к примирению (Садохин, 2003).

Еще раз подчеркнем, что в русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является слово «терпимость», что в обыденном употреблении означает способность, умение мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Таким образом, толерантность означает безусловную готовность принять другого человека, который не похож на нас, имеет иное мировоззрение и устанавливать с ним ровные, деловые или дружеские отношения. Она строится на основе взаимоуважения сторон, может обеспечить здоровое общение при условии заинтересованности каждого в непосредственном контакте и продуктивном сотрудничестве.

Интересную иллюстрацию толерантности в виде огромного цветка с лепестками представили Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия: только если мы сами будем взращивать этот прекрасный цветок, оберегая его от иссушающей нетерпимости, можем быть уверены, что толерантность сделает мир добрее (Солдатова, Шайгегова, Шарова, 2001).

Особая проблема – выделение видов толерантности. Так, по сферам проявления выделяют: политическую, научную, педагогическую и административную толерантность (Вульфов, 2002).

Значительный интерес в рамках данного исследования представляет другая классификация. Так, применительно к личности психологи различают следующие виды толерантности: естественную, моральную, нравственную (Орлов, Шапиро, 2006).

Естественная (натуральная) толерантность подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные (и изначально присущие) маленькому ребенку.

Моральная толерантность означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Особый интерес для педагога-исследователя представляют данные психологической науки о компонентах толерантности, основных ее психологических составляющих. Современные психологи выделяют такие компоненты толерантности: эмпатия, признание, принятие, понимание других, устойчивость личности, дивергентность мышления, мобильность поведения. Все они в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека (Безюлева, Шеламова, 2003).

Эмпатия заключает в себе способность человека к сопереживанию, т.е. испытывать те же чувства, которые ощущает другой человек, это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку, что способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности.

Смысл эмпатического принятия другого человека, по мнению Г.В.Безюлевой и Г.М.Шеламовой, состоит в попытке прочувствовать состояние собеседника через мысленное перевоплощение, войти в его роль, временное проживание его состояния, чувствительность к непрерывно происходящим в нем изменениям.

Признание - это способность видеть в другом человеке именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Устойчивость личности подразумевает: эмоциональную стабильность, доброжелательность, вежливость, терпение, самостоятельность.
Дивергентность мышления заключается в отсутствии стереотипов, предрассудков, гибкость мышления, его критичность.

Мобильность поведения – это отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, контактируемость и общительность (коммуникабельность).

Многочисленные публикации психологов посвящены коммуникативной толерантности как комплексной черте человека, в которой находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2001).

Люди с высоким уровнем коммуникативной толерантности уравновешены, хорошо уживаются с различными людьми, создавая психологически здоровую и приятную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания. Для педагогической деятельности такая толерантность в общении необходима, она способствует формированию отношений на основе взаимопринятия.

Коммуникативная толерантность хорошо видна, когда человек не замечает ярких различий между собой и партнером, либо не испытывает острых эмоций по этому поводу. К коммуникативной толерантности относятся: принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей; отказ от превосходства собственного взгляда, поскольку мнение, отличное «от моего», не всегда может быть ошибочным. Личностный рост человека путем преодоления себя самого, самостоятельного и успешного разрешения и выхода из конфликта: ситуативное реагирование в эту же минуту, на этом же месте (легко быть теоретически терпимым, гораздо труднее быть таким в ситуации незапланированного непосредственного общения); ответственность личности за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими; умение услышать и понять не только себя, свое мнение, а желания, взгляды и позиции другого человека (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2001).

Развитие толерантности начинается с установления контактов, поскольку в этом процессе происходит понимание другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вжиться в его мир.

Возникающие потребности в совместной деятельности рождают взаимодействия между людьми и включают обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других на основе сопереживания и взаимного обмена эмоциями и толерантность выступает в виде эмоционально-чувственных переживаний.

Л.В. Байбородова выделяет типы взаимодействий, основанных на взаимосвязи понятий «взаимодействие» и «толерантность»: диалог, сотрудничество, опека.

В диалоге проявляется индивидуальность, постигается своеобразие другого, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
Поскольку в общение включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом, приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Эта связь носит двоякий характер: богатство представлений о самом себе определяет богатство представлений и о другом человеке, но вместе с тем, чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе (Андреева, 2001).

Второй тип взаимодействия - сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: контактность; доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии); отсутствие тревожности; мобильность действий; вежливость (учтивость); терпение; доверительность; социальная активность.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность; высокий уровень эмпатии; социальная активность; умение прийти на помощь.

Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и преувеличенного стремления к постоянному подавлению окружающих.
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода».

«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям» (Соловейчик, 2004).
  1   2

Похожие:

Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconПрограмма для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 c углубленным изучением отдельных предметов»
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconПроекта
Автор: Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу «сош №22» города Набережные Челны...
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconМоу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconОпрос среди учащихся начальных классов моу «Татарско-Бурнашевская сош» Вывод
Титова Екатерина, ученица 3 класса моу «Татарско-Бурнашевская сош» Верхнеуслонского района Республики Татарстан, Бочкова М. Н., учитель...
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова icon-
...
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconОрганизация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время
Степанова Елена Анатольевна, Начальная школа детский сад №7, учитель начальных классов
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconУчебное пособие Учитель начальных классов моу сош № Мазилова Марина Юрьевна
Учебное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconЗаседание гмо председатель Скурко М. В
Шорохов А. А. (Моу “сош №39” им. Г. А. Чернова), Скурко М. В. (Моу “сош №38”). (Кошкина А. П. (Моу “сош №35 с уиоп”), Янактаев Е....
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова icon«Утверждаю» Директор гбоу сош №983 с лицейскими классами
И. А., Данилина Н. И., Воронина И. Н. – учителя начальных классов, высшее Резерв: организатор гиа – Козяева О. Б. – учитель начальных...
Моисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова iconУрок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го класса (внеклассное мероприятие) Тема : «Азбука безопасности на дороге»
Учитель: Волкова Ирина Александровна, учитель начальных классов моу «сош №15» г. Ачинска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница