Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии»




Скачать 338.9 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии»
страница1/3
Дата25.09.2012
Размер338.9 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра коррекционной психологии и педагогики


Преподаватель: Татаринцева А.Ю.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ»


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031000 – ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ)


Утвержден на заседании кафедры №____

От « ____» _______________________200_г.


ВОРОНЕЖ 2006



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


ПРОГРАММА

по дисциплине «История психологии »

для подготовки по специальности 031000

«педагогика и психология »



Всего 200 часов,

ауд. 36 часов,

из них: 72 лекционных,

53 семинарских,

75 часа – СРС.

Форма отчетности: зач.., 3-4сем.

По учебному плану 2005 г.

Составитель: канд. психол. наук,

доцент А.Ю. Татаринцева

Программа утверждена на заседании кафедры коррекционной психологии и педагогики,

протокол №____ от _________ 200 г.

Зав. кафедрой _______С.П. Дуванова



Воронеж – 2005


Пояснительная записка


История психологии относится к числу базовых курсов в системе подготовки специалиста-психолога (федеральный компонент). Знание истории психологии выступает необходимым условием формирования профессионального мастерства психолога, важной предпосылкой успешного решения задач любого уровня – как теоретических, так и практических.

История психологии изучается только на психологическом факультете, на 2-м курсе в третьем и четвертом семестре.

Являясь неисчерпаемым источником психологических фактов и закономерностей, история психологии выполняет роль интегратора психологической науки, поскольку сама психология разделилась на множество отраслей и направлений.

История психологии через творческий диалог с прошлым позволяет психологу более адекватно оценить уровень развития современных психологических знаний. С помощью истории психологии можно оценить настоящее, а на основе оценки прошлого и настоящего предсказать будущее.

История психологии выступает фундаментом для построения системы психологического знания, условием развития психологической теории. Она призвана сыграть большую роль и в дальнейшем развитии теоретических концепций, позволяющих продвинуться в познании человека и его психологических особенностей.

Знание истории психологии обогащает будущего специалиста личностно, является неотъемлемым компонентом его профессионального мастерства, показателем культуры психологического мышления.

Цели и задачи курса «История психологии»


Главной целью курса является формирование у студентов системного представления о становлении, развитии и органическом вхождении психологических знаний в культурную ткань общества, взаимовлиянии психологических знаний на другие науки.

Реализация этой цели предполагает решение ряда задач:

  1. Раскрыть с позиций системного подхода закономерности развития знаний о психике.

  2. Показать историческую взаимообусловленность психологических знаний от уровня развития и состояния культуры общества в конкретный исторический период.

  3. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которой зависят ее достижения

  4. Раскрыть преемственность психологических знаний и их связь с современным состоянием психологии.

  5. Охарактеризовать современные направления в психологии в историческом контексте их возникновения.

  6. Показать роль личности, ее индивидуального пути в становлении науки.


Тематическое планирование




Название темы

Лекц.

(всего 70 ч.)

Семин (всего 52 ч.)


СРС

1.

Методологические основы истории психологии

4

2

4

2.

Античная психология

4

4

4

3.

Психологическое знание в средние века и в период Возрождения

4

4

4

4.

Психологическая мысль нового времени (ХVII в.)

4

4

4

5.

Развитие психологического знания в Европе в XVIII в.

4

6

4

6.

Зарождение психологической мысли в России. Психологическая мысль России периода Просвещения.

8

4

4

7.

Объективные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

6

4

4

8.

Первые программы психологии как самостоятельной науки.

8

4

4

9.

Возникновение психологии как самостоятельной науки в России.

4

4

4

10.

Состояние психологической науки в период открытого кризиса

8

4

4

11.

Современное состояние и тенденции развития зарубежной психологии

8

6

4

12.

Современное состояние и тенденции развития отечественной психологии

8

6

4



Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Методологические основы истории психологии.


Объект и предмет истории психологии, его специфика. Логико-научный, социокультурный и личностно-биографический подходы в определении предмета истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки. Функции и задачи истории психологии. Историческая рефлексия, ее уровни. Проблема периодизации в истории психологии. Категориальный аппарат психологии в историческом аспекте. Источниковая база изучения истории психологии. Принципы и методы изучения истории психологии.


Тема 2. Развитие психологии в период античности

Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие. Учение о душе – первая форма знаний, в системе которых начинают развиваться психологические представления. Этимология понятия «душа». Понятие души в мифологии и философии. Анимизм, гилозоизм. Особенности античной психологии, ее периодизация. Ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ. Атомистическая концепция Демокрита. Сократ и его учение о душе – начало новой традиции в понимании человека. Платон и Аристотель – истоки двух направлений развития европейской психологической мысли. Трактат Аристотеля «О душе» – первое систематическое исследование по проблеме души. Роль и место античной психологии в развитии мировой психологической мысли.


Тема 3. Психологическое знание в средние века и в эпоху Возрождения.

Исторические условия и особенности философско-психологического мышления периода средневековья. Арабоязычная психологическая мысль средневековья: сохранение и развитие античной традиции. Схоластика как основа философско-психологической мысли средневековой Европы. Томистская психология – классический образец схоластики. Номинализм и реализм. «Бритва Оккама» и номиналистическое учение Д.Скотта. Р.Бэкон о роли опыта в познании. «Открытие человека» итальянскими гуманистами XIV-XVI в.в. Ф.Бэкон – родоначальник эмпирической науки. Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.


Тема 4. Психологическая мысль Нового времени.


Утверждение механистического мировоззрения. Р.Декарт: открытие проблемы сознания как особой формы психической реальности. Рефлекторная концепция и интроспективное понимание сознания. “Cogito ergo sum”. Декартовский дуализм – постановка психофизической проблемы. Последекартовская полемика о природе человека и души (Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж.Локк, Г.Лейбниц). Зарождение понятия о бессознательной психике. Формирование эмпирической психологии. Развитие ассоциативных идей).


Тема 5. Развитие психологического знания в Европе в XVIII в.

Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей. Картина психического мира человека у Д.Гартли. Д.Беркли и дальнейшее развитие интроспективных представлений. Ассоциация как «преобладающая» связь идей в концепции Д.Юма. Особенности психологических воззрений французских материалистов ( Ж.Ламетри, Э.Кондильяк, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо). Психологические идеи немецкой классической философии.


Тема 6. Зарождение психологической мысли в России. Психологическая мысль России периода Просвещения.


Особенности русской культуры как фактора формирования специфических представлений о душе. Дописьменный этап в развитии психологического познания (фольклор, эпос). Первые письменные своды – летописи, сказания. Поучения. Нил Сорский, Максим Грек и их учения о душе. Особенности русской психологической мысли периода Просвещения. М.В.Ломоносов – родоначальник естественнонаучных представлений в русской психологической мысли. Психологические идеи, формирующиеся в рамках святоотеческого православного вероучения. Вклад Г.С. Сковороды, В.Н. Татищева, П.Я. Козельского в развитие психологии.


Тема 7. Объективные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.


Философские учения о психической деятельности .Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Физико-химическая школа в физиологии. Достижения в области физиологии нервной системы и органов чувств в конце XVIII начале XIX в.в. Учение о рефлексе. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии. Накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д. Возникновение психофизики и психометрии.


Тема 8. Первые программы психологии как самостоятельной науки.

Психология как наука о непосредственном опыте. Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта. Психология как наука об интенциональных актах сознания (Ф.Брентано). Психология как учение о совершении психических деятельностей (И.М.Сеченов). Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки.


Тема 9. Возникновение психологии как самостоятельной науки в России.

Развитие естественнонаучного направления в изучении человека. Рефлекторная концепция психики И.М.Сеченова. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М.Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий. Развитие экспериментальных исследований в России в конце XIX начале XX в.в. Основные течения в русской психологии начала XX века: экспериментальная объективная психология, эмпирическая интроспективная психология, философско-духовная психология.


Тема 10. Состояние психологической науки в период открытого кризиса.

Развитие психологического познания. Необходимость смены прежних представлений новыми знаниями. Проявления, причины, смысл кризиса в психологии, пути его преодоления. Антитеза функционализм – структурализм. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Глубинная психология. Французская социологическая школа. Вюрцбургская школа. Описательная психология.


Тема 11. Современное состояние и тенденции развития зарубежной психологии.

Преобразование направлений, возникших в период открытого кризиса – необихевиоризм, неофрейдизм и др. Появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Развитие психогенетики. Появление интегральных концепций в русле науковедческих и социальных идей – информатизации, компьютеризации, идеи глобального экологического кризиса. Межкультурные исследования человека.


Тема 12. Современное состояние и тенденции развития отечественной психологии.

Методологические дискуссии и формирование основ советской психологии как научной системы, опирающейся на принципы марксистской философии. Психологическая наука в СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Основные школы психологии. Структура психологической науки. Открытие первых факультетов психологии в нашей стране, научные и практические центры. Основные проблемы и тенденции развития психологии в СССР в 60-80-е годы. Разработка теоретико-методологических основ и конкретные исследования в области психологии. Тенденции развития психологии в постсоветский период: перспективы и задачи.

Список литературы

Основная

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.,1997. Разд.8.

  2. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Пятьдесят выдающихся психологов мира. М.,1995.

  3. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2005.




  1. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. Гл. 2.


Дополнительная

  1. Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. М., 1976. Т.1.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979.

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.,1997. Разд.1. Гл.1.

  2. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т.1.

  3. Римские стоики. М.,1995.

  4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1995. С. 33-83.

  5. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. Гл. 2.

  6. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М.,1982.

  7. Перестройка психологии: проблемы, пути решения.// Вопросы психологии, 1988, № 5.

  8. Петровский А.В. история советской психологии. М.,1974.

  9. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.,1997.




  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр.соч. в 6 т., т.1, с.291-436

  2. Кольцова В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М.,1990. С.131-137.

  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1994. Ч.1.




  1. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии, 1988. № 4.

  2. История зарубежной психологии. Тексты. М.,1986.

  3. Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западня философия. М., 1990.

  4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

  6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.,1979.

  7. Шкуратов В.А. Историческая психология.

  8. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.,1974.

  9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр.соч. в 6 т., т.1.

  10. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.,1997. Разд.6. Гл.1.

  11. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.,1991.

  12. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX - начало XX в.). М.,1960.

  13. Кольцова В.А. 100-летие лаборатории экспериментальной психологии В.М.Бехтерева в Казани // Психологический журнал. 1985, №2.

  14. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории, М.,1997.Ч.1.

  15. Брентано Ф. О классификации психологических феноменов. 1911.

  16. Вундт В. Очерки психологии М.,1912.

  17. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М.,1981.

  18. Анохин П.К. От Декарта до Павлова (Триста лет теории рефлекса). М.,1945.

  19. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.,1997. Разд.4

  20. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

Вопросы к зачету


  1. Предмет и методы истории психологии.

  2. Драматическая психоэлевация.Этапы развития психологии.

  3. общая характеристика бихевиоризма.

  4. Общая характеристика психологии в период античности.

  5. Общая характеристика гештальтпсихологии.

  6. Психологические концепции эллинизма.

  7. Общая характеристика глубинной психологии.

  8. Развитие европейской психологии в 4- 11 вв.

  9. аналитическая психология Юнга.

  10. Арабская психология.

  11. Модификация глубинной психологии во 2-й пол. 20в.

  12. Развитие психологии в эпоху Возрождения

  13. Генетическая психология.

  14. Общая характеристика психологии в Новое время.

  15. Стенли Холл и его концепция педологии.

  16. .Рационализм в психологии.

  17. общая характеристика гуманистической психологии.

  18. Сенсуализм в психологии.

  19. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла.

  20. развитие французской психологии в 18 в.

  21. когнитивная психология.

  22. развитие немецкой психологии в 18в.

  23. Драматическая психоэлевация.

  24. зарождение и развитие ассоциативной психологии.

  25. Психология в России 17 вв.

  26. Становление экспериментальной психологии.

  27. Вклад Татищева В.Н. В развитие психологии.

  28. Структурализм в психологии 19в.

  29. Вклад Г.С. Сковороды в развитие психологии.

  30. Вюрцбургская школа

  31. Я.П. Козельский и психология в России 18 в.

  32. Функционализм в психологии 19в.

  33. Радищев и психология в России 18 в.

  34. Французская психологическая школа.

  35. Психология в России на рубеже 19-20 вв.

  36. Развитие отраслей психологии: этническая психология, дифференциальная психология.

  37. Отечественная психология 20-40 г. 20в.

  38. Общая характеристика бихевиоризма

  39. Российская психология во 2-й пол 20в.

Темы курсовых работ по истории психологии:

  1. Первые научные гипотезы древнего человека из области психологических знаний.

  2. Вклад античной психологии в дальнейшие направления развития психологических знаний.

  3. Материалистические и идеалистические тенденции в психологии средневековья.

  4. Психологические знания в Китае и Древней Индии.

  5. Развитие принципа детерминизма в психологии.

  6. Развитие категории бессознательного в истории психологии.

  7. Влияние запросов народного образования на становление и развитие психологии.

  8. Деятельность отечественных психологов в период Великой Отечественной войны.

  9. Тенденции развития современной зарубежной и отечественной психологии.

  10. Творческий диалог с прошлым как возможность решения современных теоретических и практических проблем психологии.


Темы семинарских занятий
Тема №1

Методологические проблемы истории психологии.

1.Предмет и методы истории психологии.

2.Этапы развития психологии.

3.Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
Рекомендуемая литература

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д, 1996. – Т.1,2.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997.

3. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. – Спб., 1994


Тема №2

Развитие психологии в период античности.

1. Общая характеристика психологии в период античности.

2. Первые психологические теории античности.

3. Ведущие психологические теории античности (классический период)

4. Психологические концепции эллинизма.

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Сочинения: В 3 т. – М., 1975.

2. Богомолов А.С. античная философия. – М., 1985.

3. Геродот. История. – М., 1993.

4. Гиппократ. Избранные книги. – М., 1936.

5. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

6. Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1936.

7. Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1968.

8. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д, 1998.

9. Трубецкой С.Н. история древней философии. – М., 1997.

10. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.

Тема №3

Психологические теории средневековья и эпохи Возрождения.
1. Общая характеристика психология в эпоху Средневековья.

2. Развитие европейской психологии в 4 –11 веках.

3. Арабская психология.

4. Психология в позднем средневековье (12-15 века).

5. Развитие психологии в эпоху Возрождения.

Рекомендуемая литература.

1. Грановский Т.Н. лекции по истории Средневековья. – М., 1987.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

3. Ибн Сина Канон врачебной науки. – ташкент, 1954. – Кн 1.

4. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. – М., 1962.

5. Леонардо до Винчи. Избранное. – М., 1952.

6. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д, 1998.

7. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. – М., 1960.

  1. Ярошевский М.Г. история психологии. – М., 1996.


Тема №4

Развитие психологии в Новое время.

1. Общая характеристика психологии в Новое время.

2. Первые теории Нового времени.

3. Рационализм в психологии

4. Сенсуализм в психологии.

Рекомендуемая литература.

1. Бэкон Ф. Сочинения6 в 2т. – М., 1971. – Т.2.

2. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – м, 1964. – Т.1,2

3. Декарт Р. Сочинения: В 2т. –М., 1989. –Т.1.

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

5. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4т. – М., 1982. – Т.1,3.

6. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2т. – М., 1957.

7. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1957.

8. Рассел Б История западной философии. –Ростов н/Д, 1998.

  1. Ярошевский М.Г. история психологии. – М., 1996.


Тема №5

Развитие психологии в 18 веке.

1. Общая характеристика психологии в 18 веке.

2. Развитие французской психологии.

3. Развитие немецкой психологии.

4. Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

Рекомендуемая литература.

1.Английские материалисты 18 в. – М., 1967. – Т.1,2.

2. Александров Г.Ф. история западноевропейской философии. – м.4Л., 1956.

3. Гартли Д. Избранные сочинения. – М., 1934.

4. Дидро Д. Собрание сочинений. – М; Л., 1935. – Т.2.

5. Ждан А.Н. история психологии: от античности к современности. – М., 1999.

6. Каннабих Ю. История психиатрии. –М., 1994.

7. Кант И. Сочинения: В 6т. –М., 1964. – Т.2.

8. Ламетри Ж. Избранные сочинения. –М.;Л., 1925.

9. Рассел Б. История западной философии. –Ростов н/Д, 1998.

  1. Юм Д. Сочинения: В 2т. – М., 1965. – Т.2.

  2. Ярошевский М.Г. история психологии. – М., 1996.


Тема №6.

Развитие ассоциативной психологии в 19в.

1. Общая характеристика ассоциативной психологии

2. Классические теории ассоциативной психологии.

3. Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19в.

4. Становление экспериментальной психологии.


Рекомендуемая литература.

1. Бэн А. Психология - СПб., 1887.

2. Введенский Н.е. избранные труды. – м., 1952. –Вып.1.

3. Вундт В. очерк психологии. – Спб., 1897.

4. Вундт В. элементы психологии народов. – СПб., 1913.

5. Гербарт И.Ф. Избранные произведения. – М., 1938.

6. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

7. Каннабих Ю. История психиатрии. – М., 1994.

8. Конт О. Курс положительной философии. – СПб., 1890.

9. Милль Д.С. Система логики. – СПб., 1867.

  1. Спенсер Г. Основания психологии. – М., 1898.

  2. Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб., 1911 –1912.

  3. Ярошевский М.Г. история психологии. – М., 1996.


Тема №7.

Развитие психологии на рубеже 19-20 веков.

1.Становление и развитие новых психологических школ.

2. Структурализм

3. Вюрцбургская школа.

4. Функционализм.

5. Французская психологическая школа.

6. Описательная психология.

Рекомендуемая литература.

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992.

2. Джемс В. психология. – М., 1991.

3. Джемс В. Беседы с учителями о психологии. – СПб., 1998.

4. Дильтей В. Описательная психология. – М., 1996.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. – М., 1991.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – СПб., 1998.

7. Дюркгейм. Социология. – М., 1995.

8. Жане П. Неврозы. – М., 1911.

9. Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. – М., 1913.

10. Каннабих Ю. История психиатрии. – М., 1994.

  1. Титченер Э. Учебник психологии. – М.., 1914.

  2. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.


Тема №8

Развитие отраслей психологии.


1. Психология развития.

2. Этническая психология.

3. Социальная психология.

4. Дифференциальная психология.


Рекомендуемая литература.

1. Беляев Б.В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения (Методологическое введение) // Психология. – 1929. – Т.2. – Вып.2.

2. Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс //интеллигенция.

Власть. Народ. – М., 1993.

3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

4. Бине А. Развитие интеллекта у детей. – М., 1911.

5. Болдуин Д. введение в психологию. – м., 1902.

6. Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

7.Бюллер К. Очерк духовного развития ребенка. – М., 1930.

8. Валлон А. От действия к мысли. – М., 1956.

9. Вундт В. Проблемы психологии народов. – М., 1998.

10.Дюркгейм Э. Метод социологии. –Киев, 1899.

11.Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

  1. Клапаред Э. Как определять умственные способности школьников. – М., 1927..

  2. Конт О. Дух позитивной философии. – Спб., 1898.

  3. Леви-брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

  4. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

  5. Мид М. Культура и мир детства. –м., 1988.

  6. Монсон П. Современная западная социология. –Спб., 1992.

  7. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1955.

  8. Московиси С. век толп. – М., 1996.

  9. Спенсер Г. Основания социологии. – Спб., 1898.

  10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999.

  11. Тард Г. Социальная логика. – СПб., 1901.

  12. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

  13. Уорф Б.Л. отношения норм поведения и мышления к языку //Новое в лингвистике. – М., 1960.

  14. Челпанов Г.И. Социальная психология или условные рефлексы? – М., 1926

  15. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию //Психология социального бытия. – М., 1996.

  16. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. – Пг. 1922.


Тема №9

Бихевиоризм и гештальтпсихология: становление и развитие в 20в.

1. Методологический кризис в психологии.

2. Общая характеристика бихевиоризма.

3. Теории Торндайка и Уотсона.

4. Возникновение и развитие необихевиоризма.

5. Теория оперантного бихевиоризма.

6.Теории социального научения.

7. Общая характеристика гештальтпсихологии.

8. Исследование процесса познания.

9. Динамическая теория личности и группы Левина.

Рекомендуемая литература.

1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

3. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

4. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.

5. Коффка К. Основы психического развития. – М.; Л., 1934.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000.

7.Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1929.

8.Торндайк Э. Процессы учения у человека. – М., 1935.

9. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – Одесса, 1925.

10. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.

11. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.

12. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.


Тема №10

Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в 20 веке.

1. Общая характеристика глубинной психологии

2. Теория Фрейда

3. Аналитическая психология Юнга

4. Индивидуальная психология Адлера

5. Развитие психоанализа в 30-50 годы.

6. Модификация глубинной психологии во второй половине 20в.
Рекомендуемая литература.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

3. Каннабих Ю. История психиатрии. – М., 1994.

4. Овчаренко В.И. психоаналитический глоссарий. – Минск, 1994.

5. Уэллс Г.К. Павлов и Фрейд. – М., 1989.

6. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. – М., 1993.

7. Фрейд З. введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991.

8. Фрейд З. «Я» и «ОНО». – Тбилиси, 1991. – Т.1,2.

9. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

10. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

12. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.

13. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996.

14. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

15. Юнг К. Психологические типы. – М., 1991.

16. Юнг К. Архетип или символ. – М., 1991.

17. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.


Тема №11

Появление новых направлений во второй половине 20в: гуманистическая, генетическая и когнитивная психология.

1. Общая характеристика гуманистической психологии.

2. Первые теории гуманистической психологии.

3. Теории Маслоу

4. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла

5. Генетическая психология

6. Когнитивная психология.


Рекомендуемая литература.

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

2. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

3. Маслоу А. Психология быта. – М., 1997.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – СПб., 1996.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

9. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.

10. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.


Тема №12

Развитие отечественной психологии

1. Общий обзор развития психологии в России

2. Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии.

3. Психология на рубеже 19-20 веков.

4. Отечественная психология в 20-40-е годы 20в.

5. Российская психология во второй половине 20 века.


Рекомендуемая литература.

1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.

2. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М., 1991.

3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. – Пг., 1923

4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. – М., 1979. –Т.2

5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997.

6. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1982.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

9. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. – М., 1986.

10. Зеньклвский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

11. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. – СПб., 1912.

12.Ланге Н.Н. Психология. – М., 1914.

13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983.

14. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. – М., 1995.

15.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна, 1995.

16. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. – М., 1984.

17. Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.

18. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – М., 1989. – Т. 1,2.

19. Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2т – М., 1958. – Т.2.

20. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М., 1975.

21. Ухтомский А.А. Доминанта. – Л., 1966.

22. Франк С.Л. предмет познания. Душа человека. –СПб., 1995.

23. Челпанов Г.И. Мозг и душа. – М., 1912.

24. Шпет Г.Г. Избранные психологические произведения. – М., 1996.

25. Ярошевский М.Г. Выготский: В поисках психологии. – СПб., 1993.
Вопросы для итоговой аттестации



  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Организационная психология»
Учебно — методический комплекс был обсуждён на заседаниии кафедры психологии развития и акмеологии факультета психологии юфу, протокол...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока
Учебно-методический комплекс «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психология конфликта»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология
Учебно-методический комплекс. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» Института бизнеса, психологии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «истории психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница