Методические указания (рекомендации) студентам




НазваниеМетодические указания (рекомендации) студентам
страница1/12
Дата25.09.2012
Размер1.51 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
6. Методические указания (рекомендации) студентам


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Методические указания

по летней учебной БИОЛОГИЧЕСКОЙ практике

для студентов высших учебных заведений

по направлению 110900.62- Водные биоресурсы и аквакультура


Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»

2009


УДК 592 (076)


УТВЕРЖДЕНО

Ректором ФГОУ ВПО

«Калининградский государственный

технический университет»


Автор – Востроушкин Д.Н., канд. биол. наук, доцент кафедры ихтиопатологии

и гидробиологии ФГОУ ВПО «Калининградский государственный техничес-

кий университет»


Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой ихтиопатологии и гидробиологии ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 26октября 2009 г., протокол № 3.


Методические указания одобрены и рекомендованы к опубликованию учебно-методической комиссией факультета биоресурсов и природопользования 20ноября 2009 г., протокол № 98.


РЕЦЕНЗЕНТ – Кузьмин С.Ю., канд. биол. наук, доцент кафедры ихтиопатологии и гидробиологии ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»


© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2009 г.


ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Летняя учебная практика по биологии является обязательным компонентом образовательной программы по данному предмету и одним из важнейших звеньев в системе подготовки специалистов по экологии и природопользованию.

Практика по биологии включает три части: практики по зоологии беспозвоночных и позвоночных животных и практику по ботанике. Особенностям изучаемых научных дисциплин посвящено соответствующее учебное пособие.

Практика по биологии является логическим завершением лекционного курса и лабораторных работ, проводимых в осеннем и весеннем семестрах. Полученные теоретические знания в ходе практики закрепляются и углубляются.

В ходе летней учебной практики выделяют три основных вида деятельности студентов: экскурсии, обработку материалов в лабораториях, проведение исследовательских работ (бригадой студентов или индивидуальных).

Летняя практика по биологии даёт возможность будущим экологам познакомиться с основными природными комплексами, с измененными антропогенными ландшафтами и c флорой и фауной организмов, их населяющих. Особое внимание уделяется видам, которые могут быть индикаторами состояния окружающей среды.

На практике студенты приобретают навыки полевой работы, осваивают методы сбора, этикетирования, транспортировки, анестезии, фиксации, определения и хранения организмов. Следует особо подчеркнуть, что каждый биолог должен уметь определять организмы (желательно до вида), так как в любом исследовании необходимо точно указывать объекты исследования.

Одновременно можно изучать адаптации организмов к условиям обитания, их поведение и трофические, топические и другие связи и взаимоотношения. При выполнении исследовательской работы студенты овладевают элементами научной работы и работы в коллективе.

Обязательным элементом практики является воспитание бережного отношения к природе. С этой целью в учебное пособие по летней практике введён раздел о видах, нуждающихся в охране на территории Калининградской области. На экскурсиях студенты должны стараться не причинять вреда природе. Нельзя ничего ломать, шуметь, пугать зверей и птиц. Места сбора образцов фауны рекомендуется периодически менять для снижения нагрузки на изучаемые биотопы.

Знания и навыки, полученные студентами в ходе практики по биологии, в дальнейшем помогут специалистам экологам в организации, проведении и оценке мероприятий по изучению состояния природной среды и её охране.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКИ

В соответствии с программой продолжительность учебной практики по биологии – 18 дней. Так как наибольшее видовое разнообразие приходится на фауну беспозвоночных животных и флору, то по пять – шесть дней отводится на практики по зоологии беспозвоночных и по ботанике. На практику по зоологии позвоночных животных выделяется, в зависимости от конкретных условий от трех до пяти дней.

Для написания отчёта, оформление коллекций и подготовку к зачёту студентам даётся два дня. В последний день практики заслушиваются доклады о результатах научно-исследовательской работы, и проводится защита отчётов. Затем студенты предъявляют преподавателю свои полевой и лабораторный дневники и в индивидуальном порядке сдают дифференцированный зачёт (с оценкой).

На зачёте студенты должны показать умение определять различные макро- и микроорганизмы. Проверяется также знание важнейших групп животных и растений, их научных названий, а также методов и орудий сбора организмов, методик их анестезии, фиксации и хранения.

В качестве полевого дневника удобно использовать блокнот (можно один на бригаду), а для лабораторного дневника – тетрадь или лучше альбом, так как определяемые виды организмов необходимо будет зарисовать.

В первый день практики проводится вводная беседа о целях, задачах и порядке проведения практики. Студенты проходят инструктаж по технике безопасности и расписываются в соответствующем журнале. Далее студенты знакомятся с орудиями и способами сбора беспозвоночных животных, методами их анестезии и фиксации и правильным оформлением этикеток (очень важно!). Преподаватель рассказывает студентам об организмах требующих различных мер охраны на территории Калининградской области. Желательно показать цветные изображения редких видов. Также преподаватель устанавливает ориентировочные нормы по количеству видов организмов, которые должны быть собраны и определены студентами за всё время практики. Например, по беспозвоночным животным это может быть от 70 до 100 (иногда и более) видов. Норма корректируется в зависимости от погодных условий и мест экскурсий.

Учебная группа разбивается на бригады по 4 – 6 человек и в каждой назначается бригадир. После этого бригадир получает у лаборанта комплект оборудования и распределяет его среди членов бригады.

Затем совершается экскурсия на ближайшее место сбора образцов фауны. При этом в полевой дневник студенты заносят подробные сведения о дате и месте сбора образцов фауны, погоде, растительности, почве, качестве воды и т.д. Возвратившись в лабораторию, студенты должны просмотреть, рассортировать, зафиксировать собранный материал и перенести записи полевых наблюдений в лабораторный дневник.

На второй день практики собранный и зафиксированный материал обрабатывается в лаборатории. Обработка включает определение собранных беспозвоночных, желательно до вида. В трудных случаях (малоизученная группа беспозвоночных, отсутствие подробного определителя и т.п.) определение ведётся до рода или семейства.

Определённый организм зарисовывают простым карандашом в лабораторный дневник. Детали строения или окраску передают цветными карандашами. Желательно выдерживать масштаб изображения. Рядом записывают систематическое положение объекта, его русское и латинское название. Единый стиль расположения рисунков должен быть выдержан на всех листах альбома. Рекомендуется записывать и сведения по биологии данного вида, если они есть в используемых определителях (часто можно встретить указания на ареал, предпочитаемые биотопы и условия жизни). Это облегчит поиск данных для написания отчёта по практике.

В дальнейшем экскурсии на природу чередуются с обработкой материалов в лаборатории. Экскурсии проводятся по разным маршрутам, что даёт возможность изучить фауну беспозвоночных из различных мест обитания. Рекомендуется часть беспозвоночных доставлять в лабораторию в живом виде и содержать в течение практики в аквариумах и садках для наблюдений за их образом жизни и экспериментов.


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ И ТЕМЫ

ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тематические экскурсии на водоёмы, в лес, парки, сады, на луг, а также сезонные экскурсии неоднократно описаны в литературе /например, Райков Б.Е. Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков. – М.: Топикал, 1994. – 640 с./. Поэтому остановимся на некоторых темах научно-исследовательской работы, которые могут быть предложены для выполнения студентам во время летней практики:

1. Изучение полиморфизма массовых видов (например, большого прудовика, живородки, перловицы или наземных моллюсков из рода Cepea).

2. Видовое разнообразие фауны наземных беспозвоночных животных парков города Калининграда.

3. Видовое разнообразие водных (наземных) экосистем города Калининграда и области.

4. Изучение фауны и распространения беспозвоночных животных отдельных систематических групп.

5. Составление иллюстрированных полевых определителей по отдельным группам беспозвоночных или местам практик (например, побережье Балтийского моря).

6. Пищевые предпочтения различных видов беспозвоночных.

7. Внешние повреждения растений в парках и садоводческих обществах города Калининграда и вредители их вызывающие.

8. Почвенная фауна парков и открытых территорий.

9. Видовой состав зоопланктона (бентоса, перифитона) различных типов водоёмов.

10. Количественное изучение зоопланктона (бентоса, перифитона и т.д.).

11. Беспозвоночные – индикаторы состояния природной среды.

12. Видовой состав фауны в выжимках изо мха.

13. Составление коллекций беспозвоночных (например, коллекций вредителей или коллекций показывающих различные адаптации организмов к среде, в частности, мимикрию).

14. Изучение фауны прибрежной зоны Балтийского моря.

15. Изучение мигрирующих организмов.

16. Видовой состав рыб в пресноводных водоёмах Калининградской области (или в конкретном водоёме).

17. Фауна земноводных в прудах и озёрах города Калининграда и его окрестностей.

18. Мелкие млекопитающие района летней практики.

19. Птицы, населяющие антропогенные ландшафты.

20. Видовой состав позвоночных животных в конкретном месте (например, в районе парка Южный).

21. Описание нерестового и оборонительного поведения колюшек.

22. Альгофлора озера (или других типов водоёмов).

23. Водоросли - макрофиты Балтийского моря.

24. Сравнение альгофлоры разных водоёмов.

25. Водоросли обрастаний.

26. Фитопланкон водоёмов района практики.

27. Наземные водоросли.

28. Высшие сосудистые растения водоёмов Калининградской области.

29. Фауна гигрофитов района практики.

30. Древесные и кустарниковые растения парков г. Калининграда.

31. Растительные сообщества лугов (болот, полей).

32. Видовой состав флоры и фауны конкретного места исследования (например, парка Южный).

33. Фауна временных водоёмов.


По результатам исследования студенты пишут отчёт следующего содержания:

1. Титульный лист (наименование организации, где выполнялась работа, тема исследования, исполнители, руководитель, место (город) и время (год) выполнения работы).

2. Содержание (перечисление разделов отчёта).

3. Введение. В нём должны быть четко определены: цель и задачи исследования.

4. Краткий обзор литературы по теме (рекомендуется, но не обязательно).

5. Методика исследования (включая описание мест сбора материалов, применявшегося оборудования и методик сбора, фиксации и определения).

6. Результаты исследования.

7. Обсуждение результатов.

8. Выводы.

9. Список использованной литературы.

До окончательного оформления работы студенты должны показать черновик отчёта преподавателю.

СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ПО БИОЛОГИИ

Конкретный список оборудования выбирается из данного перечня преподавателем в соответствии с планируемыми во время практики работами. В случае применения цифровой техники потребуются компьютеры и принтер. Компьютеры могут быть необходимы и для работы с определителями, изданными на цифровых носителях.

Оборудование для практики по зоологии беспозвоночных

1. Микроскопы.

2. Бинокуляры (стереоскопические микроскопы МБС-1, МБС-2).

3. Лупы.

4. Сачки водные из редкого газа.

5. Малые водные сачки.

6. Сачки энтомологические (воздушные) из марли или другой мягкой и тонкой ткани для лова насекомых «влёт».

7. Сачки для сбора насекомых «кошением» из прочной материи.

8. Планктонные сети.

9. Скребки.

10. Драги и дночерпатели.

11. Гидрологический батометр.

12. Эксгаустеры.

13. Почвенные ловушки (сосуды или банки с отвесными краями).

14. Экскурсионные ящики (переноски).

15. Банки разного объёма для транспортировки собранного на экскурсиях материала.

16. Банки, пузырьки и пробирки разного объёма с крышками и пробками для длительного хранения собранного материала.

17. Небольшие аквариумы, кристаллизаторы или другие ёмкости для содержания животных в лаборатории.

18. Энтомологические коробки.

19. Ножницы.

20. Различные типы пинцетов (глазные, анатомические и др.).

21. Скальпели.

22. Препаровальные иглы.

23. Энтомологические булавки.

24. Канцелярские булавки.

25. Морилки.

26. Расправилки для насекомых.

27. Кюветы (ванночки) эмалированные или пластмассовые разного размера.

28. Мерные стаканчики.

29. Пипетки

30. Штемпель-пипетки.

31. Камеры Богорова.

32. Счётные стекла (для планктона).

33. Чашки Петри.

34. Предметные стёкла.

35. Покровные стёкла.

36. Фильтровальная бумага.

37. Пергаментная и чертёжная бумага для этикеток.

38. Белая писчая бумага.

39. Картон для изготовления коробок.

40. Вата белая.

41. Мешки полиэтиленовые разных размеров.

42. Марля или широкий бинт.

43. Формалин 40 %.

44. Спирт 96 %.

45. Яды для морилки (этилацетат (уксусноэтиловый эфир), эфир для наркоза (этиловый эфир), или, предпочтительнее, хлороформ). В последнем случае потребуются резиновые пробки (от пенициллиновых пузырьков или им подобные, так как удобно предварительно их пропитывать хлороформом).

46. Вещество для защиты коллекций от кожеедов (например, пиретроидный карандаш).

47. Бесцветный лак для ногтей.

48. Ванночки с парафиновым дном.

49. Эмалированные ведра.

50. Кружки объёмом 1 л.

51. Корзинки для сухого мусора.

52. Компрессоры, фильтры и терморегуляторы для аквариумов.

53. Приборы для определения параметров среды (термооксиметр, pH-метр и др.).

54. Методические пособия, определители и руководства по изучению животных.

Оборудование для практики по зоологии позвоночных

1. Бинокуляры (стереоскопические микроскопы МБС-1, МБС-2).

2. Лупы.

3. Бинокли, монокли, подзорные трубы (с не менее чем 6 – 8 кратным увеличением).

4. Видео- и фотоаппаратура.

5. Оборудование для записи голосов животных (диктофоны, магнитофоны, микрофоны, параболические рефлекторы).

6. Мышеловки-давилки.

7. Кротоловки.

8. Капканы металлические, дуговые (№№ 0 и 1).

9. Цилиндры из жести высотой 50 – 60 см и диаметром 20 – 25 см для ловли мелких млекопитающих и амфибий.

10. Живоловки для отлова мелких млекопитающих.

11. Удочки и рыболовные принадлежности для ловли рыбы.

12. Сачки водные (гидробиологические) из редкого газа для ловли амфибий.

13. Сетные подъёмники, бредень, ставные сети или верши для лова рыбы.

14. Садки, клетки, террариумы и аквариумы для временного содержания отловленных животных.

15. Оборудование для содержания животных (фильтры, компрессоры, терморегуляторы и др.).

16. Вёдра и бидоны с крышкой.

17. Мешки из плотной ткани для переноски амфибий и рептилий.

18. Рулоны плотного полиэтилена (длина 50 м, ширина 50 – 60 см) для отлова и учёта амфибий и мелких млекопитающих.

19. Шпильки из алюминиевой проволоки высотой 60 см.

20. Лопаты штыковые и лопатки сапёрные.

21. Топоры.

22. Карманные электрические фонари.

23. Ящики-переноски или рюкзаки.

24. Штангельциркули.

25. Рулетки.

26. Весы с разновесами.

27. Приборы для контроля параметров среды (термометры водные и воздушные, pH-метры, термооксиметры, комплекты для химического анализа воздуха, воды и почвенных вытяжек и др.).

28. Приборы для измерения климатических параметров.

29. Кюветы и ванночки эмалированные или пластмассовые разного размера.

30. Ванночки с парафиновым дном.

31. Наборы препаровальных инструментов: ножницы малые, ножницы анатомические, пинцеты анатомические и глазные, скальпели, иглы препаровальные, иглы швейные.

32. Банки стеклянные разного объёма с крышками.

33. Пузырьки и пробирки разного объёма с крышками и пробками.

34. Кристаллизаторы и эксикаторы.

35. Мерные стаканчики.

36. Пипетки и штемпель-пипетки.

37. Чашки Петри.

38. Предметные и покровные стёкла.

39. Фильтровальная бумага.

40. Пергаментная и чертёжная бумага для этикеток.

41. Бумага: писчая, ватман и обёрточная.

42. Картон для изготовления коробок.

43. Вата белая.

44. Мешки полиэтиленовые разных размеров.

45. Марля или широкий бинт.

46. Формалин 40 %.

47. Спирт 96 %.

48. Эфир.

49. Резиновые перчатки.

50. Дезинфицирующие средства.

51. Капроновый шнур.

52. Медицинская аптечка.

53. Корзинки для сухого мусора.

54. Фонотека с голосами животных, в первую очередь птиц.

55. Методические пособия, определители и руководства по изучению животных.

Оборудование для практики по ботанике

1. Ботанические железные копалки или широкие ножи, ножницы.

2. Планктонные сети.

3. Сачки водные из редкого газа.

4. Скребки.

5. Микроскопы.

6. Бинокуляры.

7. Ручные лупы.

8. Экскурсионные ящики (переноски).

9. Мешки полиэтиленовые разных размеров.

10. Банки разного объёма для транспортировки собранного на экскурсиях материала.

11. Банки, пузырьки и пробирки разного объёма с крышками и пробками для длительного хранения собранного материала.

12. Экскурсионные (фанерные) папки, ботанирки.

13. Гербарные прессы (сетки).

14. Пинцеты.

15. Препаровальные иглы.

16. Канцелярские булавки.

17. Кюветы (ванночки) эмалированные или пластмассовые разного размера.

18. Пипетки.

19. Чашки Петри.

20. Предметные стёкла.

21. Покровные стёкла.

22. Счётные камеры.

23. Счётные стёкла (для планктона).

24. Фильтровальная бумага.

25. Пергаментная и чертёжная бумага для этикеток.

26. Старые газеты (для сушки растений).

27. Вата белая.

28. Белая писчая бумага.

29. Марля или широкий бинт.

30. Формалин 40 %.

31. Спирт 96 %.

32. Эмалированные вёдра.

33. Кружки объёмом один литр.

34. Корзинки для сухого мусора.

35. Бумага плотная, белая для гербарных листов.

36. Клей.

37. Нитки и иголки.

38. Рулетка.

39. Компас.

40. Карта Калининградской области.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Настоящие методические указания (рекомендации) предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся в соответствии с...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарскому занятию по курсу «Культурология»
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Методические указания для выполнения индивидуальных заданий для студентов технических специальностей
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов у курса специальности 06. 04
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при подготовке курсовой работы. Методические указания включают...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические рекомендации для студентов озо
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки....
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины химия
Учебно-методический комплекс дисциплины «Органическая и биологическая химия» призван помочь студентам, обучающимся по направлению...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Рекомендуемый минимальный объём и режим учебной деятельности студента в каждом семестре
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Самостоятельная учебная работа студентов может быть подразделена на следующие формы
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Площадь фигуры, ограниченной графиками функции, находится с помощью определенного интеграла
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке к итоговой государственной аттестации Для студентов по специальностям
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница