Памятка для родителей старшеклассников




Скачать 99.46 Kb.
НазваниеПамятка для родителей старшеклассников
Дата30.08.2012
Размер99.46 Kb.
ТипПамятка
Памятка для родителей старшеклассников

от учителя русского языка и литературы


«ЕГЭ будет всегда!»- так убеждает нас Министерство образования России, поэтому к нему необходимо готовиться всем: и ученикам, и родителям, и учителям.


С 2009 года ЕГЭ – основная форма государственной итоговой аттестации для выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы признают результаты ЕГЭ как результаты вступительных испытаний.


Русский язык – обязательный экзамен в формате ЕГЭ для получения аттестата о среднем (полном) образовании выпускников.

ЕГЭ по литературе – экзамен по выбору.

ЕГЭ по русскому языку и литературе , как и ЕГЭ по остальным предметам школьной программы, проходят по единой процедуре с использованием единых экзаменационных заданий (КИМ-ов).


Контрольно – измерительные материалы (КИМ-ы) готовит Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), поэтому для подготовки к ЕГЭ нужно покупать только те пособия, на обложке которых есть гриф «рекомендовано ФИПИ».


Максимальный балл, который может набрать выпускник, сдавая ЕГЭ, равен 100 баллам, минимальный балл для получения оценки «удовлетворительно» по русскому языку и литературе в 2008/2009 учебном году составлял 30 баллов. Время, отводимое на выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ по русскому языку, составляет 3 часа (180 минут).


Предельной концентрации внимания обучающегося требует процедура оформления бланка ответов ЕГЭ.


Экзаменационная работа в формате ЕГЭ по литературе пишется 4 часа (240 минут). Здесь рекомендуется распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1,2 – не более двух часов, на часть 3 – 2 часа. ЕГЭ по русскому языку с положительным результатом может сдать каждый 11- классник, но для этого необходимо систематически вспоминать тематические разделы школьного курса русского языка, писать сочинение- эссе по предложенной разработчиками КИМ-ов схеме.


Итак, КИМ-ы по русскому языку включают в себя задания трёх типов:

Тип А - задания с выбором правильного ответа из четырёх предложенных;

Тип В - задания с кратким ответом (словосочетание или число- номер предложения);

Тип С – задания с развёрнутым свободным ответом (эссе объёмом 150 слов и более, написанном в жанре рассуждения, с формулировкой проблемы текста, её комментарием, выявлением авторской позиции и приведением двух аргументов в доказательство согласия/ несогласия с автором текста из собственного читательского, или искусствоведческого, или научного и жизненного опыта выпускника. В конце работы уместно в отдельном абзаце сделать краткий вывод из написанного. « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов». Слова «тема» в эссе быть не должно!).


Задания КИМ-а по русскому языку нужно выполнять в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени рекомендуется пропускать задания, которые не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующим. Если после выполнения всей работы останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.


Задания А1-В7 оцениваются одним баллом, В8-двумя; максимальный балл за часть С- 21 балл. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.


Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку нужно повторять и путём выполнения тренировочных заданий совершенствовать учебные навыки по орфоэпии, лексике (паронимы, значение многозначного слова в зависимости от контекста) и фразеологии, грамматическим нормам употребления слова в словосочетании и предложении, способам связи предложений в тексте, умении правильно выделять грамматическую основу (основы) предложения, давать верную морфологическую характеристику слова как части речи, отрабатывать правильное правописание орфограмм: «Н и НН в различных частях речи», «Безударные проверяемые / не проверяемые ударением гласные в корне слов», «Правописание приставок», «Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц», «Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц», «Употребление Ь и Ъ знаков», «Правописание падежных и родовых окончаний», «Правописание личных окончаний глаголов», «Правописание гласных в суффиксах причастий», «НЕ и НИ с различными частями речи», «Правописание омонимичных частей речи»; «Знаки препинания при обособлении: вводных слов/словосочетаний, согласованных/несогласованных определений; обстоятельств», «Отличие сложносочинённого предложения от осложнённого простого предложения с союзом И», «Тире в простом предложении», «Двоеточие в простом и бессоюзном сложном предложении», «Запятая между частями сложноподчинённого предложения», «Запятая и её отсутствие между частями сложной синтаксической конструкции», «Синонимия сложноподчинённого предложения с придаточным определительным и простого, осложнённого причастным оборотом»; навыки по компрессии текста (сжатии смысла высказывания до пределов сложного предложения), определению проблематики текста, типов речи в отрывке текста – для выполнения части А.


Основные способы образования слов, типы связи слов в подчинительном словосочетании, виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные предложения, простое осложнённое предложение, сложное предложение, средства связи предложений в тексте, изобразительно – выразительные средства языка – для выполнения части В.


При написании части С выпускник может допустить не более одной орфографической ошибки, не более двух пунктуационных ошибок, двух грамматических и не более четырёх речевых ошибок. Большее количество подобных ошибок оценивается нулём баллов за критерии К7, К8, К9, К10.


К экзамену по литературе в формате ЕГЭ (экзамен по выбору) можно готовиться по пособиям, включённым в перечни, размещённые на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).


Главное в подготовке по литературе - хорошее знание текстов произведений восемнадцатого – двадцатого столетий, включённых в минимум содержания образования (школьная программа), владение теоретико – литературными понятиями, сведениями по истории литературы и проблематике литературных произведений, умение «контекстного» рассмотрения литературных явлений (умения сопоставлять литературные факты, проводить литературные параллели).


Подготовка к экзамену по литературе, в отличие от подготовки к ЕГЭ по русскому языку, не требует штудирования вариантов тестовых заданий: отработка экзаменационного материала осуществляется в рамках текущей работы на уроке с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении письменных работ и написании сочинений. ЕГЭ по литературе нацелен не на воспроизведение выпускниками разного рода историко - и теоретико- литературных «изысков», а на проверку основных, определённых государственным стандартом умений и навыков работы с художественным текстом.


При подготовке по узнаванию литературно – художественных приёмов полезно обращаться к школьному словарю литературоведческих терминов.


В экзаменационной работе по литературе 2010 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.


За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.


Часть 1 предполагает анализ фрагмента эпического (или лироэпического или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений).


Часть 2 аналогична по структуре части 1 и предполагает анализ лирического произведения (5 заданий с кратким ответом и 2 с развёрнутым ответом ограниченного объёма). Система заданий позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), указать на сюжетно – композиционные, жанровые и стилистические особенности анализируемого текста, на способы выражения авторской позиции, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст. Задание С1 представляет собой развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. Аналогично ему задание С3, требующего развёрнутого рассуждения о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно – эмоционального звучания поэтического текста. Задания С2 и С4 предполагают включения анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента (или стихотворения) с произведениями других отечественных писателей – классиков.


В третьей части работы необходимо построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему ( небольшое сочинение объёмом не менее 200 слов), сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается три вопроса: первый – по произведениям второй половины XIX века, второй – по произведениям второй половины XIX века, третий – по произведениям XX века. Выпускник должен выбрать только один из вопросов и дать на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти), опираясь на позицию автора и возможность раскрытия собственного видения проблемы. Тип сочинения в третьей части – рассуждение с опорой на литературный материал.


В первые две части ЕГЭ по литературе включены произведения разных литературных эпох (если в первой части предлагается произведение XX века, то во второй части – анализ стихотворения одного из поэтов XIX века); проблемные вопросы третьей части не формулируются по творчеству того писателя, произведения которого были включены в первую и вторую часть работы.


Как осуществляется «обратная связь» между ребёнком-старшеклассником, учителем-предметником и родителями?


Нормативный документ «Единый орфографический режим» рекомендует учителю собирать рабочие тетради по русскому языку на проверку один раз в месяц (проверяются все записи в классе, выполнение домашних работ). За полугодие старшеклассники пишут 2-3 контрольных диктанта по русскому языку.


По литературе в 10 -11 классах должно быть написано не менее 7 сочинений в год.


По обучению написания эссе по русскому языку и сочинений по литературе проводятся специальные уроки развития связной речи обучающихся, учителем анализируются готовые сочинения учащихся с точки зрения их сильных и слабых сторон.


Проверочные, тестовые работы, словарные диктанты проводятся по мере повторения и закрепления программного материала. Проверенные учителем в течение недели с момента написания работы выдаются учащимся на руки.


Как родителям контролировать подготовку ребёнка к ЕГЭ в домашней обстановке?


О конкретном содержании КИМ-ов можно узнать на специальных сайтах и у учителя – предметника.

Требуйте от ребёнка обязательно дочитывать формулировки заданий до конца и понимать их смысл. Характерная ошибка во время тестирования – многие дети по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать. Вопросы, ответы на которые ученик не знает или не уверен в ответе на них, обязательно отмечать, пропускать, чтобы в течение отведённого времени вернуться к обдумыванию их.

Концентрируйтесь. В настоящий момент думайте только о текущем (выполняемом) задании.

Исключайте! Многие задания ЕГЭ в части А по русскому языку быстрее можно понять, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые не подходят.

Приучайте ребёнка выполнять тестовые задания на время: ориентируйтесь во времени и умении его распределять. Тогда у ребёнка выработается навык умения концентрироваться на всём протяжении тестирования, что придаст ему спокойствие, снимет излишнюю тревожность. При этом жёсткие временные рамки не должны влиять на качество ответов. Посоветуйте ребёнку оставлять время для проверки своей работы, чтобы заметить явные ошибки.


В заключении хотелось бы обратить внимание на основные психолого – педагогические аспекты при подготовке к ЕГЭ.


Чем ещё смогут помочь ребёнку его родители и близкие, когда до выпускных экзаменов осталось несколько месяцев?


Сдача экзаменов – это ответственный период в жизни любого молодого человека, во многом определяющий будущее выпускника.


На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

Познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний ребёнка;

Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;

Эмоциональный – способность выдержать напряжённый экзаменационный марафон.


Родителям выпускника необходимо контролировать, чтобы ребёнок занимался дополнительно (консультационные часы в школе, подготовительные курсы при выбранном вузе или ссузе) по предметам, которые он выбрал для сдачи ЕГЭ.


Нужно поддерживать постоянную связь с классными руководителями, учителями – предметниками.


Мотивация – необходимое условие успеха. Родителям старшеклассника важно сформировать у ребёнка осознанное отношение к сдаче экзаменов, а это значит показать выпускнику перспективу. В основе негативного, «несерьёзного» отношения учащихся к сдаче экзаменов может лежать родительская установка, которая связана с возможностью поступления в вуз за плату. Хочется предостеречь родителей от такого подхода, иначе у ребёнка закрепляется неспособность принимать самостоятельные решения (инфантильность), вырабатывается пассивность, подрывается вера в успех, собственные силы.


Придерживайтесь следующих правил взаимодействия с вашим выпускником или выпускницей:

не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов;

подбадривайте детей, обязательно хвалите за то, что они делают хорошо;

наблюдайте за самочувствием ребёнка, чтобы вовремя предотвратить переутомление;

включите в рацион ребёнка побольше рыбных, творожных блюд, кураги, орехов – эти продукты стимулируют мозговую активность. Кофе и крепкий чай следует ограничивать;

помните, что ребёнок должен высыпаться, иначе снижается уровень восприятия учебного материала. Спать ребёнку необходимо не менее 7-8 часов;

помогайте ребёнку освобождаться от негативных эмоций, поддерживайте и отмечайте его позитивный взгляд на мир;

не нужно препятствовать во время подготовки к экзаменам встречам вашего выпускника с друзьями, привычным занятиям по интересам, может быть, сокращая время досуга.


В первую очередь ребёнку необходима ваша поддержка, ощущение, что он любим вами, несмотря ни на какие обстоятельства.


Всем желаю удачи и успехов!

Похожие:

Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка для родителей
Памятка содержит правила, позволяющие ребенку быть успешным в учении, избежать серьезных срывов и болезней, сделать более благоприятным...
Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка для родителей «Безопасность ребёнка дома»
В связи с частыми случаями травматизма в быту и с целью сохранения здоровья воспитанников, обучающихся, департамент образования администрации...
Памятка для родителей старшеклассников iconПо вопросам ведения Красноярского края Памятка «Если Вашим детям угрожает опасность» Ознакомьте Ваших детей с
Памятка предназначена для родителей, детей и каждого из нас кто
Памятка для родителей старшеклассников iconШпаргалка для родителей Памятка для родителей
В россии прогрессирует эпидемия наркомании и токсикомании. С каждым днем все больше регистрируются людей, употребляющих наркотики....
Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка для родителей
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене
Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка по безопасности для педагогов и родителей
Уважаемые педагоги и родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы
Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка для родителей по профилактике гриппа
Врачи рекомендуют 4 наиболее эффективных способа защиты от болезней в школе и дома
Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка для родителей «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
«тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква)
Памятка для родителей старшеклассников icon2. Памятка родителям первоклассников
Рекомендации для родителей о том, как помочь детям справиться со сложностями, возникающими при выполнении домашнего задания
Памятка для родителей старшеклассников iconПамятка для родителей будущих первоклассников
Одним из важных критериев готовности ребенка к школе, является развитие фонематического слуха, которое включает
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница