Скачать 273.27 Kb.
|
Содержание Введение: актуальность, назначение и цель разработки программы I.Аналитическое обоснование программы
1.4. Результаты реализации предыдущей программы развития (2005 -2010 гг.) II. Концепция развития и реализации программы 2.1 Приоритетные направления реализации программы
2.2. Предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы 2.3. Этапы реализации и ресурсное обеспечение программы развития Введение: актуальность, назначение и цель разработки программы Современное общество, существующее и развивающееся за счет широкого применения высоких технологий, оперирования информационными потоками и осуществления скоростных коммуникаций, требует участия в осуществлении практически любой деятельности людей, обладающих высокой профессиональной компетентностью. В то же время существование личности в социуме предполагает наличие высоких нравственных качеств, чувства ответственности и навыков общения. Эти, а так же многие другие факторы, влияющие на качество жизни, формируются в процессе учебной деятельности, что делает сферу образования одной из системообразующих. Педагогический коллектив МОУ СОШ № 90 в течение последнего десятилетия осуществлял свою деятельность в режиме развития, т. е. целенаправленно вел опытно-экспериментальную и инновационную деятельность, руководствуясь долговременной программой. В настоящее время, в условиях начала нового этапа модернизации системы образования, можно констатировать, что переход деятельности образовательного учреждения на новый качественный уровень состоялся, что влечет за собой необходимость создания новой Программы развития. Программа развития:
. Цель разработки программы: определение стратегических и тактических задач деятельности школы в рамках современных тенденций развития образования, с учетом ее включенности в масштабный инновационный процесс, изменения технологических основ образовательной деятельности и наличия сформированного социального заказа.
Миссия школы как общеобразовательного учебного учреждения состоит в создании условий для осуществления:
Концепция деятельности школы основана не только на необходимости удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, но и на решении комплекса задач по формированию их личностных качеств и нравственных приоритетов. В МОУ СОШ № 90 разработана концепция образовательной деятельности, в которой приоритетными являются следующие направления:
Концепция деятельности школы диктуется ее статусом: школа в течение 18 лет работает в статусе школы с повышенного уовня: С 1993 по 2000 гг. —«Школа с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла» С 2001-2002 уч. года по настоящее время — «Школа с углубленным изучением отдельных предметов» В рамках экспериментальной и инновационной деятельности достигнуты результаты, значимые для процесса развития образовательного пространства школы и позволяющие перейти на новую качественную ступень, приступив к реализации данной Программы развития. Педагогический коллектив школы готов к продолжению опытно-экспериментальной и инновационной деятельности. По результатам опросов, педагогических советов, советов школы отмечается высокая заинтересованность педагогов, родителей и учащихся модели школы как единого, толерантного, информационного образовательного пространства. Условиями реализации поставленной цели являются6 целенаправленное развитие школы, осуществление социального проекта, обеспечивающего нравственное развитие,гражданско-патриотическое воспитание учащихся, комплексное применение новых подходов к организации и мониторингу качества образовательного процесса. Задачей педагогического коллектива школы является совершенствование форм и методов работы с детьми с целью создания возможности для саморазвития личности, расширения кругозора учащихся. Средством достижения поставленных целей является внедрение новых образовательных технологий как в процесс обучения, так и воспитания. Совершенствуя связи в системе «ученик-учитель – родитель», влияющие на духовный мир ребенка, создающие благоприятный климат в коллективе, оказывающие психологическую поддержку, школа осуществляет подготовку учащихся к достойному вступлению в жизнь.
- обеспечение качественности и доступности качественного образования, соответствующего образовательным запросам учащихся и являющегося основой для выстраивания их образовательных траекторий; - создание модели профильного образовательного учреждения, интегрированного в образовательное пространство района, города и региона; - реализация нравственной парадигмы образования. Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
Демократизация. В основе концепции демократизации школы лежит стремление создать массовую, адаптивную, доступную и комфортную для детей, родителей и учителей школу, обеспечивающую возможность самореализации каждого учащегося. Гуманизация и гуманитаризация выражаются в ориентации содержания образования на приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям, реализации его гражданских прав; обеспечении эффективного изучения комплекса знаний о человеке и обществе; разработке основных и факультативных курсов по наиболее значимым проблемам. Под гуманизацией школы мы понимаем гуманизацию личности. Гуманитаризация — это, прежде всего, увеличение доли гуманитарных знаний в подготовке любого специалиста с целью формирования его личности, воспитания гражданских качеств, обучения современным формам общения, подготовки к жизни в быстро изменяющемся мире, развития способности к освоению новой информации и принятию самостоятельных эффективных решений. Гуманизация — это воспитание не только образованных, но и гуманных людей, способных к подлинно человеческим отношениям к другим людям, к плодам их труда, к природе, т. е. обладающих качествами, которые все в большей мере становятся необходимыми для выживания человечества. Фундаментализация образования необходима для систематизации знаний, выявления главных, ключевых моментов, имеющих принципиальное значение. Это одна из важнейших тенденций модернизации образования, обеспечивающая преемственность разных его форм и разнообразных источников. Кроме того, необходима стандартизация, т.е. соответствие содержания учебного процесса и уровня обученности национальным, мировым нормам и стандартам образования. Важность соответствия этому принципу подчеркивается введением государственного образовательного стандарта и ЕГЭ. Компьютеризация системы образования дает возможность универсального выхода к необходимой информации и оперирования ею. Это важнейший шаг к созданию информационного общества. Интеграция в современных условиях школы — это стремление к созданию совместных различных форм и систем обучения, обеспечивающих преемственность образования на различных уровнях, облегчение процесса учения, как для учителей, так и для учеников, с помощью новых методик, технологий и систем обучения. Интернационализация — развитие межкультурных связей, следование принципам толерантности, интеграция их в содержание учебно-воспитательного процесса.
(2005 – 2010 гг.) Административно-организаторская деятельность. Работа по организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на решение задач школы, носит научно-методический характер и ведется на диагностической основе, с использованием инновационных и экспериментальных подходов и методик. Создана и функционирует в полном объеме единая система планирования, отчетности и мониторинга. Такой подход позволяет рассматривать школу как единый организм и осуществлять контроль его деятельности в полном объеме. Вывод:
В школе успешно функционирует система повышения квалификации, включающая индивидуальные консультации по опытно-экспериментальной и методической работе, деятельность методических объединений по вопросам освоения новых педагогических технологий, педагогические советы, методические совещания, школьные НПК учителей и учащихся. При этом активно используются республиканская и городская системы повышения квалификации (курсы, семинары, конференции, публикации). Многие учителя занимаются самообразованием, продолжают обучение в вузах, приобретая вторую специальность или повышая уровень своей подготовки. Основной упор делается на овладение новыми информационными технологиями. Большинство педагогов школы (около 85 %) имеет уровень подготовки, соответствующий требованиям, предъявляемым к пользователям или опытным пользователям. Учителя использовали информационно-коммуникативные технологии при проведении уроков по следующим предметам: начальные классы, литературе, русскому языку, истории, МХК, английскому языку, немецкому языку, экономике, географии, химии. При подготовке к занятиям компьютер используют практически все учителя, имеющие соответствующие навыки. Вывод:
В методической работе школы принимают участие все учителя. За последние годы деятельность их методических объединений активизировалась и вышла на новый качественный уровень. Педагогические технологии позволили реализовать в образовательном процессе единство обучения и воспитания. Они направлены на создание оптимальных условий решения практических задач, создают предпосылки для перехода с более низкого уровня деятельности к более высокому. Наиболее востребованы здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и развивающие образовательные технологии. Метод проектов используется в урочной и во внеурочной деятельности по истории, литературе, МХК, биологии, информатике. Другие технологии (КСО, игровые, исследовательские, разноуровневое и проблемное обучение) также широко применяются. Вывод:
необходимость в освоении новых педагогических технологий и методик должна удовлетворяться с использованием всех ресурсов системы образования. Опытно-экспериментальная работа. В режиме эксперимента стабильно работает примерно 50 % педагогов школы, большинство из них входит в творческие микрогруппы учителей. Темы их экспериментальной работы можно условно разделить по следующим основным направлениям (причем деятельность некоторых учителей осуществлялась не по одному, а по нескольким направлениям одновременно):
Вывод:
Учебная работа определяется в первую очередь специализацией школы и тематикой ее экспериментальной деятельности. Таким образом, основным ее направлением является совершенствование углубленного и профильного образования в школе. Учебный план общеобразовательных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов, а также профильных соответствует их специфике. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится с учетом биологического оптимума умственной работоспособности школьников. Учебный план школы был разработан на основе Базисного учебного плана – 2004. На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования. Превышения норм максимальной нагрузки учащихся нет. Проблемой является нехватка помещений для проведения занятий в подгруппах из-за переполненности школы. В школе функционирует научное общество учащихся. Вошедшие в его состав старшеклассники не только успешно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах, во время подготовки к которым активно используются ресурсы школы, но и участвуют в организации внутришкольных конкурсов и олимпиад для учащихся 1—7-х классов. Ведется систематическая работа по учету персональных достижений (портфолио) учащихся. Вывод:
Воспитательная работа. В школе существуют многолетние традиции, позволяющие определить основные направления воспитательной работы. Основным стало гражданско-патриотичес-кое воспитание учащихся. Общешкольные проекты «К успеху вместе», « права ребенка для детей и вместе с детьми», большое количество общешкольных мероприятий с использованием технологии сотрудничества, деятельность школьного волонтерского и правового отряда создают необходимые предпосылки для выполнения миссии школы. В воспитательной практике школы широко используются методики, базирующиеся на применении информационно-коммуникационных технологий. Активно, в том числе и с использованием ИКТ, велась работа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Большое внимание уделяется детям с повышенным уровнем тревожности, трудностями в обучении и нарушениями правил поведения. Система дополнительного образования включает 4 основных направления: развивающее, музыкально-эстетическое, спортивное, декоративно-прикладного искусства. В системе ДО в основном занимаются учащиеся 1—9-х классов. Значительно повысилось качество организации, возрос объем экскурсионной деятельности, посещения театров, музеев. Это направление стало существенным элементом системы дополнительного образования и частью образовательной системы школы, предпрофильного и профильного образования. Вывод:
В течение последних лет в школе работала система ученического самоуправления, которая является одним из наиболее интересных и удачно воплощенных проектов в сфере воспитания учащихся. Школьная республика Фридом оказывает безусловно позитивное воздействие на коллектив школы, работа в ней положительно влияет на социальную активность учащихся, позволяет им активно участвовать в жизни школы и города.. Вывод: деятельность системы школьного самоуправления нуждается поддержке со стороны преподавателей и администрации школы. Возможно, приоритетным направлением ее развития должна стать система социального проектирования. Оздоровительная деятельность. Работа по сохранению здоровья учащихся является базовым фактором, необходимым условием для успешного ведения учебной, воспитательной, экспериментальной работы в школе. В последние годы анализ состояния здоровья и уровня тревожности у педагогов и учащихся выявил повышение заболеваемости и утомляемости, ухудшение состояния здоровья, увеличение количества хронических заболеваний у учителей и учеников. Условия жизни индустриального города, ухудшение экологической ситуации, негативные социально-политические и другие факторы отрицательно действуют на человека. В условиях школы это воздействие усугубляется большими физическими и психологическими нагрузками, постоянным стрессом, другими неблагоприятными факторами. Административно-хозяйственная деятельность в школе также направлена на формирование комфортной школьной среды. В школе ежегодно проводится ремонт помещений, обновлена школьная мебель, постоянно пополняется оснащение кабинетов, в том числе и средствами ИКТ, оборудована спортивная площадка на территории школьного двора. Вывод: оздоровительная и административно-хозяйственная деятельность, направление на создание комфортного образовательного пространства, нуждаются в дополнительном финансировании. Расширение использования здоровьесберегающих педагогических технологий требует методической поддержки. Все учителя школы успешно выполнили задачи, поставленные перед ними в ходе реализации программы развития школы в 2005 – 2010 годах. Работая над совершенствованием содержательной и воспитательной составляющих образовательного процесса, оптимизацией форм и методов учебной деятельности, учителя школы активно осваивают новые педагогические технологии, внедряют новые модели обучения и воспитания. Общий вывод: Содержание и методы организации учебно-воспитательного процесса постоянно обогащаются и совершенствуются Инновационный подход является неотъемлемой частью деятельности педагогов, которая формирует образовательную систему школы, позволяет реализовать наиболее прогрессивные подходы к организации и обеспечению высокого качества функционирования информационно-образовательной школьной среды. Анализ хода методической и экспериментально-инновационной работы в школе показывает заинтересованность и большой творческий потенциал педагогического коллектива. Перспективы: Развитие образовательного пространства школы и переход ее коллектива на новый качественный уровень работы предполагает объединение двух основных направлений инновационной и экспериментальной деятельности:
Итогом должно стать создание профильной школы, основанной на единстве информационного пространства сфер образования и воспитания. 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ. 2.1. Приоритетные направления реализации программы Реализация программы развития будет осуществляться посредством широкомасштабного осуществления опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, на научной основе, по следующим основным направлениям:
Первое направление является системообразующим, т.к. в его реализации принимает участие весь коллектив школы. В рамках осуществления практической деятельности осуществляется взаимодействие образовательного учреждения с различными государственными и общественными организациями. По сложившейся традиции деятельность в данном направлении ведется как проектная, осуществляемая как непосредственно в ходе учебного процесса, так и вне его временных рамок. 2.1.1. Проект «Школа — территория толерантности» Цели проекта:
Задачи проекта:
различными возрастными группами учащихся. 3. Реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности. 4. Удовлетворение познавательных интересов учащихся в области создания целостного представления о процессе общественного развития, культуре мира, развитие их исторического мышления. 5. Активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников. Повышение уровня их коммуникативности. 6. Формирование и поощрение креативного отношения учителей к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности. 7. Удовлетворение познавательных интересов учащихся в области создания целостного представления о процессе общественного развития, культуре мира, развитие их исторического мышления. 8. Активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников. Повышение уровня их коммуникативности. 9. Формирование и поощрение креативного отношения учителей к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Реализация проекта осуществляется через программы: ♦ «Толерантность: нравственное воспитание младших школьников», «Права ребенка для детей и вместе с детьми», « Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности» и др. В рамках этих программы преподавание базовых дисциплин ведется с учетом необходимости интеграции поликультурной тематики в образовательный процесс. Осуществляется подготовка уроков и внеурочных мероприятий по теме. В т.ч. разрабатывается методика использования народных и современных сказок в воспитательной работе. Программа включает спецкурс «Нравственное воспитание», развивающий навыки общения, в т.ч. межкультурного, младших школьников. Занятия психолога с учащимися направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе. Большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации. Программа «Школа для родителей» посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся младших классов, она включает систематические лекционные занятия, психологические тренинги, консультации. Развитие школьного самоуправления, работа волонтерского отряда «Мой выбор», правового отряда «Россияне», организация лингво-страноведческих лагерей в каникулярное время станут важнейшими составляющими реализации проекта. Перспективы проекта.
2.1.2. Разработка системы профильного обучения Разработка модели профильной школы, реализующей один или несколько родственных профилей средствами основного и дополнительного образования и являющейся элементом сети профильных образовательных учреждений города, на данном этапе подразумевает:
Изменения в содержании образования и выбор основного про- филя основываются на динамике развития школы:
|
![]() | Программа развития на 2011-2016 годы Программа утверждена на заседании Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» Лискинского... | ![]() | Программа развития школы на 2012 2016 годы «от процессов к результату» Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №731 на... |
![]() | Программа развития моу краснинская средней общеобразовательной школы на 2011-2016 гг. Структура программы Содержание проблем и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения | ![]() | Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Поселок Тикси» Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы и основные направления до 2020г. 2011 «Поселок Тикси» Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы |
![]() | Программа социально-экономического развития ленинградской области на 2012 2016 годы основной разработчик Приложение к проекту областного закона «О программе социально-экономического развития Ленинградской области на 2012-2016 годы» | ![]() | Программа социально-экономического развития ленинградской области на 2012 2016 годы основной разработчик Приложение к проекту областного закона «О программе социально-экономического развития Ленинградской области на 2012-2016 годы» |
![]() | Программа развития Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома щмр мо на 2011 -2016 учебные годы | ![]() | Программа развития электроэнергетики в Омской области на 2012 2016 годы Паспорт Программа развития электроэнергетики в Омской области на 2012 2016 годы (далее Программа) |
![]() | Программа мероприятий 2 декабря «Строительство общеобразовательных учреждений в Камчатском крае в 2011-2016 годы» и «Строительство дошкольных учреждений в Камчатском... | ![]() | Областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы» Паспорт «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы» (далее именуется – Программа) |