Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка




Скачать 191.22 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка
Дата24.09.2012
Размер191.22 Kb.
ТипРабочая программа
МОУ Липовская средняя общеобразовательная школа Пичаевского района

Тамбовской области


Одобрена Утверждаю

на заседании Директор школы ________ А.И.Морев

педагогического совета «_____»____________2010г.

МОУ Липовской СОШ

Протокол № ____от__________2010г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


в X-XI КЛАССАХ


на 2010 – 2015 учебный год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета


Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.



Основное содержание


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Теория

Компьютерный практикум

 

10 класс (35 часов)

Продолжение «Основы алгоритмизации, язык программирования БЕЙСИК (BASIC).»

(15ч)

Повторение: Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы.

Повторение: Алгоритмическая структура ветвления.

Повторение: Алгоритмы содержащие повтор действий.

Массивы. Описание массивов.

Заполнение массивов.

Составление программ и заполнение массивов по заданному условию.

Заполнение двумерного массива и вывод его на экран.

Составление простейших программ по обработке элементов массива.

Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива.

Упорядочение числового массива по возрастанию (убыванию).

Составление программ с использованием упорядочения и поиска в массиве.

Функции обработки символьных величин.

Программы, содержащие строковые функции.

Составление программ для обработки символьного и числового массива.

К/р по теме «Массив»

Запись и отладка программ на Q BASIC

Основы логики и логические основы компьютера

(12 ч)

Формы мышления   

Алгебра высказываний      

Логические выражения и таблицы истинности  

Логические функции. Определение истинности или ложности составных высказываний.    

Логические законы и правила преобразования логических выражений 

Приемы и способы, применяемые при упрощении логических формул.

Решение логических задач 

Логические основы устройства компьютера. Основные логические элементы, их назначение и обозначение на схемах.

Построение логических схем.

Триггер и одноразрядный двоичный сумматор.

Обобщение по теме «Основы логики и логические основы компьютера»

Контрольная работа по теме «Основы логики и логические основы компьютера»

Учебно-контролирующие программы.

Информация и её измерение. Двоичное кодирование информации.

(7 ч)

Понятие «информация». Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний   

Единицы измерения количества информации. Формула Шеннона     

Формы представления информации. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем                 

Определение количества информации, представленной с помощью знаковых систем     

Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука    

Решение задач

Контрольная работа по теме «Информация. Двоичное кодирование информации»

№ 1. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

№ 2. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода.

№ 3. Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

№ 4. Запись чисел в различных системах счисления.

11 класс (35 часов)

Раздел «Основы алгоритмизации, язык программирования БЕЙСИК (BASIC).»

Операторы машинной графики ( 4 часа)

Соблюдение правил Т/Б в кабинете информатики. Графический режим работы. Операторы графики.

Оператор DRAW.

Построение изображений с помощью оператора DRAW.

Построение движущегося изображения.

Обобщение по теме «Операторы машинной графики».

Запись и отладка программ на Q BASIC

Практическая работа «Построение изображений с помощью операторов графики». Практическая работа «Основные возможности и применение оператора DRAW ».



Раздел «Программное обеспечение ЭВМ».


Системное программное обеспечение (6 часов)

Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.

Программное управление работы компьютера. Программное обеспечение компьютера.

Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка).

Операционная система Мicrosoft Windows, Операционная система (Linux + KDE).

Файловая структура (файловая система организации информации).

Основные операции с файлами и папками в операционной системе.

Создание новых объектов.

Диалоговые окна.

Оформление Мicrosoft Windows. Linux.

Компьютерные вирусы: способы распространения, защита от вирусов.

Зачетные занятия по теме «Операционная система»

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

работать в среде операционной системы на пользователь­ском уровне.

Прикладное программное обеспечение

«Технология обработки текста». (3 часа)

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Назначение и основные функции.

Текстовый редактор Блокнот. Набор, редактирование и форматирование текста.

Текстовый процессор Microsoft Word (панель форматирования, строка меню, пункты, панель инструментов).

Практическая работа «Ввод и загрузка текста. Редактирование и форматирование заданного текста».

Практическая работа «Выбор параметров шрифта. Преобразование формата текстового файла. Вставка рисунков».

Практическая работа «Структура и стиль документа. Печать текста».


Основные элементы текста.

Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем.

Приемы редактирования.

Приемы форматирования текста. Стилевое оформление.

Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки.

«Технология обработки графики». (3 часа)

Графический редактор. Назначение и основные возможности.

Графический редактор Paint. Основные инструменты, операции.

Практическая работа «Свободное рисование, рисование линий, создание стандартных фигур, заливка областей, исполнение надписи».

Практическая работа «Сохранение рисунка. Операции с цветом. Работа с объектами».

Практическая работа «Вставка в текстовый документ. Распечатка графического файла на принтере с заданными параметрами печати».

Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

осуществлять простейшую обработку цифровых изображений

Компьютерные презентации (3 часа)

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации.

Практическая работа «Создание презентации с помощью Power Point. Рисунки и графические примитивы на слайдах».

Практическая работа «Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов».

Практическая работа «Использование анимации в презентациях».

Практическая работа «Создание прямых переходов между слайдами в презентациях».

Зачетное занятие: Демонстрация презентаций.

Иметь представление о технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

Назначение интерактивности. Способы настройки.

Настраивать анимацию объектов, слайдов.

Настраивать гиперссылки и управляющие элементы

«Технология обработки цифровой информации». (3 часа)

Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

Электронная таблица Excel. (типы числа, формулы, текста и формат данных).

Практическая работа «Вычисление с использованием стандартных функций».

Практическая работа «редактирование структуры таблицы. Построение диаграмм».

Практическая работа «Использование электронных таблиц для решения задач».

Вводить данные в ЭТ. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

Приводить примеры использования ссылок. Осуществлять заполнение ссылками ячеек ЭТ (автозаполнение).

Приводить примеры использования встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ. Решать расчетные задачи.

«Технология хранения, поиска и сортировки информации».

Информационные системы. СУБД MS Access (4 часа)

Информационно - поисковые системы (БД). Назначение и основные функции.

Режимы работы базы данных. Создание базы данных.

Практическая работа «Ввод и редактирование записи в БД».

Практическая работа «Сортировка и поиск записи в БД».

Учащиеся должны знать: понятие и назначение базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД); структурные элементы базы данных; виды моделей данных (иерархическая, реляционная ).

Учащиеся должны уметь: проектировать, создавать, редактировать базы данных; применять различные методы поиска информации; создавать запросы, формировать отчеты.

Компьютерные телекоммуникации. (4 часа)

Передача информации. Каналы связи.

Организация и структура

Глобальная компьютерная сеть Internet

Электронная почта и телеконференции

Поиск информации в сети Internet

Проверочная работа

Web – сайты и Web-страницы

Гиперссылки на Web-страницах

Инструментальные средства создания Web-страницы

Редактор Web-страниц Front Page

Работа в редакторе Web-страниц Front Page

Работа над проектом в редакторе Web-страниц Front Page

Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная коммуникационная среда;
понятие сервера и клиента сети;
виды компьютерных сетей;
характеристику каналов связи;
что такое Интернет, гипертекст, гиперссылка, Web-документ, его структура, программа-браузер;
система адресации в Интернете;
что такое домен и доменная система имен;
что такое язык HTML, тег, структурные теги;
что такое электронная почта, телеконференция

Учащиеся должны уметь:
находить определенную Web-страницу, сохранять ее в файле

создание ссылок; использование мастеров для создания Web-сайта, использование шаблонов страниц

Основы языка гипертекстовой разметки документов. (3 часа)

Понятие о языке HTML Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах.

Списки на Web-страницах

Формы на Web-страницах

Создание личной Web-страницы с использованием языка HTML

Понятие об языке гипертекстовой разметки документов. Теги HTML. Форматирование текста. Вставка изображений. Гиперссылки, списки, формы на WEB-страницах. Создание личной WEB-страницы. Творческая работа

  Основы социальной информатики. (2 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

 



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

1. Информация и информационные процессы

Вещество, энергия, информация - основные понятия науки. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационные основы процессов управления. Информационная культура человека. Информационное общество.

2. Представление информации

Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

3. Системы счисления и основы логики

Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
Основные логические элементы компьютера (регистр, сумматор).

4. Компьютер

Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.
Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Техника безопасности в компьютерном классе.

5. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование.
Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

6. Алгоритмизация и программирование

Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.
Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

7. Информационные технологии:

Технология обработки текстовой информации

  • Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.

Технология обработки графической информации

  • Представление графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.

Технология обработки числовой информации

  • Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.

Технология хранения, поиска и сортировки информации

  • Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.


Мультимедийные технологии

  • Способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.


Компьютерные телекоммуникации

  • Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW).Публикации в WWW. Поиск информации.



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства


  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Простой редактор Web-страниц.



Литература

    1. Федеральный Базисный Учебный План для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 9.03.04г. №1312).

    2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 5.03.04 № 1089).

    3. Приказ Департамента образования Ульяновской области от 20.06.2007 №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области»

    4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.


Литература для ученика

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 10 класс – М. Бином. Лаборатория знаний

  2. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 11 класс – М. Бином. Лаборатория знаний

  3. Н.Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» – М. Бином. Лаборатория знаний




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - -

Похожие:

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПрограмма основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconПояснительная записка по информатике статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям в X-XI классах на 2010 2015 учебный год. Пояснительная записка iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница