МОУ Липовская средняя общеобразовательная школа Пичаевского района Тамбовской области
Одобрена Утверждаю на заседании Директор школы ________ А.И.Морев педагогического совета «_____»____________2010г. МОУ Липовской СОШ Протокол № ____от__________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
в X-XI КЛАССАХ
на 2010 – 2015 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы); систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основное содержание
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Теория | Компьютерный практикум | 10 класс (35 часов) | Продолжение «Основы алгоритмизации, язык программирования БЕЙСИК (BASIC).» (15ч) | Повторение: Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Повторение: Алгоритмическая структура ветвления. Повторение: Алгоритмы содержащие повтор действий. Массивы. Описание массивов. Заполнение массивов. Составление программ и заполнение массивов по заданному условию. Заполнение двумерного массива и вывод его на экран. Составление простейших программ по обработке элементов массива. Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива. Упорядочение числового массива по возрастанию (убыванию). Составление программ с использованием упорядочения и поиска в массиве. Функции обработки символьных величин. Программы, содержащие строковые функции. Составление программ для обработки символьного и числового массива. К/р по теме «Массив» | Запись и отладка программ на Q BASIC | Основы логики и логические основы компьютера (12 ч) | Формы мышления Алгебра высказываний Логические выражения и таблицы истинности Логические функции. Определение истинности или ложности составных высказываний. Логические законы и правила преобразования логических выражений Приемы и способы, применяемые при упрощении логических формул. Решение логических задач Логические основы устройства компьютера. Основные логические элементы, их назначение и обозначение на схемах. Построение логических схем. Триггер и одноразрядный двоичный сумматор. Обобщение по теме «Основы логики и логические основы компьютера» Контрольная работа по теме «Основы логики и логические основы компьютера» | Учебно-контролирующие программы. | Информация и её измерение. Двоичное кодирование информации. (7 ч) | Понятие «информация». Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний Единицы измерения количества информации. Формула Шеннона Формы представления информации. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем Определение количества информации, представленной с помощью знаковых систем Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука Решение задач Контрольная работа по теме «Информация. Двоичное кодирование информации» | № 1. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний. № 2. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. № 3. Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации. № 4. Запись чисел в различных системах счисления. | 11 класс (35 часов) | Раздел «Основы алгоритмизации, язык программирования БЕЙСИК (BASIC).» | Операторы машинной графики ( 4 часа) | Соблюдение правил Т/Б в кабинете информатики. Графический режим работы. Операторы графики. Оператор DRAW. Построение изображений с помощью оператора DRAW. Построение движущегося изображения. Обобщение по теме «Операторы машинной графики». | Запись и отладка программ на Q BASIC Практическая работа «Построение изображений с помощью операторов графики». Практическая работа «Основные возможности и применение оператора DRAW ».
| Раздел «Программное обеспечение ЭВМ».
| Системное программное обеспечение (6 часов) | Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь. Программное управление работы компьютера. Программное обеспечение компьютера. Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка). Операционная система Мicrosoft Windows, Операционная система (Linux + KDE). Файловая структура (файловая система организации информации). Основные операции с файлами и папками в операционной системе. Создание новых объектов. Диалоговые окна. Оформление Мicrosoft Windows. Linux. Компьютерные вирусы: способы распространения, защита от вирусов. Зачетные занятия по теме «Операционная система» | Учащиеся должны знать/ понимать: назначение и функции операционных систем; какая информация требует защиты; виды угроз для числовой информации; физические способы и программные средства защиты информации; что такое криптография; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат. уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения; соединять устройства ПК; производить основные настройки БИОС; работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. | Прикладное программное обеспечение | «Технология обработки текста». (3 часа) | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Назначение и основные функции. Текстовый редактор Блокнот. Набор, редактирование и форматирование текста. Текстовый процессор Microsoft Word (панель форматирования, строка меню, пункты, панель инструментов). Практическая работа «Ввод и загрузка текста. Редактирование и форматирование заданного текста». Практическая работа «Выбор параметров шрифта. Преобразование формата текстового файла. Вставка рисунков». Практическая работа «Структура и стиль документа. Печать текста».
| Основные элементы текста. Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Приемы редактирования. Приемы форматирования текста. Стилевое оформление. Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки. | «Технология обработки графики». (3 часа) | Графический редактор. Назначение и основные возможности. Графический редактор Paint. Основные инструменты, операции. Практическая работа «Свободное рисование, рисование линий, создание стандартных фигур, заливка областей, исполнение надписи». Практическая работа «Сохранение рисунка. Операции с цветом. Работа с объектами». Практическая работа «Вставка в текстовый документ. Распечатка графического файла на принтере с заданными параметрами печати». | Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений | Компьютерные презентации (3 часа) | Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации. Практическая работа «Создание презентации с помощью Power Point. Рисунки и графические примитивы на слайдах». Практическая работа «Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов». Практическая работа «Использование анимации в презентациях». Практическая работа «Создание прямых переходов между слайдами в презентациях». Зачетное занятие: Демонстрация презентаций. | Иметь представление о технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение. Назначение интерактивности. Способы настройки. Настраивать анимацию объектов, слайдов. Настраивать гиперссылки и управляющие элементы | «Технология обработки цифровой информации». (3 часа) | Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Электронная таблица Excel. (типы числа, формулы, текста и формат данных). Практическая работа «Вычисление с использованием стандартных функций». Практическая работа «редактирование структуры таблицы. Построение диаграмм». Практическая работа «Использование электронных таблиц для решения задач». | Вводить данные в ЭТ. Устанавливать заданный формат данных в ячейках. Приводить примеры использования ссылок. Осуществлять заполнение ссылками ячеек ЭТ (автозаполнение). Приводить примеры использования встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ. Решать расчетные задачи. | «Технология хранения, поиска и сортировки информации». Информационные системы. СУБД MS Access (4 часа) | Информационно - поисковые системы (БД). Назначение и основные функции. Режимы работы базы данных. Создание базы данных. Практическая работа «Ввод и редактирование записи в БД». Практическая работа «Сортировка и поиск записи в БД». | Учащиеся должны знать: понятие и назначение базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД); структурные элементы базы данных; виды моделей данных (иерархическая, реляционная ). Учащиеся должны уметь: проектировать, создавать, редактировать базы данных; применять различные методы поиска информации; создавать запросы, формировать отчеты. | Компьютерные телекоммуникации. (4 часа) | Передача информации. Каналы связи. Организация и структура Глобальная компьютерная сеть Internet Электронная почта и телеконференции Поиск информации в сети Internet Проверочная работа Web – сайты и Web-страницы Гиперссылки на Web-страницах Инструментальные средства создания Web-страницы Редактор Web-страниц Front Page Работа в редакторе Web-страниц Front Page Работа над проектом в редакторе Web-страниц Front Page | Учащиеся должны знать: что такое компьютерная коммуникационная среда; понятие сервера и клиента сети; виды компьютерных сетей; характеристику каналов связи; что такое Интернет, гипертекст, гиперссылка, Web-документ, его структура, программа-браузер; система адресации в Интернете; что такое домен и доменная система имен; что такое язык HTML, тег, структурные теги; что такое электронная почта, телеконференция Учащиеся должны уметь: находить определенную Web-страницу, сохранять ее в файле создание ссылок; использование мастеров для создания Web-сайта, использование шаблонов страниц | Основы языка гипертекстовой разметки документов. (3 часа) | Понятие о языке HTML Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах Формы на Web-страницах Создание личной Web-страницы с использованием языка HTML | Понятие об языке гипертекстовой разметки документов. Теги HTML. Форматирование текста. Вставка изображений. Гиперссылки, списки, формы на WEB-страницах. Создание личной WEB-страницы. Творческая работа | Основы социальной информатики. (2 часа) | Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 1. Информация и информационные процессы Вещество, энергия, информация - основные понятия науки. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационные основы процессов управления. Информационная культура человека. Информационное общество. 2. Представление информации Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. 3. Системы счисления и основы логики Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере. Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Основные логические элементы компьютера (регистр, сумматор). 4. Компьютер Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Техника безопасности в компьютерном классе. 5. Моделирование и формализация Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей. 6. Алгоритмизация и программирование Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации. Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом. Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх). 7. Информационные технологии: Технология обработки текстовой информации Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст. Технология обработки графической информации Представление графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними. Технология обработки числовой информации Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач. Технология хранения, поиска и сортировки информации Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Мультимедийные технологии Способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.
Компьютерные телекоммуникации Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW).Публикации в WWW. Поиск информации.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП. Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат. Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире. Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики. Программные средства Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Простой редактор Web-страниц.
Литература Федеральный Базисный Учебный План для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 9.03.04г. №1312). Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 5.03.04 № 1089). Приказ Департамента образования Ульяновской области от 20.06.2007 №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области» Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.
Литература для ученика Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 10 класс – М. Бином. Лаборатория знаний Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 11 класс – М. Бином. Лаборатория знаний Н.Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» – М. Бином. Лаборатория знаний РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - - |