Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова




Скачать 305.11 Kb.
НазваниеПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
страница1/3
Дата24.09.2012
Размер305.11 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах”




Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова



Программа дисциплины




Когнитивная экономика



Москва

2003

Программа дисциплины “Когнитивная экономика” составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Инновационного проекта развития образования.


Авторы (составитель)

д.э.н., профессор Данько Т.П. , РЭА им. Г.В.Плеханова

д.т.н., профессор Абдикеев Нияз Мустякимович, РЭА им. Г.В.Плеханова


Научный редактор

д.э.н., профессор, Академик РАН Львов Д.С., академик-секретарь Отделения экономики РАН

____________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)


Рецензенты: __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)


I. Организационно-методический раздел


1. Цель курса

Основная цель – улучшение в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова качества образовательных услуг и обеспечение уровня образования, сопоставимого с образованием ведущих университетов мира.

Специфические цели:

Разработка учебного курса “Когнитивная экономика”, отвечающего современным требованиям и международным стандартам, в том числе:

  • разработка новой программы учебного курса “Когнитивная экономика”;

  • подготовка учебника “Когнитивная экономика”;

  • подготовка комплекта учебно-методических материалов (перечень тем

практических занятий, тем для написания рефератов и выполнения курсовых

работ, экзаменационные вопросы);

  • разработка программного обеспечения лабораторных работ, предназначенных для овладения навыками использования интеллектуальных технологий и когнитивных методов при решении управленческих задач в различных областях экономики;

  • апробация нового курса;

  • сбор материалов по итогам апробации, рецензий и экспертных заключений;

  • подготовка текста учебника с целью последующей публикации;

  • распространение всех учебных материалов членам УМО и участникам программ Инновационного проекта развития образования;

  • передача всех разработанных материалов в готовой для распространения и использования форме в НФПК.


2. Задачи курса

В результате создания учебного курса будет разработан и введен в учебный процесс новый учебный курс “Когнитивная экономика”, разработана программа этого учебного курса, подготовлен учебник “Когнитивная экономика”, комплект учебно-методических материалов (список экзаменационных вопросов, перечень тем для практических занятий и тем курсовых работ), программное обеспечение учебного курса, включающее лабораторные работы для овладения навыками использования интеллектуальных технологий и когнитивных методов при решении управленческих задач в различных областях экономики, а также компьютерная версия учебника. Реализация проекта приведет к повышению уровня качества образовательных услуг и усовершенствованию организации учебного процесса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об интеллектуальных когнитивных технологиях и наиболее

перспективных прикладных сферах их применения;

- знать основные методы разработки интеллектуальных информационных систем

(ИИС) и специфику актуальных проблемных областей;

- уметь работать с различными моделями представления знаний и обосновывать

выбор той или иной модели в зависимости от характера предметной области и

специфики решаемых задач, компоновать структуру прикладной ИИС;

- владеть навыками работы с основными инструментальными средствами для

проектирования ИИС;

- получить опыт проектирования и разработки демонстрационного прототипа ИИС

для конкретной предметной области;

- иметь представление о перспективных прикладных сферах применения

когнитивных технологий;

- знать основные методы разработки ИИС с учетом специфики актуальных

предметных областей и специфики решаемых задач;

- разрабатывать функциональную структуру прикладной ИИС используя новую

технологию решения задач управления;

- использовать интеллектуальные технологии и модели представления и обработки

знаний и эвристик при разработке автоматизированных интеллектуальных

информационных систем (АИИС) и систем поддержки решений;

- владеть навыками работы с основными инструментальными средствами для

проектирования ИИС.

Курс предназначен для подготовки магистров по направлению экономика, а также для широкого круга специалистов, заинтересованных в применении интеллектуальных систем и когнитивных методов для решения задач менеджмента.

Для повышения эффективности такой подготовки необходимо совершенствование учебного плана и программ с апробациями различных дисциплин специализации.


  1. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)1

1. Впервые изложение принципов построения систем поддержки решений для производства, бизнеса, маркетинга и финансового менеджмента сочетается как с рассмотрением задач, характерных для предметных областей, так и с анализом особенностей самих предметных областей возможного применения экспертных систем.

  1. Впервые в учебно-методической литературе вопросы разработки систем поддержки решений рассмотрены системно, с единых методических позиций использования когнитивных методов и систем управления знаниями для различных областей экономики: реального производственного сектора, финансовой сферы, фондового рынка.

  2. Впервые будет разработан курс “Когнитивная экономика” с пакетом учебно-методических материалов: программа курса, учебник, экзаменационные вопросы, перечень тем рефератов и курсовых работ, программное обеспечение для решения практических учебных задач, что позволит использовать новые подходы в экономическом образовании на базе современных информационных технологий.

Для проведения практических занятий разработаны темы заданий и обеспечивающее программное обеспечение лабораторных работ и кейс-технологий, предназначенных для овладения навыками использования интеллектуальных технологий и когнитивных методов при решении управленческих задач в различных областях экономики, что будет способствовать пониманию и закреплению у студентов как теоретического материала, так и практических навыков исследования реальных процессов и ситуаций с использованием фактических данных. Это позволит формировать и развивать у слушателей навыки решения конкретных проблем анализа и управления в различных областях экономики.


4. Место курса в системе социогуманитарного образования

Современные информационные процессы обязывают по-новому взглянуть на информационные технологии с позиций менеджера, предпринимателя, конечного пользователя.

Системы управления в бизнесе строятся на основе экономико-организационных моделей, так как управляющая система должна иметь представление об образе объекта. И поскольку модель в некоторой форме отражает реально протекающие процессы, возникает проблема ее адекватности. Традиционные детерминированные и стохастические модели все чаще не позволяют эффективно решать проблемы адекватности и учета трудно формализуемых факторов и рисков. Поэтому в настоящее время все большее распространение получают лингвистические и когнитивные модели, в частности, нечеткие и нейронные модели, а также модели искусственного интеллекта с использованием эвристик и знаний управленца высокой квалификации – эксперта.

Менеджер ведет систематический поиск информации и создает свою предпринимательскую базу знаний, которая формируется на основе информации и знаний об изменениях рыночной ситуации и среды функционирования. Таким образом, возникает проблема управления этой базой, т.е. менеджмент базы знаний корпорации (Knowledge Management).

Понимание этого факта привело к развитию специализированных программных систем - интеллектуальных систем. Подклассом таких систем являются экспертные системы (ЭС), каждая из которых является экспертом в некоторой достаточно узкой предметной области. Технологию построения ЭС часто называют “инженерией знаний”. С помощью интеллектуальных систем решаются задачи, относящиеся к классу неформализованных. При этом на основе базы знаний автоматически определяются не только факты, но генерируются новые знания путем логического вывода. ЭС часто используются как советчики в системах управления и поддержки решений и в качестве консультантов в гуманитарных и политологических системах.

Изменение технологии решения информационных задач связано с интенсивным развитием и внедрением в процессы решения управленческих задач новых информационных и глобальных сетевых технологий.

В связи с этим, на современном этапе развития информационных технологий и информатизации в сфере экономики и бизнеса важными проблемами являются:

  • разработка адекватных моделей проблемных сред для систем поддержки решений в различных областях предпринимательства на основе “мягких” вычислений (Soft computing): нечеткая логика (Fuzzy logic), нейронные сети (Neural networks), эволюционное программирование и генетические алгоритмы, интеллектуальный анализ данных (Data mining), обучающиеся алгоритмы, прогнозирование и вывод в условиях неопределенности на основе Байесовского подхода (Bayesian approach) ;

  • моделирование знаний, эвристик, представлений и восприятий менеджера или эксперта в сфере своей деятельности на основе когнитивных методов , с целью разработки высокоэффективных систем поддержки этих решений;

  • применение идей, средств и методов новой информационной технологии для интеллектуализации информационных систем в различных областях экономики и бизнеса и создания систем эффективного управления знаниями корпорации (Knowledge Management);

  • развитие методов экспертно-аналитического анализа информации (метод матричного позиционирования, методы качественно-экспертного прогнозирования) на основе принципов рефлективного поведения, самооценки и саморегулирования, для задач стратегического планирования и управления корпорацией на основе оценки и анализа рисков;

  • развитие электронного бизнеса и коммерции (E-commerce), внедрение новых технологий построения глобальных корпоративных сетей на основе вычислительных решеток (сетей) Grid (G-commerce) для задач стратегического планирования, управления и прогнозирования;

  • разработка систем анализа, оценки и прогнозирования финансовых, коммерческих и производственных рисков (риск-менеджмент) на основе Байесовских и интеллектуальных подходов;

  • внедрение интеллектуальных технологий управления обеспечивающими цепочками (Supply chain management) для задач маркетинга и менеджмента.

Важное значение приобретает анализ проблемных областей, в которых интеграция интеллектуальных технологий и информационных систем принесла бы ощутимый эффект. Наиболее перспективными областями экономики и бизнеса, где когнитивные и интеллектуальные технологии наиболее эффективны, являются: управление производством; производственное и внутрифирменное планирование; управление маркетингом и сбытом; финансовый менеджмент; риск-менеджмент; банковская сфера; торговля; фондовый рынок.

Разработчики систем искусственного интеллекта и интеллектуальных систем ставят своей задачей изменения традиционных подходов к системе взаимодействия человека и компьютера при решении задач принятия решений, обеспечения удобства и комфорта пользователя, повышения эффективности взаимодействия таких систем на основе когнитивных методов, возможности эффективного менеджмента глобальными информационными ресурсами и базами знаний корпорации для принятия эффективных решений, использование развитых сетевых технологий и новых форм ведения электронного бизнеса. Таким образом, речь идет о переосмыслении всей технологии обработки, хранения и представления информации пользователю с позиций новой информационной технологии.

Поэтому актуальным и своевременным является подготовки учебного курса “Когнитивная экономика”, в котором рассматриваются вышеназванные передовые технологии и подходы для управления современной экономикой и получения эффективных бизнес-решений. Эта дисциплина займет доминирующее место в группе дисциплин экономико-математического профиля в системе экономического образования при подготовке специалистов для современной Российской экономики.


5. Требования к уровню освоения содержания курса


Высокие.


II. Содержание курса


1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом)

Новизна курса и учебника состоит в следующем:

1. Впервые в научной литературе, посвященной управлению и принятию решений в экономике появится учебник, системно отражающий особенности применения интеллектуальных технологий и когнитивных методов при управлении сложными проблемными средами и предметными областями в экономике в условиях неопределенности, случайных возмущений и рисков.

2. Впервые при рассмотрении принципов построения систем принятия экономических решений учитываются такие факторы, как сложность проблемной области, размеры пространства состояний системы, степень влияния неопределенности и случайности при принятии решений, необходимость учета и оценки рисков, большие объемы трудно формализуемой и эвристической информации, необходимость получения прогнозов, принятие решений при дефиците времени.

3. Впервые в учебной литературе рассматриваются модели прогнозирования и анализа сценариев и рисков в условиях неопределенности с использованием имитационного моделирования, байесовского подхода и интеллектуальных технологий.

4. Впервые в рамках курса рассмотрены методы искусственного интеллекта применительно к фондовому рынку при анализе и оценке рисков. В этой связи рассматриваются задачи управления портфелем ценных бумаг и анализа и прогнозирования фондового рынка.

В связи с потребностями многократно возросшего спроса рынка труда на бизнес-аналитиков и специалистов по информационным технологиям, многие зарубежные вузы значительно увеличили объем часов, отводимых на изучение таких дисциплин, как информатика в экономике, экспертные системы, инженерия знаний, интеллектуальные информационные системы, управление базами данных и знаний, информационные системы менеджмента, электронный бизнес. К числу таких университетов относятся в первую очередь, Калифорнийские университеты Беркли и Санта Барбара, Стэнфорд, Принстонский университет, Массачусетский Институт Технологии (США); университеты Токио и Киото, университет Токай, университет коммерции и бизнес-администрирования г.Нагоя (Япония); Лондонский университет (Великобритания) и другие.

К настоящему времени накоплен и некоторый опыт преподавания таких курсов, как прикладные интеллектуальные системы, экспертные системы, инженерия знаний, инструментальные средства искусственного интеллекта и другие также и в России (МИФИ, МИРЭА, МЭСИ, МЭИ, МИЭМ, РГГУ и др.).

Учебный курс “Когнитивная экономика” учитывает требования национальной системы образования и опирается на результаты научных стажировок в ведущие университеты США, Канады и Европы, анализа учебных программ и материалов упомянутых университетов, информацию, представленную на сайтах в сети Интернет. Предполагается, что курс войдет в учебные планы экономических вузов при подготовке магистров по направлению экономика.

Предлагаемый к разработке новый курс и учебник по содержанию и структуре материала принципиально отличается от существующих. В нем впервые изложение принципов построения интеллектуальных систем на основе когнитивных методов для производства, маркетинга, бизнеса и финансового менеджмента сочетается как с рассмотрением задач, характерных для предметных областей, так и с анализом характера и особенностей самих предметных областей возможного применения таких систем. В этом смысле при проектировании интеллектуальных систем учитываются такие факторы, как сложность проблемной области, размеры пространства состояний системы, степень влияния неопределенности и случайности при принятии решений, необходимость учета и оценки рисков, большие объемы трудно формализуемой и эвристической информации, необходимость получения прогнозов, принятие решений при дефиците времени.

В экономически развитых странах в практике корпоративного планирования, прогнозирования и управления достаточно активно используются интеллектуальные технологии, системы анализа и управления рисками, системы управление базами знаний (Knowledge management), технологии глобальных корпоративных сетей, электронный бизнес, менеджмент обеспечивающих цепочек (Supply chain management) для управления маркетингом, производством и финансовыми транзакциями в многомерных экономических системах массового обслуживания.

Поэтому актуальность и своевременность подготовки учебного курса “Когнитивная экономика”, в котором рассматриваются вышеназванные передовые технологии и подходы для управления современной экономикой и получения эффективных бизнес-решений, не вызывает сомнений.

  1   2   3

Похожие:

Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” воронежский государственный университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Новосибирский Государственный Университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» российский университет дружбы народов
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница