«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович




Скачать 245.19 Kb.
Название«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович
Дата23.09.2012
Размер245.19 Kb.
ТипУрок


Управление образования администрации Куединского района


«Применение ИКТ на уроках технологии»


Работу выполнил:

Виноградов Дмитрий Владимирович,

учитель технологии,

II квалификационная категория

МОУ «Федоровская ООШ»


п. Куеда 2009

Оглавление

Ведение 3

Глава 1. Возможности использования ИКТ на уроках технологии. 7

Глава 2. Эффективность использования ИКТ на уроках технологии. 10

Глава 3. Варианты использования ИКТ на уроках технологии. 12

Заключение 24

Библиографический список. 25

ВВЕДЕНИЕ


Сегодня в  процесс  обучения  приходят  новые  информационные  компьютерные  технологии.  Они  основаны на сочетании  информационных  и  вычислительных  возможностей компьютеров,  средств  звукового  и  визуального  представления  информации.  Учитель  все  яснее  начинает  осознавать,  какие  возможности  дает  компьютер  для  повышения  эффективности  учебного  процесса,  освобождая  и  учителя,  и  ученика  от  многих  рутинных  операций,  и  расширяет  возможности  для  реализации  творческих  замыслов.
Компьютерные  технологии  открыли  новые  возможности  для  создания  самими  преподавателями  иллюстративного  наглядного  материала:  видеофильмов,  слайдов,  слайд – фильмов,  так  как  их нехватка  остро  ощущается  в  учебном  процессе.
В  настоящее  время  очень  популярны  такие  уроки,  где  весь  или  частично,  учебный  материал  представлен  в  программе  Power  Point (слайд – презентации).  Это  наиболее  удачная  форма  наглядных  пособий,  она  дает  возможность  продемонстрировать  поэтапно  в  движении  некоторые  процессы,  в  зависимости  от  темы,  так  как  схемы,  рисунки,  таблицы  и  т. п.  на  бумажных  носителях  быстро  выходят  из  строя  и  плохо  видны  с  последних  парт.  
Школьникам  нравится  работать  с  компьютером,  и  они  с  удовольствием  включаются  в    деятельность.  Стимуляция  познавательных  интересов  у  школьников  вызывается  новизной  наглядных  средств  обучения.   Систематичность  применения  ИКТ  способствует  формированию  у  школьников  умений  и  навыков  работы  с  компьютером. 
Презентация  может  оформляться  всевозможными  картинками,  схемами,  графиками,  таблицами  и  т. п.,  может  содержать  в  себе  кроссворды,  тесты  и  сопровождаться  звуками,  музыкой  и  речью,  что  позволяет  эмоционально  воздействовать  на  учащихся.  Она  позволяет    лучше  запечатлеть  в  сознании  учащихся  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть  какие - то  события,  факты,  схемы,  явления;  применить  игровой  момент.  Все  слайд – презентации  представляют  собой  структуру,  работая  с  которой  учитель  может  в  любом  месте  приостановить  показ,  вернуться  назад  или  вперед,  делая  при  этом  комментарии  по  теме.  Необходимо  отметить,  что  использовать  презентацию  возможно  как  фронтально  на  большом  экране,  так  и  индивидуально  для  каждого,  в  зависимости  от  уровня  подготовленности  учащихся  и  оснащения  компьютерного  класса. 
Применение  компьютеров  эффективно  на  всех  стадиях  педагогического  процесса:  на  этапе  предъявления  учебной  информации,  на  этапе  усвоения  учебного  материала  в  процессе  интерактивного  взаимодействия  с  компьютером,  на  этапе  повторения  и  закрепления  усвоенных  знаний  и  умений,  на  этапе  промежуточного  и  итогового  контроля  и  самоконтроля  достигнутых  результатов  обучения.  Такой  подход  позволяет  индивидуализировать  процесс  обучения.
Исследования  последних  лет  показали:  люди  усваивают  20%  услышанного,  30%  увиденного  и  более  50%  того,  что  одновременно  видели  и  слышали.  Поэтому  элементы  ИКТ  очень  важно  и  нужно  вводить  в  традиционный  урок. 
Разработка  презентации  для  урока  является  длительным  процессом,  который  требует  значительных  затрат  времени.  Но,  в  то  же  время  необходимо  отметить,  что  компьютер  в  значительной  мере  снижает  трудоемкость  оформления  создаваемых  схем,  образцов,  текстов,  таблиц,  графиков  и  рисунков.  Отснятые цифровыми  фото -  и  видеокамерами материалы    легче  обрабатывать  на  компьютере.  Возможности  сканера  позволили  вводить  в  компьютер  изображения:  иллюстраций  из  печатных  изданий,  фотографий,  а  графические  редакторы  -  устранять  в  них  дефекты,  выбирать  нужный  формат,  изменять  цвет,  удалять  лишние  детали,  вырезать  отдельные  фрагменты  и  составлять  из  них  отдельные  изображения.
Слайд - фильм,  или  презентация,  как    метод -  современен  и  перспективен,  он  позволяет  учителю  вносить  изменения,  уточнения,  позволяет  корректировать  его  в  любое  время,  обеспечить  лучшее  осмысление  и осознание той  информации,  которую  учитель  хочет  донести  до  школьников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся. 
Использование  компьютера  предъявляет  большие  требования  к  организации  учебного  процесса,  которая  должна  отличаться  четкостью,  продуманностью,  целесообразностью.
Существуют  некоторые  условия  успешного  (эффективного)  представления  наглядных  пособий  изготовленных  с   помощью  ИКТ  на  уроке:

  • Хорошее  обозрение  в  кабинете,  которое  обеспечивается  хорошей  видимостью  демонстрируемого  наглядного  пособия  путем  применения  ответствующих  красок  экраном - указателем  и  т. д.

  • Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.

  • Наглядное   пособие  демонстрируется  тогда,   когда  в  этом наступила   необходимость   по   времени   и   по   содержанию изучаемого материала.

  • Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.

  • Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

Слово предваряет,  сопровождает  и  заключает  демонстрацию наглядного пособия   представленного   в   виде   презентации.

  • В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно,  большее  количество  анализаторов:  зрение,  слух   др.;

  • Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата;

  • Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных),  необходимых для  выяснения   сущности   демонстрационных   явлений,   а   так   же   для   обобщения усвоенной учебной информации;

  • Систематичность   применения   наглядных   пособий   в виде презентации способствует формированию у студентов умений работать с ними;

  • Мелкие   объекты    использовать   в   качестве   раздаточных материалов;

  • Привлекать         самих   учеников   к   нахождению   желаемой   информации в наглядном пособии, постановка перед    ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые  информационные  технологии  помогают  найти  естественный  путь  превращения  школьников  в  активных  участников  учебного  процесса,  а  учителям помогают  совершенствовать  свой опыт и методику,  совершенствуя  таким  образом  и  сам  учебный  процесс.  


Глава 1

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

.

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием»

К.Д. Ушинский

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся,

привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практическихзадач.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд-фильмов. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации — важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию.

При объяснении нового материала и проведении практических работ по

разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Электронные таблицы Ехсеl можно применить для создания схем и рисунков для вышивки крестом, для расчета формул при построении конструкции швейных изделий. В этой программе легко создавать и различные орнаменты.

Графический редактор Раint можно использовать при создании схем для

лоскутной мозаики.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwег Роinт, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Например, «Правила техники безопасности при работе в кабинете технологии»,

Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет

процедуру подведения итогов выполненных работ и снижает количество ошибок при их оценке. Для создания программы компьютерного тестирования обычно привлекают программистов. Однако существуют компьютерные программные средства, позволяющие грамотному пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них — электронные таблицы Мicrosoft Ехсеl. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения. Ими можно воспользоваться и при подготовке тестов и контрольных

работ.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, таким образом, объяснение материала позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее.

Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации

современные компьютеры появились практически во всех школах и не только в кабинетах информатики. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании.


Глава 2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и

проведении уроков технологии, позволяют учителю:

• повысить интерес к предмету;

• сделать урок современным;

• доступным, для усвоения материала, учениками;

• возможность эмоционально и образно подать материал;

• установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;

• повысить учителю свою профессионально- педагогическую компетенцию.

Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

К. Д. Ушинский

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подготовки и проведения урока, раньше, учителю приходилось много времени тратить на поиски дидактического и методического материалов, дополнительной литературы, подготовки классной доски.

Это было крайне неудобно. Самая красочная книга с закладками, для демонстрации ученикам репродукций во время объяснения материала, сокращало драгоценное время отведенное для проведения практических, лабораторных работ на целых 20%

(это где – то около 20 минут).

Место использования ИКТ на уроке. В любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фрагментарно.

Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения. Это замечательно.

В настоящее время на уроках технологии используются презентации

созданные как учителями, так и учащимися. Пользоваться ими может каждый, кто хочет. Что это дает?

Большинство учителей технологии проводят уроки с применением мультимедийных презентаций, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.


Глава 3

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Он в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

  • Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

  • Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  1. Для более глубокого восприятия учебного материала;

  2. В проектной деятельности;

  3. В презентационной деятельности;

  4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

  5. При работе в локальной и глобальной сети.

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Для 10-11 классов – подробное изучение особенностей различных видов рукоделия, различных технологий обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем, рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

  • Обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей с применением ИКТ

Использование учебника по технологии под редакцией В.Д. Симоненко предполагает изучение в 10-м классе темы «Информационные технологии», что на более низком уровне дублирует курс «Информатики и информационных технологий». В старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

  1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

  2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

  3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

  4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

  • Развитие коммуникативных способностей

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-11-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Adobe PhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,

2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование  компьютера  предъявляет  большие  требования  к  организации  учебного  процесса,  которая  должна  отличаться  четкостью,  продуманностью,  целесообразностью.  Поэтому  не  нужно  перегружать  урок  его  использованием.  Кроме  того,  важно  во  время урока чередовать  работу  на  компьютере  с  другой  деятельностью  и  проводить  физкультминутки  в  целях  здоровьесберегающих  технологий.
«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. "Учитель" 2000 № 1, "Интерактивные методы обучения".

  2. "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".

  3. "Педагогика" 2000 № 7, "Интерактивные методы обучения".

  4. "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".

  5. "Новые педагогические и информационные технологии" Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.

  6. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.,1998

  7. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 1970

  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1982

  9. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.,1981

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987

11. Школа и производство. Научно – методический журнал.2006 – 2008г.



Похожие:

«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconВиктор Владимирович Виноградов: мир его мыслей – русский язык
Виноградов, В. В. Из истории изучения русского синтаксиса : (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова) / В. В. Виноградов. – М. Изд-во...
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconОтчет Тема: «Применение икт на уроках географии, как способ развития познавательной активности обучающихся»
Ii. Применение икт на уроках географии, как способ развития познавательной активности обучающихся
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconДмитрий Владимирович роль информационных технологий в повышении международной конкурентоспособности
Активное развитие информационно-коммуникационных технологий (икт) в конце xx–начале XXI вв позволяет рассматривать их и с точки зрения...
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconИнформационные технологии для новой школы
...
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconПрименение икт на уроках биологии в 7 классе, как средство повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности

«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconПрименение икт на уроках биологии при подготовке к егэ
Можно применять икт в различных направлениях: при проведении уроков, при подготовке учащихся к олимпиадам и к егэ
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconЛичный перспективный план по самообразованию Автор: Шкурова Татьяна Михайловна, учитель
Тема: Формирование математических компетенций у учащихся через применение икт на уроках математики
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconКраткое содержание проекта Данное занятие проводится на уроках «Информатика и икт»
Данное занятие проводится на уроках «Информатика и икт» в 11 классе, в рамках темы «Электронные таблицы ms excel». Занятие подразумевает...
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconОпыта Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии и применение икт
Дымура Любовь Анатольевна, учитель географии моу боош, стаж – 30 лет, преподаваемые предметы – география, биология
«Применение икт на уроках технологии» Работу Виноградов Дмитрий Владимирович iconУрок изложения нового материала
Применение и использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики для повышения качества обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница