Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С




НазваниеОбществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С
страница1/7
Дата30.08.2012
Размер1.07 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
ЕГЭ


обществознание


интенсивный курс


Авторы:

Александрова И.Ю., Андреева В.В., Глазунова Н.И.,

Князев В.Н., Копылова А.Н., Лозовский Л.Ш., Омельченко Н.А.,

Сапожникова Н.Т., Фролов С.С.


Раздел первый


Рекомендации
для подготовки к экзамену



Обязательный минимум содержания обществовед­ческого образования1


Общество. Взаимосвязь природы и общества. Основные сферы жизни общества. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. НТР и ее социальные последствия. Глобальные проблемы человечества. Многообразие и единство мира.

Человек, личность. Деятельность человека, ее основные виды. Потребности и способности человека. Познание человеком мира и самого себя. Духовная жизнь человека. Свобода и ответственность. Человек в группе. Межлично­стные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их разрешение. Выбор жизненного пути.

Культура. Духовная жизнь общества. Образование. Самообразование. Наука в современном обществе. Искусство, его виды и место в жизни человека. Религия, ее роль в жизни общества. Мораль. Проблемы смысла жизни. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность. Моральный выбор. Особенности развития российской культуры на современном этапе.

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Экономические системы. Собственность и ее формы. Потребитель. Производство. Производитель. Предпринимательская деятельность. Издержки производства. Рыночная экономика. Обмен. Типы рынков. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Деньги и денежная политика. Бюджет семьи. Экономический рост. Безработица. Экономика переходного периода в России.

Структура общества. Социальные отношения. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения. Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы брака и семьи. Этнос. Нация. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Социальная политика. Развитие социальных отношений в современной России.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Разделение властей. Государство, формы правления. Суверенитет. Национально-территориальное устройство государ­ства. Политические режимы. Гражданин. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии и движения. Многопартийность. Политические реформы в современной России.

Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Право и закон. Конституция — основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президент­ства. Местное самоуправление. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Права ребенка. Защита прав человека. Гражданское общество и правовое государство. Преступление. Административный проступок. Юридическая ответ­ственность. Правоохранительные органы.


Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки


Выпускникам для сдачи ЕГЭ по обществознанию предлагается:

знать основные обществоведческие термины, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

называть, перечислять изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

сравнивать изученные социальные объекты, выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;

характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;

объяснять изученные социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные как внутренние, так и внешние связи;

приводить собственные примеры, т. е. пояснять, иллюстрировать, аргументированно раскрывать изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.


Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускниками основной школы учитывают необходимость ограничиться доступными измерению наборами знаний и умений по всем разделам обществоведческого курса. При этом измерение должно быть проведено объективно путем сопоставления результатов.

В качестве одного из минимальных требований выделено знание терминов, поскольку знание научной терминологии дает возможность ориентироваться в содержательных тематических текстах, быть способным к продолжению образования в высшей школе. Знать основные обществоведческие термины — значит распознавать и правильно употреблять их в различных случаях. В число терминов, обязательных для усвоения, отбирались, с одной стороны, наиболее значимые для каждого раздела, а с другой — такие, владение которыми на уровне узнавания, запоминания и воспроизведения необходимо для успешного продвижения к знанию важнейших понятий обществознания. Важно знание персоналий, авторов отдельных обществоведческих теорий, ибо в сознании сущность, содержание теории ассоциируется с именем автора.

Сравнение как проявление достижений обществоведческой подготовки предполагает успешность в выявлении сходных или разных сторон, признаков, свойств социальных объектов, изученных в обществоведческих учебных курсах. Сравнивать указанные социальные объекты — значит умело выявлять их отличия и сходство определенного объекта с другими. При этом экзаменуемые могут проявлять это умение как воспроизводя известные им образцы сравнения, так и применяя его к новым примерам. При проверке данного умения выявляется также овладение экзаменуемым в рамках ЕГЭ умением разделять объект изучения на составляющие элементы так, чтобы становились ясными его структура, взаимосвязи элементов, принципы построения целого.

Умение приводить примеры предполагает пояснение изученных теоретических положений и социальных норм на соответствующих фактах, конкретных проявлениях. Важнейшей стороной проверки этого умения является соответствие примера объекту контроля, т. е. тому положению теории, которое проверяется с его помощью. Минимальному уровню соответствует умение верно указать пример вне зависимости от того, является ли этот пример знакомым ученику или нет.

Особое место среди показателей овладения минимумом содержания обществоведческого образования занимает умение оценивать различные социальные объекты. Именно по отношению к многообразию содержательных обществоведческих объектов могут быть применены различные виды оценок: оценки внешнего мира (предметов, явлений, ситуаций, по­ступков и действий человека); самооценки (оценки собственных возможностей, состояний, поступков и их последствий); рефлексивные оценки (предвидение и учет того, как действия могут быть оценены другими людьми). Оценка изученных социальных объектов и процессов может быть отражена в высказываниях об их ценности, уровне или значении. Однако при проверке обязательных результатов обучения стандартизованными средствами достаточно ограничиться выявлением умения выделять в тексте оценочные суждения о тех смысловых, содержательных элементах, которые могут быть представлены в подобных текстах.

Ниже приведены конкретные требования к уровню обществоведческой подготовки экзаменуемых в рамках ЕГЭ по главным содержательным линиям учебной дисциплины2.


Общество


Знать термин «общество».

Называть основные сферы жизни общества.

Сравнивать традиционное, индустриальное, постинду­стриальное (информационное) общество.

Объяснять взаимосвязь природы и общества.

Характеризовать основные сферы жизни общества.

Характеризовать глобальные проблемы человечества.

Приводить примеры многообразия и единства мира.

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных по­следствиях НТР.


Человек


Знать термин «личность».

Называть основные виды деятельности человека.

Называть роли человека в группе.

Сравнивать различные уровни проявления способностей.

Сравнивать виды межличностных отношений.

Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности.

Характеризовать понятие «человек».

Характеризовать понятие «личность».

Характеризовать самопознание.

Характеризовать общение.

Приводить примеры потребностей человека.

Приводить примеры проявления ответственности.

Выделять в тексте оценочные суждения о выборе жизненного пути.


Духовно-нравственная сфера общества


Знать термин «культура».

Знать термин «религия».

Знать термин «мораль».

Называть основные элементы системы образования.

Называть мировые религии.

Называть основные нормы морали.

Сравнивать нормы морали и права.

Объяснять особенности современной науки.

Характеризовать духовную жизнь человека.

Характеризовать духовную жизнь общества.

Характеризовать искусство.

Характеризовать самообразование.

Приводить примеры морального выбора.

Выделять в тексте оценочные суждения о моральном выборе.


Экономическая сфера жизни общества


Знать термин «экономика».

Знать термин «собственность».

Знать термин «деньги».

Знать термин «издержки производства».

Знать термин «государственный бюджет».

Знать термин «налоги».

Называть факторы производства.

Называть способы воздействия государства на экономику.

Называть нормы трудовой этики.

Называть основные нормы правового регулирования трудовых отношений.

Сравнивать основные формы собственности.

Сравнивать рыночную экономику с планово-директивной.

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Объяснять роль экономики в жизни общества.

Объяснять связь цены со спросом и предложением.

Объяснять причины безработицы.

Характеризовать ограниченность ресурсов.

Характеризовать рыночную экономику.

Характеризовать конкуренцию.

Характеризовать прибыль.

Характеризовать предпринимательскую этику.

Характеризовать бюджет семьи.

Приводить примеры предпринимательской деятельности.

Выделять в тексте оценочные суждения о правах потребителя.

Социальная сфера общества


Знать термин «этнос».

Знать термин «нация».

Называть основные социальные нормы.

Называть основные нормы этики семейных отношений.

Называть основные направления социальной политики.

Сравнивать пути решения социальных конфликтов.

Объяснять причины межнациональных конфликтов.

Характеризовать социальные отношения.

Характеризовать социальный статус.

Характеризовать семью как малую группу.

Характеризовать основные нормы правовых основ брака.

Характеризовать межнациональное сотрудничество.

Приводить примеры больших и малых социальных групп.

Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.


Политико-правовая сфера жизни общества


Знать термин «политическая власть».

Знать термин «разделение властей».

Знать термин «суверенитет».

Знать термин «демократия».

Знать термин «выборы».

Знать термин «референдум».

Знать термин «норма права».

Знать термин «закон».

Знать термин «юридическое лицо».

Знать термин «местное самоуправление».

Называть формы правления.

Называть формы национально-территориального устрой­ства государства.

Называть основные отрасли права.

Называть органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ.

Называть основные функции Президента Российской Федерации.

Называть важнейшие права ребенка.

Сравнивать политические режимы.

Сравнивать преступление и административный проступок.

Объяснять роль политики в жизни общества.

Характеризовать политику.

Характеризовать государство.

Характеризовать человека как гражданина.

Характеризовать право.

Характеризовать Конституцию как основной закон государства.

Характеризовать основы конституционного строя РФ.

Характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти.

Характеризовать международное гуманитарное право.

Характеризовать гражданское общество.

Характеризовать правовое государство.

Приводить примеры участия граждан в политической жизни.

Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних.

Выделять в тексте оценочные суждения о способах защиты прав человека.


Примерная программа учебного курса по обществознанию


Предлагаемая примерная программа построена на основе обязательного минимума обществоведческого образования.

Содержание программы несколько шире обязательного минимума. Поскольку образовательный потенциал школьного обществознания за отведенное в программе время в полной мере реализован быть не может, целесообразно ориентироваться на следующие цели курса:


создание условий для социализации личности;

формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.


Распределение учебных часов на разделы программы является условным.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconИнтенсивный курс повышения грамотности М. А. Павлова Интенсивный курс повышения грамотности на основе нлп москва
Но если можно учить легко и успешно, то что мешает вам сделать это? Когда вы закончите чтение, возможно, у вас появятся свои собственные...
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconСборник задач и заданий по начертательной геометрии / О. В. Георгиевский, Т. М. Кондратьева. Справ изд М. Архитектура-С, 2006. 126, [2] с ил
Методы нанолитографии : достижения и перспективы / Г. С. Константинова, В. Н. Лозовский, Л. С. Лунин, С. В. Лозовский. Ростов н/Д....
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconАндреева Е. В. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие. / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина
Комбинаторные задачи: материалы для подготовки школьников к олимпиадам по информатике. / Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика»,...
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconРабочая программа По английскому языку
«Новые государственные стандарты по иностранному языку» Москва, «Астрель», 2006 год. Авторы И. Л. Бим, М. З. Биболетова, В. В. Копылова,...
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconДэвид Майерс Социальная психология. Интенсивный курс. Exploring Social Psychology Изучаем социальную психологию
Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconСписок элективных курсов и научной литературы издательства «бином. Лаборатория знаний» к специальностям высшего профессионального образования по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г
Андреева Е. В. Математические основы информатики. Элективный курс : учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина....
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconУникальный стихотворный начальный интенсивный курс разговорного английского языка с песнями на все грамматические и лексические темы. Английский за месяц? Элементарно!
...
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconФролов И. Т. и др. 3-е изд
Введение в философию: Учеб пособие для вузов / Авт колл.: Фролов И. Т. и др. 3-е
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconСписок литературы
Фролов С. А. Начертательная геометрия: учебник для вузов/ С. А. Фролов. М.: Машиностроение 1978. 240 с: ил
Обществознание интенсивный курс Авторы: Александрова И. Ю., Андреева В. В., Глазунова Н. И., Князев В. Н., Копылова А. Н., Лозовский Л. Ш., Омельченко Н. А., Сапожникова Н. Т., Фролов С. С iconО. И. Глазунова логика метафорических преобразований
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница