1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться




Скачать 177.45 Kb.
Название1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться
Дата23.09.2012
Размер177.45 Kb.
ТипДокументы



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Согласно ГОС ВПО в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться:

«Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение.

Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы. Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).

Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта.

Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения.

Перспективы развития вычислительных средств. Технические средства человеко-машинного интерфейса».


1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель дисциплины — дать студентам знания в области вычислительных систем, компьютерных сетей и телекоммуникаций и научить работать с современными средствами телекоммуникаций, в локальных и глобальных компьютерных сетях.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Вычислительные системы, сети, и телекоммуникации» студент должен:

знать:

информационно-логические основы ЭВМ;

физические основы вычислительных процессов;

основные принципы организации и функционирования ЭВМ и вычислительных систем;

типы и архитектуру компьютерных сетей;

иметь представление:

о подключении и настройках дополнительных устройств в существующую информационную сеть;

о настройках ОС семейства WINDOWS, LINUX для работы в сети;

уметь:

работать на ПК и с периферийными устройствами ПК: принтером, сканером;

работать в локальных и глобальных компьютерных сетях;

с техническими и программными сетевыми средствами;

с прикладным сетевым программным обеспечением.


1.3. Перечень необходимых дисциплин

Изучение дисциплины «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» базируется на знаниях студента, полученных в школе по предмету «Информатика». Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами: «Логика», «Информатика и программирование», «Архитектура ЭВМ», «Операционные системы, среды и оболочки».

В основу программы положены разработки ведущих ученых и специалистов в области современных компьютерных и информационных технологий: Бройдо В.Л., Олифера В.Г., Глушкова В. М., Макаровой Н.В., Симоновича С.В. и др.


Тематическое распределение аудиторных занятий

(1 семестр)




п/п

Темы

Количество часов

лекции

лаб. работы

1

Физические основы вычислительных процессов.

2

-

2

Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин.


2

-

3

Основы построения и функционирования вычислительных машин: информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода.

4

4

4

Периферийные устройства.


2

4

5

Программное обеспечение.


6

6

Итого:


16

14


(2 семестр)




п/п

Темы

Количество часов

лекции

лаб. работы

1


Классификация и архитектура вычислительных сетей. Техническое, информационное и программное обеспечение сетей.

2

-

2

Структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).


4

6

3

Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта.

4

8

4

Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения.


2

-

5

Перспективы развития вычислительных средств. Технические средства человеко-машинного интерфейса.


4

-

Итого:


16

14

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем лекций, их краткое содержание


Тема 1. Физические основы вычислительных процессов

Понятие об информации. Системы счисления. Обоснование применения двоичной системы счисления. Арифметические и логические операции. Формы представления информации в ВС. Алгоритмы и программы. Система команд.


Тема 2. Основы построения и функционирования вычислительных машин

Элементная база ВС. Краткий обзор развития ВС. Поколения вычислительных машин. Общие принципы построения и архитектуры вычислительных машин.

Классическая архитектура ЭВМ и принципы Фон-Неймана.

Информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода.

Типы микропроцессоров. ЦП: арифметико-логическое устройство (АЛУ), устройство управления (УУ). Структура микропроцессора. Последовательность работы блоков ПК. Функционирование ЭВМ с шинной организацией.

Работа микропроцессора с памятью. Методы адресации. Форматы данных. Обработка прерываний.


Тема 4. Периферийные устройства.

Устройства ввода информации: клавиатуры, специальные манипуляторы, сканеры, цифровые фотокамеры.

Устройства вывода информации: принтеры, их разновидности.

Устройства хранения информации: стримеры, ZIP-накопители, Магнитооптические устройства, CD и DVD диски, флэш-драйверы, внешние HD.

Устройства обмена информации: модемы, их разновидности.


Тема 5. Программное обеспечение.

Базовое, системное, служебное и прикладное ПО. BIOS. Назначение и основные функции ОС. Виды служебного ПО. Прикладное ПО: MS Office: Word, Excel, Access, PowerPoint.


Тема 6. Классификация и архитектура вычислительных сетей. Техническое, информационное и программное обеспечение сетей.

Коммуникационная среда и передача данных. Архитектура вычислительных сетей. Эталонные модели взаимодействия систем. Протоколы компьютерной сети. Классификация и архитектура вычислительных сетей. Техническое, информационное и программное обеспечение сетей.

Файл-сервер и рабочая станция. ОС Novell NetWare, UNIX, LINUX, Windows NT, Windows 2000. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях.


Тема 7. Структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).

Особенности организации ЛВС. Типовые топологии и методы доступа ЛВС. Объединение ЛВС. Региональная сеть. Глобальная сеть – Интернет. Структура и система адресации. Способы организации передачи информации.


Тема 8. Структура и характеристики систем телекоммуникаций

Понятие телекоммуникационных систем (ТКС). Структура ТКС. Каналы связи: типы, основные характеристики. Коммутация каналов, коммутация сообщений, коммутация пакетов. Адресация. Коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта: принципы организации, Outlook Express.


Тема 9. Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения.

Основные понятия и определения. Показатели эффективности. Пути повышения эффективности средств вычислительной техники. Эффективность эргономического обеспечения вычислительных систем и сетей. Мультиканальные широкополосные радио-, волоконно-оптические и инфракрасные каналы обмена информацией.


Тема 10. Перспективы развития вычислительных средств. Технические средства человеко-машинного интерфейса.

Перспективы развития ПЭВМ. Вычислительные системы. Поколения вычислительных средств. Искусственный интеллект. Территориально-распределенные многомашинные вычислительные системы. СуперЭВМ миниатюрные ПК. Нейрокомпьютеры. Технические средства человеко-машинного интерфейса: встроенные сетевые и видеоинтерфейсы, средства мультимедиа. Системы сверхскоростных широкополосных информационных магистралей.


Вопросы для подготовки к зачету (№1-50) и экзамену


  1. Что такое распределенная обработка данных?

  2. Что такое многомашинный вычислительный комплекс?

  3. Что такое компьютерная (вычислительная) сеть?

  4. Каковы особенности, отличающие сеть от многомашинного вычислительного комплекса?

  5. Приведите классификацию компьютерных сетей.

  6. Что такое глобальная компьютерная сеть, региональная компьютерная сеть, локальная вычислительная сеть (ЛВС)?

  7. Назовите основные элементы компьютерной сети.

  8. Что такое абонентская система?

  9. Назовите основные компоненты коммуникационной сети.

  10. Что такое симплексная, полудуплексная, дуплексная передача?

  11. Как передаются данные в асинхронном, синхронном режиме?

  12. Назовите основные аппаратные средства систем передачи данных.

  13. Что такое скорость передачи данных?

  14. Что такое пропускная способность канала связи?

  15. Что такое достоверность передачи информации?

  16. Что такое надежность системы передачи данных?

  17. Что такое звено данных? Назовите типы звеньев данных.

  18. Зачем необходимо управление работой звена данных?

  19. Что такое режим подчинения, режим соперничества?

  20. Что такое открытая система?

  21. Назовите основные формы взаимодействия абонентских ЭВМ в сети.

  22. Что такое архитектура вычислительной сети?

  23. Что представляет собой эталонная модель взаимодействия открытых систем? Каковы основные функции верхних уровней эталонной модели, а также уровней транспорт го, сетевого, канального, физического?

  24. Что такое протокол?

  25. Зачем вводятся стандарты для протоколов?

  26. Назовите типы протоколов канального уровня.

  27. Приведите основные стандарты протоколов вычислительных сетей.

  28. Назовите основные типы физической передающей среды для ЛВС.

  29. Дайте характеристику витой пары проводов, коаксиального кабеля, оптоволоконного кабеля.

  30. Что такое топология сети и каковы особенности кольцевой, шинной, звездообразной топологии?

  31. Охарактеризуйте основные методы доступа к передающей среде.

  32. В каких областях и почему применяются ЛВС?

  33. Почему возникает проблема объединения компьютерных сетей, и какие технические средства используют для их объединения?

  34. Что представляет собой локальная компьютерная сеть Novell?

  35. Какие требования предъявляются к файл-серверу, рабочим станциям?

  36. Что такое технология клиент-сервер?

  37. Какова структура сетевой операционной системы NetWare?

  38. Что включает в себя оболочка рабочей станции?

  39. Что представляет собой распределенная служба каталогов NDS?

  40. Как организована файловая структура NetWare?

  41. Что такое сетевые утилиты?

  42. Для чего необходима защита сетевых ресурсов в локальной сети?

  43. Что значит защита паролем пользователя?

  44. Что такое право доступа? Типы прав доступа. Как построена защита каталогов и файлов?

  45. Что такое атрибуты файлов и каталогов?

  46. Как организована защита с помощью атрибутов?

  47. Как пользователь может узнать свои права доступа в сети?

  48. Кто определяет и меняет права доступа в сети?

  49. Как пользователь может идентифицировать себя в сети с рабочей станцией?

  50. Какие команды обеспечивают вход в сеть и выход из сети?

  51. Что такое глобальная компьютерная сеть Интернет?

  52. Как работает электронная почта?

  53. Как можно передавать файлы по Интернет?

  54. Что такое World-Wide-Web?

  55. Что такое телеконференции?

  56. Состав и структура Интернет.

  57. Кому принадлежит Интернет?

  58. Какие организации осуществляют контроль над Сетью?

  59. Доменная система имен.

  60. Узлы Интернет.

  61. Имена в Интернет.

  62. Принципы построения сети и иерархия протоколов в Интернет.

  63. Протоколы TCP/IP, их назначение. Стек протоколов TCP/IP.

  64. Система адресации IP.

  65. Система адресации DNS.

  66. Обзор услуг сети Интернет.

  67. Понятие Web-сервера.

  68. Понятие Web-сайта.

  69. Понятие Web-страницы.

  70. Служба Интернет-Web-технология.

  71. Служба Интернет-электронная почта.

  72. Службы Интернет: новости, электронные доски объявлений, видеоконференции.

  73. Служба передачи файлов FTP.

  74. Подключение к сети Интернет.

  75. Виды доступа к сети Интернет.

  76. Доступ по коммутируемым линиям и цифровая сеть комплексного обслуживания ISDN.

  77. Доступ по ассиметричной схеме через спутниковую тарелку.

  78. Подключение нескольких компьютеров через один канал доступа.

  79. Аппаратные средства для подключения через коммутируемый канал.

  80. Модемы. Принцип работы.

  81. Внешние и внутренние модемы.

  82. Soft-модемы.

  83. Установка модема.

  84. Подключение к компьютеру провайдера.

  85. Функции провайдера.

  86. Маршрутизатор. Для чего он предназначен?

  87. Что такое динамическая маршрутизация?

  88. Порядок создания и настройки соединения удаленного доступа.

  89. Netscape Navigator. Назначение и состав.

  90. MS Internet Explorer. Назначение и состав.

  91. Преимущества и недостатки программ-браузеров Netscape Navigator и MS Internet Explorer.

  92. Способы ускорения работы программ-браузеров.

  93. Поисковые системы в Интернет.

  94. Поисковые каталоги в Интернет.

  95. Стратегия поиска в Интернет.

  96. Файловые архивы. Команды FTP.

  97. Использование электронной почты для доступа к FTP-архивам.

  98. Понятие гипертекста.

  99. HTML-редакторы.

  100. Создание гипертекстовых документов с использованием MS FRONT PAGE.

  101. Использование офисных программных продуктов при создании и редактировании Web–страниц.

  102. Особенности защиты информации в Интернет.

  103. Показатели эффективности телекоммуникационных вычислительных сетей.

  104. Основные направления развития ТВС.

  105. Назначение языка HTML.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1) Общие положения

Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной повседневной работы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, а также структуре и содержанию курса.

2) Работа с конспектом лекций

Просмотрите конспект сразу после занятий и отметьте материалы лекций, вызывающие затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы используя материалы предлагаемой литературы. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по предлагаемому списку контрольных вопросов.

3) Выполнение лабораторных работ

Перед посещением лаборатории обзаведитесь всем необходимым методическим обеспечением, изучите теорию вопроса, предлагаемого к исследованию, ознакомьтесь с руководством по соответствующей работе и подготовьте протокол проведения работы, в который необходимо занести: название работы; цель работы; схемы исследуемых элементов систем; заготовки таблиц для заполнения экспериментальными данными наблюдений; расчетные формулы.

Оформление отчетов должно производиться после окончания работы при наличии свободного времени или дома.

Для подготовки к защите отчета следует проанализировать экспериментальные результаты, сопоставить их с известными теоретическими положениями или эмпирическими справочными данными, обобщить результаты исследований в виде лаконичных выводов по работе, подготовить ответы на вопросы, приводимы в методических указаниях к выполнению лабораторных работ.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Гришин В.Н. Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: «Форум-Инфра-М», 2005

  2. Еременко А., Шашков Р. Разработка бизнес-приложений в Microsoft business solutions - Axapta версия 3.0. М.: «Альпина бизнес букс», 2005г.

  3. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005.

Дополнительная литература

  1. Информатика. Общий курс / Под ред. В.И. Колесникова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К; Наука-Пресс, 2008. - 400 с.

  2. Информатика. Учебник. Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. ¬ М.: Финансы и статистика, 2004. ¬ 768 с.

  3. Информатика. Базовый курс. Под ред. Симоновича С.В. ¬ СПб.: Питер, 2003. ¬ 640 с.

  4. Гук М. Аппаратные средства PC: Энциклопедия. ¬ СПб.: Питер, 1999 г. ¬ 816 с.

  5. Журналы: Мир ПК, КомпьютерПресс, Хард-н-софт.

  6. Делев В.А. Информатика. Част 1. Основы персонального компьютера. Операционные системы. ¬ Уфа: УГАЭС, 2007. ¬ 108 с.

  7. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. Математика и информатика. Часть 4. Учебное пособие. ¬ Уфа: УГАЭС, 2007. ¬ 98 с.

  8. Баталов С.А., Исхаков З.Ф., Абросимова М.А. Информатика. Часть 3. Прикладное программное обеспечение. ¬ Уфа: УГАЭС, 2006. ¬ 145 с.

  9. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002.

  10. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.– СПб.: Питер, 2001.

  11. Цилькер Б.Я., Орлов С.А. Организация ЭВМ и систем. СПб.: Питер, 2002.

  12. Пятибратов А.П., Гудыно П.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  13. Могилев А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Под ред. Е.К. Хеннера. -3-е изд., перераб. и доп. ¬М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 848 с



АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится по тестам, банк данных состоящий из 200 вопросов. Основой для определения оценки на экзаменах служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем на затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими трудностями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

Неявка студента на экзамен отмечается в аттестационной ведомости словами «неявка» и в случае последующего выявления неуважительной причины деканом факультета проставляется неудовлетворительная оценка.



Похожие:

1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться icon1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе дисциплина «Вычислительные системы и телекоммуникации» является одной из основных в составе цикла
«Вычислительные системы и телекоммуникации» является одной из основных в составе цикла дисциплин направления, изучаемых в рамках...
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconУчебное пособие по курсу вычислительные системы, сети и телекоммуникации
«Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» раздел «Информационно-вычислительные сети». В первой части пособия содержится базовая...
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconЗадачи изучения дисциплины Цель дисциплины показать место русского языка в системе родственных мертвых и живых славянских языков
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconУчебно-методический комплекс дисциплины вычислительные системы, сети и телекоммуникации Специальность: 080801. 65 «Прикладная информатика (в менеджменте)»
Архитектурные особенности и организация функционирования вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные...
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconПрофессионального цикла «Операционные системы и сети» (3 з е.) Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Операционные системы и сети»
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Операционные системы и сети» относится к профессиональному циклу и имеет своей целью изучение...
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №1, 2
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №1, 2
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе согласно гос впо в дисциплину «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» должно включаться iconПрограмма дисциплины «Компьютерная графика» для направления 230101. 65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230101. 65 «Вычислительные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница