Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения




Скачать 274.69 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
страница1/3
Дата30.08.2012
Размер274.69 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова


Кафедра истории и социологии




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

для студентов заочного отделения




Пермь, 2009




Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения ПГСХА доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой Ивановной


Ответственный за выпуск – к.и.н., доцент Т.С. Волкова




Методическое пособие утверждено на заседании кафедры истории и социологии «_____» ____________ 200 г. и одобрено методической комиссией землеустроительного факультета


ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЦЕЛЯХ РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ В ИСТОРИИ РОССИИ, ИХ ХРОНОЛОГИИ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ИТОГАХ. В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТ ЗНАКОМИТСЯ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ, ДАТАМИ И СОБЫТИЯМИ, ОБЛАДАЕТ НАВЫКАМИ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ И ЛИТЕРАТУРОЙ, ФОРМИРУЕТ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОЗНАЕТ ЛОГИКУ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций/ Под ред. А.А. Радугина. М. 1997.

История России. Курс лекций по истории России/ Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1993.

История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

История России с древних времен до наших дней/ Под ред. Орлова А.С. и др. М.: Проспект, 2001.

История Российского государства: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Мунчаева и др. М.: ЮНИТИ, 2000

Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1993.

Костомаров Н.М. Русская история в жизнеописании её важнейших деятелей. М., 1991.


ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

  1. От Руси к России (IXXIII вв.)

  2. Образование Русского государства (XIVXVII вв.)

  3. Российская империя (XVIIIXIX вв.)

  4. Россия в ХХ веке.


ТЕМА 1. От Руси к России (IXXIII вв.)


Основные даты и события:

IV в. н.э. – первые сведения о политической истории славян (крупные племенные союзы, походы)

VI в. н.э. – выделение восточно-славянской ветви из единой славянской общности

882 г. – поход Новгородского князя Олега на Киев

945 г. – восстание древлян

964-972 гг. – походы великого князя Святослава

988-989 гг. – принятие христианства при Владимире I

1019-54 гг. – правление Ярослава Мудрого

1113-95 гг. – правление Владимира Мономаха

1134 г. – смерть Мстислава Великого, последнего великого князя, державшего Русь в единстве

10 – 30-е гг. XIII в. – завоевательные походы монголов в Сибирь, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, Северный Кавказ

1223 г. – поражение русских войск в битве с монголо-татарами

на р. Калка

1236-42 гг. – походы монголов в Великую Булгарию, на Русь, в Западную Европу

1240 г. – взятие Киева ханом Батыем

1242 г. – победа русских войск

конец XIII в. – упорная борьба русских княжеств за главенство в русских землях


Основные термины и понятия:

Варяги (=норманны, т.е. северные люди) – жители Скандинавии

Викинги – воины-наемники из скандинавских стран, служившие у русских князей

Вече – народное собрание, где обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей, осуществлялся суд

Великий князь – верховный правитель и собственник земли на Руси, власть которого может быть ограничена вече и боярами

Вотчина (от слова «отчина») – отцовская собственность, передавалась по старшинству, её можно обменять, подарить

Кремль – центральная, укрепленная крепостной стеной, часть древнерусского города

Летопись (от слова «лета» – года) – форма исторических сочинений, существовавших на Руси с XI по XVII вв.

Ливонский орден – рыцарский орден меченосцев, созданный католической церковью для покорения Прибалтики

Монголо-татары – кочевые племена, зародившиеся на севере современной Монголии и создавшие самую большую во всемирной истории империю

Норманнская теория – направление в историографии, которое считает норманнов (варягов) основателями славянского государства

Печенеги – кочевники, до XI в. жившие в Причерноморье и вытесненные половцами

Племена восточных славян – поляне, древляне, северяне, словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и др.

Подсечно-огневое земледелие – способ обработки земли, при котором на вновь осваиваемом участке леса сначала рубят и сжигают деревья, а пепел служит удобрением для пашни

Половцы – тюрко-язычный кочевой народ, в XI в. переселившийся из Заволжья в Причерноморские степи

Посад – торгово-ремесленная часть города

Полюдье – форма ренты (дань), привозимая зависимым населением ко княжескому двору

Смерды – крестьяне-общинники (свободные или лично-зависимые)

Скифы – народ северно-иранской языковой группы, живший в низовьях Дуная, Днепра и Дона, в северном Причерноморье и в Крыму. Занимались скотоводством, земледелием, торговлей, уничтожены готами

Тюрки – племенной союз народов Средней Азии, основавший в VI – XIII вв. Тюркский каганат

Угро-финны (чудь) – группа народов, принадлежащих к уральской ветви языков (финны, коми, венгры, ханты, манси и др.)

Христианство – одна из мировых религий, возникшая в I в. н.э., главные направления: православие, католицизм, протестантизм

Холопы – зависимые люди, в любой момент могут быть проданы или переданы другому хозяину

Язычество – группа религий, основанных на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


I. Образование, расцвет и упадок Киевской Руси (XIXII вв.)

Рассматривается этногенез восточных славян, начиная с 1 тысячелетия н.э., их расселение, уровень развития. Основное занятие подсечно-огневое и переложное земледелие. Натуральный характер хозяйства. Формы поселений: детинец, торговый посад, слободы. Имущественное расслоение. Появление племенной знати, князей, дружины. Смерды и холопы. Языческие боги славян (Перун, Сварог, Велес, Мокошь и др.).

Возникновение древнерусского государства. Аргументы норманнской и антинорманноской теорий. Политические лидеры эпохи: Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I. Основные результаты их деятельности (объединение племен, рост территории Киевской Руси, отпор печенегам, принятие христианства). Рост международных связей.

Роль природных и социальных факторов в формировании мироощущения древнерусского человека. Расцвет древнерусской культуры при Владимире Мономахе. Интенсивное развитие литературы, архитектуры, искусства. «Русская правда» – первый правовой кодекс на Руси, зафиксировавший социальное неравенство.

Возникновение множества самостоятельных княжеств-государств после смерти Мстислава Великого. Основные центры: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика. Особенности политической жизни Новгорода: вече, положение князя, епископ, посадник. Роль промысловых занятий и торговли.


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


II. Геополитическое положение Руси в XIIIXIV вв.

Появление этноса монголо-татар, создание и укрепление империи Чингисхана. Завоевание Северного Китая, средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа. Походы в Волжскую Булгарию, на Русь, в Западную Европу (Польша, Чехия, Венгрия). Неудавшийся из-за весенней распутицы поход Батыя в сторону Новгорода. Второй этап похода: захват и уничтожение Киева. Русь – данник Золотой Орды. Введение ханских грамот, деятельность баскаков. Отношение Золотой Орды к русской православной церкви.

Агрессия с Запада: шведские и немецкие феодалы. Создание серьезной угрозы для Новгорода. Невская битва и роль новгородского князя Александра Ярославовича. Захват немецкими рыцарями крепости Изборск, падение в результате предательства Пскова. Новая угроза Новгороду. Победа Новгородцев и суздальцев на Чудском озере. Сохранение территориальной и религиозной независимости северорусских земель.

Последствия борьбы Руси на два фронта: 1) экономическая разруха; 2) лишение политической самостоятельности; 3) уничтожение городов, центов ремесел и культуры; 4) сохранение православия; 5) падение уровня нравственности.


ТЕМА 2. Образование Русского государства (XIVXVII вв.)


Основные даты и события:

1325-41 гг. – правление Ивана Даниловича Калиты

1380 г. – битва на Куликовом поле (Дмитрий Донской)

1382 г. – взятие Москвы ханом Тохтамышем

1425-62 гг. – правление Московского князя Василия Темного

1462-1505 гг. – княжение Ивана III

1478 г. – присоединение Новгорода к Москве, ликвидация республики

1480 г. – стояние на р.Угра

1485 г. – присоединение Твери к Москве

1510 г. – ликвидация Псковской республики

1514 г. – присоединение Смоленска к Москве

1521 г. – присоединение Рязани к Москве

1537-84 гг. – княжение (с 1547 г. – царствование) Ивана IV Грозного

1549 г. – Земский собор

1552 г. – взятие Казани

1558-83 гг. – Ливонская война

1565-72 гг. – опричнина

1581-84 гг. – поход Ермака в Сибирь

1589 г. – установление патриаршества на Руси

1597 г. – указ об «урочных годах»

1598-1605 гг. – царствование Бориса Годунова

1598-1612 гг. – «смутное время» в России

1611-12 гг. – первое и второе народное ополчения

1613-45 гг. – правление Михаила Романова

1645-76 гг. – царствование Алексея Михайловича

1649 г. – окончательное закрепощение крестьян (по соборному Уложению)

1654 г. – Переяславская Рада

1654-67 гг. – реформы патриарха Никона, начало раскола

1654-67 гг. – война России с Речью Посполитой

1670-71 гг. – крестьянская война под руководством С. Разина


Основные термины и понятия

Барщина – отработанная форма ренты. До конца XVI в. сохранялось право отказа крестьян от работы на феодала в случае перехода к другому хозяину

Боярская Дума – высший государственный совет при князе (с 1547 г. – при царе). Носила не законодательный, а законосовещательный характер

Дворяне – служилые люди, составлявшие двор феодала. С XIII – XIV вв. наделялись государственной землёй (поместьем)

Земский собор – в XVI – нач. XVII в. сословный законосовещательный орган. Решал вопросы бюджета, войны и мира. Был необходим как опора царской власти

Казачество (от тюркского – вольные люди) – беглые крестьяне, обосновавшиеся в XV в. на южных окраинах России. Позднее – сословие, составляющее иррегулярные войска

Кормление – награда за прежнюю службу и система материального обеспечения должностных лиц за счет местного населения на Руси

Местничество – порядок, существовавший при назначении на службу в Московском княжестве. Учитывал знатность рода и давность службы великому князю

Митрополит – второй после патриарха чин в иерархии православной церкви

Оброк – форма ренты (натуральная или денежная)

Опричнина (от «опричь» - кроме) – политика Ивана Грозного, направленная на усиление его личной власти через террор и репрессии

Поместье – форма условного землевладения: земля, получаемая дворянством на условиях военной службы и выплаты части дохода вотчиннику

Приказы – органы государственного управления в XVI – XVII вв. Соединяли судебные, административные и финансовые функции

«Семибоярщина» – правительство в России, состоявшее из семи бояр. Номинально существовало с момента свержения царя В. Шуйского (июль 1610 г.) до освобождения Москвы (октябрь 1612 г.)

«Смутное время» – период в российской истории с 1598 по 1613 гг.

Стрельцы – служилые люди, составившие в XVI в. первое регулярное войско

Царь (от латин. «цезарь») – титул монархов на Руси, первым венчался на царство Иван Грозный в 1547 г.

Ясак – натуральный налог (главным образом пушниной)


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


I. Объединение русских земель в Великое княжество Московское

(XIVXVI вв.)

Борьба в Северо-Восточной Руси за великое княжество. Основные политические центры: Тверь, Москва, Литва. Пассивное отношение к событиям в Золотой Орде. Значение Куликовской битвы для восстановления национального самосознания русского народа. Объединительная политика Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Передача Дмитрием Донским титула по наследству без согласия с ханом.

Ускорение процесса объединения русских земель при Иване III. Присоединение к Москве Ярославского и Рязанского княжеств, взятие Твери и ликвидация Новгородской республики. Присоединение Пскова, Рязани, Смоленска Василием III.

Итоги «стояния на р. Угре»: иго, длившееся 240 лет, пало – и повысилась роль русского централизованного государства на международной арене.

Появление символов единого государства: скипетра, «шапки Мономаха», герба. Первый свод законов единого государства –Судебник Ивана III.

Укрепление самодержавия в эпоху Ивана IV Грозного. Формы землевладения (вотчины и поместья). Резкое сокращение черносошных крестьян в центре страны. Расширение территории государства – завоевание Казанского и Астраханского ханств. Укрепление роли России в Крыму и на Кавказе. Присоединение Поволжья, Западной Сибири. Роль Строгановых и казачьего атамана Ермака в борьбе с сибирским ханом Кучумом.

Неудачи в Ливонской войне: утрата территорий в Ливонии и Белоруссии, утрата побережья Финского залива. Героическая оборона Пскова. Неразвитость аппарата государственной власти и желание Ивана IV укрепить личную власть в короткие сроки. Опричнина – эпоха террора. В результате опал и казней изменился персональный, а не социальный состав землевладельцев. Хозяйственный кризис. Массовое бегство крестьян. Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян).


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


II. Россия в XVII в.

Конец династии Рюриковичей. Голод. Усиление зависимости холопов. обострение внутриполитической ситуации. Самозванство. Интервенция поляков и шведов. Первое и второе народные ополчения (князь Д. Пожарский и К. Минин). Воцарение Романовых. Конец гражданской войны – «смутного времени».

Государственное устройство: Боярская Дума, приказы, Земские соборы. Социальная структура: служилые и тяглые люди. Черносошные, удельные, монастырские, помещичьи крестьяне. Казачество. Торговые люди (гости и торговые люди). Ремесленники.

Углубление общественного разделения труда, развитие товарного производства, формирование всероссийского рынка. Ярмарки – центры торговли (Макарьевская, Ирбитская).

Падение авторитета официальной церкви. Реформы патриарха Никона. Контрдвижение старообрядцев. Раскол.

Нарастание социальных противоречий (городские восстания 1650-х гг., восстание под руководством Б. Хмельницкого, крестьянская война под предводительством С. Разина, «медный бунт» в Москве).

Расширение территории государства. Вхождение Украины в состав России, возвращение Смоленска и земель к востоку от Днепра, присоединение Восточной Сибири и земель на р. Амур.

  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconУчебно-методическое пособие по курсу «отечественная история» (для студентов заочного отделения) пенза 2007
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconМетодическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов заочного отделения
Методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения члк и составлено в соответствии с действующей программой. Цель...
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconУчебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений
М31 New Highway : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений / Ж....
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconУчебно-методическое пособие для студентов-юристов
Английский язык для студентов 1-го курса заочного отделения (1 семестр): Учебно-методическое пособие. Оренбург: ои мгюа, 2010. 60...
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение»
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconМетодическое пособие для написания контрольной работы по дисциплине «Финансы»
Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения экономического факультета специальности...
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconEnglish Culture Английская культура Учебно-методическое пособие по английскому языку
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения I и II курсов гуманитарных специальностей высших учебных...
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700 «История» и020800 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Информатика» для студентов заочного отделения (всех профилей)
Содержание и оформление контрольных работ по курсу «Информатика» для студентов заочного отделения
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница