Скачать 375.95 Kb.
|
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) ____________Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 95 г. Краснодара_________ (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1 от 30.08.2010 года Председатель педсовета _____________ Лиснянская Н.Н. Директор МОУ СОШ № 95 Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо _________биологии ____________________________________________ (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) _среднее (полное) общее образование 10-11класс_ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов ____70_____ Уровень ____базовый_____________ (базовый, профильный) Учитель _Сидоренкова Галина Ивановна______________________________ Программа разработана на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2009. _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа 2009, - 256 с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе - 35 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений. Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий. гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения: • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект; • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер; • отличать научные методы, используемые в биологии; • определять место биологии в системе естественных наук; • доказывать, что организм - единое целое; • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы; • обосновывать единство органического мира; • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; • отличать теорию от гипотезы. Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения: • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого; • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы; • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы; • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы; • отличать биологические системы от объектов неживой природы. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Перечень лабораторных и практических работ по предмету соответствует примерной (авторской) программе по предмету. Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету. Основное содержание
Перечень лабораторных и практических работ в примерной (авторской) программе
Перечень лабораторных и практических работ в рабочей программе
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с пособием авторов К.П. Казарян, А.Н. Криштопа, В.И. Голикова «Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ по биологии (10-11 классы) - Краснодар, ККИДППО, Кафедра естественнонаучного и экологического образования, 2008, 7с. В данных Методических рекомендациях практическая часть состоит из обязательных лабораторных и практических работ, экскурсий, которые являются этапами комбинированных уроков. Рекомендуется оценивать все обязательные лабораторные и практические работы и экскурсии. Все необязательные лабораторные и практические работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, могут быть рекомендованы в качестве домашнего задания. В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В 10 классе: • увеличено на 1 час количество часов на раздел «Клетка»; • увеличено на 3 часа количество часов на раздел «Организм». В 11 классе: • увеличено на 2 часа количество часов на раздел «Вид»; увеличено на 2 часа количество часов на раздел «Экосистемы». Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. 3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Рабочая программа ориентирована на использование
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с.
1) Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с.; 2) Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа 2009, - 256 с.) 3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; 2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005; 3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002; 4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; 5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997; 6) Фросин В. Н., Сивоглазов 6. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.:Дрофа, 2004. - 216с.
1) Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; v 2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с. 3) Адельшина Г. А., Адельшин Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие по курсу биологии. – М.: Глобус, 2009, - 194 с. 4) О.В. Гончаров, Генетика. Задачи. – Саратов, «Издательство «Лицей», 2008, - 350 с. Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей: 1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с.; 2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»); '' 3) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии; пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. -М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания); 4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.; 5) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998; 6) Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. -М.:Дрофа, 2005. - 171с.; 7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил. 8) 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 199 с. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. МULТIМЕDIА- поддержка Курса «Общая биология» • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006 • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006 • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ www.bio.1sерtember.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature/ru - научные новости биологии www.edios/ru- Эйдос - центр дистанционного образования www.km/ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Специальные обозначения: Знаком * в графе «Требования к уровню подготовки» отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются учащимся по желанию). В квадратных скобках [ ] в графе «Информационно-методическое обеспечение» указано электронное учебное издание «Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина». СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания МО учителей заместитель директора по УМР предметов естественного цикла от «____» августа 2010 г. ______ Ворошилова И. С. Заведующий МО «30» августа 2010 г. _____________ Слюсаревская О.А. Согласовано заместитель директора по УМР Ворошилова И.С. «30» августа 2010 года _______________г. Краснодар Прикубанский округ_____________ (территориальный, административный округ (город, район, поселок) ______________________МОУ СОШ № 95_____________________ (наименование образовательного учреждения) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ______________________ биологии__________________________________________ (указать предмет, курс, модуль) Класс ________11- АБ_______________________________________________________Учитель ____________Сидоренкова Г.И.________________________________________Количество часов: всего _____34______ часов; в неделю ______1_____ часов; |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от «31» августа Программа разработана на основе авторской программы О. С. Недельской «Введение в социологию 10-11 классы», утвержденной решением... | ![]() | Решение педсовета протокол №1 |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от 31. 08 2010 | ![]() | Решение педсовета протокол № от 30. 08. 2010 |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от 30. 08. 2010 | ![]() | Решение педсовета протокол №1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №95 г. Краснодара |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» Программа разработана на основе методических рекомендаций ккидппо семенко Е. А. 2010-2011 | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от «30» Программа разработана на основе методических рекомендаций ккидппо семенко Е. А. 2010-2011 |
![]() | Решение педсовета протокол №1 от 30 августа Краснодара составлена на основе авторской программы Т. В. Черновой «Практикум по математике 5-6 классы» | ![]() | Решение педсовета протокол №1 от 29. 08. 2011 года Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования |