Скачать 101.11 Kb.
|
средняя общеобразовательная школа № 6 Утверждаю Директор школы________/И.Ю. Меледина/ Приказ № 176 от 31.08.2009г. Программа курса для работы с одарёнными детьми ( с выходом на проект) МИР СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ( 9 класс) Составитель: Егоричева Т.А., учитель русского языка и литературы г. Гаврилов-Ям, 2009 Пояснительная записка Программа данного курса составлена на основе программы курса «Современное речевое общение», автором которой является О.Е. Дроздова (г.Москва). Язык, который мы используем в повседневной речи, не является предметом глубокого изучения в школе. Основное внимание на уроках русского языка уделяется усвоению обучающимися норм литературного языка. Между тем повседневные речевые контакты в семье и с друзьями, на улице и в гостях, поток теле- и радио- речи и особенно актуальное для современных детей общение в Интернете – это важнейшие факторы, которые стимулируют языковое развитие человека. Использование в качестве языкового материала для учебников русского языка преимущественно отрывков из художественной литературы приводит к тому, что большинство школьников приравнивает литературный язык к языку классических художественных текстов. В процессе изучения раздела «Стилистика» анализируются примеры, относящиеся к разным функциональным стилям языка, однако изучение разговорного стиля до сих пор не занимает в школьном обучении достойного места. Между тем этот стиль доминирует в повседневном общении каждого человека, а в последние годы всё более укрепляет свои позиции и в языке СМИ. Данное положение приводит к тому, что у школьников не вырабатывается внимательного, критического отношения к реальной языковой практике. Получается замкнутый круг: повседневное речевое общение становится главным полем проявления речевого бескультурья, при этом в школе практически не уделяется внимания данной языковой области, следовательно, отсутствуют условия для выработки культуры повседневного общения. Главная цель курса «Мир повседневной коммуникации» - формирование у школьников устойчивого интереса и внимательного отношения к языку повседневного общения, воспитание культуры повседневного речевого общения. Задачи курса:
К концу прохождения курса обучающиеся должны знать:
_______________________________________________________________ Дроздова О.Е. Современное речевое общение. РЯШ № 4, 2008г., стр. 107
Школьники должны уметь:
При реализации программы используются следующие принципы обучения:
Программа рассчитана на 17 часов. Содержание программы Раздел 1. Вводные понятия (2 часа). Функции языка (коммуникативная, мыслительная, номинативная, познавательная и др.). Коммуникативная функция как основная функция языка. Коммуникативная ситуация и её составляющие: цель, формы коммуникации (устная и письменная), характер отношений между партнёрами коммуникации, время, место и тема общения. Личное общение и массовая коммуникация в повседневной жизни (новости, реклама и т.д.). Текст и дискурс. (Дискурс – текст с учётом экстралингвистических факторов). Что такое анализ текста и анализ дискурса. Раздел 2. Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации (4 часа). Отличие норм разговорной речи от норм литературного языка. Закономерности разговорной речи, её структурные особенности. Анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях. Жанры повседневной коммуникации: большие и малые, монологические и диалогические (сообщение, рассказ, наставление, рецепт, приказ, запрет, совет, выговор, похвала и т.д.). Некоторые специфические черты разговорной речи: особенности номинации, словообразования, фразеологии. Многозначность и экспрессивность разговорной лексики. Примеры характерных синтаксических конструкций. Раздел 3. Использование прошлого опыта в повседневной коммуникации (1 час). Понятие прецедента. Прецедентные тексты, прецедентное имя. Раздел 4. Массовая коммуникация в повседневной жизни ( 6 часов). Влияние языка СМИ на нормы речевого общения. Заимствования в языке СМИ, влияние иноязычных конструкций на построение фраз в русских СМИ. Новости на радио и телевидении, их лингвистические особенности. Анализ дискурса новостей. Структурная схема: заголовок, водка, главное событие, фон, последствия, реакции, комментарии, оценка. Политкорректность. Языковое манипулирование, его приёмы. Реклама на радио, телевидении, в прессе, в городском пространстве. Основные части рекламы: слоган, заголовок, основной рекламный текст, эхо-фраза. Языковые приёмы в рекламных текстах. Нарушения языковой нормы в рекламе. Перевод иностранной рекламы на русский язык. Раздел 5. Межкультурная коммуникация в повседневной жизни (1 час). Некоторые языковые особенности представителей русского лингвокультурного сообщества. Раздел 6. Коммуникативные неудачи (1час). Условия «идеальной» коммуникации. Причины коммуникативных неудач. Раздел 7. Языковое творчество в повседневной жизни (3 часа). Языковая игра как элемент повседневного общения. Ирония. Анекдот как вид языкового творчества. Некоторые языковые приёмы создания комического эффекта. Жаргон как поле для языкового творчества. Общение в Интернете – соединение устной и письменной речи. Раздел 8. Проектная деятельность. (14 часов) Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать, делать выводы. Возможные темы исследований:
Раздел 9. Формирование языковой личности в повседневном общении (2 часа). Понятие о языковой картине мира. Специфика мужской и женской речи. Нормы поведения, закреплённые в языке (на примере пословиц). Стандартная нестандартная языковая личность. Креативность как качество нестандартной языковой личности. Примеры ярких языковых личностей. Выступление с исследовательскими работами. Учебно-тематическое планирование
Литература
|
![]() | Исследовательская работа с одаренными детьми Исходя из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, особое внимание уделяется поддержке и развитию... | ![]() | Тема: Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор улучшения качества образования и воспитания учащихся. Активизация работы с талантливыми и одаренными детьми Цель: Совершенствование методики преподавания по химии обмен опытом, активизация работы с талантливыми и одаренными детьми |
![]() | Анализ работы с одарёнными, мотивированными, творческими детьми в моу сош №9 в 2008-2009 учебном год В школе сложилась определенная система работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми: это создание авторских учебных программ,... | ![]() | Календарный план работы гоу цо №1861 «загорье» на декабрь 2009 года № Основание для включения в план работы21. 01. 12. Городская диагностическая контрольная работа по литературе для учащихся 10 классовЦО10аСтрелкова... |
![]() | Приказ №176 от 31. 08. 2009г рабочая программа курса Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6-х классов Составитель В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится... | ![]() | План работы гоу сош №832 на март 2010 года № Консультация для вновь назначенных заместителей директоров по увр I ступени образования "Система работы в образовательном учреждении... |
![]() | Инновационного проекта Организационно-управленческие основы построения системы работы с одаренными детьми в мос | ![]() | Программа «Я личность» Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 17 лет. В программе представлены целевые установки воспитательной... |
![]() | Приказ №176 от 31. 08. 2009 Программа элективного курса по английскому языку «Практикум английского языка» для учащихся 11-х классов Егэ по иностранному языку, который является обязательным для поступления в вузы на многие специальности и требует практической подготовки... | ![]() | Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится... |