Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А




НазваниеИтоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А
страница1/26
Дата23.09.2012
Размер3.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
СОДЕРЖАНИЕ

Автор:

Том 22, номер 4,2001

ИТОГИ ВЕКА

Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию XX столетия

А. А. Леонтьев

5

ПСИХОЛО ГИЯ ЛИЧНОСТИ

Категориальная установка личности и психологические факторы ее формирования

Н. Б. Кучеренко, С. Н. Кучеренко,О. Н. Бобрус

12

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Операциональные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач- головоломок

Н. Б. Горюнова, В. Н. Дружинин

21

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Вербализованные операциональные смыслы и их развитие в процессе принятия решения (на материале выбора лучшего хода в шахматной позиции)

Е. Е. Васюкова

30

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Культурно- исторические основы зоны ближайшего развития

Е. Е. Кравцова

42

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья 1)

Е. П. Ермолаева

51

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Пути социализации детей российских эмигрантов во Франции сквозь призму "историй жизни"

 

О. И. Маховская, М. Бургос

60

ПСИХОТЕРАПИЯ

Особенности психотерапии посттравматического стресса

 

Е. С. Калмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина

70

Концептуализация случая как методика проведения супервизии

А. В. Махнач

81

ДИСКУССИИ

Комментарии к комментариям книги "Культурно-историческая психология: наука будущего" (М.: Когито-центр, 1997)

М. Коул

93

стр. 1



СТРАНИЦЫ НОВОЙ КНИГИ

Фрагмент книги "Компетентность в современном обществе"

Д. Равен

102

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Беседы с Жаном Пиаже (девятая)

Ж.-К. Брангъе

107

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Олегу Александровичу Конопкину - 70 лет

114

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Международная конференция "Психология общения 2000: проблемы и перспективы"

Н. Л. Карпова

115

Новый общеакадемический семинар "Проблемы применения точных методов в гуманитарных науках"

И. Е. Евгеньин

120

Рефлексивные процессы и новое качество управленческих решений

В. Е. Лепский, И. Е. Задорожнюк

122

Хроника

128

ВНИМАНИЕ, ПРОПУСК!

Статью Курта Левина "Закон и эксперимент в психологии", опубликованную в N 2-3 за 2001 г., перевела с немецкого языка Е. Ю. Патяева.

В статье "V Международная конференция "Социальные представления: новые структуры"", опубликованной в N 2 за 2001 г., на с. 133, 1-я строка сверху, следует читать:

Конференция была проведена осенью 2000 г. Университетом г. Монреаля (Канада)...

стр. 2


КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ Л. С. ВЫГОТСКОГО - ВКЛАД В МИРОВУЮ ПСИХОЛОГИЮ XX СТОЛЕТИЯ

Автор: А. А. Леонтьев

(c) 2001 г.

Доктор психол. и филол. наук, профессор, действ. член РАО, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Основные положения психологической концепции Л.С. Выготского: единство знака, общения и деятельности; психологическая теория значения; культурно-историческая теория психики; коллективность деятельности и понятие зоны ближайшего развития; идея интегральной динамической структуры личности и ее генетической первичности; системная взаимосвязь психических функций. Взгляды Выготского следует рассматривать в динамике их развития, целостном философском и общегуманитарном контексте, едином потоке психологической мысли.

Ключевые слова: деятельность, знак, значение, культурно- историческая теория, социальная деятельность, зона ближайшего развития, интегральная теория личности, системность.

Двадцатый век в России богат мыслителями мирового уровня. Это Владимир Иванович Вернадский, создатель концепции ноосферы. Это Павел Александрович Флоренский, Михаил Михайлович Бахтин, Густав Густавович Шпет, Юрий Михайлович Лотман, Николай Александрович Бердяев. К этому списку можно добавить и Алексея Федоровича Лосева, и Николая Онуфриевича Лосского, и Алексея Алексеевича Ухтомского, и Романа Осиповича Якобсона. Такое созвездие талантов сделало бы честь любой стране в любую историческую эпоху.

Лев Семенович Выготский органично вписывается в этот ряд. Судьба его напоминает судьбы других людей из нашего списка. Конечно, он не погиб в заточении, как Флоренский или Шпет, не был насильственно выдавлен в эмиграцию, как Бердяев и Лосский. Выготский умер своей смертью в разгар стремительного творческого взлета, не имеющего аналогов в научных биографиях других ученых. Может быть, ему и повезло - едва ли он пережил бы 1937 год особенно если учесть, что в конце 1936, после "судьбоносного" постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов", уже мертвый Выготский стал основной мишенью уничтожающей критики - чего стоит хотя бы знаменитая брошюрка Е.И. Рудневой "О педагогических извращениях Л.С. Выготского". Большинство его книг было изъято, его имя вычеркивалось цензорами из корректур, а о переиздании его трудов было смешно и думать. Как и об издании рукописей, а в их числе были такие замечательные книги, как "Психология искусства", "Исторический смысл психологического кризиса", "Орудие и знак в развитии ребенка", "Учение об эмоциях", наконец, небольшая, переполненная мыслями работа "Конкретная психология человека". Все это сейчас доступно читателям, хотя многие рукописи Выготского и разбросанные по малоизвестным журналам и сборникам его публикации до сих пор малоизвестны или совсем неизвестны.

1956 год принес Выготскому восстановление его реального места в советской психологии, а затем мировую известность. В гуманитарных науках едва ли применим распространенный в науковедении критерий "индекса цитирования": но если бы под этим углом зрения был проделан анализ психологических публикаций на Западе в последние десятилетия истекшего столетия, мы бы увидели, что даже в "закрытой" от европейской (не говоря уже о советской) психологии Америке считалось неприличным для психолога, занимающегося детской, педагогической, да и общей психологией, не упоминать имя Выготского. Другой вопрос, что Выготский воспринимался на Западе, особенно в США, не совсем таким, каким он был на самом деле. Его усердно перекрашивали то под необихевиориста, то под когнитивиста, то под экзистенциального психолога...

Впрочем, вклад Выгодского в психологию, да и в гуманитарные науки в целом, был столь велик и многогранен, что у него можно было взять различные идеи, даже не очень нарушая целостность его концепции. Так и произошло в последние десятилетия двадцатого века не только в других странах, но и в нашей собственной стране. Книги о Выготском исчисляются сейчас десятками. Но в каждой из них он рисуется иначе, так, как его воспринимает тот или иной автор. Выготский А.В. Брушлинского или Е.А. Будиловой не слиш-

стр. 5



ком похож на Выготского в книгах В.П. Зинченко, А.А. Пузырея, Дж. Верча. М.Г. Ярошевский или А. Козулин не сходятся в оценках с Я. Вальсинером, Н. Вересовым, А.Г. Асмоловым или автором настоящих строк.

Поэтому, кстати, очень трудно писать о роли Выготского в мировой науке XX столетия: любое суждение кому-то покажется субъективным и "партийным". Тем не менее нам хотелось бы в настоящей статье попытаться выйти за пределы собственной интерпретации Выготского и его научного пути и выделить то самое главное, что не подлежит сомнению (а если кто-либо и с этим не согласен, то это, как говаривал В.Б. Шкловский, уже факт его собственной биографии, а не биографии Выготского).

Начнем с того, что Выготский был марксистом (как он сам говорил, материалистом в психологии), и это в значительной мере определяло его научные взгляды. Когда мы говорим о марксизме Выготского, то отнюдь не имеем в виду тот вульгаризованный псевдомарксизм, который, начиная с 1930 года, вошел в официальную советскую идеологию в качестве ее составной части (и "вершиной" которого была знаменитая четвертая глава в сталинском "Кратком курсе"). Тот псевдомарксизм, который под именем "марксистско-ленинской философии" пропагандировался академиками Юдиным и Митиным и преподавался в любом вузе Советского Союза, не имел ничего общего с подлинной философией Маркса - не случайно ранние работы последнего, в том числе замечательные "Экономическо-философские рукописи 1844 года", в полном виде стали доступны широкому читателю только все в том же 1956 г.... Нет, Выготский был подлинным марксистом, марксистом-диалектиком, объективно примыкая к группе A.M. Деборина, в 1930 г. осужденной Сталиным за "правый уклон" (тот же именитый автор приклеил деборинцам знаменитым ярлык "меньшевиствующих идеалистов", смысл которого так и остался непонятным).

Можно подумать, что таких марксистов в 20-х-ЗО-х гг. было много. Конечно, людей, называвших себя марксистами, хватало. Но образованными философами и психологами были единицы - большинство же повторяло заученные формулы, не будучи в состоянии их осмыслить и успешно применять в конкретной научной деятельности. (Выготский имел все основания заметить в "Историческом кризисе": "Быть в физиологии материалистом нетрудно - попробуйте-ка в психологии быть им".) Среди них можно, кроме Выготского, назвать Павла Петровича Блонского (у которого Выготский учился в университете А.Л. Шанявского); Сергея Леонидовича Рубинштейна, совершившего почти немыслимое: не зная неопубликованных тогда (в 20-х гг.) философских работ Маркса и Энгельса, он сделал самостоятельный шаг от Гегеля к марксизму; Михаила Яковлевича Басова... И совсем не случайно именно эти имена - Выготский, Блонский, Рубинштейн, Басов - мы называем, когда ищем истоки так называемого деятельностного подхода в советской психологии. Впрочем, к этой группе психологов можно отнести в известной мере и Д.Н. Узнадзе, сформировавшегося (как и Рубинштейн) в идейном пространстве Гегеля; И.В. Имедадзе убедительно показал, что все сущностные характеристики того, что Узнадзе называл "поведением", идентичны тому, что российские психологи связывают с понятием деятельности.

Впрочем, здесь не все научные биографы Выготского едины. Часть из них вообще не считает, что у Выготского была идея деятельности, во всяком случае в той форме, в которой мы ее находим у А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца (школа Выготского), или у С.Л. Рубинштейна. Конечно, можно спорить о том, была ли "психологическая теория деятельности" А.Н. Леонтьева и его сотрудников, а затем коллег, прямым продолжением и развитием деятельностных идей Выготского (хотя изучение научных первоисточников убеждает нас, что была): но что такие идеи Выготский неоднократно высказывал - совершенно несомненно: их можно проследить во всех основных работах Л. С., и мы сделали это в монографии "Деятельный ум", находящейся сейчас в печати.

Эти идеи однозначно восходят к Гегелю и Марксу. Именно последнему принадлежит тезис о "своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде" (Л.С. Выготский. Собр. соч., т. 1, с. 75; далее ссылки на это издание даются в тексте в следующем виде: 1.75). В полемике с Ж. Пиаже четко проводится мысль, что Пиаже ошибочно выводит мышление и развитие ребенка "из чистого общения сознаний... без всякого учета общественной практики ребенка, направленной на овладение действительностью..." (2.75). Особенно характерна в этом отношении монография "Орудие и знак в развитии ребенка": здесь уже употребляется понятие деятельности. Ребенок, пишет Выготский, "вступает на путь сотрудничества, социализируя практическое мышление путем разделения своей деятельности с другим лицом... Социализация практического интеллекта приводит к необходимости социализации не только объектов, но также и действий" (6.31). И далее: "Собственная деятельность ребенка ... направлена на определенную цель...". Наличие знака, речи позволяет "представлять в наличной ситуации моменты будущего действия...". Это "создает условия для совершенно нового характера связи

стр. 6



элементов настоящего и будущего..., создает совершенно новое психологическое поле для действия, ведя к появлению функций образования намерения и спланированного заранее целевого действия" (6.49).

Итак, первое, что внес Выготский в советскую и мировую психологию, - это совершенно четкая психологическая концепция деятельности. Еще раз подчеркнем: мы в настоящей статье не затрагиваем дальнейшей судьбы этой концепции. Точно так же мы не утверждаем, что именно и только Выготский разработал философскую концепцию деятельности как методологическую основу советской психологии: здесь приоритет, судя по всему, принадлежит Рубинштейну (хотя эти его соображения 20-х гг. остались тогда в рукописи, или (статья 1922 г.) были практически недоступны).

Что касается структуры деятельности, то здесь представляет особый интерес то, что Выготский писал об этапах порождения речи (и что дало нам основание говорить о нем как о "первом психолингвисте").

Уже приведенные слова Выготского из "Орудия и знака" подтверждают, что его понимание деятельности органично связано с идеей знаковости и определенной трактовкой психологической роли языка. В.В. Давыдов был совершенно прав, когда подчеркивал, что нельзя понять происхождение деятельности отдельного человека без раскрытия ее изначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. Что это невозможно, первым увидел именно Л. С. И попытался построить такую психологическую концепция, где знак (слово), социум (общение) и деятельность выступили бы в теоретическом единстве. Это ему в большой степени удалось. В его подходе можно выделить несколько существенных моментов.

Первое: четкий анализ значения как психологического понятия. Именно у Выготского понятие значения, до тех пор существовавшее лишь в пространстве логики, лингвистики и семиотики, выступило как равноправное в системе понятий общей психологии и психологии развития.

Второе: динамический, процессуальный характер значения. Значение выступает у Выготского как "внутренняя структура знаковой операции" (1.160), как путь от мысли к слову и т.д.

Третье: понятие предметного значения. Оно едва ли не первым очерчено именно Выготским - хотя аналогичные мысли есть у Рубинштейна, Узнадзе, Леонтьева, но они относятся к более позднему времени.

Четвертое: смысловое строение сознания.

(Понятие смысла выступает здесь у Выготского как "то, что входит в значение (результат значения), но не закреплено за знаком" (1.165)).

Пятое: социальная природа значения (знака). "...Всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества" (6.56).

Шестое: знак, значение как единство общения и обобщения.

Седьмое и самое главное: то, что слово и действие объединены в единую психологическую систему.

Как именно они объединены, Л. С. показывает на материале детской игры. (См. его "записки-конспект" об игре, опубликованный Д.Б. Элькониным в его книге 1978 г. "Психология игры".) Если попытаться кратко сформулировать его позицию, она такова: появление языка (речи) перестраивает систему отображения предметного мира в психике ребенка. Наименование предмета, появление словесного значения вносит новый принцип в организацию сознания. Предметность восприятия прямо детерминирована языком (речью). С одной стороны, построение человеческого сознания связано с развитием орудийной деятельности. Но, с другой стороны, на базе словесных значений, становящихся предметными, возникает система смыслов, которая непосредственно и конституирует сознание. При этом слово биполярно ориентировано, оседая значением в мысли и смыслом в вещи. Благодаря этому возможно оперирование "чистыми значениями" вне непосредственного практического действия, т.е. мышление, вообще теоретическая деятельность.

Итог: в основе нового способа оперирования с вещами, предметами, лежит словесное значение, слово как орудие социального контакта, общения. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без опоры на реальные свойства вещей.

Харьковские ученики сочли эту концепцию "словоцентричной", и в принципе они были, видимо, правы. Расхождение "харьковчан" с Выготским было более четко сформулировано А.Н. Леонтьевым в недавно опубликованной рукописи "Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского" ("Вопросы психологии", 1998, N 1): "...положение Л.С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его внешней действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения" (с. 122).

Описанное выше понимание Л. С. роли языка (знака) в становлении человеческого сознания и деятельности реализует его более общий тезис о культурно-исторической природе человеческой

стр. 7


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconВ конце прошлого века в нашей стране появилось несколько фундаментальных работ по проблемам немецкого романтизма: монографии А. В. Карельского Драма немецкого
И. В. Карташовой (Тверь). Значит, явление, от рождения которого прошло целых два столетия, сохранило свою актуальность. Сохранило...
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconИзобразительное искусство в поэзии Державина
Гаврила Романович Державин поэт 18 века. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно было “безумно и мудро”....
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconО. А. Гулевич (ип им. Л. С. Выготского рггу)
Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: Материалы Пятых чтений памяти Л. С. Выготского / рггу, Междунар...
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconПсихологию народов и масс”, “Психологию толпы” и “Пси­хологию социализма” написал
Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис предложили концепцию политической
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconПрограмма для аспирантов 2012 2013 уч г. Учебная литература
Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconВклад России в победу над германским блоком в Первую мировую войну (1914-1918 гг.)
Работа выполнена в Центре военной истории России Института российской истории Российской академии наук
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconВопросы к экзамену: Культура как общественно-историческое явление. Материальная и духовная культура
Культура и искусство Древней Месопотамии. Вклад народов Древней Месопотамии в мировую культуру
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconСкрипичный концерт в европейской музыке ХХ века
Охватывают в основном первую половину столетия
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconКонтрольная работа Итоги экономического и политического развития стран Европы к концу 19 века (п. 11-19)
Итоги экономического и политического развития стран Европы к концу 19 века (п. 11-19)
Итоги века ключевые идеи Л. С. Выготского вклад в мировую психологию XX столетия А. А iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №107»
Матрицы впервые появились в середине 18 столетия в работах английских математиков А. Кэли и У. Гамильтона. Существенный вклад в разработку...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница