Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации»




Скачать 99.35 Kb.
НазваниеУрок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации»
Дата23.09.2012
Размер99.35 Kb.
ТипУрок

Номинация:Ф.И.О.(полностью) автора (коллектива авторов):Предмет, тема урока (учебного модуля):Класс, в котором проводился урок (курс):№ образовательного учреждения:Цели урока:Задачи урока:Оборудование:1) объективность2) достоверность3) полнота4) актуальность, своевременность5) понятность6) полезностьНоситель информации - знакзапись на классной доскестраница книгиобъявление в газетеВопросЧисло больше 16?Число больше 8?Число больше 4?Число больше 6?Число 5?Итого:

Образовательные – продолжить формирование понятийного аппарата по теме «Информация», сформировать умения решать задачи на измерение количества информации;

Развивающие – развитие умений преодолевать трудности при решении задач, развитие познавательного интереса учащихся, развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, обобщения;

Воспитательные – формирование системы знаний о природе, обществе, человеке, формирование аккуратности при выполнении заданий и настойчивости в учебе.В ходе комбинированного урока

сформировать понятие равновероятностных событий;

повторить основные единицы измерения информации;

научиться решать задачи, по вычислению количества информации используя вероятностный подход.ПК;

интерактивная доска Smart;

слайды в Notebook с заданиями и основными теоретическими сведениями. (Приложение).а) информация отражает истинное положение делб) информация изложена на доступном для получателя языкев) информация получена с помощью исправных измерительных приборов и/или не зависит от личного мнения кого-либог) информацию можно использовать при решении определенного круга задачд) информации достаточно для решения поставленной задачи или для принятия решенияе) информация относится к тем вопросам, которые интересуют человека именно в данный моментНоситель информации - сигналЗвонок на переменукипящее молокораствор поваренной солиразговорсигнал светофоражужжание пчел,телепередачаОтветнетнетданетда

урок с использованием АРМ учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и ИКТ, «Вероятностный подход к измерению информации»8 классГОУ СОШ № 574


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения домашнего задания и ранее усвоенных знаний.

Тест из 6 вопросов (Слайд №1 Flash)

1. Каждая знаковая система строится на основе

естественных языков, широко используемых человеком для представления информации;

правил синтаксиса;

двоичной знаковой системы, используемой в процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере;

определенного алфавита и правил выполнения операций над знаками.

2. Преобразование одного набора знаков в другой набор знаков называется

алфавитом;

кодом;

длиной кода;

кодированием.

3. Для передачи информации на большие расстояния используются

знаки;

сигналы;

символы;

звуки.

4. Сообщения предаются с помощью

информации;

последовательности сигналов от источника к приемнику;

шума;

каналов связи.

5. В человеческом общении не используются следующие формы знаков

вкусовые;

зрительные;

слуховые;

осязательные.

6. Знаки используются человеком для:

передачи информации на большие расстояния;

долговременного хранения информации;

передачи зашифрованного текста;

все выше перечисленное.


Свойства информации (Слайд №2)

Поставьте в соответствие названиям свойств информации смысл этих свойств:

(можно перемещать формулировки со смыслом свойств или соединять стрелками)

Ответ: 1-в, 2-а, 3-д, 4-е, 5-б, 6-г

Знаки и сигналы (Слайд №3)

Распределите перечисленные ситуации в две группы: -1 - носитель информации – знак; 2 - носитель информации – сигнал. Слова для справок: запись на классной доске, страница книги, объявление в газете, телепередача, звонок на перемену, раствор поваренной соли, кипящее молоко, разговор, сигнал светофора, жужжание пчел.

Ответ:


Таблица «Обмен информацией» (Слайд №4)




3. Постановка задачи урока.

Слайд № 5

Мы можем с вами измерять расстояния между городами в метрах, километра, определять объем жидкости в литрах, измерять температуру в градусах, определять напряжение и силу тока. Для всего этого существуют единицы измерения системы СИ. А как же быть с информацией, как ее можно измерить! Это мы с вами и будем обсуждать на этом уроке. И рассмотрим один из возможных подходов к измерению информации – вероятностный. (Сформулировать тему урока).

4. Теоретические основы нового материала.

Слайд № 6

Основные понятия урока:

Информативное сообщение

Неопределенность знаний

Равновероятные события

Основная формула информатики

Задание: Учащимся предлагается попытаться выразить с позиции «мало» или «много» количество информации в следующих сообщениях: (попросить учащихся пояснять ответы, исходя из свойств информации: понятность и новизна сведений) (Слайд № 7)

1 Столица России – Москва.

2. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

3. Дифракцией света называется совокупность явлений, которые обусловлены волновой природой света и наблюдаются при его распространении в среде с резко выраженной оптической неоднородностью.

4. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 90 тонн.

Сообщение информативно, если оно содержит новые и понятные сведения.

Вывод: количество информации в сообщении зависит от его информативности.

(Слайд №8).Человек обладает знаниями! Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность является границей между знанием и незнанием. Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек (чем шире круг знаний), тем больше он ощущает недостаток знаний (тем больше граница нашего незнания), мерой которого в этой модели является длина окружности.

Если сообщение информативно, то оно пополняет нас знаниями, или уменьшает неопределенность наших знаний.

Рассмотреть примеры: (Слайд № 9)

Бросание монеты. Какой стороной она упадет на поверхность? Возможен только один результат из двух: монета окажется в положении «орел» или «решка». Каждое из этих двух событий окажется равновероятным.

Равновероятные события – ни одно из возможных событий не имеет преимущества перед другим.

Перед броском монеты мы не знаем, как она упадет. Это предсказать невозможно. То есть перед броском существует неопределенность нашего знания (возможно одно событие из двух).

После броска наступает полная определенность знания, так как мы получаем зрительное сообщение о положении монеты. Это зрительное сообщение уменьшает неопределенность нашего знания в два раза, так как из двух равновероятных событий произошло одно.

Бросание шестигранного кубика (описать устно).

Карты: из четырех королей вытащить «бубнового» (описать устно).

Каким может быть самое маленькое количество информации?

Пример с монетой: предположим, что у монеты обе стороны «орел».

Вопросы:

Существует ли неопределенность знаний пред броском в этом случае? Почему? (Ответ: нет, так как мы знаем заранее, что выпадет в любом случае «орел»).

Получите вы новую информацию после броска? (Ответ: нет, так как мы ответ знали заранее).

Будет ли информативным сообщение о результате броска? (Ответ: нет, так как оно не принесло новых и полезных знаний).

Чему равно количество информации в этом случае? (Ответ: нулю, так как оно неинформативно).

Вывод: мы не получаем информации в ситуации, когда происходит одно событие из одного возможного. Количество информации в этом случае равно нулю.

Таким образом, чтобы количество информации имело положительное значение, необходимо получить сообщение о том, что произошло событие как минимум из двух равновероятных.

Количество информации, которое находится в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, принять за единицу измерения информации и равно 1 бит.

1 бит – это количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в два раза. (Слайд №10)

(Слайд №11) Задание «Угадай число»: учащимся предложите угадать задуманное вами число из интервала (границы интервала степени числа 2), например от 1 до 32, используя стратегию уменьшения неопределенности знаний на каждом шаге в два раза и заполняя следующую таблицу:

Неопределенность знанийПолученное количество информации161 бит81 бит41 бит21 бит11 бит5 бит!!! Неопределенность знаний до угадывания равна 32.

При этом объявите учащимся, что вы знаете, какое количество бит информации получится (5 бит), и запишите это количество где-нибудь на листе, чтобы потом показать детям.

Ответ совпадет с ответом учеников, но получен гораздо быстрее. Почему? (Ответ: существует какая-то формула).

(Слайд №12) Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий и количество информации: N=2i, где N – количество возможных вариантов, i – количество информации.


Решение задач: (Слайд №13, 14, 15)

  • В бассейне 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил что, группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили учащиеся из этого сообщения?

Решение:N=4, 2i=4, i=2 бита.

  • Сколько информации содержит сообщение о том, что загорелся зеленый свет?

Решение:N=3, 2i=3, i=2 бита (4>3)

  • Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

Решение:N=64, 2i=64,i=6 бит

  • Сколько информации содержит сообщение о том, что некий человек сидит в 12 ряду на 19 месте, если в театре 16 рядов по 32 места в каждом?

Решение:N=16*32=29, 2i=29, i=9 бит

5. Первичное закрепление изученного материала.

Задание (Слайд №16): на контрольную работу приготовлено 30 вариантов заданий.

  • Чему равно количество событий, которые могут произойти при выдачи вариантов заданий? (30)

  • Равновероятны эти события или нет? (Равновероятны)

  • Чему равна неопределенность знаний ученика, перед тем как ему раздадут задание? (30)

  • Во сколько раз уменьшится неопределенность знания после того, как ученик получил вариант? (в 30 раз)

  • Зависит ли этот показатель от номера выданного варианта? (Нет, так как события равновероятны)

Задачи (Слайд №17, 18):

  • Движением робота можно управлять, используя следующие команды: "север", "северо-восток", "восток", "юго-восток", "юг", "юго-запад", "запад", "северо-запад". Какое количество информации будет получать робот после каждого сообщения?

Решение:N=8, 2i=8 ,i=3 бит


  • Какое количество информации при игре в крестики-нолики на поле размером 4x4 клетки получит второй игрок после первого хода первого игрока?

Решение:N=4*4=16, 2i=16, i=4 бит

Задание (Слайд №19,20): заполни пропуски

  • События, которые происходят с равной вероятностью, называют равновероятными.

  • Зависимость между количеством равновероятных событий и количеством информации, полученной при совершении того или иного события, можно выразить формулой N=2i.

  • Количество информации - это мера уменьшения неопределенности знаний.

  • 1 БИТ – кол-во информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.

  • БИТ- это наименьшая единица измерения информации

  • В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 4 бит информации.

  • Сколько вопросов надо задать, чтобы отгадать одну из 32 карт (колода без шестерок), если ответами могут быть лишь “да” или “нет”. 5 вопросов

6. Постановка домашнего задания. (Слайд №21)

Заключается в закреплении теоретического материала и решении практических задач:

  1. Вы играете в шашки и сделали первый ход. Сколько информации при этом получит ваш противник?

  2. Автоматизированный прибор производит 20 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 1 байт информации. Какой объем памяти потребуется компьютеру для записи измерений, сделанных за 1 минуту?

  3. Найдите неизвестные x и y, если верны соотношения: 16y Мбайт=8x бит и 32x Кбайт=2y Мбайт

  4. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях "включено" или "выключено". Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 196 различных сигналов?

7. Подведение итогов урока.

Примечание:

  • Выполнять вычисления в задачах удобнее со степенями двойки, не вычисляя их значения.

  • С выполнением заданий на Smart Board экономится время для развития грамотной речи учащихся.

  • Количество заданий на проверку ранее усвоенных знаний и первичное закрепление можно корректировать, в зависимости от уровня подготовки класса.




Похожие:

Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона
Научить находить количество информации, используя вероятностный подход. Создать в Excel информационную модель для автоматизации процесса...
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок «Алфавитный и содержательный подход к измерению информации» дз «Измерение информации. Алфавитный подход»
Домашние задания в электронной форме: (вы должны выполнить эти задания на компьютере и принести в школу, либо отослать на электронный...
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconНоминация: Урок с использованием арм учителя
Место работы: Москва, юао, Государственное образовательное учреждение Центр Образования №975
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок с использованием икт?
Это урок, в процессе которого в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок с использованием интерактивной доски 6 урок (13 каб.) 4 20. 09. 2007 Гусева Е. Е. 9б Мхк презентация: «Художественные музеи мира»

Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок №7-8 Тема
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Методы измерения количества информации: вероятностный (содержательный),...
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок физики в 10-м классе «Кипение. Удельная теплота парообразования.»
Урок проводится с использованием Интерактивной доски. В разработке указано, какой материал отражается на листах в программе smart...
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconЯ. А. Коменский «Интегрированный урок: компьютерные технологии + география + биология с использованием интерактивной доски по теме: «Глобальные экологические проблемы человечества»»
«Интегрированный урок: компьютерные технологии + география + биология с использованием интерактивной доски по теме: «Глобальные экологические...
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconОбобщение опыта использования арм учителя математики Сидоровой Галины Степановны
Я работаю в Первомайской средней школе учителем математики. В 2007 году стала победителем конкурса «Лучшие учителя России». В своей...
Урок с использованием арм учителя или интерактивной доскиАлександрова Мария МихайловнаИнформатика и икт, «Вероятностный подход к измерению информации» iconУрок развития речи в 5 классе при изучении темы “Существительное”
Оборудование: костюмы цветов, рисунки с изображением луговых цветов, корзинка плетенная, арм учителя, презентация «Цветы луга»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница