Федеральное агентство по образованию




НазваниеФедеральное агентство по образованию
страница1/9
Дата23.09.2012
Размер1.46 Mb.
ТипНаучно-исследовательская работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


2



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА


Научно-исследовательская

работа студентов

_________________________________________________


Учебно-методическое пособие


К 45-летию отделения журналистики

Казанского государственного университета


Казанский государственный университет

2007

УДК

ББК


Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского государственного университета

Протокол № 10 от 27.06.2007 г.


Авторы: Ю.В.Андреева, Р.П.Баканов, П.В.Баутина, А.Ш.Бик-Булатов, А.А.Лебедев, Л.М.Салмина, М.В.Симкачева, Р.И.Ситдикова, Д.В.Тихонов, Д.В.Туманов, С.К.Шайхитдинова.


Редколлегия: Д.В.Туманов (отв.ред.), С.К.Шайхитдинова, Р.П.Баканов.


Научно-исследовательская работа студентов: Учебно-методическое пособие / Д.В.Туманов, С.К.Шайхитдинова, Р.П.Баканов и др.; Под ред. Д.В.Туманова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. – 140 с.


ISBN –


В предлагаемом монографическом учебно-методическом пособии рассмотрены направления научно-исследовательской работы студентов, практикуемые на кафедре журналистики КГУ, даны рекомендации по написанию курсовых и дипломных сочинений, примерный перечень их тематики, правила оформления, а также разработанные преподавателями критерии оценки.

Адресовано студентам отделений и факультетов журналистики, руководителям НИРС.


(С) Коллектив авторов,

Казанский государственный университет

1. Введение


Научно-исследовательская работа студентов – одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях и симпозиумах разного уровня, вплоть до международных.

Одновременно занятие учебной и научно-исследовательской работой дисциплинирует студента, помогая ему ответственнее подходить к изучению основных профессиональных дисциплин. А многообразие форм такой деятельности дает возможность каждому студенту найти занятие по душе, определиться с индивидуально-личностными возможностями продолжения научных исследований в рамках аспирантуры и докторантуры и научиться отвечать требованиям, предъявляемым сегодня к ученому.

Плавный переход от простых форм научно-исследовательской работы к более сложным позволяет студенту развиваться плавно и гармонично, помогает ему набирать силы для того, чтобы подняться на следующую ступень науки, не испытывая при этом чрезмерных нагрузок. Непрерывность работы производит отбор, при котором отсеиваются студенты, считающие себя недостаточно способными для того, чтобы заниматься наукой.

Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Студент обретает навыки теоретического осмысления своей профессиональной деятельности, самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы.

В предлагаемой коллективной монографии рассматриваются такие формы научно-исследовательской и учебной работы студентов, как портфолио, реферативное исследование, учебно-исследовательское эссе, курсовая и выпускная квалификационные работы.

Для удобства монография разбита на разделы и подразделы, посвященные каждой из названных форм научно-исследовательской и учебной работы студентов. Авторами этих составных частей монографии являются преподаватели кафедры журналистики Казанского государственного университета. Приводим перечень подготовленных ими разделов и параграфов в соответствии с оглавлением:

Туманов Д.В. «Введение»; «Научно-практические проблемы теории журналистики»;

Баканов Р.П., Туманов Д.В. «Система средств массовой информации»;

Симкачева М.В. «Технологические и нравственные проблемы; профессиональной деятельности журналиста»;

Шайхитдинова С.К. «Профессиональная этика журналиста, медиа-этика»;

Салмина Л.М. «Язык и стиль массовой коммуникации»;

Шайхитдинова С.К. «Концепции идентичности в текстах массовой коммуникации»;

Бик-Булатов А.Ш., Лебедев А.А., Туманов Д.В. «Исследование истории журналистики»;

Шайхитдинова С.К. «Социология средств массовой коммуникации, социальная журналистика»;

Андреева Ю.В., Туманов Д.В. «Психология массовых коммуникаций»;

Туманов Д.В. «Экономика средств массовой информации»;

Ахметзянова Л.К. «Деловая журналистика»;

Ситдикова Р.И. «Правовые аспекты деятельности средств массовой коммуникации»;

Тихонов Д.В. «Массовая коммуникация и политика»;

Баканов Р.П. «Освещение актуальных проблем современности в журналистике»; «Исследование медийной критики»;

Туманов Д.В. Разделы «Портфолио как научное досье студента»; «Реферативное исследование»; «Эссе как учебно-исследовательская работа»; «Курсовая работа» (параграфы «Методология создания курсовой работы» «Оформление курсовой работы» – совместно с А.А. Лебедевым; параграф «Критерии оценки курсовой работы» – совместно с С.К. Шайхитдиновой); «Выпускная квалификационная работа»; «Примеры библиографических описаний»; «Образец титульного листа портфолио, реферата, эссе и курсовой работы».

Темы курсовых работ также представлены П.В. Баутиной,
Р.Г. Муллагалиевым, А.А. Роот, Л.К. Уманской и Ю.И. Фроловым.


2. Научно-практические проблемы

теории журналистики


Профессионализация труда журналиста состоит не только в получении практических навыков, но и в умении видеть теоретические, научно-практические проблемы, встающие перед современной журналистикой.

«Текущее время» – постоянно изменяющийся мир – диктует новые условия создания информационного продукта. В своей работе «Тирания момента» профессор социальной антропологии Университета Осло Томас Хюлланд Эриксен замечает: «В эпоху информации практически невозможно додумать до конца ни одной мысли. Глубокие размышления постоянно прерываются новыми фрагментарными сведениями»1. Тогда как требования к журналисту, конструирующему социальную реальность, неизмеримо возрастают: быстрота реакции не должна сопровождаться поспешностью и поверхностностью суждений.

Научно-исследовательская работа студента, включенная в учебный процесс в различных формах, должна помочь будущему профессионалу эффективно и компетентно привлекать к осмыслению «текущего времени» новейшие достижения теоретической мысли.

Среди актуальных проблем современности сегодня можно выделить, в первую очередь, умение адекватно оценить собственное творчество. Поэтому в тематике исследований специалисты называют:

  • информационное общество и средства массовой информации;

  • новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет;

  • экономика и менеджмент СМИ;

  • рекламные технологии в информационном обществе;

  • проблемы региональной журналистики;

  • тенденции развития печатных СМИ;

  • жанры, язык и стиль современных СМИ;

  • медиаобразование и журналистика;

  • проблемы права массовой информации;

  • инновационные методы в журналистском образовании;

  • проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом;

  • журналистика и регионалистика: история местной периодической печати;

  • творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XX века;

  • печать русского зарубежья: периодизация развития;

  • методология изучения современной зарубежной прессы;

  • политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз;

  • деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков;

  • журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность;

  • просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей;

  • спортивная журналистика: история, теория и практика;

  • правовые и этические аспекты деятельности журналиста.

Студентам, имеющим солидный опыт работы в СМИ, по сути дела практикующим журналистам, предоставляется возможность вести исследования всех выше перечисленных проблем на основе образцов самостоятельного творчества, с опорой на собственные публикации.

По жанровой шкале творческие работы должны соответствовать высокому уровню журналистского мастерства: ведение постоянной рубрики в газете или журнале, подборка статей аналитического характера, цикл актуальных репортажей и т.п. В различных формах научно-исследовательской работы на разных этапах своего обучения студент одновременно показывает умение теоретически осмыслять свои творческие достижения и практические навыки реализации теоретических познаний.

Рефераты, учебные эссе, курсовые работы, в таком случае, опираются на анализ собственного публицистического творчества и являются формой саморефлексии студента в рамках изучаемого курса. Например, изучая жанровую систему периодической печати, студент создает произведения в рамках изучаемой жанровой группы – информационной, аналитической или художественно-публицистической – и получает опыт анализа-синтеза практико-творческого освоения профессии.

Основой творческого диплома также могут стать не только художественно-публицистические произведения, опубликованные в средствах массовой информации, сборниках и альманахах, но и публицистические книги, написанные студентами. Выпускник в качестве дипломной работы может предъявить и реализацию собственного проекта – журнала или газеты, которые он создал или редактирует.

В такой исследовательской работе необходимым и обязательным является научное обоснование, исследование и анализ представленных на защиту материалов. Творческая часть и теоретическая часть исследовательского проекта объединяются в единое целое, демонстрируя не только качество полученных знаний, но и несомненные признаки таланта выпускника отделения журналистики.

Умелое сочетание творческого таланта и теоретического осмысления профессиональных навыков в исследовательских работах является высочайшим достижением студента и особо поощряется преподавателями кафедры журналистики.

Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из разделов, частей, глав, параграфов; заключение, приложения, список литературы. В свою очередь, каждый из этих элементов пишется по своим, принятым в научной среде правилам, некой общей матрице, легко считываемой любым другим исследователем (для всех гуманитарных наук характерна единая система научно-категориального оформления исследования).

Очень важно, поэтому, владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, положения и выводы по вашей работе.

В структуре введения выделяются следующие основные элементы: актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезы, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость.

Актуальность исследования – самая объёмная часть введения, от нескольких абзацев до нескольких страниц. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки (в нашем случае: теории и истории журналистики). Также работа может быть актуальной собственно для науки-журналистики, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы. В таком случае, возрастают теоретическая и практическая значимость работы.

Цель работы. На уровне курсовых и дипломных работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке вашей работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель, если речь, конечно, не идёт об учебных курсовых по дисциплинам, связанным с обучением методике анализа.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Цель не должна подменятся гипотезой. Поэтому неверно и ненаучно начинать формулировку цели со слов «доказать». Вы не знаете заранее, докажете или нет. При такой цели резонно упрекнуть вас в фальсификации результатов, подогнанных под нужную вам гипотезу.

Памятуя, что цель связана с названием, старайтесь при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет вашего исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки-журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые вам необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления, раскрывающие тенденцию в журналистике. Задачи, соответствующие теоретической главе в курсовой либо дипломной работе.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных вами методов. Эта группа задач направлена на объект вашего исследования. Какие операции я должен провести над объектом для вычленения и раскрытия свойств предмета.

Третья группа задач – осмысляющая полученные результаты, задача по сбору, сопоставлению, систематизации данных, анализу полученных результатов, соотнесению с гипотезами, и формулировке научного заключения по цели.

Степень изученности показывает ваше знакомство с историей вопроса, здесь перечисляются основные труды ученых и специалистов, ближайшие по тематике к вашей работе, выясняются предметы этих исследований.

Исходя из степени изученности – формулируется новизна работа: что-то исследовалось до вас, но «– этот аспект», либо «– в этом ключе» научных изысканий до вас не проводилось.

Источниковая база исследования – конкретизация вашего объекта до конкретных изданных любым способом периодических и непериодических СМК, с чёткой хронологией выхода, перечислением конкретных номеров (если речь о периодически выходящих или обновляющихся масс-медиа). Пример: Объект исследования – публицистика Д. Писарева 1860-х годов; Источники: Д.И. Писарев Полное собрание сочинений, издательство «Наука», 1997-2002.

Теоретико-методологическая база. Здесь перечисляются виды теоретического знания, давшие обоснование методам, используемым в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов, по отношению к задачам исследования.

Структура работы. Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. На уровне курсовых работ достаточно использование системы: «Глава – Параграф – Пункт». В дипломных работах иногда допускаются вариант: «Часть – Глава - Параграф».

В случае использования терминов, имеющих разное толкование в междисциплинарном исследовательском поле – вводят дополнительный пункт во введение: «категории исследования», где проясняются значения терминов, избранные именно вами для настоящей работы, подтверждённые научными справочниками или словарями.

Практическая значимость исследования предполагает возможность использования результатов работы в практической, педагогической, научной деятельности журналистов.

Заключение к работе строится следующим образом. В преамбуле подтверждается важность избранной темы, даётся обоснование избранному вами научному подходу. Перечисляются предварительные гипотезы.

Следом идут выводы по задачам, формулировку которых можно начинать с деепричастных конструкций: «проанализировав…, мы пришли к следующему выводу (достигли таких результатов)».

Затем делается конкретный вывод по цели, выделяется гипотеза, нашедшая своё подтверждение в ходе вашей работы. Намечаются перспективы продолжения исследования.


Примерные темы научно-исследовательской работы студента


1.

1. Возникновение журналистики: страноведческие, региональные и континентальные особенности.

2. Факт как основа журналистского произведения.

3. Образные ресурсы журналистики.

4. Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте.

5. Социальные факторы, формирующие общественную позицию журналиста.

6. Роль триады «Свобода – необходимость – ответственность» в журналистской деятельности.

7. Журналистика как поступок.

8.. Девиантное поведение как тема журналистского материала.

9. Методы формирования общественного мнения через СМИ.

10. Феномен журнализма как объект исследования.

2.

1. Журналистика в политической системе общества: СМИ и власть.

2. Журналистика: средства массовой информации или средства массовой коммуникации (к вопросу о разграничении понятий).

3. Система периодической печати Татарстана (опыт системного анализа).

4. Проблемы информации в печати.

5. Структура информации в изданиях различного типа.

6. Тип издания как научная проблема.

7. Системные характеристики средств массовой информации.

8. Региональная пресса России («регионализация» печати).

9. Тип массового издания (системный анализ).

10. Тип качественного издания (системный анализ).

11. Деловая пресса (типологические и профильные характеристики).

12. Женская пресса (типологический анализ).

13. Периодическое издание в системе Интернет.

14. Журнал в системе СМИ (опыт типологического анализа).

15. Типологические признаки периодического издания (на примере конкретного издания).

16. Функциональные особенности периодического издания различного типа. Газета и журнал: опыт сопоставительного анализа.

17. Районная газета в системе региональной журналистики.

18. «Малая» пресса Казани (опыт системного анализа многотиражной печати).

19. Газета на бульваре: бульварная пресса как тип издания (опыт типологического анализа).

20. Приложение к газете как типологическая структура (на примере конкретного издания).

21. Региональные выпуски общероссийских газет (анализ конкретного издания).

22. Газета в газете: полоса, вкладыш, приложение (анализ конкретного издания).

23. Журнал в газете (анализ конкретного издания).

24. Новость в газете: трансформация информационных жанров.

25. Газетная хроника: вчера, сегодня, завтра.

26. Газетная хроника в структуре номера газеты.

27. Хроника городской жизни как тип творчества («Казанский телеграф», «Казанские истории», «Вечерняя Казань»)

28. Инфраструктура СМИ (опыт работы информационных агентств, пресс-служб, рекламных организаций и др.).

29. Очерк в районной газете (анализ конкретного издания).

30. Исторический портрет в СМИ (анализ конкретного издания).

31. История Отечества в современной прессе («Наше наследие», «Памятники Отечества» и др.).

32. Структура регионального радиовещания в Татарстане.

33. Традиции отечественной журналистики и современность.

34. Еженедельник как тип издания (опыт типологического анализа).


3. Направления

исследовательской работы студента


3.1. Система средств массовой информации


Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

Студентом может быть исследовано влияние среды на систему средств массовой информации, в особенности таких сфер деятельности общества, как технологическая, экономическая и политическая. Предпринятый им показ процесса формирования системной типологической модели СМИ с позиций состава аудитории, редакций, технологий, целей создания, места СМИ на информационном рынке в соответствии с функциями общественного сознания или по структурно-организационным признакам позволит охарактеризовать современное состояние общероссийской и региональной газетной и журнальной периодики.

В исследованиях значительное внимание может быть уделено формированию и развитию системы деловых СМИ, женских, детских, молодежных, семейных, корпоративных и других изданий и программ, выделяемых по аудиторному адресу, проведен анализ процессов тематической специализации СМИ, охарактеризован состав учредителей средств массовой информации, выделяемый по субъектам политики, экономики, науки, культуры, образования и др.

Здесь важно обратить внимание на характеристику процессов, связанных со становлением индустрии СМИ как целостной системы, призванной функционировать на условиях финансово-экономической самодостаточности в виде института гражданского общества, отстаивающего право граждан на получение информации, свободу слова, обмен мнениями. Большое значение имеет принадлежность того или иного СМИ к различным медийным холдингам, контролируемым если не государством, то группами, контрольным пакетом акций которых владеет именно российская законодательная власть.

Типология как метод сравнительного изучения существенных признаков изданий позволяет обобщить результаты исследования и выявить роль журналистики в построении гражданского общества.


Примерные темы научно-исследовательской работы студента


1. Типология средств массовой информации в период общественной трансформации.

2. Экологическая журналистика в системе средств массовой информации.

3. Военная печать в системе средств массовой информации.

4. Молодежная пресса в системе средств массовой информации.

5. Общественно-политические издания в системе средств массовой информации.

6. Учет целевой аудитории в создании концепций печатных средств массовой информации.

7. Средство массовой информации как тип издания (на примере конкретного печатного издания).

8. Журнальная периодика современной России.

9. Глобализация как процесс в мировой журналистике: типологический и структурный анализ.

10. Журналистика в системе социальных институтов.

11. Журналистика как система функций.

12. Свобода журналистики как базовая основа функционирования СМИ.

13. Журналистика как система СМИ.

14. Традиционные и новые СМИ: типологические особенности.

15. Особенности функционирования печати, телевидения, радиовещания в условиях информационного рынка.

16. Инфраструктура средств массовой информации.

17. Типология органов информации и основные типологические группы современной российской прессы.

18. Структура и типологические особенности сетевых СМИ.

19. Новые формы организации информационных предприятий.

20. Основные тенденции развития российской медиасистемы 1990-2000-х годов.

21. Типологические изменения печати в условиях рыночной экономики.

22. Средства массовой информации в системе рыночных отношений.

23. Типология региональных печатных изданий.

23. Тиражная политика издания: структурные компоненты формирования.

24. Влияние новых технологий подачи материалов на изменение типологических характеристик.

25. Средства массовой информации и массовая культура: анализ структурно-типологических изменений.

26. Средства массовой информации в пространстве постмодернизма.

3.2. Технологические и нравственные проблемы

профессиональной деятельности журналиста


Научное направление «Профессиональная деятельность современного журналиста: технологические и нравственные проблемы» включает четыре блока тем для учебного исследования студентов:

- специфика журналистской деятельности;

- нравственная сторона профессии;

- современные тенденции в журналистике;

- проблематика газетных выступлений.

Актуальность данного научного направления объясняется тем, что поднимаются вопросы, связанные с проблемами развития и функционирования журналистики на современном этапе.

Объектом исследования во всех тематических блоках является профессиональная деятельность журналиста, рассматриваемая в различных аспектах: профессиональном, технологическом, нравственном, творческом.

Раскрытие темы предполагает выявление специфических черт в работе журналиста на основе деятельности конкретных журналистов-практиков, конкретных изданий и редакций Казани или районов Республики Татарстан в настоящее время. В курсовой работе необходимо обосновать выбор редакций и журналистов, на изучении деятельности которых, основано данное исследование.

В процессе работы с предлагаемыми темами могут быть использованы следующие методы: опрос, анкетирование, интервью, контент-анализ материалов СМИ, наблюдение (включенное и невключенное), сравнительно-сопоставительный метод.

В теоретической части курсовой работы нужно раскрыть основные тенденции, черты или характеристики профессиональной деятельности журналиста, ранее изученные исследователями-теоретиками; обобщить полученные данные в зависимости от поставленной цели, выявить проблему или поднять вопрос, требующий дальнейшего изучения. Выявленная проблема раскрывается сквозь призму реальной практики в практической части исследования. Здесь исследователь на основе примеров из практики, высказываний, обобщения анкетных данных представляет видение данной проблемы и пути ее решения. Это отражается в выводах работы и в заключении.

Первый блок «Специфика журналистской деятельности» объединяет темы, раскрывающие суть профессии, профессиональные требования к журналисту. В процессе работы над данным направлением студенту необходимо изучать деятельность журналистов-практиков, специфику редакционной работы. Исследовательская работа студента может вестись непосредственно во время прохождения семестровой редакционной практики. Предметом исследования может быть творчество конкретного журналиста, материалы СМИ, профессиональные требования редакции.

Со спецификой журналистской деятельности, профессиограммой журналистики студенты знакомятся в самом начале учебы в университете, поэтому темы первого блока в качестве учебного исследования рекомендуются, прежде всего, на первом курсе параллельно с изучением блока дисциплин по курсу «Основы журналистики».

Вторая группа тем, объединенная названием «Нравственная сторона профессии», рассчитана на студентов, которые прослушали курс «Профессиональная этика журналиста» и уже имеют свой собственный опыт работы в редакциях в рамках редакционной практики. Исследования в данном направлении представляют собой изучение опыта работы редакций, опыта работы журналистов-практиков и, возможно, своего личного опыта.

Нравственные ориентиры профессии можно выявить, проанализировав профессионально-этические требования или стандарты профессиональной деятельности ряда редакций (если таковые имеются). Полученные результаты сопоставить с мнением работников данных редакций, с их ценностными и профессиональными установками. Проблема, чаще всего, заключается в том, что внутренние ценностные установки журналистов не совпадают с требованиями редакции, с условиями учредителей, издателей и реальной практики.

Такое несоответствие, в свою очередь, порождает препятствия в работе журналистов, в осуществлении ими своей профессиональной деятельности. Это отдельная тема для исследования. В процессе наблюдения, анализа работы журналистов и беседы с ними студентам предлагается выявить и другие профессиональные препятствия и трудности. В качестве экспертов могут быть привлечены психологи, юристы и другие специалисты, которые, так или иначе, соприкасаются с журналистикой. Исследователь может предложить пути преодоления таких препятствий или варианты поведения в спорных, трудных ситуациях. Для этого необходимо проанализировать и обобщить примеры из реальной практики, учитывая мнения самих журналистов и других специалистов.

Отдельная тема связана с профессиональной ответственностью и профессиональным долгом журналиста. Тему ответственности можно проанализировать как с теоретической, так и с практической стороны: выявить виды ответственности, которые присущи журналисткой профессии (социальная, гражданская, правовая и др.), определить виды ответственности, к которым привлекаются журналисты в практической деятельности. Для этого рекомендуется как анализ реальной журналистской практики, так и работа с юристами, специалистами по профессиональной этике. В качестве источников исследования могут стать, например, решения арбитражного суда. Исследователь может показать как саму проблему профессиональной ответственности на конкретных примерах, так и варианты ответных действий журналистов и редакций в случаях привлечения к ответственности (какой?).

«Современные тенденции в журналистике» – следующая группа тем, предлагаемая для научного исследования. Развитие и современное состояние профессии рассматривается сквозь призму общественных факторов развития, влияющих на журналистику и на общество в целом. Это такие факторы, как: социокультурный, политический, экономический, технологический. Исследователь рассматривает, как меняется журналистская профессия под влиянием перечисленных факторов. Основной акцент делается на развитие СМИ и состояние журналистской профессии в Республике Татарстан. В работе могут быть выявлены как положительные, так и отрицательные черты профессии. Необходимо объяснить, с чем связаны такие изменения, как они отражаются на работе журналиста, какой отпечаток накладывают на профессию. Некоторые темы можно рассмотреть в глобальном аспекте: сделать прогноз развития журналистики.

И последняя группа тем из цикла «Проблематика газетных выступлений» ориентирует студентов на работу с подшивками газет, анализ проблем газетных выступлений. Здесь, кроме предложенных тем, студенты могут выбрать свое направление, свою тему, связанную с обзором и мониторингом печатных СМИ, анализом конкретного тематического направления в газете или журнале или изучение ряда тем, объединенных какой-то одной общей темой. Перед студентами открывается огромный простор для исследования. Это может быть глубинный анализ материалов печатных СМИ, анализ работы журналиста в определенной тематике, выявление творческих особенностей раскрытия той или иной темы, определение специфики составления повестки дня и т.д. Это может быть творческая работа студента, основанная на анализе собственных материалов.

Все четыре цикла тем отличаются друг от друга, но все они раскрывают специфику журналистской деятельности, что и предлагается сделать будущим исследователям.

Примерные темы научно-исследовательской работы студента


Специфика журналистской деятельности

1. Типы журналиста-профессионала (печатного издания, телевидения, радио). (Региональный аспект).

2. Типологические характеристики журналиста-профессионала печатного издания.

3. Профессиональные особенности личности журналиста.

4. Профессиональная культура журналиста.

5. Понимание профессионализма в журналистике.

6. Профессия: журналист (компоненты профессиональной деятельности).

7. Талант и призвание: их значение в журналистике.

8. Портрет профессии (Наблюдения практиканта).

9. Творческий портрет журналиста (творческая индивидуальность журналиста: конкретный человек, конкретное издание/редакция).

10. Журналистское образование: востребованность специалистов на рынке СМИ.

Нравственная сторона журналистской профессии

1. Конкуренция – неизбежная тенденция в профессиональной журналистике или профессионально-этическая проблема (например, добросовестная и недобросовестная конкуренция).

2. Нравственные требования в профессиональной журналистской среде.

3. Профессионально-нравственные требования в коллективе редакции.

4. Препятствия в работе журналистов.

6. Ценностные ориентиры журналистов и реальная практика.

7. Ответственность журналиста – основной компонент профессиональной деятельности.

Современные тенденции в журналистике

1. Рыночная модель журналистской деятельности.

2. Творчество и технологизм в современной журналистике.

3. Процессы глобализации и их влияние на журналистику.

4. Тенденции развития региональной журналистики (на примере районных изданий).

5. Специфические черты региональной журналистики (на примере изданий на русском и татарском языках).

6. Инфографика в региональных изданиях.

7. Особенности Интернет-версий региональных печатных изданий.

8. Технология взаимодействия СМИ и пресс-служб.

Проблематика газетных выступлений

1. Тема медицины в СМИ.

2. Тематические предпочтения региональных СМИ.

3. Профессиональные требования к журналисту, работающему в определенной теме (экономика, политика, энергетика, социальная тема, культура и др.).

3.3. Профессиональная этика журналиста. Медиаэтика


Курс «Профессиональная этика журналиста» предусмотрен государственным стандартом. Он входит в блок дисциплин, ориентированных на развитие профессиональной культуры работника средства массовой информации.

Понятие культуры, с одной стороны, отсылает нас к неким нормативным образцам, к тому, «как должно быть». С другой стороны, культура тесно связана с реальностью – это пространство смыслов. Такое двойственное значение базового термина обеспечивает «двойное дно» в направлениях исследования, предпринимаемых в этой области. С одной стороны, есть готовые образцы (профессионального) поведения, и мы заинтересованы в том, чтобы они были внедрены в практику. С другой стороны, есть сама жизнь с ее сложностями, противоречиями, при которых очень непросто жить по образцу.

И эта жизнь, которая в сфере массовой информации включает в себя отношения журналиста с героями своих произведений, взаимоотношения коллег по работе, отношения с источниками информации и т.д., постоянно меняется. Экономические, политические, социальные и технологические условия вносят в практику СМИ свои «поправки». Появились, к примеру, ток-шоу, предметом обсуждения которых стала частная жизнь их участников, это не может не повлиять на представления о допустимых границах частной жизни в общественном мнении. Соответственно в обществе, в котором публичное пространство отвоевывает все больше территорий у тайны частной жизни, постепенно меняется и отношение журналистов к профессионально-этической норме, которая предписывает без оснований на это (если у добываемой информации нет социальной значимости) не вмешиваться в частную жизнь героев журналистских материалов.

Динамика сферы профессиональной культуры, которая в целом становится объектом исследования тех, кто берется за курсовой проект на этом направлении, позволяет насыщать свою работу новым и новым материалом. Профессионально-этическая, шире – моральная – регуляция поведения журналиста, если ее рассматривать со структурно-функциональных позиций, соприкасается с правовой регуляцией. Но есть и отличия. Мораль возникает раньше права. Право состоит из норм (правил поведения), а мораль кроме норм включает в себя представления, чувства, ценности. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в виде общественного мнения. Нормы морали регулируют гораздо больший круг общественных отношений, чем право. Многие взаимоотношения в семье регулируются моралью, но не нормами права. Нормы права характеризуются конкретностью, моральные требования дают больший простор для толкования. Внутренним гарантом выполнения норм морали является совесть человека, внешним - сила общественного мнения. Нормы права могут быть подкреплены принудительной силой закона. Право отмирает вместе с государством, а мораль остается в любом человеческом обществе, пока оно существует. В помощь студенту, который берется за исследование этических и правовых практик в профессиональной сфере, издано учебное пособие С.К. Шайхитдиновой «Медиаэтика».

Понятие медиаэтики выводит круг исследуемых тем за границы журналистской профессии. Субъектами медиаэтики становятся участники коммуникационного взаимодействия, каким бы образом оно ни происходило – с помощью Интернета, телефона, в формате телевизионного шоу и т.д.

Эмпирической базой курсовых работ по данному направлению может выступить: профессиональное сознание журналистов (изучается через глубинные интервью, анкетирование), журналистские публикации в любых источниках информации, сами профессионально-этические документы (кодексы, меморандумы), данные включенного наблюдения, любая продукция массовых коммуникаций.

Примерные темы научно-исследовательской работы студента


1. Профессиональные стандарты журналистской деятельности: мировой и российский опыт.

2. Журналистика и ее «правила игры»

3. Моральные и правовые аспекты профессиональной культуры журналиста.

4. Миссия профессии: журналисты о своей деятельности и о себе.

5. Социальная ответственность журналиста: теория и практика.

6. Моральные и профессиональные ценности: Конфликт? Единство?

7. Взаимодействие профессионально-этического сознания и творческого поведения журналиста.

8. Долг журналиста в понимании работников региональной прессы.

9. Нравственная позиция журналиста и ее выражение в профессиональной деятельности.

10. Объективные основы возникновения профессиональной этики журналиста и основные тенденции в ее развитии.

11. Профессиональное достоинство – как его понимают современные журналисты.

12. Основные тенденции в развитии профессиональной журналистской этики мирового сообщества работников СМИ.

13. Этические нормы информационной деятельности и правовая среда.

14. Кодексы профессиональной этики: опыт анализа

15. Профессионально-этические нормы, регламентирующие различные аспекты поведения журналиста в процессе работы:

-журналист - аудитория;

-журналист - источник информации;

-журналист - герои журналистских материалов;

-журналист - коллеги;

-журналист - власть.

16. «Язык вражды» в средствах массовой информации современной России.

17. Чрезвычайная ситуация на страницах газет: сенсация или социальная проблема?

18. «Натурализм» на страницах газет.

19. Мистика в средствах массовой информации.

20. Частная жизнь: опыт российских СМИ.

21. Имел ли автор право на версию?

22. Журналист в конфликтной ситуации.

23. Профессионально-этическая экспертиза «языка вражды» в СМИ.

24. Этика межэтнических, межконфессиональных отношений в публичном пространстве.

25. Вред и польза журналистских разборок.

26. Этика расследовательской журналистики.

27. Слухи как предмет профессионально-этической оценки журналиста.

28. Драматургия события и профессиональная этика журналиста.

29. Пресса и власть: конфронтация или сотрудничество? (Профессионально-этический и правовой аспекты).

30. Работа журналиста в экстремальной ситуации: этический аспект.

31. Герои публикаций – дети и подростки (этический аспект).

32. Методы сбора информации (этический аспект).

33. Репортерская этика.

34. «Не могли бы Вы рассказать…» Профессиональная этика интервьюера.

35. Нормы профессиональной этики, регулирующие содержание массовой информации: теория и практика.

36. Этика фоторепортера.

37. Насилие, порнография и нравственный выбор средств массовой информации.

38. Специфика профессионально-этического регулирования деятельности журналиста на телевидении и на радио.

39. Формат ток-шоу: нравственный аспект.

40. Реалити-шоу: нравственный аспект.

41. Реклама как предмет этической оценки.

42. Медиаэтика участников глобальной сети.

43. Интернет: проблема этического и правового регулирования.

44. Медиаэтика в мобильной телефонии.

45. Медиаэтика и профессиональная этика журналиста: грани взаимодействия.

46. Информационные технологии и «ситуация человека».

3.4. Язык и стиль массовой коммуникации


Мир, в котором мы существуем и который объективируем как реальную действительность, представляет собой мир вербализованный («оязыковлен-ный»). На этом фоне коммуникативное пространство, организацией которого занимаются СМИ, представляет собой мир не просто вербализованный, но определенным образом вербализованный.

Создание образа общества осуществляется за счет интерпретации – ак-сиологических (ценностных или значимостных) версий фрагментов социаль-ной жизни (фактов, событий, явлений, личностей), преобразующих их в эле-менты виртуального мира информации - новость или проблему – и обеспечи-вающих этому миру контролируемость и управляемость: ср., например: распад СССР и развал СССР; жители Кавказа и лица кавказской национальности; народный депутат и нардеп и т.д.

Речь при этом идет не только и не столько о заполнении информационного пространства, сколько о формах и способах его организации, обеспечивающих решение коммуникативных проблем на уровне государства, социума, отдельной личности.

По этой причине все большую актуальность приобретает разработка эффективных технологий вербальной коммуникации на основе таких научных дисциплин, как социолингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика (теория воздействия), когнитивная лингвистика и т.д.

Новизна такого рода исследований заключается в междисциплинарном подходе, позволяющем описать и объяснить внутренний механизм воздействия теле-, радио- и печатного дискурса масс-медиа на общественное сознание, а следовательно – на развитие данного социума в конкретных культур-но-исторических условиях.

При таком подходе в центре внимания исследователя оказывается изучение и создание коммуникативных технологий, способных обеспечить достижение программируемого и прогнозируемого результата.

Предметом исследования могут служить как общетеоретические проблемы, так и конкретные тактики, отдельные тактические приемы и специализированные вербальные и невербальные тактические средства, в комплексе способствующие эффективности воздействия.

К числу мало или недостаточно изученных можно отнести следующие проблемы, которые могут лечь в основу курсовых и дипломных сочинений:

1. Интерпретация и аксиология в медиа-творчестве: коммуникативные технологии формирования социальных стереотипов (пресса, радио, теле-видение).

2. Интерпретация как основа коммуникативной стратегии СМИ (пресса, радио, телевидение).

3. Способы и средства интерпретации в основе конкретных коммуникативных тактик СМИ (пресса, радио, телевидение).

4. Коммуникативные технологии рационального и эмоционального воздействия СМИ (пресса, радио, телевидение).

5. Коммуникативные технологии убеждения СМИ (пресса, радио, телеви-дение).

6. Специализированные тактические средства в медиа-творчестве (пресса, радио, телевидение).

7. Манипулятивные коммуникативные технологии в рекламе и PR.

8. Манипулятивные коммуникативные технологии СМИ (деятельность спин-доктора).

9. Манипулятивные коммуникативные технологии пресс-службы.

10. Манипулятивные коммуникативные технологии в политическом дис-курсе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Федеральное агентство по образованию iconУчебное пособие Омск • 2008 Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Биохимия белков и ферментов : учеб метод пособие / С. Е. Синютина, С. В. Романцова; Федеральное агентство по образованию, гоувпо...
Федеральное агентство по образованию iconПравительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное...
Федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры "Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках"
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры "Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках"
Федеральное агентство по образованию iconС. С. Горяев; Федеральное агентство по образованию, кгу. Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2009. 67 с ил.; 21 см Экземпляры: всего: 3 чз 6(1), чз 3(1), кх(1)
Горяев, Станислав Санкаевич. Лабораторный практикум по органической химии : учебное пособие / С. С. Горяев; Федеральное агентство...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию московский государственный университет леса
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2007 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница