Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)




НазваниеПримерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
страница1/7
Дата22.09.2012
Размер2.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. №28-51-181/16

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

  1. Общие положения

    1. Школьный музей (далее - музей) - обобщаюшее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не­зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».

    2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

    3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

  2. Основные понятия

    1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся н педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея: музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения н экспонирования музейных предметов; музейная экспозиция; устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование природы, истории и культуры родного края;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм н т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательствам Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.



ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА

________________________________________________________________________________

(наименование учреждения, название музея


Род предмета ____________________ Инвентарный номер _____________________________


Материал_____________________________________ Шифр ____________________________

Размер ______________ Наименование __________________________________________


Дата поступления, источник _______________________________________________________


Полное описание ________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


Сохранность ____________________________________________________________________

(полная, частичная, описать повреждения)


Дата заполнения ______________________Подпись отв. лица___________________________




О лицензировании деятельности музеев

К поручению аппарата Правительства Российской ФедерацииП16-226 от 7.04.98

Минкультуры России рассмотрело обращение участников конференции движения «Отечество» к Правительству Российской Федерации, в части лицензирования дея­тельности музеев, и сообщает В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ МФ), музеи в Российской Федерации могут осуществлять свою дея­тельность только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 26 ФЗ МФ установлено, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений.

Таким образом, лицензированию подлежит лишь деятельность учреждений, осу­ществляющих хранение, изучение и публичное представление музейных предметов музейных коллекций.

Деятельность образовательных учреждений, в части хранения музейных предметов и музейных коллекций, осуществляется ими без специального разрешения (лицензии).


Заместитель Министра П.В.ХРОШИЛОВ


О лицензировании деятельности музеев Российской Федерации


В дополнение к письму Министерства культуры №Кол-815-01-б6 от 20.04.98 г. сообщаем следующее.

Выраженные опасения о негативных последствиях для школьных музеев реали­зации Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» вызваны неправильным толкованием норм закона.

Названным законом установлено, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений и их деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Школьные музеи и в прошлом и сегодня - это структурные подразделения образовательных учреждений (школ) и самостоятельными юридическими лицами не являются.

Таким образом, работа школьных музеев по выявлению, сбору и изучению исто­рических и краеведческих материалов, с точки зрения закона, является деятельно­стью учреждения образования и дополнительному лицензировании не подлежит.

В том случае, если в собрании музея находятся предметы, имеющие универсальную историко-культурную ценность, они могут и должны быть включены в состав Му­зейного фонда Российской Федерации. Порядок включения таких предметов в состав Музейного фонда в Российской Федерации устанавливается Положением «О Музейном фонде Российской Федерации», утвержденным Правительством Российской Федерации.

Государственные музеи России, Министерство культуры Российской Федерации готовы впредь оказывать школам и Министерству общего и профессионального обра­зования Российской Федерации необходимую помощь в организации учета, хранения и изучения предметов, составляющих собрание школьных музеев

Во избежание недоразумений, возникающих из-за неправильного толкования за­кона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Министерство культуры Российской Федерации планирует подготовить и распростра­нить соответствующие комментарии к тексту данного законодательного акта.


РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ'

При организации школьного музея нужно прежде всего определить концептуальную направленность в его деятельности. Музеи могут быть такими:

• музей - выставка;

• музей - мастерская, студия;

• музей - клуб, театр;

• музей - адаптационный центр;

• музей - творческая лаборатория;

• музей - центр воспитательной работы;

• музей - центр туристско-краеведческой работы;

• музеи - научный кабинет.

Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой школь­ный музей может быть в своей основе либо выставкой, либо студией, ли­бо научным кабинетом, либо включать в себя все или несколько этих со­ставляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на ос­нове сформированных коллекций.

При разработке концепции школьного музея следует определиться по нескольким позициям.

Место музея. Название музея, принадлежность его к учебному заведе­нию, образовательному учреждению и место нахождения с указанием почтового адреса.

Цель. Выделить конечную цель в работе музея. Определить категорию посетителей.

Создание фондов музея. Составить план комплектования с привлече­нием школьного актива, учителей и родителей. Организовать учет и хра­нение музейных коллекции.

Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции.

Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представ­лении, исходя из наличия коллекций музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последо­вательность их показа. Указать экспозиционную площадь.

Принцип построения экспозиции, Определить, каким он будет: проб­лемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемо­риальным, коллекционным, ансамблевым, образно-сюжетным.

Тематическая структура экспозиции. Определить темы будущей экс­позиции и кратко их раскрыть.

Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. Составить план помещения с разме­щением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект.

Основные затраты. Определяются исходя из стоимости экспозицион­ного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера. Концепция является первым этапом в формировании музея.


О музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г.

(Извлечение)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имею­щие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки кото­рой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное пред­ставление;

музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Россий­ской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот ко­торых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций,

хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий созда­ние материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

ГЛАВА II. МУЗЕЙНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного на­следия народов Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного насле­дия народов Российской Федерации.

Статья 6. Формы собственности на музейные предметы и музейные коллек­ции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.

Статья 6. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации

Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фон­да Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной вла­сти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в по­рядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, по­сле проведения соответствующей экспертизы.

Положение о Музейном фонде Российской Федерации утверждается Правитель­ством Российской Федерации.

Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Му­зейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Собственнику музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, выдается соответствующее свидетельство.

Статья 9. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из соста­ва Музейного фонда Российской Федерации

Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.

Музейные предметы и музейные коллекции считаются исключенными из состава Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего фа­кта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Статья 10. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации

Ведение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации


осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложе­но государственное регулирование а области культуры.

Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в со­став Музейного фонда Российской Федерации, производятся только после регистра­ции сделки в Государственной каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconПримерное положение о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы
Музей государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы структурное подразделение государственного...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconТворческая работа История села Нестерово
Нестерово. Познакомившись в школьном краеведческом музее моу смоленской основной общеобразовательной школы с материалами об этом...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconПоложение о музее государственного образовательного учреждения сош №832
Музей государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы структурное подразделение государственного...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconВ сельской школе в 2002-2003 учебном году под нашим
Родная сторона при музее Кульгешской сош им. Н. А. Афанасьева Урмарского района Чувашской Республики. Ее суть заключается в создании...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconИнформация о научных обществах учащихся
Группа учащихся 7-11 классов (8 членов), проводящие исследования в школьном музее «Наследие»
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconПримерное положение о службе здоровья образовательного учреждения
Служба здоровья организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconЗнамя ложи Юпитер работы М. В. Добужинского 1928 г
За рубежом подобные знамена также немногочисленны, аналоги можно найти преимущественно в музее Великого Востока Франции и музее-архиве...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconПримерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Настоящее Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке конкретного общеобразовательного учрежде­ния и...
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconНаучно-практическая конференция творческих исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Медвежьегорского района «Мой первый шаг» Секция краеведение Чудное лицо Повенца Ветхий Петропавловский собор
В школьном музее есть много старых фотографий. Мы заинтересовались одной из них
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) iconСценарий мини-экскурсии, посвящённый берестяному промыслу
Весь собранный материал тщательно изучается, документируется и выставляется для обозрения в школьном музее. На основе собранного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница