Скачать 3.57 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №2
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы Щелково 2011 Структура основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 2 ЩМР МО Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………………..3-12 Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………..…13-59 Раздел 3. Учебный (образовательный) план………………………………………60-63 Раздел 4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………64-79 Раздел 5. Программа формировании универсальных учебных действий……….80-96 Раздел 6. Программы рабочих учебных программ, курсов…………..…………97-130 Раздел 7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………………131-141 Раздел 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………………………142-160 Раздел 9. Программа коррекционной работы………………………………….161-169 Раздел 10. Внеурочная деятельность…………………………………………….170-225 Раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МОУ СОШ № 2 разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы МОУ СОШ № 2 на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010) 1.2. Информационная справка Тип школы. Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 2 ЩМР МО Юридический адрес: 141100, Щелково,ул. Комсомольская, дом 8а Телефон: 56- 2-75-55, 56-2-35-55 E-mail:shelkovoshkola2@yandex.ru Действующие лицензии на образовательную деятельность: Лицензия на право осуществления образовательной деятельности – регистрационный номер № 321828 выдана Министерством образования Московской области на срок с 25 декабря 2008 года по 25 декабря 2013 года. Сведения об аккредитации: Свидетельство о государственной аккредитации серии АА № 152169 , регистрационный №0410 от22.01.2010 года. Учредитель: Администрация Щёлковского муниципального района Директор МОУ СОШ № 2 Поногайбо Вера Петровна Количество обучающихся в начальной школе – 520 человек. Разработчики программы: члены Совета, члены рабочей группы по введению ФГОС НОО МОУ СОШ №2. Исполнители Программы: Педагогический и ученический коллективы МОУ СОШ №2, администрация, родительская общественность, социальные партнеры школы. Школа первой ступени образования МОУ СОШ № 2 работает по традиционной и развивающей системам. Школа реализует программы «Школа 2100», «Планета Знаний». Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное. Более 70% родителей выбирают обучение в школе №2 из соображений лучшего образования и воспитания ребенка, хорошего и устойчивого авторитета школы, и только 28,8% - по мотивам территориальной близости. Причем родители особо выделяют успехи начального образования и, соответственно, уровень учителей – 91,3%. Кроме того, родители отмечают психологический климат, царящий в школе, дисциплину, стабильность педагогических кадров, порядок. Дидактические системы, используемые в начальной школе, носят вариативный характер и адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, при этом доминирует деятельностный подход. В предыдущие годы начальной школой МОУ СОШ № 2 были достигнуты следующие качественные характеристики:
Эти показатели отвечают требованиям качества образовательного процесса и работают на достижение модельных характеристик выпускника первой ступени обучения. Кроме этого созданы реальные предпосылки стандартизации процедур управления качеством в условиях начальной школы. Специфика кадров МОУ СОШ № 2 определяется высоким уровнем профессионализма, высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. По образовательному уровню – высшее образование имеют 15 человек, среднее специальное образование – 5 человека. По стажу работы: 5-10 лет – 1 чел. 10-20 лет –7 чел. свыше 20 лет – 11чел. По возрастным группам: 30-40 лет – 6 чел. 40-55 лет – 12 чел. свыше 55 лет – 1 чел. По квалификационным категориям: имеют высшую квалификационную категорию - 8 чел. имеют первую квалификационную категорию - 4 чел. имеют вторую квалификационную категорию – 7 чел. Учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы). Кроме того классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами. 1.3. Общая характеристика Образовательной программы Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В социальном аспекте образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком. Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности. Основная образовательная программа, предусматривает: – достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; – выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему внеурочной деятельности (клубов, секций, студий и кружков), организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, психологическое сопровождение детей; – организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности; – участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся; – использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения; – возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; – включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:
Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 2 создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. 1.4. Цели и задачи начального общего образования «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми». Исходы из вышесказанного следует, что современная начальная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека. Поэтому, согласно общим положениям Стандарта, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: – становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; – укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности. Кроме того, учитывая традиции школы, социальный заказ родительской общественности, особенности ученического контингента обучающихся, начальная школа МОУ СОШ № 2 ЩМР МО решает задачи развития ребенка в деятельности по трем основным линиям:
Целями реализации Основной образовательной программы начального общего образования является: – сохранение и укрепление физического и психологического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия; – овладение основами грамотности в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом); – формирование ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия; – развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка Начальный этап общего образования ставит в нашем образовательном учреждении следующие стратегические цели:
В предлагаемой программе используются следующие сокращения: НОО – начальное общее образование; ОПНШ - образовательная программа начальной школы; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ СОШ № 2 , учащимся и их родителям. |