Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 120.48 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата21.09.2012
Размер120.48 Kb.
ТипТематический план
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины


Когнитивная психология и принятие решений на финансовых рынках


для направления 080102.65 «Мировая экономика»

подготовки специалиста

специализация «Международные валютно-кредитные отношения»


Автор: преподаватель Ельцов Ю.В.(e-mail: eltsov.yu@gmail.com)




Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Факультета Мировой экономики и Международных валютно-финансовых мировой политики отношений


Председатель Иванов И.Д. Зав. кафедрой Евстигнеев В.Р.

________________________ __________________________

« 17 » февраля 2011 г. « 15 » декабря 2010 г.


Утверждена УС факультета

Мировой экономики и мировой политики

Ученый секретарь Суздальцев А.И.

____________________________

« 22 » февраля 2011 г.


Москва, 2010

Автор программы: преподаватель Ельцов Ю.В.


Общие сведения о курсе

Основная задача курса – познакомить студентов / слушателей с механизмом влияния психофизиологических аспектов восприятия и анализа поступающей информации на интуитивное принятие инвестиционных решений на финансовых рынках.

Краткая характеристика содержания курса.

Слушатели знакомятся с психофизиологическими аспектами восприятия и анализа поступающей информации, современными моделями и теориями применения этих аспектов в анализе механизмов формирования массовых ожиданий инвесторами. Также слушатели используют вновь приобретаемые и ранее полученные знания в области математического анализа и математического моделирования для построения наглядных демонстрационных моделей для проверки и визуализации изучаемых теорий.

Процесс обучения построен с использованием программной среды Mathcad.

Требования к студентам: успешное усвоение курса требует базовых навыков математического анализа. Также необходимо понимание основ функционирования рыночных игроков и проводимых ими операций.

Курс читается в рамках программы подготовки специалистов на 4 году обучения.


Тематический план учебной дисциплины.




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции




1.

Физиологические процессы восприятия.

6

4

10

2.

Зрительное восприятие. Траектории саккадических скачков и восприятие входящего образа

8

4

10

3.

Теория потенциала и ассоциативные образы

14

8

14

4.

Диссипативные системы и моделирование оптических потоков

12

8

12

5.

Механизм припоминания и изменение распознаваемых образов

12

8

12

6.

Прообразы зрительного восприятия. Структура ассоциативной памяти

12

8

10




Итого

108

40

68


Базовый учебник

Базовый учебник по дисциплине отсутствует. Слушателям предлагается набор монографических источников и периодики.

Формы контроля


Форма промежуточного контроля – устный опрос.

Форма итогового контроля – дифференцированный зачет по материалам семестра.

Форма аудиторного контроля – математическое моделирование на основе теорий, изучаемых в рамках курса.


Содержание занятий


Тема 1.

Физиологические процессы восприятия


Основные вопросы


Роль психофизиологических аспектов в изучении механизмов принятия решений на финансовых рынках. Когнитивная психология и финансы. Описание базовых процессов и механизмов восприятия поступающей информации. Роль памяти в восприятии. Многозначность информации. Понятие зрительного восприятия и его особенности. Зрительные иллюзии. Природа появления иллюзий. Изучение восприятия в качестве динамической системы. Параметры внимания и параметры порядка. Эффект гистерезиса. Теория потенциала, физикалистская парадигма формализации интуитивного поиска решений.


Литература:

Адам Д.Восприятие, сознание, память. Размышления биолога. Москва, 1983.

Хакен Г.Принципы работы головного мозга. Москва, 2001. С. 41-69.

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. Москва, 1990.

Cabeza R., Kingstone A. Handbook of Functional Neuroimaging of Cognition. Second Edition. MIT Press, 2006.

Castelhano M. S., Henderson J. M. Initial scene representations facilitate eye movement guidance in visual search, Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007.

Haken H. Principles of Brain Functioning, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1996.

Haken H. Information and Self-Organization. A Macroscopic Approach to Complex Systems, Springer-Verlag Berlin Heidelberg New York, 2000.

Trehub A. Space, Self and the Theater of Consciousness, Conscious Cognition, 2006.


Тема 2.

Зрительное восприятие. Траектории саккадических скачков и восприятие входящего образа


Основные вопросы


Зрительное восприятие. Роль и важность зрительного восприятия в механизмах формирования ожиданий на финансовых рынках. Этапность и механизмы получения и обработки зрительных образов. Понятие саккадических скачков. Многозначность информации и траектории саккад. Дифференциальные уравнения и задание правила осмотра (template) наблюдаемого объекта. Решение неоднородных дифференциальных уравнений. Понятие внешней нагрузки.


Литература:

Хакен Г.Принципы работы головного мозга. Москва, 2001. С.245-281.

Хьюбел Д.Глаз, мозг, зрение. Москва, 1990.

Castelhano M. S., Henderson J. M. Initial scene representations facilitate eye movement guidance in visual search, Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007.

Becker M. W., Pashler H., Lubin, J. Object-Intrinsic Oddities Draw Early Saccades, Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007.

Haken H. Principles of Brain Functioning, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1996.

Haken H. Information and Self-Organization. A Macroscopic Approach to Complex Systems, Springer-Verlag Berlin Heidelberg New York, 2000.


Тема 3.

Теория потенциала и ассоциативные образы


Основные вопросы


Зрительное восприятие и распознавание образов. Теория распознавания образов. Персептрон Розенблатта. Нейронные сети и психо-физиология восприятия зрительного образа. Искусственные нейронные сети. Ассоциативная память и распознавание образов. Динамическое представление механизма распознавания. Теория потенциального поля и поверхности потенциала. Метод градиентного спуска и распознавание.


Литература:

Васильева А.Б., Тихонов Н.А.Интегральные уравнения. Санкт-Петербург - Москва- Краснодар: Лань, 2009.

Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1978.

Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. 2-е издание. М., 2002.

Малинецкий Г.Г.,Потапов А.Б., Подлазов А.В. Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды. М.: УРСС, 2006.

Постников М.М.Линейная алгебра и дифференциальная геометрия. М.: Наука, 1979.

Фиников С.П. Теория поверхностей. УРСС, 2010.

Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. М.:Физматлит, 2008.

Хакен Г.Принципы работы головного мозга. М., 2001. С. 245-281.

Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. С.423.

McNelis P.D.Neural Networks in Finance: Gaining Predictive Edge in the Market, Elsevier Academic Press, 2005.

Miller J.H., Page S.Complex adaptive systems. An Introduction to computational models of social life, Princeton University Press, 2007.

Haken H. Principles of Brain Functioning, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1996.

Haken H. Information and Self-Organization. A Macroscopic Approach to Complex Systems, Springer-Verlag Berlin Heidelberg New York, 2000.

Sternberg R.Cognitive Psychology, Tufts University, 2006.


Тема 4.

Диссипативные системы и моделирование оптических потоков


Основные вопросы


Введение в теорию устойчивости. Динамические системы – важный формализм при моделировании принятия решений. Диссипативные системы и траектории саккадических скачков при зрительном восприятии. Распознавание многозначной информации.


Литература:

Демидович Б.П. Лекции по математической теории устойчивости. Санкт-Петербург – Москва – Краснодар: Лань, 2008.

Хакен Г.Принципы работы головного мозга. Москва, 2001.

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. Москва, 1990.

Castelhano M. S., Henderson J. M. Initial scene representations facilitate eye movement guidance in visual search, Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007


Тема 5.

Механизм припоминания и изменение распознаваемых образов


Основные вопросы


Модели и теории изучения памяти. Память и восприятие. Виды памяти. Многозначность информации. Физиология зрительного восприятия и память. Эксперименты Де-Гроота. Психо-физиология припоминания. Изменение информации в ходе припоминания. Двоичное кодирование при обработке входящих сигналов. Двухмерность графических образов при восприятии информации мозгом. Обработка поступающих сигналов мозгом и качественные характеристики сигналов.

Литература:

Айзенк Г. Исследование человеческой психики. М, 2002.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

Блонский П.П. Память и мышление. М., 1979.

Вавилов С.И. Глаз и Солнце. М.: Наука, 1976.

Вертгеймер М. О гештальт-теории: хрестоматия по истории психологии. М.: Наука, 1987.

Величковский Б.М. От уровневой обработки к стратификации познания // Вопросы психологии . 1999. №4.

Волков В.В., Луизов В.А., Овчинников Б.В., Травникова Н.М. Эргономика зрительной деятельности человека. Ленинград: Машиностроение, 1980.

Жане П. Психология памяти. Москва, 1998.

Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. Психология памяти. Москва, 1998.

Линдсей Д. Процессы переработки информации у человека. Москва, 1974.

Лофтус Э.Ф. Спасибо за воспоминание: 40 выдающихся экспериментов по психологии. СПб, 2003.

Коффка К. Восприятие. Введение в гештальттеорию. Психология ощущений и восприятий: хрестоматия. М.: ЧеРо, 1999.

Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Сперлинг Д. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. Модель зрительной памяти. М., 1967.

Солсо Р.Л. Экспериментальная психология: практический курс. 2001.

Тарновская Л.И. Статистика, М.: Академия, 2008.

Anderson J.R., Bower G.H. Human Associative Memory, Washington DC, 1973.

Baddeley A.D. Working Memory, Oxford Univ. Press, 1986.

Becker M. W., Pashler H., Lubin, J. Object-Intrinsic Oddities Draw Early Saccades, Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance, 2007.

Cabeza R., Kingstone A. Handbook of Functional Neuroimaging of Cognition. Second Edition. MIT Press, 2006.


Тема 6.

Прообразы зрительного восприятия. Структура ассоциативной памяти


Основные вопросы


Ассоциативная память. Гештальт-психологическая теория. Теория архетипов К.Г. Юнга, Вертгеймера, Коффке, Кёлера. Формирование прообразов. Прообразы и распознавание образов. Психо-физиологическая детерминированность формирования прообразов.


Литература:

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

Вертгеймер М. О Гештальт-теории: хрестоматия по истории психологии. М.: Наука, 1987.

Линдсей Д. Процессы переработки информации у человека. М., 1974.

Коффка К. Восприятие. Введение в гештальттеорию. Психология ощущений и восприятий: хрестоматия. М.: ЧеРо, 1999.

Кохонен Т. Ассоциативная память. М.: Мир, 1980.

Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Anderson J.R., Bower G.H. Human Associative Memory, Washington DC, 1973.

Haber R. N., Hershenson М.: The psychology of visual perception, N. Y., 1973.

Kimura H.M., Nakahara K., Miyashita Y.:Visual Associative Memory, Encyclopedia of Neuroscience, 2009. Р. 233-242.
Maki William S. Judgments of associative memory, Cognitive Psychology, Volume 54, Issue 4, June 2007. Р.319-353.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


  1. Связь когнитивной психологии и финансовой науки

  2. Восприятие и принятие решений

  3. Механизмы восприятия

  4. Роль памяти при восприятии

  5. Многозначность поступающей информации

  6. Доступность информации

  7. Подпороговые информационные сигналы

  8. Роль зрительного восприятия

  9. Модель восприятия на основе одного уравнения движения

  10. Параметры порядка и управляющие параметры

  11. Эффект гистерезиса и теория бифуркации

  12. Математический формализм распознавания образов на основе одного уравнения движения

  13. Этапность получения зрительного образа

  14. Зрительное восприятие и саккады

  15. Многозначность информации при восприятии и саккады

  16. Правило осмотра (template)

  17. Задание траектории саккад и оптических потоков

  18. Смысловая составляющая внешней нагрузки

  19. Математический формализм построения траектории оптических потоков

  20. Теория распознавания образов и зрительное восприятие

  21. Персептрон Розенблатта

  22. Нейронные сети и память. След памяти

  23. Искусственные нейронные сети

  24. Ассоциативная память и распознавание образов

  25. Система дифференциальных уравнений в качестве задания модели распознавания

  26. Теория потенциального поля

  27. Математический формализм построения поля

  28. Поверхность потенциала и распознавание образов

  29. Векторное поле и потенциальное поле.

  30. Градиентный спуск и прообразы распознавания

  31. Математический формализм градиентного спуска

  32. Теория устойчивости

  33. Восприятие и диссипативные нелинейные системы

  34. Диссипативные системы и многозначность информации

  35. Математический формализм диссипативных нелинейных систем в применении к теории распознавания многозначной информации

  36. Модели и теории изучения памяти

  37. Память и восприятие

  38. Виды и модели описания памяти

  39. Многозначность и доступность информации

  40. Физиология зрительного восприятие и память

  41. Эксперименты Де-Гроота и механизмы принятия решений

  42. Двоичное кодирование и мыслительные процессы

  43. Полнота поступающих сигналов и восприятие

  44. Этапы получения и запоминания графических образов

  45. Изменение информации в ходе припоминания

  46. Ассоциативная память

  47. Гештальтпсихологический подход к припоминанию

  48. Архетипы памяти

  49. Оси симметрии при распознавании

  50. Формирование прообразов.

  51. Прообразы и распознавание

  52. Математический формализм и построение модели распознавания образов с использованием прообразов



Автор программы __________________________Ельцов Ю.В.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница