Муниципальное общеобразовательное учреждение: «Ленинская средняя общеобразовательная школа» Утверждено Утверждаю: на заседании педагогического совета приказ № 88 от «01» сентября 2011г. МОУ «Ленинская СОШ». Директор школы: С.М. Кузнецова (протокол № 1 от 31 августа 2011 года).
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (срок реализации 4 года)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ленинская СОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации. Формы, средства и методы обучения, система оценок, порядок и периодичность промежуточной аттестации определены в уставе школы и соответствуют требованиям Закона РФ «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель создания программы: Создание условий для эффективного развития начального образования младших школьников в ходе обновления содержания общего образования и введения федеральных государственных стандартов второго поколения
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования: - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Задачи основной образовательной программы: обеспечить адаптацию начальных классов к изменениям, инициированным процессом модернизации образования (сформировать у обучающихся социальную мобильность, научить адаптироваться к последующей ступени образования) определить оптимальное содержания образования обучающихся с учётом требований современного общества к выпускнику начальной ступени общего образования (обеспечить овладение каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с их потребностями и возможностями), повысить профессионализм педагогов и воспитателей через их вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса; укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития.
Разделы основной образовательной программы начального общего образования: 1. Пояснительная записка; 2. Учебный план школы; 3. Программы отдельных учебных предметов, курсов 4. Программа формирования универсальных учебных действий; 5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания; 6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 7. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 9. Программа коррекционной работы ОУ
Этапы реализации основной образовательной программы начального общего образования: 1. Ориентировочный (2010-2011 учебный год) – выявление перспективных направлений развития начального общего образования, моделирование его нового качественного состояния. 2. Основной этап (2011-2014 учебные годы) – освоение программ начального общего образования, переход школы первой ступени в новое качественное состояние на основе федеральных стандартов начального общего образования. 3. Обобщающий этап (2014-2015 учебный год) – анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития начальной ступени общего образования
Управление основной образовательной программой начального общего образования : (далее - ООП НОО ) Педагогический совет школы оставляет за собой право корректировки ООП НОО . Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора по УВР. Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении; с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закреплены в заключённом между ними и школой договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учетом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Обучение ведется в одну смену. Режим работы – по 5-ти дневной учебной неделе в 1 классе и 6-дневной во 2-4 классах. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся соответствуют действующим санитарным правилам и нормам (САНПиН 2.4.2.2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Организация образовательного процесса: Важнейшей частью основной образовательной программы начального общего образования является учебный план первой ступени, который содержит две составляющие: - обязательную часть: реализующую УМК « Школа 2100»; - часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются индивидуальные учебные планы, реализация которых сопровождается поддержкой классных руководителей (по желанию их родителей (законных представителей) и предоставлению справки медицинского учреждения.
Внешние связи: В целях расширения дополнительных образовательных услуг школа активно взаимодействует с городскими учреждениями дополнительного образования: Центр детского творчества (ЦДТ), детская школа искусств (ДШИ), Детская юношеская спортивная школа (ДЮСШ), кружки сельского дома культуры (ДК).
Кадровые ресурсы: Школа первой ступени полностью укомплектована педагогическими кадрами. 40% педагогов имеют высшее образование. Все учителя начальной школы имеют квалификационные категории: первую – 1 учитель, вторую – 2 учителя, не имеют категории-2 учителя.
Основные способы достижения результатов образовательного процесса В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основные принципы жизнедеятельности школы первой ступени - ориентация на идеал в воспитании и развитии младших школьников; - развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с окружающими людьми, следование примеру нравственного поведения; - усиление мотивации на успешную учебную деятельность; - развитие самостоятельности при решении поставленных задач на основе освоения универсальных учебных действий; - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, расширение зоны ближайшего развития; - системно-деятельностный подход в организации всего уклада школьной жизни.
Портрет выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы должен обладать универсальной школьной подготовкой, позволяющей ему успешно обучаться в школе второй ступени. Выпускник начальной школы – это человек: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий свой край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; соблюдающий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах. Основная задача начальной школы – поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МОУ «Ленинская СОШ» составлен в соответствии со ст. 9, 13, 14, 15, 32 Закона РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями на основе: - Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312; - Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые Приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24 декабря 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010 г. № 1247 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 6.10.2009 г. № 373» (рег. № 19707 от 04.02.2011 г.); - приказа комитета по образованию администрации Волгоградской области от 18.04.2005 г. № 324 «О введении Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы общего образования»; - приказа комитета по образованию администрации Волгоградской области от 31.01.2006 г. № 81 «Об утверждении Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Волгоградской области для универсального обучения по программам общего образования»; - письма комитета по образованию администрации Волгоградской области от 31.01.2006 г. № 397 (Рекомендации по содержанию пояснительной записки к учебному плану общеобразовательного учреждения) Учебный план МОУ «Ленинская СОШ» обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России решением Коллегии Минобразования России № 11/1 и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 Санитарно – эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Учебный план на 2011-2012 учебный год предусматривает: 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов, обеспечивающий введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1-х классах. Продолжительность учебного года: 1-е классы – не менее 33 учебных недель и 2-4 классы - не менее 34 учебных недель; Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период). Учебный план является одним из элементов основной образовательной программы, он определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Каждый учебный предмет 1-4-го классов решает собственные задачи реализации содержания образования: 1. Русский язык (обучение грамоте) предусматривает обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. 2. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметов в начальной школе, с помощью которого решаются не только узкопредметные задачи, но и общие задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир. Основная литературоведческая цель курса в начальной школе - формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования. Основные идеи курса: формирование грамотных представлений учащихся о взаимосвязях мифов, фольклорных жанров и произведений авторской литературы; постепенное формирование базового понятия – понятия художественного образа; обучение младших школьников различать сначала жанры фольклора, затем – жанры литературы при условности жанровых границ и деления литературы на разные типы повествования; помощь младших школьникам в понимании и любви к поэзии, особенностям поэтической формы. 3. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. 4. Курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются: - в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - в развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; - в формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование); - в развитии приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка). 5. Окружающий мир предусматривает формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные задачи курса: - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта; - последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной и справочной литературой; - проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений; - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания; - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения; - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей. 6. Основы духовно-нравственной культуры народов России воспитывают способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формируют первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. 7. Предметная область «Искусство» включает два предмета «Изобразительное искусство, и «Музыка», развивает способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 8. Технология обеспечивает формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; способствует освоению конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора. Характерными особенностями являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей, при решении технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности при выполнении домашних обязанностей. 9. Программа по информатике изучается как отдельный учебный предмет за счет часов вариативного компонента со 2 класса. Модуль «Информатика и ИКТ» включается в образовательную область «Технология». Целью изучения информатики является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач: - учить школьников искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач; - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности; - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, сформировать первичные навыки работы на компьютере; - дать представления об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства. 10. Физическая культура способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формированию первоначальных умений саморегуляции, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания достигается за счет введения практикума по физической культуре «Час подвижных игр».
|