Скачать 314.67 Kb.
|
Департамент образования Администрации Ярославской области Всероссийский конкурс «Учитель года России - 2007» областной этап Творческая работа на тему: «Формы работы, повышающие эффективность урока» учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Гаврилов-Яма Егоричевой Татьяны Анатольевны 2007 ПЛАН Введение
орфографии
Заключение Список литературы Приложения №1 Материалы для орфографических пятиминуток №2 Материалы для проведения игры «Четвертое лишнее» №3 Микротаблицы и схемы №4 Обобщающие таблицы №5 Алгоритмы №6 Материалы для игры «Сделай открытие» №7 Конспект урока с использованием технологии РКМЧП №8 Кластеры учащихся №9 Сочинения учащихся ВВЕДЕНИЕ Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить. К сожалению, современная школа иногда еще сохраняет консервативный, нетворческий подход к процессу обучения. Довольно часто изучение материала сводится к запоминанию и воспроизведению. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно теряют способность анализировать, обобщать, классифицировать, да и просто творить. Опыт показывает, что часто уроки русского языка относятся школьниками к числу нелюбимых. Психологи, ученые, даже писатели подтверждают это и приводят свои доказательства. Так более ста лет назад В.Г. Белинский писал: «Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей». Л.Н.Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по сей день очень актуальной. Учебные задания, выполняемые на уроках, часто реализуют лишь обучающие цели: закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и не позволяет качественно усвоить учебный материал. Однако и в этот «сухой» предмет можно внести много нового. Появляется все больше новых технологий, а значит и приемов, форм работы, которые очень оживляют урок и способствуют реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Ученые и учителя – практики пытаются найти и внедрить эти новые подходы к обучению, чтобы развить любознательность, мышление, воображение учащихся, поддержать интерес к урокам русского языка, предупредить утомляемость. Не нужно забывать и о том, что мы должны выпустить из стен школы не только грамотного ученика, хорошо владеющего родной русской речью, но и личность социально активную, умеющую думать, предлагать идеи и способы их разработки, аргументированно защищать свою позицию. Именно поэтому так важно правильно выбрать наиболее эффективные приемы, формы работы, которые позволят детям усвоить знания, осознанно их применять, развить в себе все лучшие личностные качества. Целью данной работы является обобщение собственного опыта работы по поиску и применению таких методов, приемов и форм работы, которые позволят каждый урок сделать эффективным, научат детей мыслить, правильно говорить, прогнозировать, задавать вопросы, спорить. Задачи работы:
Основными критериями оценки эффективности урока должен стать конечный результат. А добиваясь результативности, мы прежде всего думаем о выборе форм, методов, приемов работы с учетом конкретных задач обучения и реальных способностей школьников, уровня их подготовленности по предмету. 1. Приемы, используемые при изучении орфографии. Хотя сейчас огромное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся, орфографическая грамотность на всех этапах развития школы остается по-прежнему важным компонентом подготовки по русскому языку. Но почему орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей-практиков, причин здесь несколько:
И если первые три причины объективны, то четвертую можно преодолеть, стараясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Какие же приемы и формы работы используются нами при изучении орфографии? 1.1. Орфографическая пятиминутка. С нее начинается почти каждый урок. Эта, казалось бы, нехитрая рутинная работа преследует сразу несколько целей: 1) обучающая: повторить какую-либо орфограмму; 2) развивающие:
Покажем сущность такой работы на примере. Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, речь, меч, могуч. Далее задается вопрос: что вы можете сказать? (Если работа ведется в системе, вопрос задавать не нужно, ребята сами знают, что делать, и сразу поднимают руки). Возможны следующие варианты ответов: - Я заметил, что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». - Я бы поделил эти слова на две группы: 1-я: делаешь, молодежь, беречь, речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: из-за туч, шалаш, хорош, с крыш, меч, могуч (без ь). - Я бы поделил эти слова на три группы, так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных. - Я согласен с мнением Пети, что здесь нужно учитывать части речи, но я бы поделил эти слова на четыре группы: 1-я: глаголы делаешь, беречь (пишутся с ь); 2-я: существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь); 3-я: существительные 1 и 2 склонений из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь); 4-я: краткие прилагательные хорош, могуч (без ь). Плюсы такой работы еще и в том, что здесь присутствует элемент соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят); их не будут ругать за то, что они не знают правила; они начинают набирать плюсы за урок (об этом речь пойдет ниже, в главе «Рефлексия»). 1.2. Игра «Четвертое лишнее». В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Среди способов, средств и методов преподавания особое место приобретают игровые формы обучения, которые применимы как для младшего школьного возраста, так и для учащихся среднего звена. О роли игры на уроках русского языка написано очень много. Они могут применяться на разных этапах урока, в зависимости от цели. Игры бывают обучающими, контролирующими и обобщающими. Мы чаще используем игру «Четвертое лишнее» как контролирующую. Покажем это на примере изучения темы «Н и НН в суффиксах имен прилагательных» (6 класс). Как всегда, на полях учащиеся делают помету «4 л.» и записывают несколько строк слов. Выяснение, какое же слово лишнее и почему, происходит после написания каждой строки. 1. Глиняный, стеклянный, земляной, серебряный. Сначала дети находят общее (все эти слова – имена прилагательные; все они на одну орфограмму; у всех в суффиксе есть гласная Я). Затем называют лишнее слово (стеклянный) и объясняют, почему оно лишнее. Обязательное условие к моменту проверки – графическое обозначение орфограммы и подчеркивание лишнего слова. Первая строка всегда несложная, поэтому в работу активно включаются слабые учащиеся. Для них создается ситуация успеха, в которой, к сожалению, они бывают не всегда. А сильные учащиеся в это время успевают придумать свою строчку слов на эту орфограмму и обменяться тетрадями. Далее можно усложнить задание и дать такие слова: 2. Соловьиный, орлиный, гостиный, машинный. Слабым учащимся обязательно напомним: выделите корень (чтобы предупредить возможные ошибки). Зато сколько у них радости, когда лишнее слово найдено! Можно поставить себе заветный плюсик. Затем усложняем подбор слов и даем следующие: 3. Станционный, лимонный, авиационный, экскурсионный. Здесь поиск лишнего слова идет не по способу написания, а по морфемному принципу, поэтому в полной мере происходит развитие мышления. Дети любят игру «4-е лишнее», это видно по их реакции. Конечно, можно сказать так: «Дети, сейчас мы с вами будем повторять орфограмму Н и НН с суффиксах имен прилагательных». Но мы говорим: «А сейчас мы будем играть в «Четвертое лишнее», будем искать слова, разгадывать загадки нашего языка». Улыбки на лицах ребят, их горящие глаза говорят нам о том, что они верят: у них получится, им интересно, ведь они так любят «искать» и «разгадывать». 1.3. Микротаблицы, обобщенные схемы. Одной из причин, затрудняющих запоминание правил правописания слов, является, как мы уже писали выше, обилие этих самых правил. Сколько усилий прилагает учитель, чтобы ученик мог удержать в уме то или иное орфографическое правило, правильно применить его на практике! Мы тоже пытаемся решить эту проблему и используем для этого маленькие таблицы (микро-) и большие (обобщающие). Вначале остановимся на микротаблицах. Они помогают преодолеть пугающий объем правила, обилие предложений, из которых нужно выстроить связное высказывание в научном стиле. Поэтому предлагаем учащимся запоминать не правило, а микротаблицу. Почему микро-? Потому что в ней привлекает именно малый объем. Ее легко выучить, переписав 2-3 раза (помогает механическая память), а то и просто запомнить с первого раза по записи на доске и в справочнике (помогает зрительная память). Потом мы замечаем, что при повторении той или иной орфограммы учащиеся чертят на полях тетради эту микротаблицу и по ней работают. Мы не запрещаем им этого делать, лишь бы была польза. Приведем примеры таких микротаблиц и докажем их целесообразность. В учебнике русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской правило о слитном и дефисном написании сложных имен существительных занимает полторы (!) страницы. Трудно поверить, что шестиклассники выучат по учебнику такое правило, поэтому в справочник оформляем тему в виде микротаблицы. Но сначала проводится детальная, кропотливая работа со всеми частями правила, закрепляются навыки правописания слов с данной орфограммой, и только потом микротаблица зачерчивается в справочник. Предварительная работа проводится для того, чтобы дети легко опознавали сокращенные до минимума записи. Вот как выглядит микротаблица:
Мы намеренно исключили из таблицы части правила о слитном написании сложных существительных с соединительными гласными о, е и аббревиатур, так как в ходе отработки правописания слов с данной орфограммой заметили, что в словах типа «луноход», «птицелов», «СМИ» учащиеся ошибок не допускают. В отдельную микротаблицу помещаем сведения о правописании корней пол- и полу-.
Примеры других микротаблиц мы приводим в приложении. Из приведенных примеров видно, что микротаблица – это квинтэссенция содержания учебного материала. Ее успех в том, что она компактна: небольшая по объему, но очень емкая по содержанию. Как уже говорилось выше, одной из причин низкой эффективности обучения является сходство заучиваемого материала. Подсчитано, что в школьном курсе русского языка существует 8 правил на орфограмму «О – Ё после шипящих», 7 – на орфограмму «НЕ с разными частями речи», 5 – на орфограмму «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий». Как не «утонуть», не запутаться в этом объеме правил! Здесь на помощь приходят обобщающие таблицы. В отличие от микротаблиц, обобщающие таблицы включают в себя не одно правило, а несколько. Мы составляем их вместе с учащимися и обязательно «подкрепляем» алгоритмом (об алгоритме речь пойдет ниже). Психические и умственные способности у всех детей разные, и ребята сами выбирают, что им удобнее: работать по обобщающей таблице или по алгоритму. Мы приведем пример работы над обобщающей таблицей на примере орфограммы «О – Ё после шипящих» и проведем сравнительный анализ традиционных подходов к данной орфограмме (владение несколькими отдельными правилами) и нетрадиционных (владение одним обобщенным правилом).
Обобщая все вышеизложенное, видим, что при обучении по традиционной программе от детей требуется слишком много знаний и умений. А если он плохо знает части речи и не «дружит» с морфемным разбором слов? Он обречен на неуспех. А это, как отмечалось выше, является одной из причин отрицательного отношения к орфографии и к изучению русского языка в целом. Кроме того, надо учить слова- исключения на данное правило. При работе же над обобщенной схемой-таблицей нужны всего 3 умения:
Итак, по традиционной программе учащимся нужно знать следующие правила правописания «О - Ё после шипящих»: в корнях слов (знать исключения); в окончаниях глаголов; в окончаниях прилагательных; в окончаниях существительных; в суффиксах прилагательных; в суффиксах существительных; в суффиксах наречий; в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (всего 8 правил). А вот как выглядит обобщенная схема-таблица на эту же орфограмму:
При составлении таких таблиц мы часто опираемся на принцип деятельностной теории обучения Н.Ф. Талызиной, поэтому используем и стрелки, и цифры, показывающие направление мыслительных действий. Приводим еще одну очень простую схему на орфограмму «Ь на конце слов после шипящих».
Преимущество этой схемы перед традиционным подходом в том, что при правописании существительных упор делается не на склонение, а на число и род. Это проще для учащихся. Мы на собственном опыте убедились, что изучение орфографии на основе обобщенных правил и микротаблиц позволяет обучать практическому русскому языку быстрее и качественнее. Появляется возможность представить орфографию в виде стройной, а главное – управляемой системы. Кроме того, компактное изучение курса орфографии помогает частично решить проблему формирования классификационных умений, которыми, по данным М.М. Разумовской, не владеют до 35% учащихся. Следовательно, освоение норм правописания на основе схем и таблиц позволяет не только существенно уменьшить количество изучаемых правил, но и выйти на более высокий качественный уровень обучения грамотности. |
![]() | Проект на тему: «Формы работы, повышающие эффективность урока» Довольно часто изучение материала сводится к запоминанию и воспроизведению. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же... | ![]() | Урока Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа на пк, индивидуальная работа, межпредметная... |
![]() | План-конспект урока по физике в 8 классе Формы работы учащихся: устное решение практических задач, практическая работа с зеркалом, конспект, творческая работа учащихся (сообщения... | ![]() | Урока по технологии «Интерьер жилого дома» (8 класс) Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентаций при объяснении нового материала,... |
![]() | Урока Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, работа в парах, практическая работа | ![]() | И номер урока в теме Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, индивидуальная работа |
![]() | План-конспект урока краткие страдательные причастия Формы работы учащихся – фронтальный опрос, индивидуальная работа с учащимися, работа с иллюстрацией | ![]() | План-конспект урока сила трения. Трение в природе и технике Формы работы учащихся: фронтальная, работа по группам, дифференцированная самостоятельная работа |
![]() | Творческая работа на тему Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ![]() | Творческая работа «Сборник рассказов «Чудесное лето» Творческая работа «Ожившие небылицы или возвращаясь к истокам» (традиции устного народного творчества собственного сочинения) |