Скачать 341.27 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет Имени М.А. Шолохова» «УТВЕРЖДАЮ» зав. каф. Общей и практической психологии ____________Ануфриев А.Ф. Решение заседания кафедры протокол №1 от 08 декабря 2011 ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ Составитель: д.псх.н. М.И.Розенова Факультет: психологии Направление: Позитивная психология Курс: 2 Срок обучения: 2 года Форма обучения: очная Москва 2011 Введение Программа государственного экзамена по позитивной психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в области современной психологии и, в частности, в области позитивной психологии; их использование в практике; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Раздел 1. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии. Тема 1. Предмет, методы и история психологической науки. Психология как наука. Критерии научности и основания психологической науки. Основные этапы развития психологии. Предмет психологии и его эволюция. Развитие психологии в рамках философии. Эмпирические знания о психических процессах и явлениях. Формирование эмпирической психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод в психологии. Возникновение прикладных исследований и новых областей в психологии. Развитие психологии в разных областях человеческого знания. Связь психологии с другими науками. Условия и закономерности развития научных психологических знаний. Методы психологии (наблюдение, эксперимент, лонгитюдинальный метод, монографический метод, метод анализа клинического случая, стандартизированные методы, метод анализа продуктов деятельности, проективные методы и др). Открытый кризис психологии. Вопросы, которые ставятся сегодня в России и зарубежных странах. Наиболее значимые аспекты характеристики советской психологии. Важнейшие аспекты состояния российской психологии после распада СССР. Перспективы развития психологии в России. Тема 2. Система психологической науки: отрасли психологии, психологические практики, психологическая служба. Психологии как важнейшая наука о человеке. Психология в кризисном обществе. Место психологии среди других наук. Задачи современной психологии. Структура современной психологической науки и ее межотраслевые связи. Классификация отраслей психологического знания: фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Основные отрасли современной психологии, их многообразие и связь с профессиональной деятельностью психолога. Психологические проблемы современного человека и общества в целом. Проблема выживания в условиях все усложняющейся политической, экономической и экологической жизненной среды. Психолог в современном мире. Психология как профессия. Понятие психологической информации и техника работы с ней. Виды психологического знания. Типы задач взаимодействия клиента с психологом. Структура профессиональной деятельности практического психолога. Эффективность труда психолога. Профессиональная позиция психолога. Профессионализм и профессиональные деформации психолога. Виды этических стандартов профессиональной деятельности психолога. Профессиограмма современного успешного специалиста-психолога. Видные профессиональные психологи настоящего и прошлого. Основные научно-исследовательские и научно-практические центры в России и за рубежом. Психодиагностика - основа работы практического психолога. Варианты использования психодиагностических данных. Этические аспекты в работе психодиагноста. Структура психодиагностики по А.Ф.Ануфриеву: семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики. Функции и виды психодиагностики. Психодиагностический процесс и диагноз. Функции психодиагностического заключения и его структура. Подходы к пониманию эффективности психологического диагноза. Понятие психодиагностической ошибки и их виды. Определение психологического консультирования как области психологических знаний. Связь психологического консультирования с другими отраслями психологической помощи. Задачи современного психологического консультирования. Разнообразие и специфические черты психологического консультирования, отличие от психотерапии. Понятие профессиональной ответственности в психологическом консультировании. Правила установления «консультативного контакта» с клиентом или группой: осознанность, добровольность и др. Психологическая служба. Цель и задачи психологической службы. Структура психологической службы. Виды психологических служб и специфика их деятельности. Психологическая служба образования как неотъемлемая часть системы образования в России. Организационные структуры, в состав которых входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Основные задачи и функции школьной службы, модели организации. Роль и место психологической службы в организации. Взаимосвязь кадровой стратегии и структуры службы. Современная организация подразделений по работе с персоналом. Варианты организационных структур службы управления персоналом. Выбор формы организационной структуры. Тема 3. Проблемы и методологические основания психологии. Функции и место методологии в научном познании. Методологический анализ психологических понятий, теорий, ситуаций. Принцип системности в психологии. Специфика системного познания интегральных образований действительности. Принципы и закономерности возникновения, функционирования и развития систем: а) психики в целом; б) ее компонентов; в) образований, включающих психику в качестве своей непосредственной предпосылки или внутреннего условия (деятельности, общения и т.п.). Основные аспекты системной концепции психического отражения Б.Ф. Ломова. Опыт междисциплинарных исследований в психологии. Определение субъекта. Динамический, структурный, регуляторный план анализа психологии субъекта. Субъект деятельности и жизни. Проблема индивидуальных различий. Место психологии индивидуальных различий среди других психологических дисциплин. Психология индивидуальных различий и психодиагностика. Основные направления исследований в современной психологии индивидуальных различий. Проблема гендера в психологии. Гендерные стереотипы. Половая идентификация как социальный феномен, стадии и теории половой идентификации. Исследование гендерных различий. Тема 4. Основные направления и школы психологии. Вклад И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева в психологию: экспериментальное исследование сознания, объективная психология, открытие сочетательных рефлексов, общие основы рефлексологии, триада «индивид-личность-индивидуальность». Генетический метод в психологии. Зоопсихология: Романес, Леб, Ллойд-Морган, Вагнер. Клиническая психология: гипнотические клиники в Париже и Нанси, работы Рибо, Жанэ, Креппелина, психологическая клиника Лайтнера Уитмера. Этнопсихология: Лацарус и Штейнталь, Надеждин, Шпет, экспериментальные исследования Риверса. Возникновение и основные достижения психотехники. Возникновение и развитие педологии. Возникновение и развитие метода тестов. Предпосылки и источники открытого кризиса в психологии. Критика основных положений психологии сознания. Анализ кризиса в трудах современных ему психологов (Л.С. Выготский). Психоанализ Фрейда, Юнга, Адлера. Направления неофрейдизма (Фромм, Хорни). Психоаналитическая психотерапия. Возникновение и развитие бихевиоризма. Законы эффекта, упражнения и готовности Торндайка. Научение методом проб и ошибок. Учение Павлова о безусловных рефлексах. Классический бихевиоризм Уотсона: предмет, методы, цели и задачи. Формула поведения. Эксперимент с маленьким Альбертом. Возникновение необихевиоризма. Молярное определение поведения, латентное научение и когнитивные карты у Толмена. Оперантный бихевиоризм Скиннера. Теория социального научения Бандуры. Бихевиоральная психотерапия. Французская социологическая школа. Описательная и понимающая психология Дильтея. Гештальтпсихология. Предмет, метод, принципы гештальтпсихологии. Исследования зрительного восприятия: факторы перцептивной организации и законы восприятия. Изучение мышления, феномен инсайта, стадии творческого мышления. Основные эксперименты гештальтпсихологов. Значимые концепции личности в отечественной психологии: мотивационно-деятельностная, субъектно-личностная, эволюционно-историческая, системно-диспозиционная концепции личности. Гуманистическая психология. Методология гуманистического подхода. Основные положения гуманистической психологии. Теория мотивации Маслоу. Гуманистическая психотерапия. Клиент-центрированное консультирование Роджерса. Критика гуманистической психологии. Экзистенциализм как философское основание экзистенциальной психологии. Основные узлы («вызовы») экзистенциальных проблем. Сравнение гуманистической и экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психотерапия. Логотерапия Франкла как «Третья венская школа психотерапии». Проблема смысла. Критика экзистенциальной психологии. Новые ценностные ориентации личности в современном обществе: проблемы потребления и отдачи, наслаждения и растраты. Современные направления в зарубежной психологии. Когнитивная психология. Преемственность когнитивной психологии по отношению к бихевиоризму. Основные постулаты, предмет и методы когнитивной психологии. Теории конструктивного и прямого восприятия. Три подхода к изучению внимания: внимание как 1) селекция; 2) усилие; 3) действие. Изучение мышления и разработка искусственного интеллекта. Когнитивная психотерапия. Критика когнитивной психологии. Экологическая психология или эко-бихевиоральная наука. Изучение поведения в естественных условиях в эко-бихевиоральной психологии Баркера. Поведенческий сеттинг и его характеристики. Постулаты, практика и критика экобихевиоризма. Постмодернизм как альтернатива философии модерна. Социальный конструкционизм Гергена, его постулаты, терапевтические процедуры и критика. Диалектическая психология Ригеля. Изучение развития. Применение законов диалектики в психологии. Постулаты, методы практической работы и критика диалектической психологии. Интербихевиоральная психология Кантора и оперантный субъективизм Стефенсона. Интербихевиоральное поле, постулаты, практика и критика интербихевиоризм. Q-методология Стефенсона как альтернатива R-методологии. Вероятностно-эпигенетическая психология Куо. Основные эксперименты. Изучение адаптивного значения поведения человека в различных социальных контекстах эволюционной психологией. Тема 5. Статистические методы в психологии. Применение математических методов в различных областях психологии. Принципы использования математических методов. Методологическое проблемы, связанные с применением методов математики в психологических исследованиях. Понятие измерения в психологии. Виды измерительных шкал (номинальная, порядковая, интервалов, отношений). Основы организации психологического исследования. Планирование исследования и эксперимента. Переменные, контроль переменных. Экспериментальные планы (межгрупповой, внутригрупповой). Факторные планы. Корреляционное исследование и его особенности. Взаимосвязь экспериментального плана со статистическим аппаратом. Выборка, стратегии ее формирования (статистические аспекты). Статистические методы обработки данных. Описательная статистика. Статистический критерий. Параметрические и непараметрические критерии. Типология задач (экспериментальных планов) в соотнесении со статистическими методами. Корреляционный анализ. Общая характеристика многомерных моделей в психологии. Методы математического моделирования в психологии Моделирование когнитивных структур. Проблема искусственного интеллекта. Моделирование социальных процессов. Моделирование семантического пространства индивидуального сознания. Тема 6. Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования Функции и виды профессиональной деятельности преподавателя психологии. Психологические особенности и функции педагогической деятельности (целеполагающие: ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная. Организационно-структурные: гностическая, конструктивно-проектировочная, коммуникативная, организаторская). Виды деятельности преподавателя Особенности обучающей деятельности. Научно-исследовательская деятельность, ее значение, организация и результаты. Учебно-методическая деятельность, ее особенности и значение для формирования психологической компетентности школьников и студентов. Культура самоорганизации деятельности преподавателя. Формы учебной деятельности в ВУЗЕ. Лекции, семинары и лабораторно-практические занятия. Основные виды лекций и их функции. Особенности школьной лекции. Технология подготовки содержания лекции. Основные требования к содержанию. Лекция как общение. Структура лекции. Речь лектора: словарный запас, методы работы с новыми терминами, логичность, образность. Невербальные компоненты лекции: мимика, взгляд, поза, жесты, образ преподавателя. Визуальная и техническая поддержка лекции. Объекты анализа оценки ее качества. Проектирование учебной лекции. Методическое проектирование проблемных лекций разного уровня: проблемное изложение, активное вовлечение студентов в обсуждение, дискуссию, исследование. Дидактическая ценность проблемных лекций. Виды лекций в контекстном обучении. Особенности подготовки и проведения лекций в контекстном обучении. Семинарские занятия. Развитие учебной и профессиональной компетентности как основная цель семинарских занятий. Основные компетенции, формирующиеся в ходе семинарских занятий: овладение приемами целенаправленного поиска информации; анализ письменных текстов разного назначения и устной речи, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование информации; умение составлять банк информации, проводить аналитические обзоры информации; составление текстов разного назначения (докладов, тезисов, рецензий и т.д.); умение выступать публично; умение обсуждать проблемные ситуации, применять конструктивные способы совместных действий и принимать решения в малых группах; умение участвовать в дискуссии и вести ее; умение проводить рефлексивный анализ процесса и оценку результата; умения саморегуляции. Виды семинаров: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-дискуссия, семинар-исследование, семинар-практикум, семинар-тренинг и другие. Технология подготовки и проведения семинаров разных видов. Возможности развития на семинарах гуманистических ценностей, профессиональной мотивации педагогических способностей, самовоспитания профессионально важных качеств. Цель и задачи лабораторных занятий по психологическим дисциплинам. Особенности лабораторных занятий. Особенности подготовка и проведения. Виды практических занятий. Цели практических занятий. Технологии подготовки и проведения. Методы и средства формирования профессиональных умений и навыков на практических занятиях. Контроль и самоконтроль в обучении. Функции контроля, самоконтроля и взаимоконтроля в изучении дисциплины. Проблема оценки в разных видах и системах обучения. Критерии оценок. Виды контроля. Формы и основные методы контроля. Методика проведения зачетов и экзаменов. Тестовый контроль и его дидактические функции. Особенности применения контроля в процессе развития психологической компетентности личности. Раздел 2 . Позитивная психология. |
![]() | Характеристика развития ребенка от рождения до младшего школьного возраста Возрастная психология как отрасль современной психологической науки, предмет, задачи и методы исследования | ![]() | Программа тем по курсу «Юридическая психология» Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной... |
![]() | Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки) Предмет психологической науки это Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки) | ![]() | Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Кафедра общей и дифференциальной психологии Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики. Предмет психодиагностики. Содержание основных... |
![]() | I предмет, методы и история науки Вторая особенность состоит в том, что, невзирая на огромный объем собранной фактической информации, геология четвертичных отложений... | ![]() | В макроэкономику 2 Предмет и функции макроэкономики 2 История развития макроэкономической науки 2 Модель кругооборота 2 Расходы 4 Лекция Ввп и внп, методы их расчета. Другие показатели дохода и продукта. Взаимосвязь между ними. 5 |
![]() | История психологической мысли пути и История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография... | ![]() | Отечественная история (курс лекций) Учебно Предмет науки истории, задачи курса «Отечественная история», его место в системе гуманитарных наук |
![]() | «История психологии» Авторизованный реферат по курсу Также несколько условно устанавливается и его длительность до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения... | ![]() | Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... |