Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы




НазваниеФедерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы
страница1/5
Дата21.09.2012
Размер0.88 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
АППАРАТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ОТДЕЛ КАДРОВОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


Конфликт интересов
на государственной службе:

понятие, причины возникновения, УрегулированиЕ

(ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ОБЗОР)








МОСКВА • 2009




Конфликт интересов на государственной службе: понятие, причины возникновения, урегулирование (информационно-справочный обзор)/ Под общ. ред. П.А. Бакланова. – М.: 2009. – 58 с.


Издание ориентировано на гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации, а также должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)».


Общее руководство проектом – начальник Управления кадров
и государственной службы Аппарата совета Федерации А.А. Нестеренко.


Составители:

П.А. Бакланов – заместитель начальника Управления кадров
и государственной службы – начальник отдела кадрового учета и внутреннего контроля;

В.В. Поросова – заместитель начальника отдела кадрового учета
и внутреннего контроля Управления кадров и государственной службы;

А.В. Федоров – заместитель начальника отдела кадрового учета
и внутреннего контроля Управления кадров и государственной службы.


© Бакланов П.А., общ. ред., 2009


СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

  1. конфликт интересов
    на гражданской службе………………………………………………6




  1. Причины (условия) возникновения
    конфликта интересов на гражданской службе....10




  1. антикоррупционное законодательство
    по предупреждению возникновения и

урегулированию конфликта интересов………………….19



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…32 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….34

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….……55

ВВЕДЕНИЕ




Социальная жизнь людей насыщена множеством разнообразных коммуникативных противоречий и конфликтов психологического, морально-нравственного, правового, экономического, политического, этнического и т.д. характера1. Конфликты разыгрываются в сферах семейной, религиозной, научной, художественной жизни. Профессиональная служебная деятельность государственных служащих не исключение. Будучи неизбежным элементом социальной реальности, конфликты в сфере государственной службы являются внешним проявлением глубинных социальных противоречий.

В системе государственной гражданской службы «институт конфликта интересов» был законодательно закреплен положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

За прошедший период положения, раскрывающие суть «конфликта интересов», широко обсуждались, а отдельные из них так и остались в дискуссионном понимании. Многие исследователи проблем управления конфликтами, смешивают понятия интересов и потребностей, тогда как психологи, начиная с Фрейда и Маслоу, отмечают важность их противопоставления. Интересы трактуются как менее устойчивые и более поверхностные, тогда как потребности считаются глубинными и прочными. Другими словами интересы – это нечто материальное, что можно приобрести или о чем можно договориться, тогда как потребности менее определенны. В силу «невещественности» потребностей их часто называют «конфликтом интересов». Очевидно, что «конфликт интересов» по своей сути является конфликтом на уровне глубинных потребностей (самоидентичность, безопасность, уважение или признание и др.).

Новый импульс своего развития институт «конфликта интересов» получил с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В законодательстве Российской Федерации о государственной гражданской службе сформировался единый подход к пониманию сути «конфликта интересов», в соответствии с которым конфликт интересов - это противоречие между частной заинтересованностью и публичной обязанностью.

В современный период гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества2.

Развитие и совершенствование системы государственной службы предусматривает изменение, обновление и обогащение всех ее компонентов. Прежде всего, речь идет о двух составляющих: правовой (то есть система правовых норм, предписаний, правовых отношений) и социально-кадровой (то есть государственные служащих, реализующих эти правовые нормы и установления, обеспечивающих на практике реализацию функций государства, компетенций и полномочий его органов)3.

Главная цель настоящего информационно - справочного обзора:

помочь гражданским служащим Аппарата Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации, замещающим должность по срочному служебному контракту, в максимально полном объеме овладеть понятием «конфликта интересов» в сфере гражданской службы;

раскрыть причины (условия) возникновения «конфликта интересов», меры по его предотвращению и урегулированию.


1. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ


Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) в психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта специфическая ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п4.

Анализ изученной литературы свидетельствует, что понятие «конфликт интересов» в российском законодательстве впервые использовалось в законодательстве о предпринимательской деятельности. Так, термин «конфликт интересов» применяется в федеральных законах:

от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».

Для конфликта интересов в сфере предпринимательской деятельности характерно наличие (или возможность наличия) трех объективных компонентов: противоречие интересов, крупный убыток или неправомерное деяние (его сокрытие) и причинная связь между ними5.

В сфере профессиональной служебной деятельности государственных служащих термин «конфликт интересов» стал применяться сравнительно недавно. Формирование и развитие института конфликта интересов в системе государственного управления было вызвано необходимостью предотвращения явлений влияния на государственных служащих каких-либо частных интересов, способных оказать негативное воздействие на добросовестное выполнение ими своих должностных обязанностей.

О необходимости формирование механизмов преодоления конфликтов интересов в системе государственной службы Российской Федерации впервые отмечалось в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации в 2001 г.). Под конфликтом интересов рассматривалась ситуация, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

В законодательстве Российской Федерации понятие «конфликт интересов» впервые было определено в Общих принципах поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885. Под конфликтом интересов рассматривалась ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Очевидно, что «конфликт интересов» нельзя отожествлять с коррупцией, между тем общепризнанно, что неадекватное управление разрешением конфликтов между частными интересами и государственными обязанностями должностных лиц государства может порождать коррупцию. Так, в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Новеллой Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов стало то, что конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей. Кроме того, отмечено, что личная заинтересованность государственного служащего может быть не только прямой, но и косвенной. В данном случае речь идет не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возможности их получения.

Следует отметить, что при определении наличия конфликта интересов в отношении граждан, замещающих должности таких видов государственной службы, как военная служба и правоохранительная служба, подлежат применению только положения соответствующих статей Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а в отношении граждан, замещающих должности государственной гражданской службы, как положения указанного закона, так и положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Взаимосвязь законодательства о гражданской службе и законодательства о коррупции заключается, прежде всего, в том, что определение коррупции (злоупотребление служебным положением, дачи взятки, получения взятки, злоупотребления полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами) во многом состыковано с институтом «конфликта интересов». Так, требование избежать конфликта интересов при осуществлении своих служебных полномочий и есть как раз та антикоррупционная мера, которая активно внедряется в современный период совместными усилиями всех федеральных структур, в том числе через организацию работы в каждом государственном органе Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.


© Поросова В.В.


2. Причины (условия) возникновения
конфликта интересов на гражданской службе



Конфликт интересов в системе государственной службы
не рассматривается односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп и т.п. Очевидно, что это сложное социальное явление, в основе которого находятся множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий исполнения государственными служащими должностных обязанностей, институциональных погрешностей в организации системы государственной гражданской службы и др.

Политика предотвращения конфликта интересов не сводится к простому запрещению каких бы то ни было частных интересов должностных лиц государственных органов. Непосредственная задача предотвращения конфликтов интересов должна заключаться в поддержании добропорядочности официальных политических и административных решений и системы государственного управления в целом.

Общепризнанно, что запретительными и рекомендательными мерами исключить появление конфликтов интересов в системе государственной службы невозможно. Необходимым является также формирование адекватной государственным и общественным интересам внутренней и внешней среды государственной службы, профессиональной личности государственного служащего, в основе мотиваций должностного поведения которой должны быть
  1   2   3   4   5

Похожие:

Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconФедерального собрания российской федерации аппарат совета федерации федерального собрания
Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации, кандидат социологических наук
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconФедерального собрания российской федерации о федеральном
Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconРегламент государственного налогового инспектора
Федерального закона от 27. 07. 2004г. №79 «О государственной гражданской службы Российской Федерации»» к старшей группе должностей...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconЗакон от 27 июля 2004 г. N 79-фз "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Фз "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О системе государственной службы Российской...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconЗакон от 27 июля 2004 г. N 79-фз "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Фз "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О системе государственной службы Российской...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconДоклад совета федерации федерального Собрания
Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconЗакон от 27 июля 2004 г. N 79-фз
Фз "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О системе государственной службы Российской...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconГлавное управление государственной противопожарной службы приказ
Об утверждении наставления по организации деятельности объектовых подразделений государственной противопожарной службы министерства...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconРоссийская федерация федеральный закон о государственной гражданской службе
Фз "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О системе государственной службы Российской...
Федерального собрания российской федерации управление кадров и государственной службы iconРоссийская федерация федеральный закон о государственной гражданской службе
Фз "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О системе государственной службы Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница