Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление»




Скачать 132.19 Kb.
НазваниеМетодическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление»
Дата21.09.2012
Размер132.19 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» .

Прогресс любого государства, в том числе и России, во многом определяется научной и трудовой подготовкой подрастающего поколения, способного обеспечить развитие науки, промышленности, сельского хозяйства. Все школьники, оканчивающие школу, должны иметь необходимые теоретические и прикладные знания, общие и практические умения, иметь представления об основах современного производства, уметь ориентироваться в окружающем мире. Важная роль в этом принадлежит школьному курсу физики.

Одним из разделов курса физики базовой (основной) школы является давление. Учащиеся изучают эту тему в 7 классе, поэтому при построении программы изучения этого раздела необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с тем, что у ребят 12-13 лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, почти все изучаемые явления должны раскрываться на эмпирическом уровне: от наблюдения явления в конкретной ситуации к выдвижению гипотез и экспериментальной проверке. Поэтому учебный физический эксперимент должен быть основным средством обучения. При этом необходимо учитывать, что демонстрационный эксперимент прежде всего чувств учащихся, создавая определенный эмоциональный тонус их познавательной деятельности. Однако следует обратить внимание на то, что эмпирический путь познания ведет к развитию лишь индуктивного метода мышления, что недостаточно для изучения физических теорий в старших классах. Теория, как известно, объясняет результаты многих конкретных опытов, исходя из общей для данного класса модели объектов или явлений и основных положений. Получение выводов частного характера из общих посылок - дедуктивный метод мышления. При этом следует помнить, что справедливость умозаключений, полученных дедуктивно, должна обязательно проверяться экспериментом.

При изучении данного раздела на уроках организуется самостоятельная деятельность. Без нее невозможно ни усвоить знания, ни сохранить их, ни приобрести новые умения качества личности.

Самостоятельная работа школьников направлена на извлечение определенной информации из учебника, к дополнительной литературы, интернета, DVD фильмов, на усвоение понятий законов; зависимостей между физическими величинами; на усвоение методов мышления, общих и частных методов познания; исследовательской деятельности. В каждом случае и цели и содержание самостоятельной деятельности учащихся могут быть разными.

При выборе форм и методов учитывается, что школьники этого возраста подвижны, любят принимать участие в соревнованиях, не стесняются высказывать свои мысли вслух. Поэтому основным методом является поисковая работа.

При обучении решению задач используется групповая форма работы, проводятся уроки- выставки, уроки с игровыми ситуациями, решается много экспериментальных и качественных задач, задач по рисункам.

В результате изучения данного раздела ученик должен знать

1 смысл понятий: сообщающие сосуды, атмосфера, атмосферное давление;

2 смысл физических величин: давление, архимедова сила;

3 смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда;

4 вклад ученых, оказавших влияние на развитие физики.

Уметь:

1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

2 обличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

3 находить причинно-следственные связи;

4 объяснять устройство и принцип действия измерительных приборов (манометра, барометра), технических устройств и сооружений (гидравлической машины, шлюзов водопровода);

5 применять теоретические знания для объяснения и технических процессов;

6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащую в СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и учения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1 обеспечения безопасности жизнедеятельности;

2 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

3 рационального природопользования и защиты окружающей среды.


2 Структура раздела содержит следующие модули:

1 Давление. Давление твердых тел.

2 Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-гинетических представлений. Закон Паскаля.

3 Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

4 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

5 Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Учебный материал темы «Давление» расположен в следующее последовательности:

1 давление твердого тела на твердое. При этом рассматриваются только те случаи, когда поверхность соприкосновения тел расположена горизонтально. Здесь выводится понятие о давлении, единице давления- 1 Па;

2 передача давления жидкостью и газом (закон Паскаля);

3 давление жидкости, обусловленное притяжением Земли (весовое давление). Здесь вводится формула для расчетов давления жидкости на данном уровне (р=ρgh) и рассматривается свойство сообщающихся сосудов;

4 давление газа, обусловленное притяжением Земли (весовое давление). Здесь вводится понятие «атмосферное давление», рассматриваются способы измерения давления газов;

5 выталкивающее действие жидкости и газа на погруженное в них тело ( вводится понятие «архимедова сила» и формула расчета ее значения (F=ρ Vт g); рассматривается условие плавания тел).


3 Общий учебно-тематический план

урока

Тема урока

Домашнее задание

Демонстрации. Физ.эксперимент

1

Давление. Единицы давления.

§33, упр 12(1,2); эксп-е задания: 1 определить давление, которое вы оказываете на стул; 2 определить давление, которое вы оказываете, стоя, на пол

Фронтальные опыты. Опыт 1. Наблюдение давления твердого тела.Опыт 2. Наблюдение давления жидкости на твердое тело.

2

Давление в природе и технике

§34, упр 12(3,4)

 

3

Измерение давления твердого тела на опору(л/р)

Эк-е задание.Используя табурет и линейку определить во сколько раз давление табурета на пол больше, когла он стоит на ножках, чем давление, когда, когда табурет лежит вверх ножками

Инструктаж по Т.Б. перед проведением л/р

4

Давление газа

§35 Экс-е задание. С помощью трубочки получите мыльный пузырь. Объясните почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет шарообразную форму.

Демонстрации:1 Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса 2. Прогибание резинового дна в цилиндре

5

Закон Паскаля

§36; инд-е задания: подготовить сообщения о: 1 применении сжатого воздуха; 2 Блезе.Паскале.Изготовить из прибор для демонстрации закона Паскаля.

Демонстрации:1 передача давления жидкостями 2 передача давления газами

6

Гидростатическое давление

§§37,38 задачи №523-525; инд. Задания. Подготовить доклады по темам: 1 изучение подводного мира человека 2устройство и назначение батисферы и батискафа 3 животный мир океанских глубин

Фронтальный опыт.Зависимость давления жидкости от глубины погружения.

7

Сообщающиеся сосуды

§39, упр16(1,2), задачи №536-539, инд-е задания: изготовить модель фонтана; подготовить сообщения, рисунки самых знаменитых фонтанах мира

Демонстрация: равновесие жидкости в сообщающихся сосудах разной формы. Фронтальный опыт. Равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

8

Фонтанная феерия

Подготовить сообщения о первых водопроводах. Найти интересные данные из книги рекордов Гиннеса по данной теме задачи №543-553

 

9

Атмосфера и атмосферное давление

§40,41, задачи №549-553

Демонстрации: 1 определение массы воздуха. 2 Поднятие жидкости за поршнем. Фронтальный опыт. Проявление атмосферного давления.

10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

§§42,43 упр 19(1,2), экспер-е з-е стр.104 учебн. Инд.з.№569,574

Демонстрации:1 опыт Торричелли 2 магденбурение полушария 3 зависимость атмосферного давления от высоты

11

Барометр-анероид

§§43,44 вопросы к параграфам, з-чи №580-581

Демонстрации:1 измерение атмосферного давления барометром 2 измерение давления барометром, помещенного под колокол (воздушный)

12

Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос

§§45,46, задачи №598-601

Демонстрации:1. измерение давления металлическим манометром.2 измерение давления жидкостным манометром. 3 работа поршневого насоса.

13

Гидравлический пресс

§47 упр.23(1) задачи №498-500,№502

Демонтсрация:гидравлический пресс

14

Решение задач "Гидростатическое и атмосферное давление"

упр22(1,2), упр23(1), задачи №583-585,596

 

15

Проверочная работа "Гидростатическое и атмосферное давление"

задачи №586,597,598

 

16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

§§48,49 упр24(1,2) №605,608

Демонстрации:1 всплытие тел,погруженных в воду 2 уменьшение веса тела, погруженного в жидкость, Фронтальный опыт.Действие жидкости на погруженное в нее тело

17

Изучение архимедовой силы

§50, упр25(1,2), инд-е задание:сообщение об Архимеде

Демонстрация: плавание тел, фронтальные опыты в группах учащихся

18

Исследование архимедовой силы

задачи №5634-636

Многоуровневая л/р. Инструктаж по Т.Б.

19

Плавание тел. Плавание животных и человека

§50,з №638-640

Демонстрации:1 плавание однородных тел в воде.2 плаваниетел, у которых плотность материала больше плотности воды

20

Выяснение условий плавания тела в жидкости

экс-е задание стр.105-106 учебника, упр 125 (3-5); инд-е задания:сообщения по темам 1. Подчем затонувших судов 2.Как Жуль Верн описал"Наутилус" 3.Гибель "Титаника" 4.Экология морей и рек.

Лабораторная работа. Инструктаж по Т.Б.

21

Плавание судов

§51, задачи №650,651 упр 26(1,2), инд-е задания: подготовить сообщения о судах различного назначения и о воздухоплавательных аппаратах

Демонстрация: плавание модели судна из листа жести.

22

Воздухоплавание (физика в худ. Литературе)

§52, задачи №659,660

 

23

Подготовка к к/р. Решение задач

задачи №636,637, инд.задачи повышенной сложности

 

24

К/р "Сила Архимеда. Плавание тел."

задачи, упражнения по теме

 



4. Учебно-методический комплекс включает в себя:


1. программу

2. учебник

3. сборник задач

4. диагностические материалы.


В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, их соответствие требования на каждом этапе, а в итоге требованиям Государственного образовательного стандарта.

При определении метода и формы проверки знаний и умений необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Учащиеся 7 класса затрудняются построить связанный рассказ о физическом явлении, они слабо владеют терминологией, не умеют объяснять явления, поэтому чаще применяется фронтальная устная проверка знаний, реже практикуется индивидуальный опрос.

Постепенно учащиеся приучаются пользоваться доской, физическими приборами, строить связанный рассказ о том или ином элементе физического знания. В 7 классе часто практикуются физические диктанты и тесты. При этих формах проверки знаний учащимся приходится мало писать, что важно для них, т.к. в этом возрасте они слабо владеют навыками письменной речи.

В качестве проверки следует использовать различные занимательные формы проверки знаний. Применение игровых форм проверки повышает интерес учащихся к этому этапу учебного процесса, активизирует их работу. Итоговая проверка знаний проводится в форме письменных или практических контрольных работ.

Примеры:

Самостоятельная работа, с тестовыми заданиями проводится с целью первичного закрепления знаний полученных при объяснении нового материала по теме «Давление. Единицы давления».


1вариант.

1. После обеда (на даче) Петя любил полежать на травке, размышляя о всяких интересных вещах. Например, что вреднее для травы газона: ходить по ней, сидеть на ней, или лежать на ней?

А) если часто ходить по газону, появится тропинка в траве

Б) хуже всего для травы, когда на ней сидят, отрывая стебельки

В) все зависит от давления на почву: когда ляжешь оно самое большое

Г) все зависит от давления на почву: когда ляжешь оно самое малое.

2. Чтобы не оставлять слишком много заметных следов на чужом огороде, Коля и Вася преодолевали опасный участок верхом друг на друге (меняясь через каждые 10 шагов). Что скажите об их находчивости и знаний физики?


2 вариант

1. Гадалка - «Маша! Тебе суждено Только не ясно – то ли это будет красавец пострадать в автобусе – тебе должны парень в кроссовках (180 см,78 кг,43

наступить на ногу. размер обуви), то ли девушка на

«шпильках» (44кг.,35 размер)»


Что выбрать Маше?

А) лучше бы парень можно и пострадать ради знакомства;

Б) у парня больше вес, но давление меньше, т.к. площадь больше;

В) наверное, пусть наступит девушка, все-таки она легче;

Г) все зависит от давления; девушка меньше, и давление меньше.

2. В доме наконец-то наточили ножи (площадь режущей кромки уменьшилась в 4 раза). Во сколько раз легче стало работать ножом хозяйке?

При проверке домашнего задания по теме «Гидравлические машины» проводится тест.

1 вариант

1. Какой закон используется в устройстве гидравлических машин?

А) закон Всемирного тяготения

Б)Закон паскаля

В) Закон Ломоносова

Г) Закон Ньютона

2. Выигрыш в силе, даваемый гидравлической машиной зависит…

А) от рода жидкости, заполняющей машину

Б) от силы приложенной к поршню

В) от площади малого поршня

Г) от площади большого поршня

Д) от отношения площадей большого и малого поршня

3. Площадь большого поршня 120 см 2, а малого 15 см 2. Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина?

А) -120, Б) – 15, В) -8, Г) – 0,125, Д) -1800

4. На малый поршень действует сила 40Н. Какая сила действует на большой поршень гидравлической машины, если она дает выигрыш в силе в 20 раз?

А) – 800Н, Б) - 2Н, В) - 20Н, Г) - 40Н, Д) - 0,5Н.

5. В гидравлическом прессе на больший поршень площадью 30 см2 действует сила 900 Н. Какова площадь малого поршня, если на него действует сила 150Н?

А) 4500 см2, Б) 0,00022 см2, В) 180см2, Г) 5 см2, Д) 0,0055 см2


2 вариант

1 Основной частью гидравлической машины является …..

А) поршень;

Б) жидкость;

В) два цилиндра различного диаметра, соединенной трубкой;

Г) два цилиндра одинакового диаметра, снабженные поршнями

2 Чем больше площадь поршня, тем …..

А) большая сила на него действует;

Б) меньшая сила на него действует

3 На большей поршень действует сила 600 Н, а на меньший 30Н. Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина?

А) 600, Б) 30, В) 18000, Г) 0,05, Д) 20

4 Площадь большого поршня 150 см2. Какова площадь малого поршня гидравлической машины, если она дает выигрыш в силе в 30 раз?

А) 4500 см2, Б) 5 см2, В) 30 см2, Г) 150 см2, Д) 0,2 см2

5 В гидравлической машине на малый поршень площадью 25 см2 действует сила 300 Н. Какая сила действует на больший поршень 100 см2?

А) 1200 Н, Б) 750000 Н, В) 75 Н, Г) 8,33 Н, Д) 0,12 Н

Ответы: В 1 – Б, Д, В, А, Г

В 2 – В, А, Д, Б, А

Контрольная работа «Сила Архимеда. Плавание тел» проводится в двух вариантах четырех уровней сложностей.

Похожие:

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка раздела учебной программы
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года. Программа предусматривает в 6 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка урока: «Когда музыка не нуждается в словах»
Данный урок разработан на основе программы В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Музыка» и является четвёртым уроком по теме...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconПубличный отчет гбоу сош №597
Образовательной программы и Программы развития школы, определенных на основе Государственной программы города Москвы на среднесрочный...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconОбразовательная программа по физике для 8 9 класса часть 2 Срок реализации программы с 10. 01. 2012 по 25. 05. 2012 г
Представляем вашему вниманию 2 часть дополнительной образовательной программы по физике. Она также направлена на продолжение углубленного...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка для проведения занятия с личным составом формирований гражданской обороны. Тема №3с
Тема №3с. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии»
Методическая разработка семинара по теме «Основы трансфузиологии», дисциплина «Сестринское дело в хирургии», выполнена в рамках программы...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconЮго-восточного окружного управления образования департамента образования города москвы
...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике тема «Давление» iconМетодическая разработка
Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся -2
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница