Программа информатизации МОУ «Средняя школа №6» г. Когалым
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа информатизации школы 2008-2010 годы.
Когалым 2008 Паспорт программы информатизации МОУ «Средняя школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
Наименование разработки | Информация образовательного учреждения | Основание для разработки | Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»; Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России до 2010 года»; Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы; Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа; Закон от 22 октября 2007 года «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы; Устав МОУ «Средняя школа №6»; Программа развития МОУ «Средняя школа №6». | Основной разработчик | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» | Цели и задачи программы | Цель: создание единого информационно-образовательного пространства школы для обеспечения качественного уровня образованности учащихся школы по всем предметам средствами информатизации, а также переход на автоматизацию организационно-распорядительной деятельности школы. Для решения главной цели программы информатизации определили следующие задачи: Создать единую локальную сеть, которая позволит взаимодействовать всем участникам образовательного процесса в рамках ИКТ; Расширять число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе; Мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.
| Сроки реализации | 2008-2010 г.г. | Основные направления деятельности по реализации программы информатизации школы | Приоритетные направления деятельности администрации. Приоритетные направления деятельности педагога. Приоритетные направления деятельности ученика. Создание единого информационного пространства школы. | Механизм реализации программы | Программа информатизации будет реализована по средствам разработанных проектов: Расширение информационного пространства школы. Повышение ИКТ - компетентности педагогов. Повышение ИКТ - компетентности учащихся. |
Состояние проблемы.
Глобальная информатизация современного общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая проблема - подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Для образовательного учреждения процесс внедрения информатизации это прежде всего глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, в подготовке человека к полноценной жизни в информационном обществе путем повышения качества образования на основе применения новейших информационных технологий, поэтому задача образования как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой.
Оценка состояния информатизации ОУ.
Данный анализ состоит из четырех разделов: Общие сведения об образовательном учреждении. Техническая оснащенность. Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения. Доступ в Интернет. Раздел 1. Общие сведения | № п/п | Показатель | Значение | 1 | Субъект Российской Федерации | Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 2 | Полное название учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» | 3 | Почтовый адрес | г. Когалым, ул. Бакинская, 29 | 4 | Количество используемых абонентских телефонных номеров | 6 | 5 | Адрес электронной почты | kogalymschool6@rambler.ru | 6 | Интернет-сайт | 86sch6-kogalym.edusite.ru | 7 | Численность учащихся | 1110 человек |
Раздел 2. Техническая оснащенность | № п/п | Показатель | Значение | 8 | Количество компьютеров (всего) | 89 | 9 | Количество компьютеров, используемых в учебном процессе |
| 10 | Количество компьютеров, используемых в административных целях | 8 | 11 | Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники | 3 | 12 | Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях) | 39 | 13 | Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе | 4 | 14 | Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы | - | 15 | Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы | - | 16 | Количество принтеров | 20 | 17 | Наличие (количество единиц) презентационного оборудования (проекторы, видеопроекторы), используемого в учебном процессе | 3+2 | 18 | Количество сканеров | 4 |
Раздел 3. Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения | № п/п | Показатель | Значение | 19 | Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (количество) | 25 (список прилагается) | 20 | Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет) | да | 21 | Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет) | да | 22 | Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал и т.д.) (да/нет) | да | 23 | Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет) | нет | 24 | Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) (да/нет) | нет | Раздел 4. Доступ в Интернет | № п/п | Показатель | Значение | 25 | Наличие доступа в Интернет (да/нет) | да | 26 | Количество ПК, имеющих доступ в Интернет | 1? | 27 | Вид подключения: | DSL-соединение |
Таким образом, на примере таблиц, видно, что на данный момент в школе созданы все условия для внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Курсы повышения ИКТ компетентности на 1 января 2008 года прошли 27 педагогов и этот процесс продолжается. Также в школе существуют три компьютерных классов (39 компьютеров), которые в дальнейшем будут подключены к сети Интернет. Используются компьютеры и в административной работе.
Объяснительная записка.
Программа информатизации учреждения рассчитана на один года и включает в себя три основных раздела: создание единого информационного пространства школы; автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы; обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся (учащихся) и педагогов для оптимизации учебного процесса; Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий. Программой предусмотрено создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и городских мероприятиях. Также предусмотрен анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов. Для того чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Поэтому программа информатизации МОУ «Средняя школа №6» основана на следующих нормативных документах: Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»; Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»; Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы; Концепция информатизации Ханты-Мансийского автономного округа; Закон от 22 октября 2007 года «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы. Устав МОУ «Средняя школа №6»; Программа развития МОУ «Средняя школа №6».
Разработка программы велась с учётом специфики школы, учитывались: имеющиеся программные и аппаратные средства; потребность в техническом и программном оснащении; имеющиеся финансовые ресурсы для технического оснащения; имеющиеся кадры.
В ходе реализации Программы выделяется три основных приоритетных направления:
Приоритетные направления деятельности администрации
Автоматизация организацинно-распорядительной деятельности. Ведение мониторинга качества обучения. Автоматизация документооборота всех участников единого информационно-образовательного процесса школы (электронная база по учащимся и педагогам). Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий. Создание и поддержание сайта школы. Сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения.
Приоритетные направления деятельности педагога
Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в средней и профильной школах. Уроки на основе готовых программных продуктов. Дистанционное образование, повышение квалификации. Разработка собственного программного обеспечения с использованием стандартных программных продуктов: MS Office, MS Excel, Window Movie Maker и другие.
Приоритетные направления деятельности ученика
Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования. Дистанционные обучающие олимпиады. Компьютерные конкурсы. Тренировочное тестирование по программе ЕГЭ с использованием Интернет-технологий. Дистанционное обучение.
Приоритетное направление деятельности по созданию единого информационного пространства школы
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация (в сфере управления), педагоги (в области повышения эффективности процесса обучения), ученики (в ходе своего самообразования). Создание баз данных. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом. Создание автоматизированных рабочих мест. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ. (В приложение №1 представлены основные функции ЕИПШ)
Целеполагание.
Цель: создание единого информационно-образовательного пространства школы для обеспечения качественного уровня образованности учащихся школы по всем предметам средствами информатизации, а также переход на автоматизацию организационно-распорядительной деятельности школы.
Для решения главной цели программы информатизации определили следующие задачи: Создать единую локальную сеть, которая позволит взаимодействовать всем участникам образовательного процесса в рамках ИКТ; Расширять число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе; Мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.
Реализация поставленной цели и задач возможна через внедрение проектов: Расширение информационного пространства школы. Повышение ИКТ - компетентности педагогов. Повышение ИКТ - компетентности учащихся.
ПРОЕКТ №1. Расширение информационного пространства школы.
Цель: создание и совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения, а также наполнять информационное пространство школы цифровыми учебными и методическими материалами (ресурсами).
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | 1. | Привлечение дополнительных средств для приобретения компьютерного оборудования | 2007-2010 учебный год | Гришин С.А. | 2. | Создание единой локальный сети ОУ – подпроект (приложение 1). | 2008 год | Гришин С.А., Фомин А.Д., Солдатова Л.П. | 3 | Автоматизация организацинно-распорядительной деятельности (на базе программы АРМ-Директор).
| Январь-май, сентябрь-декабрь 2008 года | Гришин С.А., Фомин А.Д.
| 4. | Подключение к сети Интернет двух кабинетов информатики (каб. 103, 104), медиакабинета (каб. 217), а также администрацию школы. | Сентябрь-ноябрь 2008 года | Гришин С.А., Фомин А.Д.
| 5. | Создание баз данных учащихся и педагогов для управленческо-распорядительных нужд | 2008-2009 учебный год | Фомин А.Д.
| 6. | Обновление и приобретение новых ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), электронных учебников в школьную библиотеку (приложение 2) | 2007-2010 | Гришин С.А., Фомин А.Д., Величко | 7. | Создание школьного сайта | Ноябрь 2007-январь 2008 | Гришин С.А., Фомин А.Д., члены ШК. |
Ожидаемые результаты. В ходе реализации данной проекта предполагается: Увеличение в образовательном учреждении мультимедийного и презентационного оборудования (каждому методическому объединению школы предоставить мультимедиапроектор и экран). Расширение информационного пространства по средствам единой локальной сети и школьного сайта. Создание в образовательном учреждении медиатеки ЦОРов. Использование единой локальной сети для электронного документа оборота администрации образовательного учреждения (автоматизация деятельности).
ПРОЕКТ №2. Повышение ИКТ - компетентности педагогов.
Цель: расширять число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | 1. | Повышение квалификации педагогов в области применения ИКТ на базе ММЦ. | 2007-2010 год | Фомин А.Д., Листопадова В.В. | 2. | Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий на базе ОУ (приложение 3).
| Февраль-май 2008 года | Фомин А.Д., Листопадова В.В. руководители ШМО | 3. | Предоставление педагогам доступа к ресурсам Интернет. | 2008-2010 год | Фомин А.Д. | 4. | Оказание консультаций и технической помощи учителям при подготовке и проведении уроков с использованием ИКТ. | 2007-2010 год | Фомин А.Д., члены ШК | 5. | Оптимизация работы мультимедийного кабинета с целью предоставления возможностей педагогам-предметникам проводить в нем уроки с использованием ИКТ. | 2007-2010 год | Фомин А.Д. руководители ШМО | 6. | Создание собственных медиауроков, их проведение | 2007-2010 год | Учителя-предметники |
Ожидаемые результаты. Для повышения ИКТ компетентности предполагается к концу 2008 года обучить всех учителей на базе ММЦ. Повышение компьютерной грамотности педагогов даст возможность более активно использовать средства ИКТ в учебном процессе. Внедрение каб. 217 (мультимедийный кабинет) в образовательный процесс. Создание собственной базы медиауроков.
ПРОЕКТ №3 Повышение ИКТ - компетентности учащихся
Цель: мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | 1. | Предоставление возможности учащимся свободного выхода в Интернет. | 2008-2010 год | Фомин А.Д.
| 2. | Участие в Интернет-олимпиадах. | 2008-2010 год | Фомин А.Д., учителя-предметники | 3. | Организация инициативной группы из учащихся школы для работ по обновлению содержания сайта. | 2008-2010 года | Фомин А.Д., учителя информатики
| 4. | Формирование медиатеки работ учащихся с использованием ИКТ | 2008-2010 год | Фомин А.Д., библиотекарь | 5. | Увеличение доли элективных курсов ИКТ направленности. | 2007-2010 учебный год |
| 6. | Использование ИКТ в проведение элективных курсов | 2007-2010 учебный год | Учителя-предметники, Шиндяпина И.А., Фомин А.Д. | 7. | Организация и проведение воспитательных мероприятий с использованием ИКТ | 2007-2010 год | Фомин А.Д., Мамедова С.А. | 8. | Введение курса информатики с 5 класса. | 2007-2008 учебный год | Администрация |
Ожидаемые результаты. В связи с активным применением ИКТ педагогами в учебно-воспитательном процессе, считаем, что возрастет число учащихся, активно использующих информационные ресурсы для повышения своей информационной грамотности. Также все эти мероприятия должным образом повлияют на повышение качества образования учащихся. У детей появится возможность расширить свой кругозор и доступ к образовательной информации за счет сети Интернет.
Ожидаемые результаты реализации Программы «Информатизация школы на 2007-2010 годы»: повышение оперативности и эффективности управления учебно-воспитательным процессом; внедрение информационных технологий в учебный процесс; реализация открытого личностно-ориетированного образования; повышение качества образования учащихся за счет эффективного использования современных информационных технологий; обеспечение образовательного процесса современными технологическими средствами и ЦОР; открытие новых возможностей для творчества участников образовательного процесса; изменение форм традиционных уроков; развитие индивидуальных способностей современного ребенка «информационного общества»; повышение статуса школ; интеграция МОУ «Средняя школа №6» в единое информационное пространство.
Приложение 1.
Подпроект «Локальная сеть – начало единого информационного пространства школы». Целью проекта является создание единой локальной сети общеобразовательного учреждения для дальнейшего формирования ЕИПШ. Для чего нужна локальная сеть школе и какую роль она должна сыграть в образовательном процессе? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Данный подпроект должен объединить в одну локальную сеть компьютеры администрации, делопроизводителя, компьютеры учителей-предметников, чтобы через сервер обеспечить возможность выхода в Интернет. Локальная сеть необходима для организации управления школой и массового использования ИКТ. Для достижения положительного результата данного проекта требуется установление сетевого программного обеспечения, которое позволит объединить и контролировать действия участников образовательного процесса. Основной программой является «АРМ-Директор», которая позволит создать и объединить в единую структуру всю организационно-распорядительную деятельность школы. Основные мероприятия по реализации данного проекта: Создание локальной сети. Подключение единой сети образовательного учреждения к Интернет на основе ADSL. Установление сетевого программного обеспечения «АРМ-Директор».
Ожидаемые результаты подпроекта и плана-программы информатизации образовательного учреждения: Создание единого информационного пространства школы (повышение эффективности образовательного процесса, автоматизация организационно-распорядительской деятельности). Рационализация управленческой деятельности через использование программных продуктов (организация системы электронного документооборота). Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам. Реализация подпроекта «Локальная сеть - единое информационное пространство школы» МОУ «Средняя школа №6» на 2007-2008 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Финансирование | 1. | Создание единого информационно-образовательного пространства школы (локальная сеть). | Январь-апрель, сентябрь-ноябрь 2008 года | Гришин С.А., Фомин А.Д. | ОУ + привлеченные средства | 2. | Подключение единой локальной сети к Интернет. | 2007-2008 год | Гришин С.А., Фомин А.Д. | ОУ | 3. | Установка программного обеспечения «АРМ-Директор». | 2008 год | Фомин А.Д. | _ |
Приложение 2. На базе библиотеки МОУ «Средняя школа №6» формируется медиатека цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов). По своему составу данные материалы охватывают весь спектр образовательного процесса. В ходе реализации Программы планируется увеличить количестве медиатеку.
Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. 2CD. Республиканский МедиаЦентр, 2004 год. Основа правовых знаний. 8-9 класс. Электронное учебное пособие. 1 CD. ООО «Кирилл и Мефодий». Биология. 6-9 класс. Электронное наглядное пособие. 1 CD. ООО «Кирилл и Мефодий». Экономика и право. 9-11 класс. Электронное издание. 2 CD. «1С: Школа». Экономическая и социальная география мира. Учебное электронное издание. 1 CD. Республиканский МедиаЦентр, 2003 год. ОБЖ.. 5-11 класс. Электронное наглядные пособия. 1 CD. ООО «Кирилл и Мефодий». Интерактивная математика. 5-9 классы. Электронное учебное пособие. 1 CD. «Дрофа», 2002 География. 6-10 классы. Электронное наглядное пособие. 1 CD. Республиканский МедиаЦентр, 2003 год. Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». 1 CD. ЗАО «Новый диск», 2004. Атлас Древнего мира. 1 CD. ЗАО «Новый диск», 2004. Физика. Практикум. 7-11 классы. Учебное электронное издание. 2 CD. Институт новых технологий. 2003. Математика. 5-11 класс. Практикум. 2CD. «1С: Школа», 2004. Астрономия. 9-11 классы. Электронное наглядное пособие. 1 CD. ООО Физикон, 2003. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Электронное наглядное пособие. ЗАО «Инфостудия Экон», 2003. Химия. Мультимедийное учебное пособие. 8 класс. 2 CD. ЗАО «Просвещение – МЕДИА». Физика. 7-11 класс. Наглядное пособие. 2 CD. «1С: Школа». Биология. Мультимдийное учебное пособие. 9 класс. 2 CD. ЗАО «Просвещение – МЕДИА». Электронный атлас по ХМАО. «Люби и знай свой край родной». 3CD. ХХ век глазами российских поэтов. 1 CD. Вып. 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16. Дети, дорога, безопасность. 1-3 классы. 1 CD. 2005. Химия. Мультимедийное учебное пособие. 8 класс. Сетевая верстия. 2 CD. ЗАО «Просвещение – МЕДИА». Физика. Мультимедийное учебное пособие. 7-11 класс. Сетевая версия. 2 CD. ЗАО «Просвещение – МЕДИА». Атлас Древнего мира. Сетевая версия. 1 CD. ЗАО «Новый диск», 2004. Шахматное образование. Специализированный программный комплекс. Югория. Энциклопедия ХМАО-Югры. 1 CD.
Приложение 3.
Предполагаемые семинары по внедрению ИКТ на период с февраля по май 2008 года.
В данный период планируется провести четыре семинара по темам так или иначе связанных с процессом внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Предложенные семинары будут проходить на базе МОУ «Средняя школа №6» кабинет 217. Темы семинаров: «Использование тестовых программ в образовательном процессе», «Краткий обзор ЦОРов (цифровых образовательный ресурсов): плюсы и минусы», «Использование Интернет-ресурсов при подготовке к уроку», «Образовательный soft в помощь учителю». Организаторы (ответственные): зам. директора по УВР Фомин А.Д., руководители МО МОУ «Средняя школа №6».
Семинар №1 Тема: «Использование тестовых программ в образовательном процессе» (февраль). Цель: ознакомить слушателей с комплексом программ для проведения тестирования учащихся, а также применение этих программ в учебном процессе. Участники: учителя (не более 12 человек). План семинара: Что такое тестовые программы? Виды тестовых программ, их плюсы и минусы. Создание и редактирование тестов в программах «Knowing», «ADSoft Tester», сетевая версия программы «Free Tester 1.0» - практическая часть.
Семинар №2. Тема: «Краткий обзор ЦОРов (цифровых образовательный ресурсов): плюсы и минусы» (март). Цель: рассмотреть существующие ЦОРы, выявить плюсы и минусы предложенных материалов. Участники: учителя-предметники (не более 12 человек). План семинара: Что из себя представляют ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы)? Плюсы и минусы существующих ЦОРов по предметам (продукция компаний «Кирилл и Мефодий», «SoftКлио», «MediaCordis» и др. Демонстрация предметных ЦОРов – практическая часть.
Семинар №3. Тема: «Использование Интернет-ресурсов при подготовке к уроку» (апрель). Цель: рассмотреть существующие ресурсы в сети Интернет, а также возможность использования их в образовательном процессе. Участники: учителя (не более 12 человек). План семинара: Интернет-ресурсы – что это такое? Предметные Интернет-ресурсы. Отбор информации из Интернет-ресурсов при подготовке к уроку – практическая часть.
Семинар №4. Тема: «Образовательный soft в помощь учителю» (май). Цель: изучить существующий образовательный soft по различным предметным направлениям. Участники: учителя (не более 12 человек). План семинара: Что такое образовательный soft? Виды softа. Использование softа в образовательном процессе – практическая часть.
Планируемый результат: Повышение интереса педагогов-предметников в использовании ИКТ-технологий в своей профессиональной деятельности. Использование программных продуктов для заинтересованности учащихся в предмете. Осознание Интернет-ресурсов неотъемлемой частью образовательного процесса. |