Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца




НазваниеОсобенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца
страница1/3
Дата18.04.2013
Размер417 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


РЯБКИНА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ,

ПЕРЕНЕСШИХ ОПЕРАЦИИ ПО ПОВОДУ

ВРОЖДЕННОГО ПОРОКА СЕРДЦА

14.01.08 – Педиатрия


Автореферат

диссертации

на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Москва – 2011


Работа выполнена в ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Научные руководители:

Заслуженный врач РФ,

доктор медицинских наук, профессор Шестакова Вера Николаевна


Заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор Доскин Валерий Анатольевич


Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор Леонтьева Ирина Викторовна

ФГУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития России


доктор медицинских наук, профессор Кушнир Семен Михайлович

ГОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет имени Н.И.Пирогова» Росздрава


Защита состоится «____» ________ 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д-208.043.01 в ФГУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития России (125412 город Москва, улица Талдомская, дом 2).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке в ФГУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития России.


Автореферат разослан «____» ____________________ 2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат медицинских наук

Землянская З.К.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность проблемы

Врожденные пороки сердца в связи с высокими цифрами выявляемости и смертности среди детской популяции представляют собой значимую патологию. По данным Л.А.Бокерия (2010), на 1000 новорожденных рождается 5 детей с врожденными пороками сердца (ВПС), которые требуют высококвалифицированного наблюдения педиатров и кардиологов, своевременной кардиохирургической коррекции и профессиональной реабилитации. В связи с совершенствованием кардиохирургических методов лечения ВПС, а также с ростом доступности данного вида помощи, увеличивается число оперированных детей. Поэтому возникает необходимость и интерес к изучению их функциональных возможностей, особенно в период обучения в школе. Они в результате объективных и субъективных причин отличаются от здоровых сверстников.

У детей с отклонениями в состоянии здоровья адаптационные возможности обычно хуже, чем у практически здоровых сверстников (Тонкова-Ямпольская Р.В., 1980; Жданова Л.А., 1984; Русова Т.В., 1998; Шестакова В.Н., 2000; Ярощук Е.А., 2002). Легче всего к систематическим занятиям в школе адаптируются дети с первой группой здоровья, тяжелее адаптация происходит у детей с хроническими заболеваниями (Неудахин Е.В., 1995; Мякишева Т.В., 1996; Шестакова В.Н., 2003; Шестернина Ж.Г., 2003; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2008). Современные исследования показали неравномерность развития адаптационного процесса на разных возрастных этапах (Безруких М.М., 2000; Жданова Л.А., 2002; Шестакова В.Н., 2003; Мякишева Т.В., 2004; Ярощук Е.А., 2003; Лукина Г.П., 2007; Пунина М.А., 2008; Лабузов Д.С., 2010). Поэтому анализ функциональных особенностей и адаптации детей, перенесших оперативное вмешательство по поводу ВПС, в период школьного обучения представляет научный и практический интерес. Они в результате объективных и субъективных причин отличаются от практически здоровых сверстников. Полученные результаты позволят разработать индивидуальные профилактические мероприятия, направленные на повышение функциональных возможностей организма данной категории учащихся в период обучения в школе, облегчат их адаптацию, что благоприятно скажется на их состоянии здоровья.

Цель исследования

На основании изучения функциональных особенностей организма и адаптации детей школьного возраста, прооперированных в связи с врожденным пороком сердца, разработать тактические подходы по наблюдению и коррекции нарушений у данной категории учащихся.


Задачи исследования

  1. Провести анализ структуры врожденных пороков сердца, а также характер и сроки оперативного лечения детей с данной патологией ретроспективно.

  2. Определить генеалогические, медико-биологические и социальные факторы риска у детей с врожденным пороком сердца.

  3. Провести анализ состояния здоровья детей, оперированных по поводу врожденного порока сердца, перед поступлением в школу и на всех этапах школьного обучения.

  4. Исследовать особенности психоэмоционального статуса у детей, перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, в разные периоды обучения в школе.

  5. Оценить особенности всех видов адаптации детей школьного возраста, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца.

  6. Изучить формирование профессиональных интересов у школьников, имевших в анамнезе оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца.

  7. Разработать тактику профилактического наблюдения детей, оперированных в связи с врожденным пороком сердца, для улучшения качества их жизни.

Научная новизна исследования

Проведена оценка состояния здоровья детей, перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, в период обучения в школе, что дало возможность установить последовательность, частоту нарушения здоровья у данной категории детей с учетом их возраста, признаков нарушения гемодинамики и обосновать необходимость проведения профилактических мероприятий.

Показано, что наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья имеют дети с признаками нарушения гемодинамики, вследствие сохранившейся после оперативного лечения клапанной патологии. Они достоверно чаще формируют астенический синдром, имеют повышенную плаксивость, раздражительность, чрезмерную тревожность, выраженные чувства страха, быструю утомляемость, испытывают затруднения при обучении в школе. У них чаще нарушено внимание, мышление, память, что негативно сказывается на учебном процессе.

Исследованы функциональные особенности организма детей, перенесших оперативное вмешательство в связи с врожденным пороком сердца, на всех этапах обучения в школе. Эти школьники менее выносливы к физическим нагрузкам, имеют менее развитый мышечный каркас и более низкие возможности кардио-респираторной системы.

Установлено нарушение академической, личностной, психологической и социальной адаптации у детей, перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца. Эти дети менее активны в общении, чаще имеют заниженную самооценку, более низкие показатели успеваемости. У детей с нарушением гемодинамики более выражены фобии, быстрее теряется интерес к обучению, отсутствуют реальные планы на будущее.

Обозначены основные направления, по которым происходит нарушение адаптационного процесса у детей, перенесших оперативное лечение врожденного порока сердца. Ведущими факторами риска, приводящими к нарушению адаптации детей школьного возраста, имевших в анамнезе оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, являются социально-гигиенические причины (47,9%), смещая медико-биологические на второе место (40,4%). Вклад факторов внутришкольной среды не превышает 11,7%.

Практическая значимость работы

На основании проведенного исследования определены закономерности формирования здоровья школьников, перенесших кардиохирургическую коррекцию, что позволяет обосновать необходимость комплексного мониторирования их состояния здоровья.

Дети, в анамнезе которых имелось оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, являются группой риска по нарушению адаптационно-резервных возможностей, возникновению психоэмоциональных отклонений, которые проявляются различными поведенческими реакциями, трудностью в обучении, снижением волевых качеств и требуют постоянного медицинского, психологического и педагогического сопровождения.

Разработаны критерии ранней диагностики нарушения адаптации у детей школьного возраста, оперированных в связи с врожденным пороком сердца, предложены тактические подходы по оказанию помощи данной категории школьников.

Обозначен комплекс факторов, влияющих на адаптационные процессы и состояние здоровья детей в период школьного обучения, перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Дети, рожденные с врожденным пороком сердца, имеют особенности медико-биологического и социального анамнеза, что является одним из основных факторов, определяющих трудности обучения в школе.

  2. Состояние здоровья детей школьного возраста, перенесших оперативное вмешательство в связи с врожденным пороком сердца, и нарушение процессов адаптации зависят от наличия признаков недостаточности кровообращения после оперативной коррекции и возраста ребенка в период обучения в школе.

  3. Дети, оперированные по поводу врожденного порока сердца, являются группой высокого риска по нарушению адаптации, что проявляется в период их обучения в школе. Коррекция этих нарушений должна производиться совместными усилиями медицинских, педагогических и психологических служб.

Внедрение результатов в практику

Результаты исследования внедрены и используются в работе кафедр поликлинической педиатрии ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» и ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия», педиатрами и кардиологами амбулаторно-поликлинической службы ОГБУЗ «Детская клиническая больница» г.Смоленска, Департамента Смоленской области по здравоохранению.

Подготовлено пособие для педиатров, кардиологов, педагогов и психологов по сохранению здоровья и оптимизации адаптационных процессов детей школьного возраста, имевших в анамнезе оперативное вмешательство в связи с ВПС.

Апробация работы

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на международных, республиканских, межрегиональных и региональных конференциях: IV-VII Международных постоянно действующих Конгрессах «Экология и дети» (г.Анапа, 2007-2010); V-ой региональной конференции «Подросток, проблемы роста и развития» (г.Владивосток, 2007); II-ой Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье-основа человеческого потенциала» (г.С.-Петербург, 2007); I, II Конгрессах Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (г.Москва, 2008, 2010); конференции молодых ученых ГОУ ВПО СГМА Росздрава (г.Смоленск, 2008-2010); VI-ом Всероссийском Конгрессе «Детская кардиология 2010» (г.Москва, 2010); на международной научно-практической конференции «Здоровье детей и подростков» (г.Смоленск, 2010); на конференциях молодых ученых при кафедре поликлинической педиатрии СГМА (г.Смоленск, 2008-2011 гг.).

Решение поставленных задач осуществлялось на кафедре поликлинической педиатрии (заведующая кафедрой - доктор мед.наук, проф. Авдеева Т.Г.) ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России (ректор – доктор мед.наук, проф. Отвагин И.В.) на базе ОГБУЗ «Детская клиническая больница» Департамента Смоленской области по здравоохранению (главный врач – кандидат мед.наук Олейникова В.М.).

Публикации по теме диссертации

По материалам диссертации опубликовано 12 научных работ, 1 опубликована в рецензируемом журнале ВАК РФ.


Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 193 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, глав собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций. Указатель литературы включает 200 источников: 163 отечественных и 37 зарубежных. Материалы диссертации иллюстрированы 15 таблицами, 51 рисунком.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Характеристика детей и методы исследования

Объектом исследования стали дети от 7 до 17 лет 11 месяцев 29 дней, перенесшие оперативное вмешательство в связи с врожденным пороком сердца в дошкольном возрасте. Был проведен ретро - и проспективный анализ состояния здоровья 1780 детей. При комплексной оценке состояния здоровья была выделена группа первоклассников (n=47), перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, которые составили основную группу наблюдения. Все они проживали в одинаковых экологических условиях, не имели кроме врожденного порока сердца других хронических заболеваний. Эти дети обучались в типовых школах с идентичными школах с одинаковыми условиями образовательной среды, с одинаковой фактической наполняемостью классов и равноценными режимами учебы. Девочки составили 49,0% (23), мальчики – 51% (24). Группа сравнения представлена 47 детьми школьного возраста, не имевшими оперативного вмешательства в связи с ВПС, идентичная основной группе по возрасту, полу и однотипности фоновых состояний.

В основной группе уточнялась структура врожденных пороков сердца (рис. 1). Среди них лидировали: дефект межпредсердной перегородки (ДМПП) – 23,0% (n=11), открытый артериальный проток (ОАП) – 23,0% (n=11), дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) – 19,0% (n=9), тетрада Фалло – 14,8% (n=7) и дефект межжелудочковой перегородки в сочетании с дефектом межпредсердной перегородки (ДМЖП+ДМПП)– 6,4%.

До проведения оперативного вмешательства признаки недостаточности кровообращения (НК) 2Б отмечались у 17,0 % (9) детей, НК 2А у 60,0 % (28), НК 1 у 23,0% (10). После оперативной коррекции лишь у 25,5% % (12) детей отмечалось нарушение гемодинамики вследствие сохранившейся клапанной патологии после оперативной коррекции комбинированных пороков сердца (рис. 1). Полостное вмешательство было проведено 89,4%(42) детям и лишь у 10,6% (5) использовалась эндоваскулярная методика коррекции ВПС. В период от рождения и до поступления в школу все дети с ВПС были прооперированы. Причем 19,1% в возрасте до 1 года, 29,8% от 1 до 3 лет и 51,1% от 3 до 5 лет.




Рисунок 1. Характеристика врожденных пороков сердца и нарушение гемодинамики у детей до и после оперативного вмешательства (%)


Большинство детей из основной группы наблюдения при поступлении в школу состояли на учете по III группе здоровья (74,5 %, n=35 – основная группа «А»). В основную группу «Б» были включены дети, которые имели нарушение гемодинамики вследствие сохраняющейся клапанной патологии после оперативной коррекции и относились к IV группе здоровья (25,5 % - n=12).




Рисунок 2. Характеристика врожденных пороков сердца у школьников с учетом признаков недостаточности кровообращения (%)


Для получения объективной информации применялись сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выборки первичной информации из ф. 026/у, ф. 112/у. Социально-гигиенические факторы, биологический анамнез и медико-социальные особенности семей оценивали по результатам анкетирования. При необходимости использовались заключения психологов, социологов, педагогов. Нервно-психическое развитие оценивалось совместно с педагогами и психологами, личностные особенности уточнялись по психологическому паспорту школьника (Абросимова Л.И., Карасик В.Е., Белянова И.П., 1993), интеллектуальное развитие по школьному тесту умственного развития (ШТУР), уровень тревожности по вопроснику Дж. Тейлора, у детей младшего возраста по тесту Филипса. Реакция утомления и астении по тесту И.А.Агеевой, профессиональные наклонности и интересы оценивались по карте интересов А.Е.Голомштока. Оценка состояния здоровья осуществлялась по общепринятым критериям (приказ МЗ и СР РФ № 621 от 30.12.2003 и № 60 от 14.03.1995). Физическое развитие детей оценивалось основным показателям при помощи центильного метода (Воронцов И.М., 1996; Кучма В.Р., 2003). Проводилась оценка физического здоровья учащихся по методике, предложенной С.В. Хрущевым, С.Д.Поляковым, И.Л.Ивановым (1995), с учетом возраста, роста, массы тела, артериального давления, частоты сердечных сокращений, времени задержки дыхания в покое на вдохе, количества сгибаний туловища из положения лежа за 1 минуту, оценки пульса за 15 секунд в покое, в первые 15 секунд и последние 15 секунд первой минуты после нагрузки, ЖЕЛ. На основании полученных данных оценивались: индекс Кетле (массо-ростовой индекс), индекс Робинсона – двойное произведение (характеризует функцию сердечно-сосудистой системы в покое), индекс Скибинского (отражает функцию респираторной и сердечно-сосудистой системы, устойчивость к гипоксии), индекс Шаповаловой (характеризует силу, выносливость организма), индекс Руфье (характеризует реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку), жизненный индекс (произведение ЖЕЛ и массы тела) и ОФРС на основании результатов степ-теста PWC. Гармоничность физического развития оценивали по методике Г.Н.Сердюковской (1993). Степень резистентности, определяли по кратности острых заболеваний, перенесенных в течение года. Адаптационные возможности оценивались по разработкам А.В.Аболенской (1986). Электрокардиографическое исследование проводилось всем детям в положении лежа и с физической нагрузкой, показатели оценивались с учетом возраста ребенка (Осколкова М.К. с соавт. 2004; Школьникова М.А., 2010). Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета стандартных программ с использованием параметрических и непараметрических критериев (Гублер Е.В.,1978), основным критерием проверки статистических и корреляционных гипотез являлось значение J (информативность). Данные считались достоверными при J > 1,0, при p<0,05.

  1   2   3

Похожие:

Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconОценка состояния когнитивных функций больных, перенесших реконструктивные операции на сонных артериях
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Уральская государственная...
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconОсобенности современного течения раннего врожденного сифилиса
Согласно Международной классификации болезней (десятый пере­смотр), врожденный сифилис подразделяется на
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconПсихологические аспекты реабилитации женщин, перенесших лечение по поводу рака молочной железы
Цель исследования. Изучить психосоматические и соматопсихические взаимоотношения у больных раком молочной железы. На основании изучения...
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconПрактическая работа №. Особенности наземно-воздушной среды жизни и адаптации к ней аэробионтов
Адаптации наземных организмов к основному комплексу факторов (воздух, ветер, атмосферные осадки, снежный покров) в этой среде
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца icon∗, Luiz Francisco Cardoso a, Sérgio Timerman a, Miguel Antonio Moretti a, Eduardo Dante Bariani Peres a, Edison Ferreira de Paiva a, José Antonio Franchini
Отделение порока клапана сердца, Институт кардиологии (Instituto do Coracao, InCor), медицинская школа Университета Сао Паоло, Av...
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconПлан-конспект урока строение и работа сердца
Формирование у учащихся новых понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца, представлений о взаимосвязи строения и функции...
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconПлан-конспект урока строение и работа сердца
Цель урока: выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconОсобенности физического развития школьников
Р. М., Хакимова А. Х. Особенности физического развития школьников с различными типами гемодинамики // Сборник научных статей II международной...
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconКонспект lit Список литературы page
Охватывает все другие операции, включая расчетные по поручениям клиентов. Здесь используются №30301 (в банке начальной операции)...
Особенности адаптации школьников, перенесших операции по поводу врожденного порока сердца iconОбразовательная программа образовательного учреждения
Особенности обучения на первой ступени общего образования, возрастные особенности младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница