Скачать 1.62 Mb.
|
502 (07) К-65 Министерство образования и науки Российской федерации Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «международный институт рынка» КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебное пособие САМАРА 2009 УДК 502 (07) ББК-20 К-65 Кавеленова Л.М., Лищинская С.Н. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – Самара, 2009. – 72с. Учебное пособие по курсу «Концепции современного естествознания» содержит программу курса, материалы и пояснения по основным разделам дисциплины, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Учебное пособие предназначено для студентов Международного института рынка всех форм обучения для выполнения ими домашних заданий, самостоятельной работы и подготовки к аттестации по курсу. Печатается по решению редакционно-издательского совета Международного института рынка Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Г.Л.Рытов © Кавеленова Л.М., Лищинская С.Н. 2009 Международный институт рынка, 2009 Программа курса «Концепции современного естествознания» 1. Соотношение двух культур – естественно-научной и гуманитарной, их специфика. Ведущие тенденции в развитии науки. Принципы научного познания (Р.Декарт, Демокрит и др.). Классификация наук, естественные науки – их многообразие, классификация. Рациональный естественно-научный метод: причины возникновения, возможности, ограничения. Алгоритм познавательной деятельности. Модели и их типы. 2. Этапы развития естествознания. Этап натурфилософии (концепции первоначал и зарождение естествознания, зарождение атомистики, основ математики, создание первых систем мироздания). Этап схоластики (вопрос о соотношении веры и научного знания, формирование псевдонаучных направлений и их роль в истории науки – алхимия, астрология и др., накопление фактических знаний и развитие концепций естествознания в трудах арабских ученых). Этап механистического мировоззрения (становление гелиоцентрической системы, законы механики и движения небесных тел). Этап эволюционных идей (идеи развития в изучении неживой и живой природы – космогония, эволюционные учения, клеточная теория, закон сохранения энергии, периодический закон Менделеева, теория строения органических соединений). Этап крушения механистических идей (причины кризиса естествознания в начале ХХ в, развитие физики, становление синтетической теории эволюции). Этап современного естествознания (системный подход, новые рубежи в познании природных явлений – от уровня элементарных частиц до Вселенной). 3. Основы теории систем в современном естествознании. Свойства систем (целостность, иерархия, структурность, множественность описаний и др.). Открытые и закрытые, жесткие и корпускулярные системы. Самоорганизация систем. Основы синергетики. 4. Физическая картина мира. Иерархия структур природы. Мега- , макро- и микромир, порядки измерения времени и пространства. Мир дискретных объектов - физика частиц. От физики Аристотеля к физике Ньютона. Взаимопревращения энергии в системах частиц. Взаимодействие массы и движения в системах частиц. Мир непрерывных объектов - физика полей. От физики Декарта к физике Максвелла. Сплошная среда и упругие волны. Взаимодействие: концепции близкодействия и дальнодействия. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Многообразие диапазонов электромагнитного излучения. Интерференция, дифракция и поляризация света. Идея голографии. Две альтернативные сущности: вещество (газ, плазма, жидкость, кристалл) и электромагнитное поле, их взаимодействие. Мир микрообъектов - квантовая физика. Недостаточность классического описания природы. Квантовые переходы и излучение. Тождественность микрочастиц. Атомы, молекулы, кристаллы. Квантовая физика вокруг нас: лазеры, транзисторы и сверхпроводимость. Квантовая физика - ключ к субатомному миру: кварки, адроны, ядра атомов, пульсары. Мир реальных макрообъектов - статистическая физика. Микро- и макроописание природы. Вероятность как атрибут сложных систем. Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния и релаксация. Тепловая физика. Целостный (непрерывно-дискретный) мир неклассической физики. 5. От мегамира к планете. Закономерности структуры и развития галактик, звезд и планет. Космогония (классические представления, современный этап). Структура и источники энергии Солнца, пути ее использования в земных процессах. Планеты земной группы, их особенности. Специфика Земли как основа для формирования жизни. Строение и особенности химизма геосфер, особенности элементарного состава тел неживой и живой природы. Эволюция Земли как планеты. Мобилизм и рифтовая система. 6. От химической к биологической эволюции. От атомов к протожизни. Неорганические и органические соединения и их многообразие. Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни. Микросферы и коацерваты, абиогенный синтез органических молекул и биополимеров. Особенности биологической формы организации материи. Молекулы живых систем. Белки: ферменты и живые машины. Биологическое узнавание. Матричный синтез. Информационные молекулы. Биологические структуры. Уровни организации живых систем. Клеточное строение организмов. Принципы структурной организации и регуляции метаболизма. Дифференциация и интеграция функций в организме. Многообразие биологических видов - основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Планы строения и принципы функционирования представителей основных таксонов. Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Генетика и эволюция. Основные проблемы эмбриогенеза. Жизненные циклы. Биологическое время. Онтогенез и филогенез. Смерть и ее биологический смысл. Жизнь во Вселенной. 7. Биосфера и человечество. Популяции, сообщества, экосистемы. Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Антропогенные воздействия на биосферу, экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы. Экология человека и социальная экология. Факторы экологического риска и здоровье человека. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Антропоцентризм, биоцентризм и решение социальных проблем. Пути развития экономики. Задание для контрольной работы 1. Прежде чем приступать к выполнению полученного задания, необходимо обязательно ознакомиться с содержанием темы по рекомендуемым учебникам, так как схемы и тексты в задачнике должны напомнить студенту самые важные моменты каждой темы, но не содержат исчерпывающих объяснений. 2. Выполняя задания соответствующих номеров и вариантов, следует быть внимательными, так как формулировка вариантов во многих заданиях имеет одинаковое начало, но сами варианты различны. 3. Ответы должны быть содержательными, в большинстве заданий необходимо избегать односложных ответов. При выборе того или иного варианта ответа из нескольких предложенных желательно аргументировать решение. 4. При рукописном оформлении контрольной работы обязательным требованием является разборчивое, отчетливое и аккуратное написание, что поможет преподавателю не ошибиться в оценке работы. 5. Рекомендуется следующая структура работы: титульный лист с обязательным указанием номера варианта задания, письменные ответы на вопросы с обозначением их номеров (желательно приводить и сами задания), список использованной литературы. 6. Не следует сопровождать контрольную работу пространными вступлениями и заключениями, от студента требуются грамотные, содержательные и емкие ответы по существу. Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
МАТЕРИАЛы ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕМ КУРСА |
![]() | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в процессе изучения культурологии в вузе. Содержит... | ![]() | Список рекомендуемой литературы по курсу «ксе» Основная литература Голубева Р. М., Юнусов Х. Б., Гераскина Г. В. и др. Концепции современного естествознания, М., Экомир, 2008 Голубева Р. М., Юнусов Х. Б., Гераскина Г. В. и др. Концепции современного естествознания, М., Экомир, 2008 |
![]() | Образован в 1953 году Кафедра физики и высшей математики Ксе, список литературы, рекомендуемой для изучения курса, рабочая программа дисциплины, учебные материалы по разделам курса, вопросы... | ![]() | Е. А. Коломийцева концепции современного естествознания Учебное пособие предназначено для студентов мгупи, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания» |
![]() | Рабочая программа дисциплины Основы психогенетики Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, темы рефератов и список рекомендуемой литературы | ![]() | Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать... |
![]() | Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» Учебное пособие предназначено для аспирантов в подготовке к экзамену по курсу философия науки. Пособие содержит план и краткий конспект... | ![]() | Программа дисциплины Концепции современного естествознания Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного... |
![]() | Программа дисциплины концепции современного естествознания для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности «Финансы и кредит» Факультета финансов Поэтому дисциплина «Концепции современного естествознания» является важным звеном в обучении студентов | ![]() | Программа дисциплины Концепции современного естествознания для специальности 080506. 65 -«Логистика и управление цепями поставок» Изучение курса «Концепции современного естествознания» способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания... |