Программа элективного курса по русскому языку




Скачать 95.52 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку
Дата30.08.2012
Размер95.52 Kb.
ТипПрограмма
«Согласовано»

Зам.директора по ОП

_____________________

«_____»__________ 2011 г.


Ямало-Ненецкий автономный округ. Пуровский район, п.Уренгой

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»


ТЕКСТОВЕДЕНИЕ


Программа элективного курса по русскому языку


Класс


Всего часов 12 (1 час в неделю)


Учитель – Гречишникова Марина Анатольевна


п.Уренгой

2011 г


Пояснительная записка


Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса.

Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций девятиклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Основными задачами элективного курса являются:

  1. Обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах.

  2. Закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.

  3. Закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров.

  4. Совершенствование навыков работы со справочной литературой.

  5. Обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка).

  6. Развитие творческих способностей учащихся.

  7. Подготовка девятиклассников к итоговой аттестации в форме ГИА.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Содержание программы

 

Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.


Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические и синтаксические). Практическое занятие.


Тема 3. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи (стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.


Тема 4. Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте. Комплексный анализ текста.


Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония. Практические занятия.


Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.

Практические занятия.


Тема 7. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте.

Практическое занятие.


Тема 8.

От анализа текста – к изложению.

Понятие об изложении. Виды изложений

Понятие о сжатом изложении. Основные приемы сжатия

Практическое занятие.


Тема 9

Сочинение – это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Часть С2.1 и С2.2 на экзамене.

Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков.


Тема 10. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами частей С2.1 и С2.2

Приемы самоконтроля над качеством письменного текста.


Тема 11. Зачетная контрольная работа. Подведение итогов.


 

Календарно-тематическое планирование курса


п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во

часов, теория

Кол-во

часов, практика

1.

Текст как речевое произведение.

Текст и его основные признаки. Структура текста. Абзац. Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.

1





2

Способы и средства связи предложений в тексте.

Средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические). Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки».




1

3

Типы и стили речи.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функционально-стилистические разновид-ности речи (стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования).




1

4.

Диалог с текстом.

Понимание текста – процесс творческий. Ключевые слова в тексте. Комплексный анализ текста. Творческая лаборатория «Я – автор»




1

5.

Выразитель-ность речи.

Средства выразительности в тексте. Вырази-тельные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте. «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Проверь себя! (контроль за ЗУН по теме).

1

1

6.

Выразительные средства синтаксиса

Специальные синтаксические изобрази-тельно-выразительные средства языка: рито-рический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.




1

7.

Роль средств языковой выра-зительности в тексте.

Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров





1

8.

От анализа текста – к изложению.

Понятие об изложении. Виды изложений

Понятие о сжатом изложении. Основные приемы сжатия

1




9.

Сочинение – это тоже текст.


Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Часть С2.1 и С2.2: в чем отличие? Проблема текста. Вступление и заключение. Аргументы: жизненные наблюдения и читательский опыт.

1




10.

Культура работы с текстами

Работа с КИМами ГИА Разбор заданий частей А и С: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему и тему, связанную с анализом содержания текста.




1

11.

Подведение итогов.

Зачетная работа: содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.




1




Всего часов: 12

4

8

 


Методическое обеспечение курса

  1. Александров В.Н. итоговая аттестация. Русский язык, 9 класс: изложение. Сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания. – Челябинск: Взгляд, 2008 г – 243.

  2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.Просвещение 1983.

  3. Козулина М.В. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006 г. – 320.

  4. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М.: Мнемозина, 1996 г.

  5. Львова С.И. ГИА 2009. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009.

  6. Мамона Т.Н. Готовимся к изложению. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 г. – 190.

  7. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложеия). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 г.

  8. Статьи журнала «Русский язык в школе».

  • И.Г.Милославский Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой. №№ 1,2 2006г.

  • Т.М.Пахнова От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3 2006г.

  • Г.А.Бакулина Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями.

№ 3 2005г.

  • Е.В.Бунеева Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.

  • П.Ф.Ивченков Учимся редактировать № 6 1995г.

  • В.И.Стативка Предупреждение текстовых ошибок при подготовке к сочинению

№ 5 1993г.

  • В.А.Сидоренков Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка. №» 1997г.

  • Л.С.Степанова Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9 классе общеобразовательной школы.№1 2004г.

  • Л.М.Корчагина Подготовка к сочинению-рассуждению №2 2007г.

  • И.А.Сотова Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста. №4 2007г.

  • И.Н.Добротина Упражнения по трасформации и моделированию текста. № 4 2007г.

  • С.А.Арефьева Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текста.№5 2007г.

  • Т.Н.Сокольницкая Текстовые ошибки и их классификация №7 2007г.

  • В.Ю.Башашкина Формирование навыка понимания текста. №6 2008г.

  • Т.Н.Соловьёва На пути к изложению. № 8 2008г.

  • Т.В.Зотина Работа над ошибками в изложениях учащихся №8 2008г.


Литература для учащихся:


1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.

2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.

4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.

8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2009.

9. КИМы к ГИА по русскому языку различных авторов 2010г.

Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по русскому языку iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»
Планирование составлено на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного курса «Готовимся к егэ по русскому языку». 11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 час
Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Составитель программы: Сычева В. Н. учитель русского языка и литературы моу «Романовская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...
Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"
Программа элективного курса по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком, процессами,...
Программа элективного курса по русскому языку iconПриказ о назначении координатора гиа директор Программы элективного курса по русскому языку
...
Программа элективного курса по русскому языку iconПояснительная записка Программа элективного курса «Учимся рецензировать текст»
Программа элективного курса «Учимся рецензировать текст» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 классов образовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница