Скачать 121.52 Kb.
|
«Воздухоплавание»
Цель урока: формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой. Задачи: - обучающие: рассмотреть физические основы воздухоплавания, используя средства ИКТ, сформировать практические умения определять подъемную силу воздушного шара. -развивающие: развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке. -воспитательные: формировать интерес учащихся к изучению физики. Тип урока : урок формирования новых знаний Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация к уроку «Воздухоплавание» Структура и ход урока Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение к плану-конспекту урока «Воздухоплавание» Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой. 7 класс. Цели урока:
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация к уроку «Воздухоплавание» План урока
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация (практический ЭОР) Индивидуальная работа: 1) 1 ученик работает с электронным тест контролем (на компьютере) тема теста «Давление. Единицы давления»;2) работа по карточкам. Фронтальный опрос: Послушайте внимательно отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”. “Егорушка… разбежался и полетел с полутора саженой вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая–то сила, холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … опять нырнул. Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его вверх”. О какой силе идет речь в этом отрывке? Сформулируйте закон Архимеда. Б.С. Житков. Под водой Подводная лодка не может всплыть со дна залива. “Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него взглянул. – Сели на мель? Так ведь ?– спросил он лейтенанта. Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что в порту глинистое, липкое дно”. Почему подводной лодке иногда бывает трудно оторваться от глинистого дна? Всегда ли на тело, погруженное в жидкость, действует Архимедова сила? (Между дном и лодкой нет воды, поэтому в этом случае Архимедова сила не действует). А.Р.Беляев. Мертвая голова. Для своего спасения во время наводнения герой рассказа решил сделать плот из железного дерева.(Железное дерево–вид южного дерева с твердой и прочной древесиной). “…Плот по– прежнему покоился на дне. – Но в чем же дело, черт возьми – раздраженно крикнул Марель. Он взял валявшийся на берегу кусок железного дерева, из которого был сделан плот, бросил в воду и тотчас воскликнул: – Есть ли еще на свете такой осел, как я?… Тяжелый урок! Опустив голову, Марель смотрел на поверхность реки, в водах которой было погребено столько усилий и труда”. Почему плот не всплыл? (Железное дерево имеет плотность больше, чем вода) На этапе мотивации и формулирования темы – предлагаю фрагмент мультфильма о Вини – пухе. Задаю вопрос: возможен ли полет? Будьте внимательны – вам придется назвать тему сегодняшнего урока. (для мотивации используется отрывок из повести К. Болычева « Похищение Тесея»). Учитель: В повести К. Болычева «Похищение Тесея» агент галактической полиции Кора Орват оказывается в древней Греции, где объясняет мастеру Дедалу принцип воздухоплавания: «Кора нарисовала круг. Под ним нечто вроде светильника. - Представь себе, Дедал, - сказала она, - ты сошьешь или склеишь из кожи или тонкого материала, сквозь который не может проникнуть воздух, большой шар. - Насколько большой? - Может быть, как этот храм. Если в нижней его части сделать отверстие, а под ним поместить сильный светильник, который дает много тепла, то этот шар начнет надуваться. Когда шар начнет рваться вверх, ты должен обмотать его веревками и привязать снизу корзину. Кора понимала, что не может донести до сознания Дедала даже смысл того, что такое воздух и почему он не должен проникать через оболочку воздушного шара». А смогли бы вы объяснить мастеру Дедалу, (слайд 1)
В ходе обсуждения возникают трудности в решении поставленных вопросов. Учитель: Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим условие воздухоплавания (объявляется тема и план урока) слайд №2 3. Объяснение нового материала. Лекция учителя с использованием презентации (информационный ЭОР): Воздухоплавание (аэронавтика) – это учение о создании летательных средств легче воздуха. Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании, называют аэростатами. Различают управляемые, неуправляемые и привязные аэростаты. Неуправляемые аэростаты свободного полета с оболочкой, имеющей форму шара, называют воздушными шарами. Управляемые аэростаты (имеющие двигатель и воздушные винты) называют дирижаблями. Привязные аэростаты соединяют с землей тросом, не позволяющим аппарату совершать горизонтальные перелеты (слайд №3). Учитель: При каком условии аэростат может подняться вверх? Ученик: Для того чтобы аэростат поднялся в воздух, необходимо, чтобы архимедова сила, действующая на него, была больше силы тяжести. Учитель: От каких величин зависит архимедова сила? Ученик: Сила Архимеда зависит от объема аэростата и плотности окружающей среды (воздуха). Учитель: Чтобы аэростат поднимался вверх можно не только увеличивать выталкивающую силу, но и уменьшать силу тяжести, для этого аэростат заполняют газом, плотность которого меньше, чем у воздуха. Это может быть, например, водород, гелий или нагретый воздух (слайд № 4). Наполняя аэростат водородом, следует помнить, что этот газ обладает одним большим недостатком - он горит и вместе с воздухом образует взрывчатую смесь. Поэтому при полетах на воздушных шарах, наполненных водородом, следует соблюдать особую осторожность, иначе такой полет может закончиться трагедией. Негорючим и в то же время легким газом является гелий. Поэтому многие аэростаты в наше время наполняют гелием. Учитель: Плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты. Поэтому по мере поднятия аэростата вверх действующая на него архимедова сила становится меньше. При каком условии подъем воздушного шара прекратится? Ученик : После того как архимедова сила достигает значения, равного силе тяжести, подъем аэростата прекращается. Учитель: Что нужно сделать, чтобы подняться выше? Ученик: Чтобы подняться выше, надо уменьшить силу тяжести. Учитель: Верно. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этого балласт (например, высыпают песок из мешков). При этом сила тяжести уменьшается, и выталкивающая сила вновь оказывается преобладающей. А что нужно сделать, чтобы опуститься на землю? Ученик: Для того чтобы опуститься на землю, силу Архимеда надо уменьшить. Учитель: Что для этого нужно сделать? Ученик: Уменьшить объема шара. Учитель: Верно. В верхней части шара имеется специальный клапан. При открывании этого клапана часть газа из шара выходит, и шар начинает опускаться вниз (слайд № 5). (Демонстрация видеоролика с помощью гиперссылки) Учитель: Теплый воздух также не утратил своего значения. Он удобен тем, что его температуру (а вместе с ней его плотность и, следовательно, подъемную силу) можно регулировать с помощью газовой горелки, расположенной под отверстием, находящимся в нижней части шара. Увеличивая пламя горелки, можно заставить шар подниматься выше. При уменьшении пламени горелки шар опускается вниз. Можно подобрать такую температуру, при которой сила тяжести, действующая на шар вместе с кабиной, оказывается равной выталкивающей силе. Тогда шар повисает в воздухе, и с него легко проводить наблюдения (слайд № 6) . Учитель: Воздушный шар не только сам поднимается вверх, но и может поднять некоторый груз: людей, приборы. Как можно определить подъемную силу аэростата? Ученик: Подъемная сила - это разность между архимедовой силой и силой тяжести. Учитель: Обратите внимание: чем меньше плотность газа, заполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше действующая на него сила тяжести и потому тем больше возникающая подъемная сила (слайд № 7). По мере развития науки происходили и существенные изменения в воздухоплавательной технике. Появилась возможность для создания новых оболочек для аэростатов, которые стали прочными, морозоустойчивыми и легкими. Достижения в области радиотехники, электроники, автоматики позволили создать беспилотные аэростаты. Эти аэростаты используются для изучения воздушных течений, для географических и медико-биологических исследований в нижних слоях атмосферы. Воздушные шары, предназначенные для полетов в стратосферу (т. е. на высоту более 11 000 м) называют стратостатами. Подъемная сила стратостатов должна быть достаточно велика. Поэтому их наполняют водородом, у которого она максимальна (слайд №8). Сможете ли вы сейчас объяснить мастеру Дедалу,
Ученик: От объема шара зависит величина подъемной силы. Ученик: Через шелк теплый воздух будет уходить, а кожа слишком тяжела для оболочки. Ученик: Мощный светильник помогает увеличивать подъемную силу. 4. Решение задач (Контрольный ЭОР) (учащиеся делятся на группы и решают задачи разных уровней по примеру разобранных задач на слайде) (слайды № 9- 14) 5. Релаксация (слайд-шоу «Путешествие на воздушном шаре») Учитель: Приглашаю вас совершить путешествие на воздушном шаре. 6. Домашнее задание (слайд №15) Творческое задание Проект «История воздухоплавания» |
![]() | План-конспект урока плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание Научиться применять знания о силе Архимеда для выяснения условий плавания тел. Ознакомиться с плаванием судов и воздухоплаванием | ![]() | Конспект урока в 7-ом классе по теме: «Воздухоплавание» Формируемые умения и навыки: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы |
![]() | Урок "Белки" План конспект урока «Белки» ... | ![]() | План-конспект урока Цель урока: сформировать у учащихся представление о сезонных изменениях в природе |
![]() | План-конспект урока (Тема урока) Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» | ![]() | План-конспект урока Цель урока: 1 ознакомить учащихся с понятием смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства |
![]() | План-конспект урока Тема и номер урока в теме «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов» №36 | ![]() | План-конспект урока полупроводники Цель урока: Изучить основные свойства полупроводников, механизмы электронной и дырочной проводимости |
![]() | План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы» | ![]() | План-конспект урока (Тема урока) Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска или экран, мультимедийная установка |