Заседание нмс 31. 01. 2012 года




Скачать 249.58 Kb.
НазваниеЗаседание нмс 31. 01. 2012 года
Дата30.08.2012
Размер249.58 Kb.
ТипЗаседание

Заседание НМС

31.01.2012 года

Информационный и деятельностный подходы в образовании


Повестка:

  1. Красикова Л.Ю., «Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе»

  2. Шульгина Л.Ю., «Применение ИКТ как форма повышения мотивации учащихся на уроках математики»

  3. Баженова А.М., «Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке ГИА и ЕГЭ»

  4. Иванова П.В., «Педагогический фриланс - профессия будущего»

  5. Склюева В.Н., «Психологические особенности использования ИКТ в обучении»

  6. Судакова Н.И., «Участие преподавателей МБОУ «СОШ №3» в общероссийском проекте «Школа цифрового века»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Основной из главных задач образования является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

На предыдущем заседании НМС мы обсуждали тему «Пути повышения качества знаний учащихся в условиях системно-деятельностного подхода в обучении». Мы отмечали, что для успешного внедрения системно-деятельностного подхода необходимо непрерывное развитие, использование в образовательном процессе новых технологий. Сегодня на образовательных порталах, педагогических форумах, школьных сайтах, блогах учителей, в Интернет мы встречаем новое понятие информационно-деятельностный подход в обучении.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис информационно-деятельностного подхода к обучению. Почему именно информационного? Такой подход является некой методологической установкой, в соответствии с которой все психические процессы рассматриваются как сложная система процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. В отношении системный и деятельностный подходы легко можно выделить две тенденции в организации образовательного процесса: тенденция ставить логику информации в центр внимания и организовывать образовательный процесс как развертывание информации; и тенденция ставить в центр внимания логику деятельности и организовывать образовательный процесс как развертывание логики деятельности. В каждом фрагменте современного образовательного процесса уже сосуществуют обе тенденции и можно говорить об их соотношении.

Цель заседания: Представить опыт интеграции информационного и деятельностного подходов в работе педагогов ОУ, а также показать возможные перспективы применения ИКТ в педагогической деятельности.

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам учителей школ, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационных и коммуникационных технологий. Только имея соответствующую дидактическую и методическую подготовку, практический опыт работы с информационными технологиями, учитель способен применять средства информатизации в обучении. Эти условия повышают требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности уровня его информационной компетентности.

Деятельностный подход к обучению позволяет усваивать знания в результате выполнения соответствующей деятельности. Для формирования информационной компетентности учителя деятельность основывается на работе с готовыми программными средствами и разработке собственных. Она позволяет преподавателям на собственном опыте убедиться в эффективности применения информационных технологий в обучении, создает условия для самовыражения.

Деятельностный подход обучения информационным технологиям, смещает акценты в образовании на индивидуальную активную деятельность, моделирует процессы общения, познания и творчества, характерные для научного сообщества. Поскольку информационная компетентность имеет деятельностную природу, считаем, что формирование информационной компетентности возможно при реализации деятельностного подхода к обучению образовательным предметам.


Выступления.


1. Опыт работы учителей по использованию программы Power Point на уроках в начальных классах представит заместитель директора по начальной школе Красикова Л.Ю.

2. Как заинтересовать школьников своим предметом? Как интеграция возможностей ИКТ и методики предмета помогают улучшить мотивацию к его изучению, стимулируют познавательную деятельность ученика, инициативу и активную позицию по отношению к образованию. Об этом в выступлении Шульгиной Л.Ю., руководителя кафедры естественно-математического образования.

3. Руководитель кафедры учителей гуманитарного цикла Баженова А.М. покажет как использование ИК технологий в сочетании с деятельностным подходом в обучении способствуют повышению мотивации учащихся; качественной подготовке учащихся к сдаче экзаменов в новой форме; развитию творческого мышления обучающихся на уроках русского языка.


Разминка.

Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Для того, чтобы немного отдохнуть, мы предлагаем вам выполнить упражнение, которое называется «перевод с русского на русский» Это упражнение выполняется на слух. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы на уроке. Упражнение покажет Касимова Д.А., руководитель кафедры учителей начальных классов.

Упражнение «Перевёртыши»

Злой вечер, дешёвые радиослепцы. (Доброе утро, дорогие телезрители).

Дешёвая твоя провинция, железная твоя Чита. (Дорогая моя столица, золотая моя Москва).

Есть романы веселее в темноте. (Нет повести печальнее на свете).

Лёгок он, пояс Ипполита. (Тяжела ты, шапка Мономаха).

Улетай, жизнь, я ужасен. (Остановись, мгновенье, ты прекрасно).

Лиса, лиса, ты меня выплюнешь. (Колобок, колобок, я тебя съем).

Папа пачкал дверь. (Мама мыла раму).

Злой мучитель Ойздоров. (Добрый доктор Айболит).

Стоит коровка устойчиво. (Идёт бычок, качается).


4. Иванова П.В., руководитель научно-методического совета в своем выступлении покажет возможные перспективы применения ИКТ в педагогической деятельности, рассмотрев пока еще новое для российского образования понятие педагогического фриланса, его преимущества и применение в дистанционном обучении.

5. В выступлении психолога Склюевой В.Н. представлены вопросы, рассматривающие положительные и отрицательные стороны обучения детей школьного возраста с применением новых информационных технологий с точки зрения психологии.

6. Руководитель кафедры воспитания, заведующая школьной библиотекой Судакова Н.И. проинформирует о первых итогах участия педагогов школы в общероссийском проекте «Школа цифрового века».

Заключение

Давайте подведем итог нашего заседания.

Информатизация образования является объективным и закономерным процессом обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ. Конечная цель информатизации образования состоит в расширении и упрощении доступа граждан к получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в более полном и оперативном удовлетворении их разнообразных потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества и результативности обучения.

Деятельностный подход, существовавший и прежде в несколько другой форме выражения, актуализируется сейчас и акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Всякое внедрение ИКТ начинается с проектирования педагогических процессов. Поскольку, будь то школа парапатетиков во времена Платона (378 лет д.н.э.), когда знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду, или в аудиториях современного университета, и, наконец, в виртуальном университете - педагогические процессы происходят в педагогической системе, элементами которой являются элементы, название которых логично вытекают из поставленных сегодня вопросов, а именно: кто учит?, кого учат?, чему учат?, с помощью чего? и как учат? Такая система включает в себя цель, содержание, средства, методы, формы, обучающего и обучающегося. Никакая информатизация не изменит набор этих элементов.

Таким образом, информационно-деятельностный подход является реалиями современного образования и его следует учитывать при планировании и реализации учебного процесса в ИКТ-насыщенной образовательной среде, причем на уровне системы образования страны, образовательного учреждения и на уровне каждой учебной дисциплины.


Методический совет решил:

Решение:

  1. Подготовить и провести педагогический совет по заявленной проблеме.

  2. Включить в планы работы УМК изучение научно-методических разработок по данной теме.

  3. Систематизировать представленные материалы для выпуска методического сборника.


Приложение 1

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе

Красикова Л.Ю.

Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться.

Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Учителя начальной школы выбрали программу для создания презентаций PowerPoint.

Презентация (от лат. praesentatio) — представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Презентация представляет собой сочетание изображения, звука, музыки, графики и т.д., которые организованы в единую среду удобную для восприятия информации.

Почему мы выбрали именно презентацию? Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.

Опытом проведения таких медиауроков мы и хотим поделиться.

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра, как деятельность, необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Русский язык

Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, деятельностью школьников, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).

Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Мы применяли разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь опять пришла на помощь презентация.

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Чтение

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Математика.

Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков.

Мы используем цепочки примеров для устного счёта, а также для наглядности при изучении новых тем.

В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое.

И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

ИЗО, технология, музыка

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников и композиторов, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка, фонограммы и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Список возможностей использования презентации для уроков еще далеко не полон. Кроме уроков мы используем презентации во внеклассной работе, при проведении классных часов и родительских собраний. Мы думаем, что возможности программы для создания презентаций PowerPoint помогут нам сделать наши уроки и мероприятия более эффективными, интересными, яркими и тем самым усилить познавательную мотивацию обучения, что способствует повышению качества образования.

Приложение 2

Применение ИКТ как форма повышения мотивации учащихся на уроке математики

Шульгина Л.Ю.

Как заинтересовать школьников математикой? Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики? Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?

В этом учителю математики во многом помогает информационно-коммуникативные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет обучение сделать наглядным, а наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен. Но следует тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности.

Компьютерные технологии могут осуществляться в следующих вариантах:

- проникающая технология;

- основная технология;

- монотехнология.

На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т. е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.

Внедрение ИКТ в преподавание математики я начинала с подготовки печатных дидактических материалов, использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера. Использовала диски из школьной и личной медиатеки.

Обучающие готовые программы не всегда устраивали меня. Ведь, как учитель, я имею свое видение темы урока, методику ее изложения, подбор учебных и методических материалов. Поэтому следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ по математике к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point.

Основными достоинствами этой технологии считаю следующее:

- Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.

- Программа Microsoft Power Point технически не сложна.

- Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работу по этой технологии.


Работая с презентацией, учебный материал на слайдах распределяю частями, удобными для восприятия. Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль ее оформления соответствовал содержанию. Не использую много анимации. Часть информации выношу на демонстрационный слайд, а часть проговариваю. Это повышает продуктивность урока. Урок-презентация обеспечивает получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Использую презентации при повторении, закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Кроме того, использую презентацию и для устных упражнений, демонстрирую геометрические чертежи. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.

С помощью презентации успешно проходит взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде, проведение тестов, рефлексии, демонстрации портретов математиков и рассказ об их открытиях, иллюстрация практического применения теорем в жизни.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех и дружественностью машины по отношению к ученику.

При подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ можно предложить учащимся программы-тренажеры. Дети один на один с компьютером в своем привычном темпе работы отрабатывают навыки решения тестовых заданий. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися заданий с учетом допущенных ошибок затраченного времени, позволяет учащимся проводить самоконтроль за выполнением заданий.

Для активизации познавательной деятельности на уроках математики в качестве занимательного материала предлагаю кроссворды, ребусы, оформленные на ПК. Применяя системно-деятельностный подход, в качестве домашнего задания учащиеся готовят информацию по одной из изучаемых тем и составляют мультимедийную презентацию.

Интернет-технологии являются следующим шагом в применении ИКТ.

Использование сети Интернет в обучении математике – это новое направление в работе учителя. Многие учащиеся хорошо ориентируются в информационной сети, владеют навыками поиска и отбора информации. Поэтому им можно предложить и другой вид работы, более сложный. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, я прошу познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам. Ответить на вопрос: какие ресурсы из представленных к изучению самые лучшие? Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения. Во время Интернет-путешествия мои ученики выяснили, что на все основные задачники и учебники по математике уже опубликованы решебники.

Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, происходит более качественное запоминание учебного материала, даже самые слабые ученики втягиваются в учебный процесс. Конечно, время на подготовку к уроку с использованием ИКТ увеличивается, особенно на первом этапе. Но в дальнейшем накопленный опыт и методическая база являются хорошим подспорьем для подготовки и проведения уроков.

Нельзя сказать с уверенностью, что результаты обучающихся по математике значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал в процессе самостоятельной деятельности.

Таким образом, в центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения ИКТ.


Приложение 3

Использование информационно компьютерных технологий на уроках русского языка при подготовке ГИА и ЕГЭ

Баженова А.М.


Использование ИКТ в 9,11 классах на уроках русского языка нацелено на развитие умений применять лингвистический материал с языковыми задачами при выполнении ГИА и ЕГЭ.

Использование ИКТ при коммуникативном обучении языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективности усвоения этого материала учащимися. Материал урока четко вырисовывается на экране и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности.

Деятельностный подход позволяет усваивать знания в результате выполнения соответствующей деятельности, основывающийся на работе с готовыми программными средствами и разработке собственных. На уроках русского языка используются мультимедийные презентации на различных этапах урока: при актуализации, при объяснении нового материала, закреплении, выполнении тестовых заданий, при работе с текстом, при обучении написания сочинения на лингвистическую тему.

Например, в 9 классе при повторении синтаксиса словосочетания и простого предложения применяется мультимедийная презентация, где учащимся предлагается отправиться в Простоквашино и в игровой форме ярко и образно повторить ранее изученное, что способствует улучшению памяти у учащихся и применению полученных навыков при решении аналогичных тестовых заданий ГИА.

(Презентация урока «Синтаксис словосочетания и простого предложения»).

При обучении написания сочинения на лингвистическую тему также используется мультимедийная презентация, которая подготавливает учащихся к написанию сочинения-рассуждения на экзамене.

(Презентация урока «Обучение написания сочинения на лингвистическую тему»).

В 11 классе на уроках русского языка также используются компьютерные технологии при подготовке к ЕГЭ.

(Презентация урока «Русский язык. 11 класс. Мы готовимся к ЕГЭ. Практикум.»).

Таким образом, использование информационно компьютерных технологий в сочетании с деятельностным подходом в обучении способствуют

- повышению мотивации учащихся;

- более качественной подготовке учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ;

- формированию информационно-коммуникативных компетенции;

- развитию творческого мышления обучающихся.


Приложение 4

Педагогический фриланс - профессия будущего

Иванова П.В.

Быстро меняется в нашем стремительном мире абсолютно все, даже столь кон­сервативная профессия, как учитель. С проникновением телекоммуникаций в школь­ную среду у ученика и учителя появляется новая возможность найти друг друга — те­перь на расстоянии. Затребованность дистанционных форм обучения нынешними школьниками и их готовность обучаться через Интернет уже не вызывает сомнений.

Соответственно расширяется сфера применения профессиональных умений учи­теля, плавно переводя его в разряд специалистов - фрилансеров. Это понятие пока еще новое для российской школы, не освоенное нашей учительской общественностью. Од­нако, на мой взгляд, образовательные услуги в форме фриланс-работы со временем ста­нут привычными и смогут пополнить скромный бюджет школьных учителей.

Фриланс - направление, получившее в последнее время очень большое распро­странение. Еще его называют удаленным методом работы. Суть фриланса в том, что вся работа проходит на дому, за своим компьютером и на своем домашнем рабочем месте, используя полностью только личные наработки.

Фрилансерами называют внештатных сотрудников каких-либо организаций, вы­полняющих работу от заказа к заказу. В английском языке «фрилансер» - это «свобод­ный художник»: актер без постоянного ангажемента, дизайнер, программист, журна­лист, независимый политик. Чаще всего фрилансерами становятся те люди, которые делают свою работу, используя компьютер и мобильный телефон. А в последнее время - и учителя, владеющие дистанционными образовательными технологиями.

Появлению фрилансерства как вида занятости способствовало множество факто­ров. Наиболее значимым из них стал Интернет, который дал качественно новые воз­можности профессиональных контактов. Значимыми преимуществами фрилансерства как вида занятости являются, прежде всего:

  1. возможность самостоятельно планировать трудовой распорядок дня;

  2. неограниченность в количестве заказов и работодателей;

  3. возможность повышать уровень доходов в зависимости от количества заказов и объема выполняемых работ;

  4. для выполнения обязанностей фрилансера нет необходимости каждый день при­сутствовать в офисе/школе.

Сегодня среди фриланс-специалистов встречаются представители самых разных профессий. Наиболее распространенными являются: актеры, юристы, психоло­ги, бизнес-консультанты, торговые агенты, риэлторы, фотографы, журналисты, дизай­неры и многие другие.

Кроме того, фриланс дает возможность совмещать традиционную восьмичасовую работу и домашнюю занятость, увеличивая, таким образом, свои доходы.

Фриланс предоставляет новые возможности и для образовательного менеджера:

  1. привлечь высококвалифицированных специалистов в нужной области, в случае их отсутствия в базовом образовательном учреждении;

  2. снизить затраты на обучение и подготовку собственных педагогических кадров в области ИКТ;

  3. снизить затраты на разработку учебно-методических комплексов для дистанционного обучения, арендуя их у фрилансера;

  4. повысить мобильность и гибкость собственного проекта.

Для фрилансеров существуют специальные биржи, где аккумулируются заказы на разработки различного, рода: менеджеров, юристов, программистов, дизайнеров, пе­дагогов, переводчиков, журналистов и представителей других профессий. Учителям информатики - широкое поле применения способностей и знаний! Однако стоит отме­тить, что данный вид педагогической деятельности требует достаточно высокого уров­ня профессионализма.

Где еще педагог-фрилансер сможет реализовать себя? На мой взгляд, таких направлений несколько:

  1. дополнительные занятия по углублению школьных предметов;

  2. подготовка к ЕГЭ через Интернет;

  3. индивидуальные удаленные консультации;

  4. проектная работа;

  5. выполнение заказных работ по предметам (курсовые, дипломные работы, контрольные и зачетные работы, макетирование и т.п.);

  6. платные курсы для учителей и учащихся, предлагаемых узкими специалистами в конкретных областях.

Для начинающих фрилансеров есть множество Интернет-ресурсов с пособиями и советами более опытных коллег: как подобрать сервер для размещения своего резюме и рекламы обучающего курса, психологические проблемы фриланса, первые шаги начи­нающих авторов.

В заключение необходимо отметить следующее: для успешной работы вне учре­ждения и без ограничений в заказчиках необходимо обладать некоторыми специаль­ными навыками. Наибольшее влияние на эффективность работы фрилансера оказывают такие факторы:

  1. способность сотрудника организовывать свой рабочий процесс;

  2. умение эффективно распоряжаться временем, необходимым для выполнения поставленных за­дач;

  3. достаточный уровень профессиональных навыков;

  4. стремление постоянно совершенствовать свой профессионализм.

    Таким образом, педагогический фриланс имеет большой потенциал для развития, а потому необходимо создание профессиональной интернет-биржи педагогического фриланса. Способствовать становлению такой биржи может работа профессиональных интернет-сообществ педагогов.



Приложение 5

Психологические особенности использования ИКТ в обучении

Склюева В.Н.


«Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не мало), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Константин Дмитриевич Ушинский


Аннотация

Представлены вопросы, рассматривающие положительные и отрицательные стороны обучения детей школьного возраста с применением новых информационных технологий с точки зрения психологии.

С момента появления доступных средств вычислительной техники система образования начала проявлять к ней устойчивый интерес, полагая возможным радикальное изменение образовательного процесса с помощью ИКТ.

Функциональные особенности ПК позволяют оказать существенное влияние на формирование личности учащегося, повысить эффективность образовательного процесса.

При этом следует опираться на основные дидактические принципы, современные представления о модели личности учащегося, психофизиологические основания процессов обучения и воспитания, идеи безопасности образовательного пространства.

Каковы же возможности информационно - коммуникационных технологий с точки зрения развития познавательной и личностной сфер обучающихся?

В работах ряда исследователей можно найти научное обоснование того, как ПК может помочь познавательному росту ребенку. Так, известно, что развитие понятийного или словесно-логического мышления происходит благодаря системно организованным языковым формам, с помощью которых происходит оперирование обобщенными образами реальных объектов. Исследования психологов показывают, что этот сложный процесс возможен лишь при преодолении структурных зависимостей объектов размышления путем выявления отношений общности между ними.

В связи с этим, формированию понятийного мышления способствует исследовательская деятельность, организация которой с помощью ПК позволяет корректировать процесс усвоения учащимися содержания необходимых понятий по дисциплинам общеобразовательной школы.

Возможность управления компьютерным микромиром приводит к развитию у учащихся организованности и самостоятельности, к росту учебной мотивации, рефлексивного отношения к изучаемым объектам и явлениям.

Значимым преимуществом использования ПК является возможность использования компьютерно - распределенных информационных сред, позволяющих в условиях коллективной формы обучения развивать индивидуальные способности и склонности учащихся.

Исследователи отмечают улучшение памяти и внимания у детей в силу того, что ИКТ позволяют делать содержание усваиваемого материала более значимым и ярким, придавать ему большую осмысленность.

Помимо этого, необходимость быстро нажимать необходимые клавиши и сочетать действие рук с действие на экране развивает зрительно-моторную координацию у детей. Здесь, однако, возникает серьёзная проблема: действительно, работа на компьютере развивает мелкую мускулатуру рук, но лишь до той степени, которая требуется для легкого касания клавиш. Как показывает практика, каллиграфия даётся таким детям с огромным трудом, они быстро устают при написании диктантов, проявляют малый интерес к рисованию карандашами или лепке.

В 2003 году в Великобритании были опубликованы результаты исследований английских психологов, пришедших к выводу о необходимости традиционного обучения и воспитания детей до 9-10 лет. Пристрастие детей младшего школьного возраста, пусть даже к развивающим и обучающим играм, может замедлить их развитие, подавить их интерес к обычным детским играм и общению со сверстниками, снизить концентрацию внимания и развитие воображения.

И если проблема влияния ИКТ в целом на познавательное развитие учащихся по большей части решается положительно, то вопрос об особенностях воздействия на личностную сферу остаётся в значительной степени открытым. Ряд учёных задаётся вопросом о том, не станет ли результатом обучения, в определенной мере оторванного от обычного человеческого общения, монстр, начиненный знаниями, системным мышлением и пр., более опасный для общества, чем менее образованный добропорядочный человек.

Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

Основная опасность для благоприятного личностного развития учащихся в свете использования ИКТ представляется, возможность компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость - обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютерной деятельности); явле­ние это многомерное, оно может включать проявления эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одино­ких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением). А наряду с этим - поиск новизны, стремле­ние к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность, возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение.

За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением, но при этом необходимо обязательно учитывать особенности влияния ИКТ на личностную сферу каждого обучающегося, в первую очередь младших школьников.


Приложение 6

«Школа цифрового века»

Судакова Н.И.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.

Электронные образовательные ресурсы активно входят сегодня в учебный процесс и учитель, в первую очередь, должен овладеть ими, чтобы потом уже предлагать учащимся.

Одна из главных задач школьной библиотеки, и это не только сегодня, а всегда – обеспечение информацией, а библиотекарь – агент по информационной грамотности в школе.

Уходит в прошлое практика получения методических журналов на бумажном носителе. Это, в первую очередь, дорого – 1400 руб.- стоимость одного журнала Издательского дома «1 сентября» на 1 полугодие 2012 года; потом – нужно сходить в почтовое отделение для подписки, а затем караулить, чтобы его не вытащил кто чужой из почтового ящика.

Общероссийский проект «Школа цифрового века» представляет собой электронный аналог привычного всем печатного ресурса и это сегодня:

- выгодно (каждый учитель нашей школы заплатил всего 100 руб. за 1 полугодие)

- удобно (приходит по электронной почте в дом)

- да просто ново и интересно!

«Школа цифрового века» - это 16 методических журналов по всем учебным предметам и направлениям школьной жизни. Материалы изданий можно читать on-line, скачивать на компьютер, распечатывать, использовать на уроке в любом виде.

Имея код доступа в Личный кабинет материалами журналов можно воспользоваться на любом компьторе, дома или в школе, да хоть в другом городе.

Анкетирование педагогов школы.

  1. Участники проекта в МБОУ «СОШ№3» «Школа цифрового века»-22 чел.

  2. Зарегистрировались в проекте с 1 попытки-10 чел., со 2-8 чел., не зарегистрировались еще-4 чел.

  3. Отметили для себя 1-2 издания – 2 чел., 3-5 изданий – 8 чел., более 6 изданий - 8 чел.

  4. Использовали материалы 1-х номеров на уроках и в школьной жизни -16 чел.

  5. Используют дополнительно другие электронные ресурсы в своей работе – 14 чел.

Закончить свою информацию я хочу словами великого мыслителя-Вольтера «Видеть и делать новое- это очень большое удовольствие».

Педагог учится всю свою жизнь!

Похожие:

Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconЗаседание Комитета по инновациям 27 сентября 2012 г в 10. 00 на территории «Ленэкспо»
«Ленэкспо» в Санкт-Петербурге в рамках XVI международного выставочного форума «Российский промышленник 2012» состоится расширенное...
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconЕ. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф
Мгу имени М. В. Ломоносова состоялся очередной Пленум Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования...
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconПлан работы школы №1207 на март 2012 года №
Заседание Совета Старост по вопросу организации и проведения праздничного концерта, посвящённого Международному женскому дню
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconЗаседание №26 от 24. 09. 2012 года Начало заседания Комитета в 10-00
К рассмотрению законодательной инициативы прилагается проект решений Комитета Верховного Совета пмр по экономической политике, бюджету...
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconФгбоу впо «ивановский государственный университет» 17-18 апреля 2012 года проводит
Пленарное заседание конференции пройдет в здании Ивановского государственного университета по адресу: г. Иваново, ул. Ермака, д....
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconДоклад на Координационном совете умо и нмс мгсу 25. 03. 04 г. Целями данного сообщения являются: проинформировать членов Координационного совета умо и нмс о
Рф по программе “Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования” под руководством директора...
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconМетодические указания Самарский государственный технический университет 2012 г Печатается по решению нмс факультета повышения квалификации. Удк 378. 4 «Организационные основы системы образования»
«Организационные основы системы образования»: Метод указ./ Сост. А. Н. Чертыковцева. Самара: Самар гос техн ун-т. 2012. 8 c
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconЗаседание Комитета по образованию, науке и культуре по обсуждению вопроса о ходе выполнения республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы»
Заседание Комитета по экологии и природным ресурсам по обсуждению Плана основных мероприятий, проводимых в Комитете в 2012 году
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconКалендарный план основных мероприятий администрации городского округа город Мантурово на сентябрь 2012 года
...
Заседание нмс 31. 01. 2012 года iconРасписание мероприятий конференции 7 понедельник, 19 ноября 2012 г. 8 Открытие конференции 8 Пленарное заседание (П1) 8 Секционные доклады (дневное заседание) 8 Секция «Фундаментальные исследования физики, химии и биологии наносостояния»
Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий ран (Академический университет)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница