Пояснительная записка элективный курс русского языка




Скачать 155.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка элективный курс русского языка
Дата30.08.2012
Размер155.52 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 9 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.



Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Методы и формы обучения

Традиционные: семинары, практикумы.

Инновационные:

1.сетевое взаимодействие;

2.общение через электронную почту;

3.skype-консультации.


Основа курса - это практическая работа и семинары-консультации.

Теоретический материал предоставлен в текстовом формате.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, знать свои права и систему оценивания тестовых работ.

Критерии оценивания.

Работа учеников оценивается следующим образом:

-зачет;

-незачет.


Формы контроля:

Выполнение тестовых заданий на консультациях, решение контрольных работ в период между консультациями. Предусматривается 4 контрольные работы.


График контрольных работ




Содержание

контрольные работы

1.

Построение изложения

к. р. №1

2.


Повторение изученных сведений о о русском языке


к. р. №2

3.


Построение сочинения-рассуждения


к. р. №3

4.

Пробный экзамен в форме ГИА

к. р.№4



В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны

иметь представление о структуре экзаменационной работы в форме ГИА;

кодификаторе и спецификации ГИА по русскому языку;


знать

-сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету;

-содержание заданий ГИА;


уметь

-применять полученные знания в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

-применять приемы сжатия текста;

-понимать и интерпретировать текст;

-создавать сочинение-рассуждение по данному тексту;

-аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.


Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа


Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.


Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.


Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


Тематическое планирование курса




Тема занятия

Виды работ

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Лекция учителя

2

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

3



Сжатое изложение. Редактирование изложения.



Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

4

Контрольная работа №1



5

Средства выразительности речи

Разбор ученических работ в соответствии с критериями проверки сжатого изложения


6




Стилистика русского языка

Анализ экзаменационных заданий по орфографии, синтаксису, пунктуации и лексике.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты,

7

Орфограммы в корне, приставках и суффиксах.



8

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

9

Морфология, морфологические признаки частей речи.

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

10



Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).



Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

11

Простое осложненное предложение



12

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

13

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

14

Контрольная работа №2






15



Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

работа с текстами, построе- ние сочинения-рассуждения, редактирование работ.

16

Редактирование сочинения С2.1.

17

Редактирование сочинения С2.2.

18

Контрольная работа №3




19

Пробный экзамен в форме ГИА






Литература:

1.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

2.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009

3.Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010

4.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

5.Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008

6.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009

7.ФИПИ http://www.fipi.ru/

Похожие:

Пояснительная записка элективный курс русского языка iconПояснительная записка. Элективный курс «Краткость сестра таланта» предназначен для учащихся девятых классов и может быть использован в качестве дополнения к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи
Элективный курс «Краткость сестра таланта» предназначен для учащихся девятых классов и может быть использован в качестве дополнения...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconПояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconЭлективный курс Автор-составитель: И. В. Летягина, учитель математики г. Киселевск Пояснительная записка. Элективный курс «Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Элективный курс «Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconЭлективный курс Нестандартные задачи (11 класс, 16 часов, I полугодие) Автор: Норкина Светлана Юрьевна, учитель математики высшей квалификационной категории Новочебоксарск 2007 I. Пояснительная записка. Элективный курс «Нестандартные задачи»
Курс 16-часовой, рассчитан на учащихся 11-го класса, где математика изучается на профильном уровне, а также может быть использован...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconКурс подготовки к егэ пояснительная записка
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconПояснительная записка Предметноориентированный элективный курс «Нормы речи. Лексика»
Предметноориентированный элективный курс «Нормы речи. Лексика» рассчитан на 10 часов. Курс предназначен для учащихся 9-х классов
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconПояснительная записка 3 стр. Требования к уровню подготовки учащихся 4 стр. Тематическое планирование 6 стр. Содержание курса 7 стр. Список литературы 9 стр. Пояснительная записка. Элективный курс «От простых неравенств к замечательным»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconПояснительная записка При изучении русского языка в 9 11 классах основная часть учебного времени традиционно отводится на освоение раздела «Синтаксис и пунктуация»
Особое внимание уделяется стилистике, лингвистическому анализу текста в соответствии с усилением общей речевой направленности в преподавании...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconПояснительная записка Курс «Русский язык для говорения и письма»
Курс «Русский язык для говорения и письма» предназначен в качестве элективного для 10 класса любой профильной школы. Курс опирается...
Пояснительная записка элективный курс русского языка iconЭлективный курс "Психология конфликта"
Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница