Тесты на уроках математики




Скачать 340.06 Kb.
НазваниеТесты на уроках математики
страница1/4
Дата19.09.2012
Размер340.06 Kb.
ТипТесты
  1   2   3   4



Учитель математики Белобородова М.С.

МОУ «Асмоловская средняя общеобразовательная школа»

Тесты на уроках математики

Содержание

I. Введение: стр.

1. Актуальность 2 – 3.
2. Историческая справка 3 – 5.

3. Основные понятия 5.

II. Тесты на уроках математики:

1.Типы тестовых заданий и описание некоторых

из них 6 – 10.

2. Занимательные тесты на уроках математики

10 – 17.

3. Компьютерные тесты на уроках математики

17 – 19.

III. Заключение 20.

IV. Используемая литература 21.

V. Приложения

1. Тестовые задания, содержащие гуманитарный компонент.

2. Уроки математики.

3. Внеклассное мероприятие «Математическое путешествие».

Введение.

Актуальность.


Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы. В последнее время все большее применение находит тестирование. Причем существует несколько мнений об этой форме контроля знаний: от горячего одобрения, до резкой критики. Очень многие признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону снижения его трудоемкости.

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами в образовании и тестирование - важнейший из них.

В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно - экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как "тестовая культура", которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.


Процесс введения образовательных стандартов вновь актуализировал проблему контроля учебных достижений. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений и навыков, оптимальным средством проверки считают тест. Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках математики, послужили следующие факторы:
В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

  • более рационально использовать время урока;

  • охватить больший объем содержания;

  • быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

  • сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

  • тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их;

  • контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;

  • во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;

  • тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль;

  • работа с тестами развивает добросовестность и аккуратность.

  • использование тестов на уроках повышает интерес к изучаемой дисциплине.

Использование тестов в обучении является одним из рацио­нальных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это - одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учи­тывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности.

Кроме того, тестовый контроль знаний имеет ряд преиму­ществ перед другими видами контроля. Он дает возмож­ность учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. При этом жесткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм.

Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного ма­териала.

Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный.

Историческая справка.


Тестом (от английского слова test - проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.

Самыми ранними примерами диагностики личной успеваемости при получении должности в литературе упоминаются китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие более чем за 1000 лет до Рождества Христова.

В Европе лишь после 1700 г. сложилась ситуация, когда желая ослабить дворянство, и поднимающаяся буржуазия и государство были заинтересованы в том, чтобы государственные должности, число которых возросло в следствии все увеличивающейся бюрократизации и милитаризации, увеличивалось с помощью экзаменов. В большинстве европейских государств в период между 1790 и 1870 гг. были введены экзамены для приема на государственную службу.

"Сортировка" претендентов проходила формально. Часто достаточно было знать, успешно или нет, окончены те или иные учебные курсы. Иногда использовалась весьма приблизительная классификация, включающая от четырех до шести ступеней. Эти функции взяли на себя отметки, которые выставлялись в табель. Оценка, являвшаяся достаточным критерием при проведении весьма приблизительной аттестации, стала доминирующим средством определения успеваемости, несмотря на то, что она содержала слишком мало информации для совершенствования учебного процесса.

Этот инструментарий был создан в течение последних 100 лет. Его можно встретить в трудах целого ряда исследователей. Они считают, что предшественником теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 г. "scale books" (шкалированные книги) англичанина Джорджа Фишера. В 1894 г. американец Дж. М. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности диагностических приемов. В 1908 г. ученик Торндайка Стоун опубликовал первый тест по арифметике. После того как "Союз американских школьных советов" в 1914 году отстоял объективные методы оценки, США захлестнул бум тестов школьной успеваемости.

Термин «тест» впервые введен американским психологом Джеймсом Кеттеллом в 1890г.

Первые научные труды по теории тестов появились в начале XX века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой, а педагоги - педагогическим измерением. В. Аванесов называет эту науку "тестологией".

Некритическое отношение к тестированию в России привело к широкому распространению этого метода в 20-30-х годах. При поступлении ребенка в школу с помощью тестов устанавливали уровень интеллектуального развития и в зависимости от этого определяли его в класс "А" (для самых одаренных), в класс "Б" (для "средних") или в класс "В" (для самых "слабых", "бесталанных"). Но после постановления ЦК ВКП (б) " О педагогических извращениях в системе Наркомпросов" (1936 г.) этой дискриминации детей был положен конец. Однако в нашу школу эта практика вернулась, правда с небольшим изменением: психолог отслеживает интеллектуальный уровень детей не только при поступлении в школу, а и в течение всех лет обучения в начальной школе, в результате чего данные становятся более объективными.

В 1960 г. немецкой школе было предложено всего 74 индивидуальных и групповых теста, однако в большинстве своем они не удовлетворяли методическим критериям.

В 1970 г. вся немецкоязычная территория обладала 122 тестами и анкетами, определяющими школьную успеваемость, подготовленность детей к занятиям в школе, умственное развитие, пригодность к профессиональному обучению, способность сконцентрироваться.

Педагогическое направление в разработке тестов появилось в начале нынешнего столетия, но лишь в последние десятилетия тесты для диагностики обученности приобрели большую популярность в высшей и средней школах многих развитых стран и заняли место одного из основных методов объективного контроля в учебном процессе.


Основные понятия.

Остановлюсь на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

«Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся. Рассмотрю более подробно определение теста.

Система заданий.

Все задания теста должны обладать системообразующими свойствами: принадлежать к одной теме или дисциплине; быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии); взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике.

Специфическая форма.

Форма теста должна быть единообразной, привычной, удобной.

Определенное содержание.

Термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам.

Возрастающая трудность.

Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности обучающегося. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, слушатель должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда обучающийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.


Тесты на уроках математики.


Типы тестовых заданий и описание некоторых из них.

В практике тестирования распространены 4 типа тестовых заданий:

  1. закрытые задания;

  2. открытые задания;

  3. задания на соответствие;

  4. установление правильной последовательности.

Рассмотрю более подробно каждый из них.


Закрытые задания.

Эта форма заданий наиболее известна и чаще всего упот­ребляется в практике тестирования. В таких заданиях да­ется несколько ответов, из которых хотя бы один правиль­ный. При этом возникает возможность угадывания, но она очень мала. Поэтому ожидать положительной оценки от школьника, не знающего соответствующий программный материал, не приходится. Следует помнить, что задание закрытого типа должно иметь высказывательную форму, т. е. оно должно представ­лять собой предложение, которое в зависимости от выбран­ного ответа может стать как истинным, так и ложным. От­веты на такие задания принято оценивать в 0 или 1 балл, хотя возможна их оценка и большим количеством баллов. Задания закрытой формы в свою очередь классифицируются по числу приведенных в нем ответов. При составлении таких заданий могут применяться различные приемы: альтернатив­ность, классификация, кумуляция, сочетание, а также их комбинации.

Альтернативность

Учитываю, что возможные ответы надо перечислять, начиная с позитивных, например, "положитель­ный", "вверх", "увеличивается" и т. д. Лучше, чтобы главное слово или группа слов в альтернативном задании стояли как можно ближе к началу предложения. Кроме этого, задание должно быть максимально кратким по формулировке, в от­ветах желательно избегать таких слов, как "да — нет", "вер­но - неверно". Например, 10 класс, тема «Тригонометрические функции»,задание:

Верно ли утверждение, что при повороте начальною радиуса против часовой стрелки угол поворота счита­ется отрицательным?

1. Да; 2. Нет. -лучше сформулировать так:

При повороте начального радиуса против часовой стрелки угол поворота считается.

1. Положителъным,

2. Отрицателъным.

Последняя формулировка задания более лаконична. Кро­ме этого, она в большей степени акцентирует внимание уча­щегося на актуальных для него терминах "положительный угол поворота" и "отрицательный угол поворота".

В перечислении ответов в задании, по мере воз­можности, придерживаюсь определенного порядка. Если речь идет, например, о числах или о величинах, то располагаю их в порядке возрастания или убывания.

Например, 7 класс, тема «Сумма углов треугольника», задание: При увеличении сторон треугольника сумма внутренних углов

1. Увеличивается;

2. Не изменяется;

3. Уменьшается.

В последнем примере использую задание с тремя отве­тами с альтернативностью в средней точке ("не изменя­ется").

Классификация

При использовании этого приема важно не противопостав­ление ответов друг другу, а их классификация по некоторо­му признаку. При этом желательна полная классификация, предполагающая исчерпывающий список возможных ответов.

Например, 9 класс, тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника», задание: Треугольник, стороны которого равны 7, 9 и 15, является

1. Остроугольным;

2. Прямоугольным;

3. Тупоугольным.

Кумуляция

Под кумуляцией понимается процесс увеличения или накопления какого-либо количества. Прием кумуляции предполагает в каждом последующем ответе его наращива­ние по сравнению с предыдущим.

Например, 8 класс, тема «Четырехугольники», задание: В квадрате диагонали

1. Взаимно перпендикулярны;

2. Взаимно перпендикулярны и равны;

3. Взаимно перпендикулярны, равны и делят углы попо­лам.

Сочетание

Этот прием основан на различных сочетаниях двух или трех утверждений в ответах в форме логической конъюнк­ции или дизъюнкции.

Например, 8 класс. Тема «Решение квадратных уравнений», задание: Корни уравнения (х2 + 1)(x2 – 4) = 0 равны

1. 1 и 2;

2. -2 и 1;

3. -2 и 2;

4.-2, 1 и 2.

Кроме этого, необходимо помнить, что ответы в заданиях должны быть правдоподобны, равнопривлекательны и невер­ные ответы должны совпадать с типичными ошибками уча­щихся.

Например, 7 класс, тема «Степень и ее свойства», задание: Установите, какое из равенств верно:

1. З4 = 3 • 4;

2. з4 = 4 • 4 • 4;

3. З4 = 3 • 3 • 3 • З...


Открытые задания.

В заданиях открытой формы необходимо вста­вить или дополнить словом или группой слов конкретное предложение для его завершения в виде верного высказыва­ния.

При составлении заданий открытой формы придерживаюсь таких правил:

1. В задании должно быть только одно дополнение, кото­рое не должно допускать двойного толкования.

Рассмотрю пример, при составлении которого это прави­ло было нарушено.

Например, 8 класс, тема «Четырехугольники», задание: Четырехугольник, у которого ______ стороны _______, является _________

В этом неудачно составленном задании предполагается заполнить три пропуска, которые отвлекают мысли уча­щихся от главного замысла автора теста, заставляют их вспоминать несколько определений, подходящих под указан­ный шаблон. При этом допущенные пробелы можно запол­нить несколькими способами, например:

1) четырехугольник, у которого противоположные стороны равны и параллельны, является параллелограммом;

2) четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны и параллельны, является параллелограммом;

3) четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны, является параллелограммом;

4) четырехугольник, у которого только две противополож­ные стороны параллельны, является трапецией.

Таким образом, возможность неоднозначных ответов ста­вит под сомнение целесообразность включения этого задания в тест.

2. Дополнять в предложении надо наиболее важное.

Пример: Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны, называется _______________________.

В последней формулировке проверяется четкое знание учащимся определения трапеции. При этом определения других четырехугольников не удовлетворяют указанному шаблону.

3. Дополнение должно быть словом, символом, формулой, но допускается и группа слов, когда она является, напри­мер, названием какого-либо понятия.

Например: 8 класс, тема «Средняя линия треугольника», задание: Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется ______________________.

В тесте число открытых заданий должно быть немного, так как они, как правило, проверяют весьма узкий круг во­просов, связанных с репродуктивным воспроизведением уча­щимися формул, правил, алгоритмов, определений, а не спо­собность человека к активному, творческому мышлению.


Задания на соответствие.

Эти задания предполагают наличие двух множеств, между элементами которых необходимо установить соответствие. Эти множества могут иметь заголовки, а их эле­менты перенумерованы цифрами слева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения уга­дывания в правом столбце элементов может быть больше, чем в левом столбце. Например, 10 класс, тема «Исследование функций с помощью производной». Задание:

Установить соответствие:

1. f'(x) изменяет знак с "+" на "-".

А. В точке хо экстремума нет.

2. f'(x) изменяет знак с "-" на "+".

Б. В точке хо минимум.

3. f'(x) не изменяет знак.

В. Функция постоянна в окрестности точки хо.




Г. В точке хо максимум.

Ответ: 1_________,2_______,3_______.

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

Установите соответствие.

Функция

Производная

1. y = cos3x

A. y` = 3cos3x

2. y = cos3x

Б. y` = - 3 sin3x

3. y = 3 cosx

B. y` = -3sinx

 

Г. y `= -1,5cosxsin3x

 

Д. y `= -3cos2xsinx

Ответы: 1______, 2_____, 3_____.


Задания на установление правильной последовательности (на ранжирование).

В этих заданиях учащемуся предлагается какая-либо по­следовательность действий в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка проставить его порядковый номер в верной, по мнению учащегося, последо­вательности.

Например: 6 класс. Тема «Наибольший общий делитель чисел»,задание: Наибольший общий делитель двух чисел можно вычислить по алгоритму:

  • определить большее из чисел;

  • начать алгоритм сначала;

  • если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа, в противном случае продолжить выполнение алго­ритма;

  • заменить большее число разностью большего и мень­шего из чисел.

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

Укажите последовательность выполнения этапов для построения  графика функции (с применением производной).

1.Найти производную;

2.Найти промежутки возрастания и убывания;

3.Найти область определения;

4.По результатам исследования составить таблицу;

5.Найти стационарные точки;

6.Построить график;

7.Найти точки экстремума;

8.Найти значения функции в точках экстремума.

Ответ:__________________


Занимательные тесты на уроках математики.

На уроках учитель сталкивается с самой трудной и почти неразрешимой проблемой – нехваткой времени. Ведь хочется в один час урока, порой, включить и устный счет, и тренировочные упражнения, и проверочную работу, и …. При этом , конечно же, на рассказы об ученых практически не остается времени. И не секрет, что наши дети, выходя из школы, порой не знают, кто такой Ферма и Лаплас, являлись ли они физиками или математиками, или, может быть, поэтами. А если математиками, то что они привнесли в эту науку, чем , какими достижениями, знамениты?

На своих уроках я пытаюсь совместить “приятное” с “полезным”, предлагая учащимся для выполнения и проверки своих знаний серию тестовых заданий по различным темам курса математики. “Изюминка” в том, что эти работы сопровождаю маленькой информацией о том или ином математике. Практика показывает, что ребятам интересно выполнять эти тесты. А где интерес, там и результат. Учащиеся сами выставляют себе оценку за знания математических вопросов данной темы, да еще и знакомятся с биографией ученого. Учащимся предоставляются тесты трех уровней:А,В,С.
  1   2   3   4

Похожие:

Тесты на уроках математики iconУроках математики посредством применения алгоритмов решения на уроках математики
Повышение качества знаний учащихся на уроках математики посредством применения алгоритмов решения на уроках математики
Тесты на уроках математики iconУроках математики. Условия возникновения проблемы
Формирование логической структуры мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики
Тесты на уроках математики iconТесты на уроках истории
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, а также при...
Тесты на уроках математики iconЗадачи проектной работы. Исследование познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности на уроках математики
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов
Тесты на уроках математики iconУроках математики
Последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные...
Тесты на уроках математики iconУроках математики
Участник: Абросимова Лидия Фёдоровна, учитель математики, моу гимназия №33 г. Ульяновска
Тесты на уроках математики iconУроках математики
Волкова Оксана Викториновна, учитель математики моу «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Калуги
Тесты на уроках математики iconИстория Великобритании интегрированный курс
Брошюра содержит итоговые тесты по всем темам курса и ключи к ним, а также перечень дискуссий, используемых на обобщающих уроках....
Тесты на уроках математики iconУроках математики основное условие успешного обучения
Развитие интереса и внимания на уроках математики основное условие успешного обучения
Тесты на уроках математики iconУроках математики как условие для развития личности учащегося
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница